РЯ-7 за 6.09.2022, урок 3
Раздел: |
Погода. |
|
Класс: |
Количество присутствующих: |
Количество отсутствующих: |
Тема урока |
Погода. Повторение. Глагол. Признаки глагола. Вид. Спряжение. Время. Возвратность. Переходность.. |
|
Цели обучения в соответствии с учебной программой |
7.1.1.1 - понимать основное содержание текста, извлекая главную и второстепенную; 7.1.3.1- пересказывать подробно, кратко, выборочно содержание текстов (повествование) с изменением лица; 7.3.3.1 - представлять информацию в виде различных схем, таблиц, диаграмм; |
|
Цели урока |
Обобщить знания по теме «Глагол». Рассмотрепть признаки глагола, вид, спряжение, возвратность, дать нонятие переходности |
Ход урока
Этап урока/ Время |
Действия педагога |
Действия ученика |
Оценивание |
Ресурсы |
||||||
Организационный этап |
1.Игра «Ты мне- я тебе» восстанавливаем знания по пройденной теме. 2. Орфографическая диктовка Наслаждаться чтением, посветить фонарем, посвятить стихотворение, блестящая поверхность, спуститься в долину, далекие горизонты, бесстрашный воин, сделать аккуратно, сжаться в комочек, здесь расположиться, бесшумный мотор, расписание уроков, безжалостно, обнажившиеся склоны горы. 3. Назовите из этой диктовки глаголы. - по каким признакам определили. -вернемся к распечатке. - прочитайте все о глаголе, что вам хорошо известно и вы можете рассказать другим? Что слышали, но не разбираетесь И о чем вы не знаете? |
Задают друг другу вопросы |
|
учебник |
||||||
Изучение нового материала |
1. Чтение сплошного текста и составление кластера. (работа в группе по 4) 2. Как определить вид глагола? 3. Возвратность 4. Переходность – сочетается с сущ в В.п без предлога, в Р.п. с отрицательной частицей НЕ, в Р.п., обозначающим часть от целого 5. Записать сл/соч., графически обозначить орфограмму в личных окончаниях глагола. Раздаешь тетради, расстилается по лугу, дробишь камень, преодолеваешь препятствия, видишь тропинку, тяжело дышишь, борются с волнами, не обидят малышей, промокнуть под дождем, терпишь боль, сеют семена, веет по ветру, рокочет в небе, лечатся травами, плещутся волны, прячут в дупле 6. 7. Ф.О. списать, вставить пропущенные буквы.графически объяснить орфграммы. Высокая густая рожь – это для многих животных густой лес. Солнце давно уже село, догорает короткая летняя зорька, какие – то тени реют над полем. Это совы вылетели за добычей. В лунную ночь будут они присматриваться, ловить мышей и полёвок. Надо много ловкости, чтобы поймать их в высокой ржи... |
|
|
|
||||||
Рефлексия |
Определи свой уровень:
|
|
|
|
Ф.О. С писать, вставить пропущенные буквы. Графически объяснить орфограммы.
Высок...... густ..... рож.. – это для многих ж...вотных густ... лес. Со...нце давно уже село, д...гора...т коротк... ... летн... ... зорька, какие( то) тени ре...т над полем. Это совы выл...тели за добычей. В лу...ую ноч... будут они пр....сматриват....ся, ловить мышей и полёвок. Надо много ло....кости, чтобы поймать их в высок... ржи...
А) Выполнить морфологический разбор сущ., прил., глагола
Б) Выполнить синтаксический разбор 1 и 2 предложение. Объяснить поставновку знака тире.
==========================================================
Ф.О. С писать, вставить пропущенные буквы. Графически объяснить орфограммы.
Высок...... густ..... рож.. – это для многих ж...вотных густ... лес. Со...нце давно уже село, д...гора...т коротк... ... летн... ... зорька, какие( то) тени ре...т над полем. Это совы выл...тели за добычей. В лу...ую ноч... будут они пр....сматриват....ся, ловить мышей и полёвок. Надо много ло....кости, чтобы поймать их в высок... ржи...
А) Выполнить морфологический разбор сущ., прил., глагола
Б) Выполнить синтаксический разбор 1 и 2 предложение. Объяснить поставновку знака тире.
==========================================================
Ф.О. С писать, вставить пропущенные буквы. Графически объяснить орфограммы.
Высок...... густ..... рож.. – это для многих ж...вотных густ... лес. Со...нце давно уже село, д...гора...т коротк... ... летн... ... зорька, какие( то) тени ре...т над полем. Это совы выл...тели за добычей. В лу...ую ноч... будут они пр....сматриват....ся, ловить мышей и полёвок. Надо много ло....кости, чтобы поймать их в высок... ржи...
А) Выполнить морфологический разбор сущ., прил., глагола
Б) Выполнить синтаксический разбор 1 и 2 предложение. Объяснить поставновку знака тире.
==========================================================
Ф.О. С писать, вставить пропущенные буквы. Графически объяснить орфограммы.
