Урок русского языка в 8 классе "Обособленные обстоятельства"
Оценка 4.7

Урок русского языка в 8 классе "Обособленные обстоятельства"

Оценка 4.7
doc
27.03.2024
Урок русского языка  в 8 классе "Обособленные обстоятельства"
!!!!!!Обособленные обстоятельства (мой урок).doc

Государственное бюджетное образовательное учреждение ЛНР  «Алчевская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов физико-математического цикла № 22»

 

 

 

 

 

 

Урок русского языка в 8–А классе по теме:

 Обособленные обстоятельства

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:  учитель русского языка и
                              литературы 

Федорук Нелли Владимировна

 

 

 

 

 

Алчевск

2019

 

 Обособленные обстоятельства

Цели:

Личностные

Обеспечить условия для проявления творчества при выполнении задания, обеспечить условия для определения потребности в освоении учебной темы.

Метапредметные

Познавательные

обеспечить условия для формирования умений определять значение и смысл термина, анализировать информацию, предъявлять информацию в различных языковых формах, создавать творческий продукт.

Коммуникативные

 Обеспечить условия для формирования умения  адекватно отвечать на поставленный вопрос, работать в паре, развивать монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка и современных средств коммуникации.

Регулятивные

Обеспечить условия для формирования умений оценивать собственные возможности для выполнения задания, адекватно оценивать действия по выполнению задания, контролировать выполнение результата, оценивать результат деятельности и планировать дальнейшее свое развитие.

Предметные

Обеспечить условия для усвоения темы «Обособленные обстоятельства», умения обособлять члены предложения и объяснять свой выбор,  умения строить предложения и связный текст в соответствии с нормами русского языка и условиями задания; сформировать эмоциональный настрой; вызвать познавательный интерес к проблеме как психологическую готовность к поиску её решения; организовать совместное с учителем формулирование проблемы, постановку цели учебной деятельности; способствовать умению строить речевое высказывание в устной и письменной форме; научить извлекать необходимую информацию из прочитанного текста и делать выводы; обеспечить понимание, отработку и усвоение новых знаний;  обобщить изученный материал;  формировать умения самоанализа и самооценки процесса и результата собственной деятельности;

Тип урока: Урок – исследование (в основе системно - деятельностный подход).

Оборудование урока:

- компьютер

- мультимедийный проектор

- листы формата  А4 с напечатанными текстами

- учебник

План урока

I.Организация начала урока. (1 минута)

II. Актуализация опорных знаний. (5 минут)

1.     Работа c предложениями

2.     Проверка выполненной работы по слайду

3.     Фронтальный опрос

4.     Мозговой штурм

III. Объяснение темы и цели урока.

1.     Постановка проблемы

IV. Работа по теме урока.

1.     Анализ имеющейся информации

2.     Создание проблемной ситуации(притча)

3.     Осознание недостаточности имеющихся знаний. Выявление места и причины затруднения

4.     Физкульминутка

5.     Работа с предложениями

V Закрепление изученного материала

1.     «Крестики-нолики»

2.     Работа над грамматической ошибкой в употреблении деепричастных оборотов

3.     Творческая работа

VI Подведение итогов.  Рефлексия учебной деятельности

VII. Домашнее задание

Ход урока:

                                      (слайд 1)              Эпиграф к уроку  

Перед вами громада - русский язык.

Наслаждение глубокое зовёт вас -

наслаждение погрузиться во всю

неизмеримость его и изловить

чудные законы его.

                                                                                         Н.В.Гоголь

I.Организация начала урока

Рефлексия в начале урока. 1мин

Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, и мы рады нашим гостям, желаем им добра. А вам, ребята, хочу пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом.

Запишите в тетради число, классная работа. Чего не хватает на доске?

- Правильно. Темы урока. Тему урока вы определите сами.

Итак, за работу.

Эпиграф

II. Актуализация опорных знаний.

-Какие законы предстоит нам понять,  вы скажете сегодня сами. О чём мы говорили на предыдущих уроках? ( Об обособленных определениях и  приложениях)

- Давайте повторим

1. Работа c предложениями:  (Слайд- 3)

Даны предложения (записаны на слайде, распечатка), прочитайте их и расставьте  знаки препинания, занести номер предложения в тетрадь в  2 столбика (1 столбик – обособленные определения, 2 столбик -  обособленные приложения)  

1.                 Листья  падая шепчутся.

2.                 Он, страстный рыболов, всё своё время проводил на реке. (приложение. относится к личному местоимению)

3.                 Старинный парк, обнесённый оградой, раскинулся недалеко от дома. (определение стоит после определяемого слова)

4.                 Погруженный в раздумья, я вышел из кабинета.

( согласованное определение, относится к личному местоимению)

5.                 Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы. (приложение. относится к имени собственному и стоит после него)

6.                 Река пенилась вздымая валы. (Река пенилась, вздымая валы.)

