Урок русского языка в 54 классе по теме "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 04.03.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный урок является уроком изучения нового материала ; используются разнообразные приёмы и методы: исследование, эксперимент, мозговой штурм и др., а также разнообразные формы и виды работ: самостоятельная. индивидуальная, работа в парах и др.
Иконка файла материала ОТКРЫТЫЙ УРОК В 5 КЛАССЕ ОДУШ. и НЕОДУШ, СУЩ..docx

Урок русского языка в 5 классе

Тема: « Одушевленные и неодушевленные имена существительные» 

Подготовила и провела: учитель русского языка и литературы ГБОУ РО «Красносулинская школа-интернат спортивного профиля» Чекунова Людмила Викторовна

 Тип урока: объяснение нового материала.

Цели урока:

- развить понятие о категории одушевлённости;

- учить различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;

- развить творческую, речевую и мыслительную активность учащихся, интерес к предмету на основе языковых впечатлений.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать одушевленные и неодушевленные имена существительные; понимать их роль в речи; объяснять языковые явления.

Оборудование: иллюстрация к стихотворению С. Есенина «Пороша»; сигнальные карточки; карточки для работы в парах и индивидуальной работы.

Ход урока

1.Мотивация к учебной деятельности

- Приветствие. Улыбнулись учителю. Улыбнулись друг другу.

2. Актуализация знаний. На доске табличка- «ЗАРЯДКА ДЛЯ УМА»

-Учитель предлагает представить запись числа (Двадцать шестое февраля ) и определить орфограммы (ь, обозначающий мягкость согласного и безударная гласная в корне е)

- записывают в тетради:

Двадцать шестое февраля

Классная работа

И оставляют для темы урока одну строку (тему урока дети должны определить сами несколько позже).

- К доске пойдет ….., остальные в тетрадях записываем небольшой диктант. ( Росток, шорох, цифры, цыпленок, желудь)

Назовите недавно изученные орфограммы:

- правописание корней раст-ращ-рос

- и-ы после ц

- о-е после шипящих

- К какой части речи относятся данные слова?(существительное) Определите  все признаки существительного. (на примере одного, двух слов)

Слово цыпленок - имя существительное. Докажем это.

Доказательства.

1.     Во-первых, оно обозначает предмет, т.к. к нему можно задать вопрос что? (кто?)

2.     Во-вторых, слово … относится к одному из трех родов, а именно к … : (примеры).

3.     В-третьих, слово … склоняется, т.е. изменяется по падежам: … .

4.     В-четвертых, изменяется по числам: ед.ч. (мн.ч.)

5.     В-пятых, в предложении слово … бывает чаще всего подлежащим или дополнением, но может быть и обстоятельством, сказуемым, определением (примеры).

  Вывод:

- Следовательно, мы доказали, что слово … - имя существительное, так как обладает всеми признаками данной части речи.

 

3. - Сейчас вам предстоит определить тему урока. Какое слово отвечает не на такой вопрос как остальные сушествительные  (цыплёнок)  (кто, что)

- Ребята, сформулируйте тему нашего урока. Какие цели мы поставим перед собой? (Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые) Мы должны научиться различать одушевленные существительные от неодушевленных.

-Запись темы: Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

- Чтение правила на стр. 56 (откройте стр., в которой 6 единиц и 5 десятков) самостоятельно. Затем несколько учеников рассказывают.

- Кажется, всё просто: одушевлённые отвечают на вопрос кто?, а неодушевлённые – на вопрос что? К разряду одушевлённых существительных относят людей и животных

4.- Давайте поиграем и немного разомнёмся  (физминутка)

Я буду называть слова, если существительное неодушевлённое - вы приседаете. Если одушевлённое – хлопаете в ладоши

Шофер, апельсин, тренер, гербарий, космонавт, герой, здоровье, офицер, коллекция, костюм, жираф.

-  Молодцы!  Но не всегда так просто бывает определить одушевленный или неодушевленный это предмет.

Учитель держит в руках куклу. - Как вы думаете КУКЛА – это одушевленное или неодушевленное существительное? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ).  (одушевлённое)

- А слова ТОЛПА, СТАЯ? (неодушевлённые)

- Названия фигур в шашках, шахматах (дамка, пешка, конь) (одушевлённые)

-Как же быть ?

5.- Предлагаю  провести  ИССЛЕДОВАНИЕ (на доске табличка)

Выяснить принадлежность существительного к разряду одушевлённых и неодушевлённых поможет склонение.

Возьмём существительные ЧЕЛОВЕК и ТОЛПА

Для этого поставим существительные во мн. число (ЛЮДИ, ТОЛПЫ)

Падеж

Одушевлённые

Неодушевлённые

И.п.

Люди

Толпы

Р.п.

Людей

Толп

В.п.

Людей

Толпы

 

Вывод: у одушевлённых сущ. совпадают формы Р.п. и В.п., а у неодушевлённых- формы И.п. и В.п.

6. Эксперимент (РОБОТ, СТАЯ)

7.  Работа в парах ( отрывок из стихотворения С. Есенина «Пороша»)

- в художественной литературе и фольклорных произведениях иногда неодушевлённые предметы выступают как одушевлённые: это приём ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ

- Так, у поэта Сергея Есенина есть строки:

З..к..лдован нев..димкой,

Дремл..т ле.. (под) ска..ку сна,

Словно белою косынкой

П..дв..залася с…сна.

- у вас на столах карточки, с которыми вы сейчас будете работать.

-Вставьте пропущенные буквы, выделите грамматические основы, составьте схему предложения.

Запомните этот термин, с ним мы будем встречаться часто.

8.  Самостоятельная работа (по индивидуальным карточкам  №1 и №2)

Проверка с помощью сигнальных карточек.

9.Рефлексия (СОЛНЫШКИ и ТУЧКИ)