Урок русского языка в 4 классе «Склонение имён прилагательных во множественном числе»УМК «Школа России». В.П. Канакина

Урок русского языка в 4 классе «Склонение имён прилагательных во множественном числе»УМК «Школа России». В.П. Канакина

doc
11.02.2020
Урок содержит интересный и познавательный материал по теме. В ходе урока обобщается правильное написание падежного окончания прилагательных во множественном числе. Совершенствую навыки и умения по определению безударного падежного окончания, составляем алгоритм определения падежа имён прилагательных во множественном числе. Воспитываю культуру учебной деятельности. Также представлены дидактические материалы, которые помогут учителю разнообразить формы проведения урока. В ходе урока используются различные методы и приемы для формирования УУД.

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

правопис. оконч.прилаг..doc

Технологическая карта урока русского языка

 

Автор материала (ФИО)

 

Полякова Лариса Николаевна

Должность (с указанием преподаваемого предмета)

Учитель начальных классов

Образовательное учреждение

 

МБОУ «Илекская СОШ №1» с. Илек,  Оренбургская обл.

Класс (возраст)

 

4 класс

Название материала

 

«Склонение имён прилагательных во множественном числе»

Учебный предмет

 

Русский язык

Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс

Учебник «Русский язык 4 класс», УМК «Школа России».

В.П. Канакина

Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ  и другие)

Текстовый документ, презентация

Техническое оснащение (компьютер, интерактивная доска и другие.)

Учебники, проектор, компьютер, карточки с заданиями, карточка-ключ

 

Цели,

Задачи материала

 

Цели:

1.     Познакомить с особенностями  склонения имен прилагательных во множественном числе;

2.     Совершенствовать умение распознавать род и падеж имен прилагательных.

3.     Развивать память, мыслительные операции (аналогию, обобщение), коммуникативные способности; познавательный интерес, орфографическую зоркость, речевые умения.

4.     Способствовать формированию уважительного отношения к людям труда с "золотыми руками" совершенствовать навыки каллиграфического письма.

5.     Формировать УУД

Планируемые результаты

Личностные УУД:

·        Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

·        Уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

·        Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию. (Коммуникативные УУД).

·        Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. (Познавательные УУД).

Предметные:

·        умение  определять окончания прилагательных;

·        усвоение учащимися правила определения окончаний прилагательных;

·        умение определять мягкую и твердую основу прилагательных;

·        обеспечение освоения учащимися зависимости имени прилагательного от имени существительного;

·        умение составлять блок-схему (зависимости имени прилагательного от имени существительного по правилу определения окончания прилагательного);

·        умение формулировать вопросы к прилагательному;

·        умение составлять алгоритм для определения написания безударного окончания прилагательного.

Использованные технологии

Метод вовлечения учащихся в постановку целей и задач урока, ИКТ  в  практике работы на уроке,  метод организации работы в группе, метод рефлексии, метод организации самостоятельного изучения нового материала в практике работы на уроке, проектный метод).

Основные понятия

Безударные падежных окончаний имен прилагательных – орфограмма, алгоритм для определения грамотного написания окончаний прилагательных.

Аннотация

              Данный урок проведен в 4 классе по УМК "Школа России". Тип урока – комбинированный урок. Урок с презентацией.

              Имеет познавательное, развивающее значение в рамках подготовки к обучению в среднем звене, направлен на  развитие творческого мышления. На уроке использовалась технология критериального оценивания, технология личностно-ориентированного обучения. Использование       технологии    критериального оценивания заключается в сравнении      достижений     учащегося     с  чётко    определёнными,       коллективно  выработанными, заранее известными всем    участникам     образовательного     процесса критериями.                   

           Таким образом, организованная работа по критериальному оцениванию помогает формировать внутреннюю мотивацию учащихся к обучению, так как показывает любому ребенку не только проблемные точки, но и точки его успешности.

