Полные и краткие страдательные причастия
Класс 6
Урок 108
Планируемые результаты:
Личностные: Формирование устойчивой мотивации к обучению, навыков анализа, конструирования, проектной работы по алгоритму с перспективой самодиагностики результатов
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования причастий
Предметные Понимание сходства и различия полных и кратких причастий
Основные понятия: полные, краткие страдательные причастия
Оборудование: презентация к уроку
Межпредметные связи: литература
Ход урока:
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
Актуализация знаний(Слайд № 1,2 )
Длительность этапа
10 мин
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата
Контроль за уровнем усвоения ранее изученного материала.
1). Тестирование
Приложение .
Тестирование.
1. От какого глагола нельзя образовать действительного причастия настоящего времени:
а) строить;
б) кормят;
в) гонишься;
г) выйти.
2. От какого глагола нельзя образовать страдательного причастия настоящего времени:
а) усиливать;
б) получить;
в) читать;
г) решать.
3. В каком причастии суффикс -ащ- или –ящ?
а) пиш..щий человек
б) се..щийся дождик
в) пен..щийся поток
г) кол..щийся предмет
4. В каком причастии суффикс -ущ-(-ющ-)?
а) леч..щий врач
б) служ..щий чиновник
в) тревож..щий шепот
г)колыш..щийся камыш
5. В каком причастии суффикс -ем-?
а) колебл..мый
б) слыш..мый
в) множ..мый
г)вид..мый
6. Отметь четвертое “лишнее” слово:
а) смеющийся;
б) покрывшийся;
в) застывший;
г) (у) заросшей.
7. Найди четвертое “лишнее” слово:
а) поднятые;
б) заброшенные;
в) оклеенный;
г) сгораемый.
8. В каком предложении есть прич. + завис, сл.?
а) Мы вошли в лес освещенный осенним солнцем.
б) Расчищенная дорожка вела в горы.
Правильные ответы (Слайд № 3 )
1. г ; 2. б; 3. в; 4. г; 5. а; 6.а); 7.г; 8.а.
Самостоятельная работа. Самоанализ
Этап 2.Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи
Длительность этапа
15 мин
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата
3. Подготовка к изучению новой темы. (Слайд № 4 )
Запись предложения для синтаксического разбора.
Широкая дорожка, расчищенная дворником, вновь усыпана опавшими листьями.
- Дайте характеристику предложению.
- Назовите причастный оборот и определяемое слово; объясните постановку знаков препинания..
- Выпишите из предложения слова «широкая» и «усыпана». Какие это части речи?
- Определите разряд и грамматическое значение прилагательного. Запишите его в краткой форме.
- От какого слова образовано причастие?
- Вспомните правило написания н/нн в кратких прилагательных?
- Перестройте полные прилагательные в краткие: красный, туманный, опасный, великолепный, длинный, ясный.
5. Объяснение нового материала.
Определите тему и цели урока. (слайд № 5,6)
Анализ таблицы (слайд № 7)
Физкультминутка
Мы топаем ногами. Топ, топ, топ (ходьба на месте).
Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши).
Качаем головой (наклоны головы вправо, влево).
Мы руки поднимаем (руки поднять вверх).
Мы руки опускаем (руки вниз).
Мы руки разведем (руки в стороны)
И побежим кругом (бег на месте).
Этап 3. Практикум
Первичное закрепление (слайд № 8)
Работа по учебнику упражнения
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
(слайд № 9)
Вставьте одну или две буквы -н-.
Листья освеще..ы; письмо было опуще..о; озабоче..ый взгляд; ферма построе..а; враг отброше..; прочита..ая книга; петли смаза..ы; густо заставле..ая; выписа..ые газеты; номер телефона выписа..; поляна, выжже..ая солнцем; закова.. в кандалы; построе..ая церковь; расписание измене..о; библиотека подобра..а.
Составьте с любым словосочетанием предложения так, чтобы причастие в одном было кратким, а в другом – полным. Подчеркните причастие как член предложения.
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция
Длительность этапа
5 мин
Виды учебной деятельности для проверки полученных образовательных результатов
8. Подведение итогов урока.
- Как образуются краткие причастия?
- Как они изменяются?
- Какими членами предложения бывают?
- Что общего у кратких прилагательных и кратких причастий? В чем отличие?
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание
Слайд №10
Выучить правило ; упражнение
Объявление оценок за урок.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.