Государственное бюджетное образовательное учреждение ЛНР «Алчевская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов физико-математического цикла № 22»
Урок русского языка в 8–А классе по теме:
Обособленные обстоятельства
Подготовила:
учитель русского языка и
литературы
Федорук Нелли Владимировна
Алчевск
2019
Обособленные обстоятельства
Цели:
Личностные
Обеспечить условия для проявления творчества при выполнении задания, обеспечить условия для определения потребности в освоении учебной темы.
Метапредметные
Познавательные
обеспечить условия для формирования умений определять значение и смысл термина, анализировать информацию, предъявлять информацию в различных языковых формах, создавать творческий продукт.
Коммуникативные
Обеспечить условия для формирования умения адекватно отвечать на поставленный вопрос, работать в паре, развивать монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка и современных средств коммуникации.
Регулятивные
Обеспечить условия для формирования умений оценивать собственные возможности для выполнения задания, адекватно оценивать действия по выполнению задания, контролировать выполнение результата, оценивать результат деятельности и планировать дальнейшее свое развитие.
Предметные
Обеспечить условия для усвоения темы «Обособленные обстоятельства», умения обособлять члены предложения и объяснять свой выбор, умения строить предложения и связный текст в соответствии с нормами русского языка и условиями задания; сформировать эмоциональный настрой; вызвать познавательный интерес к проблеме как психологическую готовность к поиску её решения; организовать совместное с учителем формулирование проблемы, постановку цели учебной деятельности; способствовать умению строить речевое высказывание в устной и письменной форме; научить извлекать необходимую информацию из прочитанного текста и делать выводы; обеспечить понимание, отработку и усвоение новых знаний; обобщить изученный материал; формировать умения самоанализа и самооценки процесса и результата собственной деятельности;
Тип урока: Урок – исследование (в основе системно - деятельностный подход).
Оборудование урока:
- компьютер
- мультимедийный проектор
- листы формата А4 с напечатанными текстами
- учебник
План урока
I.Организация начала урока. (1 минута)
II. Актуализация опорных знаний. (5 минут)
1. Работа c предложениями
2. Проверка выполненной работы по слайду
3. Фронтальный опрос
4. Мозговой штурм
III. Объяснение темы и цели урока.
1. Постановка проблемы
IV. Работа по теме урока.
1. Анализ имеющейся информации
2. Создание проблемной ситуации(притча)
3. Осознание недостаточности имеющихся знаний. Выявление места и причины затруднения
4. Физкульминутка
5. Работа с предложениями
V Закрепление изученного материала
1. «Крестики-нолики»
2. Работа над грамматической ошибкой в употреблении деепричастных оборотов
3. Творческая работа
VI Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности
VII. Домашнее задание
Ход урока:
(слайд 1) Эпиграф к уроку
Перед вами громада - русский язык.
Наслаждение глубокое зовёт вас -
наслаждение погрузиться во всю
неизмеримость его и изловить
чудные законы его.
Н.В.Гоголь
I.Организация начала урока
Рефлексия в начале урока. 1мин
Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, и мы рады нашим гостям, желаем им добра. А вам, ребята, хочу пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом.
Запишите в тетради число, классная работа. Чего не хватает на доске?
- Правильно. Темы урока. Тему урока вы определите сами.
Итак, за работу.
Эпиграф
II. Актуализация опорных знаний.
-Какие законы предстоит нам понять, вы скажете сегодня сами. О чём мы говорили на предыдущих уроках? ( Об обособленных определениях и приложениях)
- Давайте повторим
1. Работа c предложениями: (Слайд- 3)
Даны предложения (записаны на слайде, распечатка), прочитайте их и расставьте знаки препинания, занести номер предложения в тетрадь в 2 столбика (1 столбик – обособленные определения, 2 столбик - обособленные приложения)
1. Листья падая шепчутся.
2. Он, страстный рыболов, всё своё время проводил на реке. (приложение. относится к личному местоимению)
3. Старинный парк, обнесённый оградой, раскинулся недалеко от дома. (определение стоит после определяемого слова)
4. Погруженный в раздумья, я вышел из кабинета.
( согласованное определение, относится к личному местоимению)
5. Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы. (приложение. относится к имени собственному и стоит после него)
6. Река пенилась вздымая валы. (Река пенилась, вздымая валы.)
7. Мальчик, по имени Валек, угрюмо шатался иногда по городу. (приложение присоединяемые союзами или словами: по имени, по фамилии, по прозвищу, родом и т.д)
8. Выбирай друга не спеша, а еще меньше спеши менять.