         Урок содержит интересный и познавательный материал по теме. В ходе урока обобщается правильное написание падежного окончания прилагательных во множественном числе. Совершенствую навыки и умения по определению безударного падежного окончания, составляем алгоритм определения падежа имён прилагательных во множественном числе.  Воспитываю культуру учебной деятельности. Также представлены дидактические материалы, которые помогут учителю разнообразить формы проведения урока. В ходе урока используются различные методы и приемы для формирования УУД.

            Используется фронтальная работа; групповая работа; работа в парах; самостоятельная работа; работа с учебником.

 

Ход урока

 

 

Этап урока

 

Деятельность учителя

 

Деятельность обучающихся

Формируемые универсальные учебные действия

1.Организационный

Цель:

-Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Создает эмоциональный настрой на урок

 

Осуществляет самооценку готовности к уроку.

 

Регулятивные: развитие мотивов учебной деятельности.

2.Этап актуализации знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Запишите в тетрадь дату и вид работы.

– Каким вы хотели видеть урок? Подберите эпитеты к существительному «урок».

(Познавательным, интересным, веселым, содержательным)

– От кого это зависит? (От учителя и учащихся и их взаимопонимания)

 

- Сегодня вместе мы увидим красоту, многогранность и волшебство нашего языка.
- Многие поэты, писатели и музыканты воспевали в своих произведениях русский язык. 

 Слайд 2. Вот, что о нем писал К.Д. Паустовский.
«Нам дан во владения самый богатый, меткий и поистине волшебный русский язык».
- Определите, какое это предложение по цели высказывания и интонации.

- С какой интонацией вы его должны прочитать?

- Прочитайте.

 –Что вы чувствуете, когда читаете эти строки?

- О чём это предложение?

-Как писатель говорит о языке?

-Слова какой части речи он использует?

 

-Писатель выбрал такие определения, которые позволяют представить не только предмет, но и состояние, настроение автора.

 -Кого напоминает поэту наш язык?

-Наш язык таит в себе много секретов, а для незнаек – немало ловушек.

-Хотите научиться  не попадать в них? Нам сегодня в очередной раз предстоит прикоснуться к тайнам русского языка

 

  - Оценивать работу будете сами, используя таблицу критериального оценивания (таблица у каждого ученика) (приложение 1).

 

Узнаю что-то новое о русском языке. Узнаю новое правило.

Может быть, будет какое- то открытие.

Надеюсь, мне удастся красиво написать в тетради.

Я постараюсь быть внимательной.

Я постараюсь быть активней, чем вчера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Имя прилагательное - часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Прилагательные изменяются по падежам и числам.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме с достаточной  полнотой и точностью мысли (диалог)

 

3. Самоопределение к деятельности

Цель:

-создание условий для формулировки учащимися темы урока;

Задача:

организовать постановку цели урока детьми.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Подведение детей к формулированию

темы и постановке задач урока.

Повторение изученного об имени прилагательном.

 

- Как вы думаете, чтобы разгадать тайну и узнать новое, с чего бы нам следовало начать урок?  (С повторения)

-Запишите имена прилагательные с орфографическими задачами.

Б_гатый, ме_кий, м_ гучий,  в_ лшебный,  ру_кий.

- Укажите  общие признаки имён прилагательных. (прилагательные  в форме единственного числа мужского рода)

-Как вы определили число и род имён прилагательных?

 

-Вам предстоит работа в группах. Подготовьте  сообщение об изменениях имён существительных и имён прилагательных  по плану. Заполните таблицу. (карточка)

1.      Могут ли имена существительные и имена прилагательные изменяться по числам и падежам?

2.      Какая из названных частей речи изменяется ещё и по родам, а какая не может этого делать?

3.      Какая из двух частей речи, имя существительное или имя прилагательное, главная, а  какая – зависимая?

-Занесите данные в таблицу.

 

Изменяется по числам

Изменяется по родам

Изменяется по падежам

существительное

 

 

 

прилагательное

 

 

 

-Занесите данные в таблицу на доске. 

