Технологическая карта урока русского языка
Автор материала (ФИО)
|
Полякова Лариса Николаевна |
Должность (с указанием преподаваемого предмета) |
Учитель начальных классов |
Образовательное учреждение
|
МБОУ «Илекская СОШ №1» с. Илек, Оренбургская обл. |
Класс (возраст)
|
4 класс |
Название материала
|
«Склонение имён прилагательных во множественном числе» |
Учебный предмет
|
Русский язык |
Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс |
Учебник «Русский язык 4 класс», УМК «Школа России». В.П. Канакина |
Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ и другие) |
Текстовый документ, презентация |
Техническое оснащение (компьютер, интерактивная доска и другие.) |
Учебники, проектор, компьютер, карточки с заданиями, карточка-ключ
|
Цели, Задачи материала
|
Цели: 1. Познакомить с особенностями склонения имен прилагательных во множественном числе; 2. Совершенствовать умение распознавать род и падеж имен прилагательных. 3. Развивать память, мыслительные операции (аналогию, обобщение), коммуникативные способности; познавательный интерес, орфографическую зоркость, речевые умения. 4. Способствовать формированию уважительного отношения к людям труда с "золотыми руками" совершенствовать навыки каллиграфического письма. 5. Формировать УУД |
Планируемые результаты |
Личностные УУД: · Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: · Уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). · Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию. (Коммуникативные УУД). · Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. (Познавательные УУД). Предметные: · умение определять окончания прилагательных; · усвоение учащимися правила определения окончаний прилагательных; · умение определять мягкую и твердую основу прилагательных; · обеспечение освоения учащимися зависимости имени прилагательного от имени существительного; · умение составлять блок-схему (зависимости имени прилагательного от имени существительного по правилу определения окончания прилагательного); · умение формулировать вопросы к прилагательному; · умение составлять алгоритм для определения написания безударного окончания прилагательного. |
Использованные технологии |
Метод вовлечения учащихся в постановку целей и задач урока, ИКТ в практике работы на уроке, метод организации работы в группе, метод рефлексии, метод организации самостоятельного изучения нового материала в практике работы на уроке, проектный метод). |
Основные понятия |
Безударные падежных окончаний имен прилагательных – орфограмма, алгоритм для определения грамотного написания окончаний прилагательных. |
Аннотация |
Данный урок проведен в 4 классе по УМК "Школа России". Тип урока – комбинированный урок. Урок с презентацией. Имеет познавательное, развивающее значение в рамках подготовки к обучению в среднем звене, направлен на развитие творческого мышления. На уроке использовалась технология критериального оценивания, технология личностно-ориентированного обучения. Использование технологии критериального оценивания заключается в сравнении достижений учащегося с чётко определёнными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями. Таким образом, организованная работа по критериальному оцениванию помогает формировать внутреннюю мотивацию учащихся к обучению, так как показывает любому ребенку не только проблемные точки, но и точки его успешности. Урок содержит интересный и познавательный материал по теме. В ходе урока обобщается правильное написание падежного окончания прилагательных во множественном числе. Совершенствую навыки и умения по определению безударного падежного окончания, составляем алгоритм определения падежа имён прилагательных во множественном числе. Воспитываю культуру учебной деятельности. Также представлены дидактические материалы, которые помогут учителю разнообразить формы проведения урока. В ходе урока используются различные методы и приемы для формирования УУД. Используется фронтальная работа; групповая работа; работа в парах; самостоятельная работа; работа с учебником. |
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые универсальные учебные действия |
||||||||||||
1.Организационный Цель: -Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу. |
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок
|
Осуществляет самооценку готовности к уроку.
|
Регулятивные: развитие мотивов учебной деятельности. |
||||||||||||
2.Этап актуализации знаний Цель: повторение изученного материала, необходимого и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. |
Запишите в тетрадь дату и вид работы. – Каким вы хотели видеть урок? Подберите эпитеты к существительному «урок». (Познавательным, интересным, веселым, содержательным) – От кого это зависит? (От учителя и учащихся и их взаимопонимания)
- Сегодня вместе мы увидим красоту, многогранность и
волшебство нашего языка. Слайд 2. Вот, что о нем писал К.Д. Паустовский. - С какой интонацией вы его должны прочитать? - Прочитайте. –Что вы чувствуете, когда читаете эти строки? - О чём это предложение? -Как писатель говорит о языке? -Слова какой части речи он использует?