9. Задачу я решил шутя.
10. Серёжа бежал сломя голову.
(Слайд – 4)
Обособленные определения Предложения № |
Обособленные приложения Предложения № |
3, 4 |
2, 5, 7 |
2.Проверка выполненной работы по слайду - 2.
Проверяется задание.
Слайд № 3, 4 учитель демонстрирует номера предложений, если неправильно, дети исправляю
Ученик у доски (обратная сторона, во время выполнения) расставляет знаки препинания и объясняет их (обособление) (предложения 2,3,4,5,7 записаны на другой доске). Оценивание!
3. Фронтальный опрос
- Мы с вами изучаем тему Обособленные члены предложения. Давайте вспомним, что такое обособление?
+выделение по смыслу и интонационно второстепенных членов предложения, чтобы придать им самостоятельность.
- Например?
Сегодня на уроке мы с вами продолжим разговор об обособленных членах предложения. Так как на предыдущих уроках мы говорили с вами об обособленных определениях и приложениях, я хочу проверить, как вы усвоили данный материал.
4. На партах лежат листочки, подпишите их, первое задание: Мозговой штурм («Да»/ «Нет»)
Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся 2 мин. Я говорю понятие, вы пишете да или нет.
1. Второстепенный член предложения, выделяемый по смыслу и интонационно, называется обособленным? Да
2. В русском языке различаются обособленные определения, приложения? Да
3.Согласованные определения являются обособленными, если относятся к любому местоимению? Нет
4 Согласованные распространенные определения, стоящие после определяемого существительного, обосабливаются? Да
5. Согласованные определения, стоящие перед определяемым существительным, всегда обособляются? Нет
6. Если приложение с союзом «как» можно заменить сочетанием «в качестве», то оно обособляется? Нет
7. Приложение после имени собственного всегда обособляется? Да
Оценивание ( Листочки переверните и положите на край стола, они нам ещё пригодятся)
III. Объяснение темы и цели урока.
Посмотрите, пожалуйста, на доску. Сейчас мы с вами попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. Когда вы выполняли проверочную работу, почему вы не отметили предложения №1,6,8,9,10? Разве нет в данных предложениях обособленных членов?
- Внимательно посмотрите на них и скажите, есть ли у них что-то общее? Нужны ли запятые в этих предложениях?
Почему?
Какие второстепенные члены обособляются в этих предложениях?
Вывод: тема урока – «Обособленные обстоятельства» (Слайд - 5)
Запишите в тетради
1. Постановка проблемы. (Слайд- 6 )
- М.В. Ломоносов однажды сказал: «Знаки препинания ставятся в силу разума
Почему он так сказал, мы с вами выясним в ходе нашего исследования
IV. Работа по теме урока.
1. Анализ имеющейся информации
Мы продолжаем с вами работать с обособленными членами предложения. Сегодня мы поговорим об обособленном обстоятельстве. (Фронтальный метод работы)
1) Что обозначают обстоятельства? (Обстоятельство ― второстепенный член предложения, зависящий от сказуемого и обозначающий признак действия или признак другого признака.)
Пример
2) На какие вопросы отвечают обстоятельства? (Обстоятельство отвечает на вопросы как? каким образом? где? куда? откуда? когда? почему? отчего? зачем? с какой целью?... Подчеркивается точка тире_._._._.)
3) Какими частями речи могут быть выражены обстоятельства? (обстоятельства чаще всего выражены: существительным в косвенном падеже с предлогом или без предлога; наречием; местоимением; деепричастием; инфинитивом.
На сегодняшнем уроке мы поговорим об обособленных обстоятельствах, выраженных деепричастием или деепричастным оборотом
4)
Что
такое деепричастие? (Деепричастие — это
особая, неизменяемая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при
основном действии, выраженном глаголом, и отвечает на вопросы «Что делая?»,
«Что сделав?»_(Пример)
- Что такое деепричастный оборот? (Деепричастный оборот — это деепричастие с зависимыми словами.
В предложении деепричастный оборот всегда выполняет функцию
обстоятельства. Так как деепричастие обозначает дополнительное действие, деепричастный оборот всегда относится к глаголу)
Я смотрел на восходящее солнце, не отрывая
глаз.