7.         Мальчик, по имени Валек, угрюмо шатался иногда по городу. (приложение присоединяемые союзами или словами: по имени, по фамилии, по прозвищу, родом и т.д)

8.         Выбирай друга не спеша, а еще меньше спеши менять.

9.         Задачу я решил шутя.

10.       Серёжа бежал сломя голову.  

(Слайд – 4)

Обособленные определения

Предложения №

Обособленные приложения Предложения №

3, 4

2, 5, 7

 

2.Проверка выполненной работы по слайду - 2.

Проверяется задание.

Слайд № 3, 4 учитель демонстрирует номера предложений, если неправильно, дети исправляю

Ученик у доски (обратная сторона, во время выполнения) расставляет знаки препинания и объясняет их (обособление) (предложения 2,3,4,5,7 записаны на другой доске). Оценивание!

3. Фронтальный опрос

- Мы с вами изучаем тему Обособленные члены предложения. Давайте вспомним, что такое обособление?

+выделение по смыслу и интонационно второстепенных членов предложения, чтобы придать им самостоятельность.

- Например?

Сегодня на уроке мы с вами продолжим разговор об обособленных членах предложения.  Так как на предыдущих уроках мы говорили с вами об обособленных определениях и приложениях, я хочу проверить, как вы усвоили данный материал.

4. На партах лежат листочки, подпишите их, первое задание: Мозговой штурм («Да»/ «Нет»)

Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся 2 мин. Я говорю понятие, вы пишете да или нет.

1. Второстепенный член предложения, выделяемый по смыслу и интонационно, называется обособленным? Да

2. В русском языке различаются обособленные определения, приложения? Да

3.Согласованные определения являются обособленными, если относятся к любому местоимению? Нет

4 Согласованные распространенные определения, стоящие после определяемого существительного, обосабливаются? Да

5. Согласованные определения, стоящие перед определяемым существительным, всегда обособляются? Нет

6. Если приложение с союзом «как» можно заменить сочетанием «в качестве», то оно обособляется? Нет

7. Приложение после имени собственного всегда обособляется? Да

Оценивание ( Листочки переверните и положите на край стола, они нам ещё пригодятся)

III. Объяснение темы и цели урока.

Посмотрите, пожалуйста, на доску. Сейчас мы с вами попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. Когда вы выполняли проверочную работу,  почему вы не отметили  предложения №1,6,8,9,10? Разве нет в данных     предложениях обособленных членов?

-  Внимательно посмотрите на них и скажите, есть ли у них что-то общее? Нужны ли запятые в этих предложениях?

Почему?

Какие второстепенные члены обособляются в этих предложениях?

Вывод: тема урока – «Обособленные обстоятельства» (Слайд - 5)

Запишите в тетради

1. Постановка проблемы. (Слайд- 6 )

- М.В. Ломоносов однажды сказал: «Знаки препинания ставятся в силу разума

Почему он так сказал, мы с вами выясним в ходе нашего исследования

IV. Работа по теме урока.

1. Анализ имеющейся информации

Мы продолжаем с вами работать с обособленными членами предложения. Сегодня мы поговорим об обособленном обстоятельстве. (Фронтальный метод  работы)

1)           Что обозначают обстоятельства? (Обстоятельство  ― второстепенный член предложения, зависящий от сказуемого и обозначающий признак действия или признак другого признака.)

Пример

2)           На какие вопросы отвечают обстоятельства? (Обстоятельство отвечает на вопросы как? каким образом? где? куда? откуда? когда? почему? отчего? зачем? с какой целью?... Подчеркивается точка тире_._._._.)

3)           Какими частями речи могут быть выражены обстоятельства? (обстоятельства чаще всего выражены: существительным в косвенном падеже с предлогом или без предлога; наречием; местоимением; деепричастием; инфинитивом.

На сегодняшнем уроке мы поговорим об обособленных обстоятельствах, выраженных деепричастием или  деепричастным оборотом

4)           Что такое деепричастие? (Деепричастие — это особая, неизменяемая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом, и отвечает на вопросы «Что делая?», «Что сделав?»_(Пример)
- Что такое деепричастный оборот? (Деепричастный оборот — это деепричастие с зависимыми словами. В предложении деепричастный оборот всегда выполняет функцию обстоятельства. Так как деепричастие обозначает дополнительное действие, деепричастный оборот всегда относится к глаголу)  Я смотрел на восходящее солнце, не отрывая глаз.

 

2.   Готовясь к уроку, я  прочитала замечательную  притчу, где автор активно использует деепричастия. Послушайте, о чем она? (Распечатка у каждого) (Слайд – 7) - музыка

1. Пушистые   птенцы   мирно  спали   в   гнезде пеликана.   2.Но  гадюка  была   совсем   близко. 3. Глаза   ее   сверкнули   зловещим  блеском,   и началась расправа.4. (Получив   по    смертельному   укусу)  птенцы так и  не проснулись. 5 Злодейка (спрятав концы в воду) уползла   в   укрытие.  6. Вскоре  вернулся с охоты пеликан. 7. «Без  них нет   мне   теперь  жизни!»- разразился он вдруг громкими  рыданиями (глядя на мертвых  детей). 8. «Пусть   я  умру  вместе  с  ними!» 9.  Он начал клювом  раздирать  себе  грудь у  самого сердца. 10. Горячая  кровь  ручьями   хлынула   из   раны (окропляя  тела бездыханных  птенцов).11. (Теряя последние силы)  пеликан   бросил   прощальный  взгляд  на гнездо и вздрогнул…    12.О чудо! 13. Его  пролитая кровь и любовь  вернули  птенцов  к  жизни  (вырвав  из  лап смерти). 14. И  тогда он (молча)   испустил дух.