Высок...... густ..... рож.. – это для многих ж...вотных густ... лес. Со...нце давно уже село, д...гора...т коротк... ... летн... ... зорька, какие( то) тени ре...т над полем. Это совы выл...тели за добычей. В лу...ую ноч... будут они пр....сматриват....ся, ловить мышей и полёвок. Надо много ло....кости, чтобы поймать их в высок... ржи...
А) Выполнить морфологический разбор сущ., прил., глагола
Б) Выполнить синтаксический разбор 1 и 2 предложение. Объяснить поставновку знака тире.
==========================================================
Ф.О. С писать, вставить пропущенные буквы. Графически объяснить орфограммы.
Высок...... густ..... рож.. – это для многих ж...вотных густ... лес. Со...нце давно уже село, д...гора...т коротк... ... летн... ... зорька, какие( то) тени ре...т над полем. Это совы выл...тели за добычей. В лу...ую ноч... будут они пр....сматриват....ся, ловить мышей и полёвок. Надо много ло....кости, чтобы поймать их в высок... ржи...
А) Выполнить морфологический разбор сущ., прил., глагола
Б) Выполнить синтаксический разбор 1 и 2 предложение. Объяснить поставновку знака тире.
==========================================================
Глаголы — это слова, обозначающие действие или состояние предмета (отвечают на вопросы что делать? что сделать?) , например: говорить, читать, привезти, расти, сберечь, таять, задуматься. Каждый глагол имеет начальную форму, которая называется неопределенной формой (или инфинитивом). Она оканчивается на ть, -ти‚ -чь. Неопределенная форма только называет действие или состояние, не указывая ни времени, ни числа, ни лица.
В предложении неопределенная форма чаще всего входит в составное глагольное сказуемое (Мы начали тренироваться. Он не мог участвовать в турнире), но может выступать и в качестве других членов предложения, например подлежащего (Учиться — наша задача), несогласованного определения (У него было горячее желание учиться), обстоятельства (Он уехал учиться), дополнения (Преподаватель советовал нам больше читать).
Переходные и непереходные глаголы
Глаголы
бывают переходные и непереходные.
Переходные глаголы обозначают действие, переходящее на другой предмет,
название которого стоит в винительном падеже без предлога, например: читать журнал, любить оперу, отправить телеграмму, привезти газеты.
Все остальные глаголы — глаголы непереходные, например: расти в лесу,
улететь на юг, грозить неприятелю.
Возвратные глаголы
Глаголы, имеющие особый суффикс -ся(сь), называются возвратными, например: дымиться (дымить), купаться (купать), строиться (строить). Суффикс -ся(сь) всегда стоит на конце глагола после других суффиксов или окончаний, например: купается, купаются, купался, купаются.
Все возвратные глаголы — непереходные.
Виды глаголов
Глаголы имеют особые формы, показывающие, как протекает действие. Эти особые формы называются видами глагола. Глаголы имеют два вида — совершенный и несовершенный.
Совершенный вид
Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и указывают на завершенность действия, его результат, конец действия, его начало, например: начертить, бросить, отвести, спеть, запеть. Они имеют две формы времени: прошедшее (что сделали? — начертили, бросили, отцвели, спели, запели) и будущее простое, состоящее из одного слова (что сделают? — начертят, нарисуют, бросят, отцветут, споют, запоют). Форм настоящего времени глаголы совершенного вида не имеют.
Несовершенный вид
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и при обозначении действия не указывают на его завершенность, результат, конец или начало, например: чертить, бросать, цвести, петь. Они имеют три формы времени: прошедшее (что делали? — чертили, бросали, цвели, пели), настоящее (что делают? — чертит, бросают, цветут, поют) и будущее сложное, состоящее из двух слов — слова буду, будешь и т. д. и неопределенной формы данного глагола (что будут делать? — будут чертить, будут бросать, будут цвести, будут петь).
Наклонения глаголов
Глаголы имеют формы наклонений, которые показывают, как говорящий оценивает действие, т. е. считает ли он его реальным или возможным при каком-либо условии, или желательным. В русском языке три наклонения:
изъявительное наклонение, показывающее. что действие реально, на самом деле происходит, происходило или произойдет, например: Мы врагов встречаем просто: били, бьем и будем бить. В изъявительном наклонении глагол изменяется по временам, имеет формы настоящего, прошедшего и будущего времени (см. предыдущий пример);
сослагательное (условное) наклонение, показывающее, что действие возможно лишь при определенном условии, например: Без тебя я не добрался бы до города и замерз бы на дороге. Сослагательное наклонение образуется от формы прошедшего времени путем прибавления частицы бы. В сослагательном наклонении глаголы изменяются по числам, а в единственном числе по родам (т. е. так же, как изменяются глаголы прошедшего времени), например: рассказывать — рассказывал бы (м. р.), рассказывала бы (ж. р.), рассказывало бы (ср. р.), рассказывали бы (мн. ч.) (обратите внимание на раздельное написание частицы бы);
повелительное наклонение наклонение, обозначающее действие, которое велят, просят, советуют совершить, например: Виски ей уксусом потри. Опрыскивай водой. Поклон, сударь, отвесьте!; При нем не спорь ты вкривь и вкось и завиральные идеи эти брось! Повелительное наклонение образуется прибавлением суффикса -и к основе настоящего (будущего простого) времени или без суффикса, например: нести — несут — неси, привезти — привезут — привези; рассказывать — рассказывают — рассказывай; готовить — готовят — готовь. Во множественном числе прибавляется -те: несите, привозите, рассказывайте, готовьте.