-Писатель выбрал такие определения, которые позволяют представить не только предмет, но и состояние, настроение автора. -Кого напоминает поэту наш язык? -Наш язык таит в себе много секретов, а для незнаек – немало ловушек. -Хотите научиться не попадать в них? Нам сегодня в очередной раз предстоит прикоснуться к тайнам русского языка
- Оценивать работу будете сами, используя таблицу критериального оценивания (таблица у каждого ученика) (приложение 1).
|
Узнаю что-то новое о русском языке. Узнаю новое правило. Может быть, будет какое- то открытие. Надеюсь, мне удастся красиво написать в тетради. Я постараюсь быть внимательной. Я постараюсь быть активней, чем вчера.
Имя прилагательное - часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Прилагательные изменяются по падежам и числам. |
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли (диалог)
|
||||||||||||
3. Самоопределение к деятельности Цель: -создание условий для формулировки учащимися темы урока; Задача: организовать постановку цели урока детьми. |
Побуждает к высказыванию своего мнения. Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Повторение изученного об имени прилагательном.
- Как вы думаете, чтобы разгадать тайну и узнать новое, с чего бы нам следовало начать урок? (С повторения) -Запишите имена прилагательные с орфографическими задачами. Б_гатый, ме_кий, м_ гучий, в_ лшебный, ру_кий. - Укажите общие признаки имён прилагательных. (прилагательные в форме единственного числа мужского рода) -Как вы определили число и род имён прилагательных?
-Вам предстоит работа в группах. Подготовьте сообщение об изменениях имён существительных и имён прилагательных по плану. Заполните таблицу. (карточка) 1. Могут ли имена существительные и имена прилагательные изменяться по числам и падежам? 2. Какая из названных частей речи изменяется ещё и по родам, а какая не может этого делать? 3. Какая из двух частей речи, имя существительное или имя прилагательное, главная, а какая – зависимая? -Занесите данные в таблицу.
-Занесите данные в таблицу на доске. - Правила бывают не только орфографические. В речи нам приходится соблюдать ещё и правила употребления слов, правила их связи друг с другом. - Прочитайте про себя отрывок из произведения Е.Серовой "Золотые руки".
Ветерок спросил, пролетая:
-Определите жанр. - Какие окончания вставили? - Какой частью речи являются слова с пропущенными буквами? - Как вы понимаете значение выражения Золотая рожь? - Золотую рожь очень красиво показал в своей картине Иван Иванович Шишкин. - Что изображено на картине? (На картине изображено поле золотистой ржи. Зреет богатый урожай. Кажется, что приятно пахнет созревающей рожью.) - Какое время дня нарисовал художник? -Спелая рожь какого цвета? (жёлтая, оранжевая) -Как называют эти цвета в изобразительном искусстве? Таким образом художник изобразил ещё тепло земли, тепло России. - Что вы видите кроме ржаного поля на картине? (Сосны – могучие, величавые высокие) - А сколько им лет? (Им уже не один десяток лет. Многое они повидали на своём веку: и обильные урожаи, и неурожаи, когда человек подбирал каждый колосок, каждое зёрнышко. А может быть они были свидетелями войны. А одна сосна уже погибла. Умерла.) - Найдите её. Может она напоминает, что все мы не вечны. И жизнь надо прожить достойно. - Что изображено на переднем плане картины? (дорога) - Как вы думаете, почему художник изобразил её на переднем плане? (Перед вами, молодыми, растущими, расстилается дорога, уходящая в будущее. И какой будет эта дорога, зависит от самого человека)
-Прочитайте стихи русских поэтов о ржаном поле. Найдите строки, которые подойдут к этой картине:
1.С тихим ветром в разговоре
2. Зреет рожь над жаркой нивой, И от нивы и до нивы Гонит ветер прихотливый Золотые переливы. (А.А.Фет) |
Работа в командах. Формулируют тему урока.
Проверяют и оценивают.
Учащиеся каждой из групп по очереди отвечают и заполняют таблицу.
(стих, есть рифма, т.е. созвучные окончания слов).
|
Учащимся на уроке предстоит составить алгоритм для определения написания безударного окончания прилагательных. Самое важное отработать навык написания безударного окончаний прилагательного единственного числа мужского и среднего рода (Регулятивные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) Уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД) |
||||||||||||
4.Работа по теме урока.