 - Правила бывают не только орфографические. В речи нам приходится соблюдать ещё  и правила употребления слов, правила их связи друг с другом.

- Прочитайте про себя отрывок из произведения Е.Серовой "Золотые руки".  

 

Ветерок спросил, пролетая:
- Отчего ты, рожь, золот..?
А в ответ колоски шелестят:
- Золот.. руки растят!

 

-Определите жанр.

- Какие окончания вставили?

- Какой частью речи являются слова с пропущенными буквами?

- Как вы понимаете значение выражения Золотая рожь?

- Золотую рожь очень красиво показал в своей картине Иван Иванович Шишкин.

- Что изображено на картине? (На картине изображено поле золотистой ржи. Зреет богатый урожай. Кажется, что приятно пахнет созревающей рожью.)

- Какое время дня нарисовал художник?

-Спелая рожь какого цвета? (жёлтая, оранжевая)

-Как называют эти цвета в изобразительном искусстве? Таким образом художник изобразил ещё тепло земли, тепло России.

- Что вы видите кроме ржаного поля на картине? (Сосны – могучие, величавые высокие)

- А сколько им лет? (Им уже не один десяток лет. Многое они повидали на своём веку: и обильные урожаи, и неурожаи, когда человек подбирал каждый колосок, каждое зёрнышко. А может быть они были свидетелями войны. А одна сосна уже погибла. Умерла.)

- Найдите её. Может она напоминает, что все мы не вечны. И жизнь надо прожить достойно.

- Что изображено на переднем плане картины? (дорога)

- Как вы думаете, почему художник изобразил её на переднем плане? (Перед вами, молодыми, растущими, расстилается дорога, уходящая в будущее. И какой будет эта дорога, зависит от самого человека)

 

-Прочитайте стихи русских поэтов о ржаном поле.  Найдите строки, которые подойдут к этой картине:

 

1.С тихим ветром в разговоре
   Рожь волнуется, как море,
   Необъятное кругом.
   А на небе голубом
   Солнце весело сияет,
   Всё живёт и ошивает
   Золотым своим огнём. (И.С.Дрожжин)

 

2. Зреет рожь над жаркой нивой,

    И от нивы и до нивы

    Гонит ветер прихотливый

    Золотые переливы. (А.А.Фет)

Работа в командах.

Формулируют тему урока.

 

 

 

 

 

 

Проверяют и оценивают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся каждой из групп по очереди отвечают и заполняют таблицу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(стих, есть рифма, т.е. созвучные окончания слов).

 

 

Учащимся на уроке  предстоит составить алгоритм для определения написания безударного окончания прилагательных. Самое важное отработать навык написания безударного окончаний прилагательного единственного числа мужского и среднего рода

(Регулятивные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

 Уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)

4.Работа по теме урока.

 

Цель:

-Отработка навыка правописания безударного падежного окончания прилагательного единственного числа мужского и среднего рода

- способы: диалог, групповая или парная работа;

 - методы: побуждающий к гипотезе диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.

Выявление места и причины затруднения.

-Выпишите словосочетания.  Учащиеся выписывают словосочетания:

(С тихим ветром, на небе голубом, золотым огнём, над жаркой нивой, ветер прихотливый, золотые переливы.)

 

-Укажите род прилагательных.

- У всех ли прилагательных можно определить род? Почему?

- Как изменяются имена прилагательные единственного числа? (по падежам - склоняются)

- Как вы думаете, у всех ли прилагательных мы сможем определить падеж?

- Определите  падеж имён прилагательных.

- Можно ли сказать, что имена прилагательные множественного числа изменяются по падежам? (да-?, нет-?)

- А хотелось бы вам узнать, изменяются они по падежам или нет?

 

   - Как вы думаете, о каких прилагательных мы сегодня будем говорить? (о прилагательных множественного числа)

-Какая проблема возникла?