2. Готовясь к уроку, я прочитала замечательную притчу, где автор активно использует деепричастия. Послушайте, о чем она? (Распечатка у каждого) (Слайд – 7) - музыка
1. Пушистые птенцы мирно спали в гнезде пеликана. 2.Но гадюка была совсем близко. 3. Глаза ее сверкнули зловещим блеском, и началась расправа.4. (Получив по смертельному укусу) птенцы так и не проснулись. 5 Злодейка (спрятав концы в воду) уползла в укрытие. 6. Вскоре вернулся с охоты пеликан. 7. «Без них нет мне теперь жизни!»- разразился он вдруг громкими рыданиями (глядя на мертвых детей). 8. «Пусть я умру вместе с ними!» 9. Он начал клювом раздирать себе грудь у самого сердца. 10. Горячая кровь ручьями хлынула из раны (окропляя тела бездыханных птенцов).11. (Теряя последние силы) пеликан бросил прощальный взгляд на гнездо и вздрогнул… 12.О чудо! 13. Его пролитая кровь и любовь вернули птенцов к жизни (вырвав из лап смерти). 14. И тогда он (молча) испустил дух.
(Леонардо да Винчи)
Понравилась она вам? Определите проблему этой притчи. ( Проблема родительского и сыновнего долга.)
• Придумайте название. («Сердце отдаю детям»)
• Тема - родительская любовь.
2. Создание проблемной ситуации
Работа над текстом притчи в парах.
Задание. Расставьте знаки препинания. Давайте объясним, почему они там должны стоять.
Проверка по (слайду – 8), но не во всех предложениях, а только в 4, 7, 10, 11, 13.
Осознание и формулирование проблемы Предложение (5 и 14)
- Итак, когда обособляются обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастным оборотом? (обособляются всегда, в каком бы месте предложения они не стояли).
3.Осознание недостаточности имеющихся знаний. Выявление места и причины затруднения.
- В полной мере мы обладаем сведениями, чтобы ответить на вопрос: «Когда обособляются обстоятельства, выраженные деепричастием или деепричастным оборотом?» ( Нет)
- Что в таком случае нужно сделать, чтобы ответить на интересующий нас вопрос?
Наша формула (Слайд - 9)
Вспомнить сведения о деепричастии и деепричастном обороте; Вспомнили перед началом работы с притчей
Узнать условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастием и деепричастным оборотом;
Научиться обособлять обстоятельства и употреблять их в устной и письменной речи.
4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (слайд 10 – 11)
Коммуникация (поиск новых знаний в паре)
5. Давайте разберёмся, для этого мы вернёмся к знакомым предложениям.
Всегда ли обособляются обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом и деепричастием ?
Работать мы будем так; в тетради вы начертите таблицу, в которую вы будете записывать выводы. (слайд – 12)
А знаки препинания вы расставляете на карточках. Я работаю на доске, а вы помогаете мне. Та
1. Запись 1 предложения и разбор (Записаны на другой доске, пишем в тетради в таблицу. Пример таблицы на слайде) Работаем на карточках и в тетради.
Листья, падая, шепчутся.
-Почему поставили запятые? (падая – деепричастие)
А когда мы выделяем речевой фрагмент по смыслу и интонационно?
Что такое обособление? (Выделение членов предложения для придания им относительной смысловой самостоятельности, особой значимости в высказывании.)
-Какой второстепенный член обособляется в этом предложении?
Чем осложнено предложение?
Вывод: обособляется одиночные деепричастия. (Записывают в таблицу)
(Слайд – 13)
Запись 2 предложения. Река пенилась, вздымая валы.
Вывод: обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом, обособляются. (Слайд - 14)
- Мы отметили, что обстоятельства, выраженные деепричастием и деепричастным оборотом, обособляются. Теперь мы должны выяснить: всегда ли они обособляются или есть особые условия, когда они не обособляются? Продолжим наше исследование.
Разбор 3 предложения.
Выбирай друга не спеша, а еще меньше спеши менять
-Где стоит одиночное деепричастие? (После глагола)
-На какой вопрос оно отвечает? (как?)
-Посмотрите внимательно, имеет ли оно добавочное действие?
(Добавочного действия не имеет, оно утратило свои главные свойства.)
-Каким членом предложения оно является?
(Оно является обстоятельством)
-Каким синонимом можем заменить деепричастие? (тщательно)
К какой части речи приближается?
( По значению приближается к наречию)
-Какой отсюда вытекает вывод?
Выбирай друга (как?) не спеша. Это обстоятельство образа действия. Оно выражено наречием, образованным из деепричастия. В произношении не обособляется и на письме не выделяется запятыми. Делаем вывод, записываем в таблицу. (слайд - 15)
- Так как в данном случае деепричастие утратило свои глагольные признаки, по значению оно приближается к наречию. Такие деепричастия не обособляются.