Цель: -Отработка навыка правописания безударного падежного окончания прилагательного единственного числа мужского и среднего рода |
- способы: диалог, групповая или парная работа; - методы: побуждающий к гипотезе диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог. Выявление места и причины затруднения. -Выпишите словосочетания. Учащиеся выписывают словосочетания: (С тихим ветром, на небе голубом, золотым огнём, над жаркой нивой, ветер прихотливый, золотые переливы.)
-Укажите род прилагательных. - У всех ли прилагательных можно определить род? Почему? - Как изменяются имена прилагательные единственного числа? (по падежам - склоняются) - Как вы думаете, у всех ли прилагательных мы сможем определить падеж? - Определите падеж имён прилагательных. - Можно ли сказать, что имена прилагательные множественного числа изменяются по падежам? (да-?, нет-?) - А хотелось бы вам узнать, изменяются они по падежам или нет?
- Как вы думаете, о каких прилагательных мы сегодня будем говорить? (о прилагательных множественного числа) -Какая проблема возникла? -Прочитайте словосочетания
Хлебное поле Хлебному полю Хлебным полем
- Сравните прилагательные, найдите сходство и различие. Запишите, определите падеж - Рядом запишите эти же словосочетания, изменив число. - Что произошло с окончаниями? Сделайте вывод. -Имена прилагательные изменяются по падежам. - Сформулируйте тему урока. Склонение прилагательных множественного числа. Какие задачи перед вами стоят? 1. Формировать умение писать… 2. Научиться определять …(число и падеж имён прилагательных во множественном числе)
-Как вы думаете что нам предстоит сделать? (просклонять прилагательное во множественном числе) -Найдите в последней строфе слово, которое по значению похоже на глагол, но является другой частью речи? (переливы) -Какое слово с ним согласуется? (золотые) - Выпишите словосочетание, просклоняйте . - Зафиксируем окончания имен прилагательных во множественном числе в нашей таблице. И.п. (какие?) -ые, -ие, Р.п. (каких? )-ых, -их, Д.п.( каким?) -ым, -им, В.п. (какие?)-ые, -ие, Т.п. (какими?) -ыми, -ими, П.п. (о каких?) -ых, -их. Проверка. - Что нового узнали о прилагательных множественного числа? (склоняются) - Вспомните те задачи, которые мы ставили перед собой в начале урока.
|
Работают в парах, проверяют и оценивают
Самооценка.
Самооценка. Работа с таблицей. |
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД) Уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках. (Познавательные УУД) |
||||||||||||
5. Физминутка |
Гимнастика для глаз. Чтоб глаза твои зорче были, Чтоб в очках тебе не ходить, Эти лёгкие движенья Предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и под ноги, Вправо, влево побыстрей. Удивимся – что такое? И закроем их скорей. А теперь по кругу быстро, Словно стрелочки часов, проведём глазами дружно Ну а дальше – БУДЬ ЗДОРОВ! |
|
|
||||||||||||
6.Закрепление |
- Давайте проверим, согласны ли с нами авторы учебника. Откроем учебник на странице 38. Сравните свои выводы с данными в учебнике. - Прочитайте правило (про себя и вслух). Сравните падежные окончания прилагательных. Что можно сказать об окончаниях имен прилагательных множественного числа? (Окончания совпадают) – В каких падежах имена прилагательные множественного числа имеют одинаковые окончания? И. п., В. п. Р. п., П. п. Д. п. Т. п. ые, ие ых, их ым, им ыми, ими – Как можно определить падеж прилагательного во множественном числе? (Падеж имени прилагательного во множественном числе можно узнать по падежу имени существительного) – Что нового узнали о прилагательном множественного числа? Сделайте вывод. (Имена прилагательные во множественном числе изменяются по падежам или склоняются. Род у прилагательных множественного числа не определяется) Составить алгоритм 1.Найти существительное, связанное с именем прилагательным 2.Определить падеж у имени существительного 3.По падежу существительного определить падеж прилагательного |
|
|
||||||||||||
6.Контролирующее задание Цели: - проверка освоения учащимися умения определять написание безударного окончания прилагательного мужского и среднего рода. -проверить знания учащихся по теме урока |
Организует закрепление знаний. Организует фронтальную работу. Тест. 1. Определи падеж имени прилагательного в предложении. В январе царство длинных ночей отступает. 1) И.п. 2) Т.п. 3) Р.п. 4) В.п. 2.Укажи общий признак имён прилагательных в словосочетаниях: Горячему чаю, по сосновым шишкам, синей тучке. 1) Употреблены в форме единственного числа 2) Употреблены в форме мужского рода 3) Употреблены в форме дательного падежа 4) Употреблены в форме творительного падежа 3.Где все признаки имени прилагательного указаны верно? Под старыми соснами виднелся домик лесника. 1) во мн.ч, в ж.р., в П.п 2)во мн.ч., в ж.р., в Т.п. 3) во мн.ч., в П.п 4) во мн.ч, в Т.п
Оцените свою работу.
|
Самостоятельное выполнение. Проверка.