-Прочитайте словосочетания

 

Хлебное поле

Хлебному полю

Хлебным полем

 

- Сравните прилагательные, найдите сходство и различие.

Запишите, определите падеж

- Рядом запишите эти же словосочетания, изменив число.

- Что произошло с окончаниями? Сделайте вывод.

-Имена прилагательные изменяются по падежам.

- Сформулируйте тему урока.

Склонение прилагательных множественного числа.

Какие задачи перед вами стоят?

1.      Формировать умение писать

2.      Научиться определять …(число и падеж имён прилагательных во множественном числе)

 

-Как вы думаете что нам предстоит сделать? (просклонять прилагательное во множественном числе)

-Найдите в последней строфе слово, которое по значению похоже на глагол, но является другой частью речи? (переливы)

-Какое слово с ним согласуется? (золотые)

- Выпишите словосочетание, просклоняйте .

- Зафиксируем  окончания имен прилагательных во множественном числе в нашей таблице.

И.п. (какие?)  -ые, -ие,

Р.п. (каких? )-ых, -их,

Д.п.( каким?) -ым, -им,

В.п. (какие?)-ые, -ие,

Т.п. (какими?) -ыми, -ими,

П.п. (о каких?) -ых, -их.

Проверка.

- Что нового узнали о прилагательных множественного числа? (склоняются)

- Вспомните те задачи, которые мы ставили перед собой в начале урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в парах, проверяют и оценивают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценка.

Работа с таблицей.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)

Уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках. (Познавательные УУД)

5. Физминутка

Гимнастика для глаз.

Чтоб глаза твои зорче были,

Чтоб в очках тебе не ходить,

Эти лёгкие движенья

Предлагаю повторить.

 

Вдаль посмотрим и под ноги,

Вправо, влево побыстрей.

Удивимся – что такое?

И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро,

Словно стрелочки часов,

проведём глазами дружно

Ну а дальше – БУДЬ ЗДОРОВ!

 

 

6.Закрепление

- Давайте проверим, согласны ли с нами авторы учебника. Откроем учебник на странице 38. Сравните свои выводы с данными в учебнике.

- Прочитайте правило (про себя и вслух).

Сравните падежные окончания прилагательных. Что можно сказать об окончаниях имен прилагательных множественного числа? (Окончания совпадают)

– В каких падежах имена прилагательные множественного числа имеют одинаковые окончания?

И. п., В. п.            Р. п., П. п.                 Д. п.                   Т. п.

   ые, ие                   ых, их                   ым, им             ыми, ими

– Как можно определить падеж прилагательного во множественном числе? (Падеж имени прилагательного во множественном числе можно узнать по падежу имени существительного)

– Что нового узнали о прилагательном множественного числа? Сделайте вывод. (Имена прилагательные во множественном числе изменяются по падежам или склоняются. Род у прилагательных множественного числа не определяется)

Составить алгоритм

1.Найти существительное, связанное с именем прилагательным

2.Определить падеж у имени существительного

3.По падежу существительного определить падеж прилагательного

 

 

6.Контролирующее задание

 Цели:

- проверка освоения учащимися умения определять написание безударного окончания прилагательного мужского и среднего рода.

-проверить знания учащихся по теме урока

Организует закрепление знаний. Организует фронтальную работу.

Тест.

1.      Определи падеж имени прилагательного в предложении.

В январе царство длинных  ночей отступает.

1)      И.п.

2)      Т.п.

3)      Р.п.

4)      В.п.

2.Укажи общий признак имён прилагательных в словосочетаниях:

Горячему чаю, по сосновым шишкам, синей тучке.

1)     Употреблены в форме единственного числа

2)     Употреблены в форме мужского рода

3)     Употреблены в форме дательного падежа

4)     Употреблены в форме творительного падежа

3.Где все признаки имени прилагательного указаны верно?

Под старыми соснами виднелся домик лесника.

1) во мн.ч,  в ж.р., в П.п

2)во мн.ч., в ж.р., в Т.п.