Отличить бывает трудно, поэтому запишите в тетради наречия, образованные от деепричастий
Слайд -16
Запись: лёжа, сидя, стоя, молча, не глядя, нехотя, играя, шутя.
- Какой вывод мы можем сделать?
+ Деепричастия, перешедшие в наречия, никогда не обособляются
Запись последнего предложения
Серёжа бежал сломя голову
Что значит – сломя голову?
Что такое фразеологизмы? (устойчивые сочетания)
Замените фразеологизм наречием. (Быстро)
Вывод: деепричастные обороты, представляющие собой фразеологические обороты, не обособляются.
- Запишите свои выводы в виде таблицы
3. Проверка составленной учащимися таблицы.(слайд - 17)
|
|
Обособляются |
Не обособляются |
1. Одиночные деепричастия. .
|
1. Деепричастия, перешедшие в наречия |
2. Деепричастные обороты в любом месте предложения
|
2. Фразеологические обороты.
|
|
|
|
|
2. Взаимопроверка, взаимоконтроль;
3. Где мы можем проверить, полученную нами информацию? Правильные ли выводы мы сделали
4. Работа с учебником (с. 176)
5. Мы можем с вами вернуться к притче и объяснить отсутствие знаков препинания в предложениях 5 и 13.
VI Закрепление изученного материала Карточки
1. Поиграем в «Крестики - нолики» (работа на листочках) (Слайд – 18)
Прочитайте предложения, расставьте знаки препинания в карточках, а на листочках, если есть обособление – поставьте букву о в соответствующий квадрат, если нет – букву н
1. Долго стояла Оксана, раздумывая о странных речах кузнеца.
2. Она слушала затаив дыхание.
3. Катер, набирая скорость, дал сигнал.
4. Не нужно было это делать спустя рукава.
5. Широкие круги, плавно перекатываясь, закачались и пошли к берегу.
6. Мы сломя голову неслись по ухабам.
7. Жёлтый месяц, опускаясь на юг, замер на бледной завесе мглы.
8. Она сидела молча.
9. Задумчиво опустив головы, люди молчали.
Листочки перевернули и отложили на край стола, они нам ещё пригодятся.
Давайте проверим, правильно ли вы поставили знаки препинания
( фронтальный опрос + слайд - 19)
У кого ответы совпадают, поднимите руки. Слайд - 20
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Вывод: Обособляются обстоятельства, выраженные…..
Не обособляются……
2. Работа над грамматической ошибкой в употреблении деепричастных оборотов.
Несмотря на кажущуюся простоту, в употреблении деепричастий есть свои правила, о которых нельзя забывать. Посмотрите на доску.
- Чем осложнены все эти предложения? Сформулируйте задание к данным предложениям.
( Исправить речевые ошибки). Запишите в тетради в исправленном виде. Записываем и исправляем ФРОНТАЛЬНО
1. Подъезжая к городу, начался ветер.
2. Наклоняясь над рекой, у девушки упала в воду косынка.
3. Открыв окно, запахло соснами.
4.Ввнезапно подул холодный ветер, лёжа на пляже .
- Как можно проверить, правильно ли построено предложение с деепричастным оборотом?
-В предложениях с деепричастием/ деепричастным оборотом основное действие (глагол) и добавочное действие (деепричастие) должны относиться к одному субъекту.
(Учебник с. 180)
3.Творческое задание. Чтобы проверить умение использовать полученные знания в письменной речи.
(Слайд – 21)
Вы смотрите в окно, а за окном – зима. Напишите сочинение – описание. Сочинение – миниатюру, состоящую из 5 – 6 предложений, в которых вы используете ваши знания, полученные сегодня по теме Обособленные обстоятельства. Используйте все виды обстоятельств, рассмотренных на уроке
Передайте листики на 1 – у парты, с 1- х парт принесите мне.
V Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности.
Обратимся к эпиграфу урока. (Слайд - 22)
-Прочитайте выразительно.
-Как он связан с нашим уроком?
- Удалось нам решить проблему, возникшую в начале урока, и ответить на интересующий нас вопрос?
- Что нового и интересного вы узнали на нашем сегодняшнем уроке?
- Какие моменты урока вам понравились больше всего и почему?
Итог урока: (Слайд - 23)
Назовите условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастием или деепричастным оборотом.
ОЦЕНИВАНИЕ
VII. Домашнее задание: (Слайд - 24)
§ 51. Упр. 317 (объяснение)
Слайд - 25
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.