Самооценка
Работа в группах.
Проверка.
Самооценка |
Уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания (Познавательные УУД) Формулировать собственное мнение и позицию; -договариваться, приходить к общему решению; -формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха (Коммуникативные УУД) Саморегуляция (взаимоконтроль, самоконтроль) (Регулятивные УУД) |
||||||||||||
7.Этап рефлексии. Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов своей деятельности и деятельности всего класса. |
Организует и активизирует рефлексию по поводу индивидуальной и совместной деятельности.
- Вспомним тему нашего урока. - Чем отличается имя прилагательное множественного числа от имен прилагательных единственного числа? (Прилагательные во множественном числе изменяются по падежам, а в единственном - изменяются по падежам и родам.) - Как определить падеж прилагательного? - Назовите падежные окончания имени прилагательного во множественном числе. - Проверим, как вы поняли материал урока. - Кто понял и готов объяснить другим - поднимет зеленый кружок. - Кто понял, но нужно ещё потренироваться - поднимет желтый. - У кого есть затруднения - поднимет красный.
Подсчитайте баллы и поставьте себе оценку. |
Осуществляют рефлексию на содержательном, коммуникативном и эмоциональном уровне. Отвечают на вопросы учителя.
Рассказывают, что узнали, знают. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Дети выставляют баллы, отметки и сдают листы. |
Личностные УУД: представление о причинах успеха в учебе; Регулятивные УУД: -оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий; Коммуникативные УУД: -формулировать собственное мнение и позицию; -строить устные высказывания; |
||||||||||||
8. Информация по домашнему заданию, инструктаж по его выполнению. |
Зеленая карточка. Спиши текст, вставляя подходящие по смыслу прилагательные. Определите падеж прилагательных множественного числа. Пришла зима с … морозами, … вьюгами, … сугробами. В … лесу на снегу видны узоры … следов. Трещат … морозы. Желтая карточка Спиши текст, добавляя подходящие по смыслу слова. Определите падеж прилагательных множественного числа.
Пришла зима с … морозами, … вьюгами, … сугробами. В … лесу на снегу видны узоры … следов. Трещат … морозы.
Слова для справок: трескучие, лютые, шумные, зимний, звериные, глубокие. Синяя карточка. Спиши текст, вставляя пропущенные окончания прилагательных. Определите падеж прилагательных множественного числа.
Пришла зима с трескуч… морозами, шумн… вьюгами, глубок… сугробами. В зимн… лесу на снегу видны узоры зверин… следов. Трещат лют… морозы.
– Урок окончен! Всем спасибо! |
Записывают домашнее задание в дневниках
|
|
Приложение 1.
Таблица критериального оценивания учащихся
№ |
Вид работы |
Баллы |
Оценка |
|
1. |
Словарная работа |
Нет ошибок |
3б |
|
1 ошибка |
2б |
|||
2ошибки |
1б |
|||
>2 ошибок |
0 б |
|||
2. |
Работа со словосочетаниями |
Нет ошибок |
3б |
|
1 ошибка |
2б |
|||
2ошибки |
1б |
|||
>2 ошибок |
0 б |
|||
3. |
Склонение имён прилагательных |
Нет ошибок |
3б |
|
1 ошибка |
2б |
|||
2ошибки |
1б |
|||
>2 ошибок |
0б |
|||
4. |
Составление предложений |
Нет ошибок |
3б |
|
1 ошибка |
2б |
|||
2ошибки |
1б |
|||
>2 ошибок |
0 б |
|||
5 |
Тест |
Нет ошибок |
3б |
|
1 ошибка |
2б |
|||
2ошибки |
1б |
|||
>2 ошибок |
0б |
|||
6. |
Работа в группе |
Помогаю всегда |
3б |
|
Стараюсь помочь |
2б |
|||
Нет интереса |
0б |
|||
18-17 баллов – «5» 16–5 баллов - «4» 14-12 баллов - «3» Менее 12 баллов «2» |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.