В сослагательном и повелительном наклонениях глагол по-временам не изменяется.
В предложении глаголы изъявительного, сослагательного, повелительного наклонений бывают сказуемыми (примеры см. выше).
Спряжение глаголов
Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам называется спряжением. В зависимости от личных окончаний, которые представлены в таблице, различаются два спряжения глаголов.
Число |
Лицо |
Окончания I спряжения |
Окончания II спряжения |
Единственное |
1-е |
(я) -у
(-ю) |
-у
(-ю) |
Множественное |
1-е |
(мы) -ем
(-ём) |
-им |
Примечания
Глаголы хотеть, бежать относятся к разноспрягаемым. В единственном числе глагол хотеть спрягается по первому спряжению (хочу, хочешь, хочет) , во множественном — по второму (хотим, хотите, хотят). Глагол бежать имеет в 3-м лице множественного числа форму бегут (1 спр.), остальные формы — второго спряжения: бежишь, бежит, бежим, бежите.
Глаголы дать и есть (принимать пищу) относятся особому спряжению и спрягаются так: в единственном числе: 1-е л.- дам, ем; 2-е л.- дашь, ешь; 3-е л.- даст, ест; во множественном числе: 1-е л.- дадим, едим;2-е л.- дадите, едите: 3-е л.- дадут, едят. Те же окончания сохраняются и в глаголах с приставками: подашь, поем…, подадите, поедите…
Безличные глаголы
Среди глаголов выделяется группа безличных глаголов, которые не изменяются ни по числам, ни по лицам, ни по родам. Безличные глаголы употребляются в двух формах:
в форме, которая совпадает с формой 3-го лица единственного числа настоящего (будущего) времени, например: светает, рассветает, рассветет; знобит; смеркается;
в
форме, которая совпадает с формой среднего рода прошедшего времени,
например: светало, рассветало, рассвело; знобило;
смеркалось.
В предложении безличные глаголы являются сказуемыми, причем при них не бывает (и быть не может) подлежащего, например: Буран, угомонился. Лишь слегка вьюжило; Мне нездоровится что-то; Не спится, няня.
В безличном значении могут выступать и личные глаголы, например: Зажгло грозою дерево; Пахнет сеном над лугами
Глагол - это самостоятельная часть речи, обозначающая действие предмета и отвечающая на вопросы что делать? что сделать? (что делает? что сделает?...).
► Начальная форма глагола — неопределённая форма, или инфинитив. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? что сделать? и имеют суффиксы -тъ, -ти: просить — попросить, цвести — зацвести. У глаголов, оканчивающихся на -чь, -чь входит в состав корня: стеречь (стерегу), течь (текут), мочь (могу). Неопределённая форма не показывает ни времени, ни лица, ни числа, ни рода.
►
Глаголы, имеющие в своём составе суффикс -ся (-сь), называются возвратными: решиться, решусь. Остальные глаголы
являются невозвратными.
► Глаголы бывают переходными
и непереходными: любить (кого?) родителей (гл.
переходн.); идти (за кем?) за товарищем (гл. непереходн.).
► Глаголы бывают несовершенного и совершенного вида.
Глаголы несовершенного вида выражают неограниченность в протекании действия (незавершённость действия) и отвечают на вопросы что делать? что делает? - дрожать, дрожит.
Глаголы
совершенного вида выражают ограниченность в протекании действия (завершённость
действия, его конец или результат) и отвечают на вопросы что сделать? что
сделает? - задрожать, задрожит.
Глаголы образуют видовые пары.
Например:
бежать (нес. вид) - убежать (сов. вид);
класть (несов. вид) - положить (сов. вид).
► Глагол может употребляться в форме изъявительного, условного и повелительного наклонения.
Глаголы в изъявительном наклонении имеют 3 формы времени: настоящее, прошедшее и будущее.
► Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. Глаголы бывают 1-го и 2-го спряжения.
Кроме того, в русском языке есть так называемые разноспрягаемые глаголы, которые спрягаются частично по первому, частично по второму спряжению.
Это глаголы бежать, хотеть.
► Особую группу в русском языке составляют безличные глаголы Они обозначают действие, совершаемое без участия лица или предмета, и в предложении всегда выступают в качестве сказуемого, при котором нет и не может быть подлежащего.
Безличные глаголы не изменяются по лицам и числам. В настоящем и будущем времени они употребляются только в форме 3-го лица единственного числа:
В лесу пахнет весной.
Как аукнется, так и откликнется.
В прошедшем времени безличные глаголы употребляются только в форме среднего рода единственного числа:
У меня зазвенело в ушах.
► Синтаксическая роль
В предложении глагол обычно является сказуемым:
Тихо прошуршала в траве змея. Скоро стемнеет.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.