3) во мн.ч., в П.п

4) во мн.ч, в Т.п

 

Оцените свою работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельное выполнение. Проверка.

 

 

 

Самооценка

 

Работа в группах.

 

Проверка.

 

Самооценка

 Уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания

(Познавательные УУД)

  Формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться, приходить

к общему решению;

-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в

ситуации неуспеха

(Коммуникативные УУД)

Саморегуляция (взаимоконтроль, самоконтроль)

(Регулятивные УУД)

7.Этап рефлексии.

Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов своей деятельности и деятельности всего класса.

Организует и активизирует рефлексию по поводу индивидуальной и совместной деятельности.

 

- Вспомним тему нашего урока.

- Чем отличается имя прилагательное множественного числа от имен прилагательных единственного числа?  (Прилагательные во множественном числе изменяются по падежам, а в единственном - изменяются по падежам и родам.)

- Как определить падеж прилагательного?

 - Назовите падежные окончания имени прилагательного во множественном числе.

- Проверим, как вы поняли материал урока.

- Кто понял и готов объяснить другим - поднимет зеленый кружок.

- Кто понял, но нужно ещё потренироваться -  поднимет желтый.

 - У кого есть затруднения -  поднимет красный.

 

Подсчитайте баллы и поставьте себе оценку.

Осуществляют рефлексию на содержательном, коммуникативном и эмоциональном уровне.

Отвечают на вопросы учителя.

 

Рассказывают, что узнали, знают.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Дети выставляют баллы, отметки и сдают листы.

Личностные УУД:

представление о причинах успеха в учебе;

Регулятивные УУД:

-оценивать совместно

с учителем или одноклассниками результат

своих действий;

Коммуникативные УУД:

-формулировать собственное мнение и позицию;

-строить устные высказывания;

8. Информация по домашнему

заданию, инструктаж по его выполнению.

Зеленая карточка.

Спиши текст, вставляя подходящие по смыслу прилагательные. Определите падеж прилагательных множественного числа.

Пришла зима с … морозами, … вьюгами, … сугробами. В … лесу на снегу видны узоры … следов. Трещат … морозы.

Желтая карточка

Спиши текст, добавляя подходящие по смыслу слова. Определите падеж прилагательных множественного числа.

 

Пришла зима с … морозами, … вьюгами, … сугробами. В … лесу на снегу видны узоры … следов. Трещат … морозы.

 

Слова для справок: трескучие, лютые, шумные, зимний, звериные, глубокие.

Синяя карточка.

Спиши текст, вставляя пропущенные окончания прилагательных. Определите падеж прилагательных множественного числа.

 

Пришла зима с трескуч… морозами, шумн… вьюгами, глубок… сугробами. В зимн… лесу на снегу видны узоры зверин… следов. Трещат лют… морозы.

 

– Урок окончен! Всем спасибо!

Записывают домашнее задание в дневниках

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Таблица критериального оценивания учащихся

 

Вид работы

Баллы

Оценка

1.

Словарная работа

Нет ошибок

 

1 ошибка

2ошибки

>2 ошибок

0 б

2.

Работа со словосочетаниями

Нет ошибок

 

1 ошибка

2ошибки

>2 ошибок

0 б

3.

Склонение имён прилагательных

Нет ошибок

 

1 ошибка

2ошибки

>2 ошибок

4.

Составление предложений

Нет ошибок

 

1 ошибка

2ошибки

>2 ошибок

0 б

5

Тест

Нет ошибок

 

1 ошибка

2ошибки

>2 ошибок

6.

Работа в группе

Помогаю всегда

 

Стараюсь помочь

Нет интереса

18-17 баллов – «5»

16–5 баллов  - «4»

14-12 баллов -  «3»

Менее 12 баллов «2»

 

 

 

 


скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Олимпиада-аукцион для вас и ваших учеников с мгновенными наградами.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)