                                                                            (Леонардо  да  Винчи)

Понравилась она вам? Определите  проблему этой притчи. ( Проблема  родительского и сыновнего   долга.)

               Придумайте название. («Сердце отдаю детям»)

              Тема  - родительская любовь.

2. Создание проблемной ситуации

Работа над текстом притчи в парах.

 Задание. Расставьте знаки препинания. Давайте объясним, почему они там должны стоять.

Проверка по (слайду – 8), но не во всех предложениях, а только в 4, 7, 10, 11, 13.

 Осознание и формулирование проблемы Предложение (5 и 14)

- Итак, когда обособляются обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастным оборотом? (обособляются всегда, в каком бы месте предложения они не стояли).

3.Осознание недостаточности имеющихся знаний. Выявление места и причины затруднения.

- В полной мере  мы обладаем  сведениями, чтобы ответить на вопрос: «Когда обособляются обстоятельства, выраженные деепричастием или деепричастным оборотом?»  ( Нет)

- Что в таком случае нужно сделать, чтобы ответить на интересующий нас вопрос?

Наша формула (Слайд - 9)

Вспомнить  сведения о деепричастии и деепричастном обороте; Вспомнили перед началом работы с притчей

Узнать условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастием и деепричастным оборотом;

Научиться обособлять обстоятельства и употреблять их в устной и письменной речи.

4.     ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (слайд 10 – 11)

Коммуникация (поиск  новых знаний  в паре)

5.     Давайте разберёмся, для этого мы вернёмся к знакомым  предложениям.

Всегда ли обособляются обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом и деепричастием ?

Работать мы будем так; в тетради вы начертите таблицу, в которую вы будете записывать выводы. (слайд – 12)

А знаки препинания вы расставляете на карточках. Я работаю на доске, а вы помогаете мне. Та

1.            Запись 1 предложения и разбор (Записаны на другой доске, пишем в тетради в таблицу. Пример таблицы на слайде) Работаем на карточках и в тетради.

      Листья,  падая,  шепчутся.       

-Почему поставили запятые? (падая – деепричастие)

А когда мы выделяем речевой фрагмент по смыслу и интонационно?

Что такое обособление?  (Выделение членов предложения для придания им относительной смысловой  самостоятельности, особой значимости в высказывании.)

-Какой  второстепенный член обособляется в этом предложении?

Чем осложнено предложение?

Вывод: обособляется одиночные деепричастия. (Записывают в таблицу)

(Слайд – 13)

 

Запись 2 предложения. Река пенилась, вздымая валы.

Вывод:   обстоятельства, выраженные    деепричастным оборотом, обособляются.  (Слайд - 14)

- Мы отметили, что обстоятельства, выраженные   деепричастием и деепричастным оборотом, обособляются.  Теперь мы должны выяснить: всегда  ли они обособляются  или есть особые условия, когда они не обособляются? Продолжим наше исследование.

Разбор  3 предложения.

Выбирай друга не спеша, а еще меньше спеши менять

-Где стоит одиночное деепричастие? (После глагола)

-На какой вопрос оно отвечает? (как?)

-Посмотрите внимательно, имеет ли оно добавочное действие?

(Добавочного действия не имеет, оно утратило свои главные свойства.)

-Каким членом предложения оно является?

(Оно является обстоятельством)

-Каким синонимом можем заменить деепричастие? (тщательно)

К какой части речи приближается?

( По значению приближается к наречию)

-Какой отсюда вытекает вывод?

     Выбирай друга (как?) не спеша. Это обстоятельство образа действия. Оно выражено наречием, образованным из деепричастия. В произношении не обособляется и на письме не выделяется запятыми. Делаем вывод, записываем в таблицу. (слайд - 15)

   - Так как  в данном случае деепричастие утратило свои глагольные признаки, по значению оно приближается к наречию. Такие деепричастия не обособляются.

  Отличить бывает трудно, поэтому запишите в тетради наречия, образованные от    деепричастий

Слайд -16

Запись: лёжа, сидя, стоя, молча, не глядя, нехотя, играя, шутя.

- Какой вывод мы можем сделать?

+ Деепричастия, перешедшие в наречия, никогда не обособляются

Запись последнего предложения

Серёжа бежал сломя голову

Что значит – сломя голову? 

Что такое фразеологизмы? (устойчивые сочетания)

Замените фразеологизм наречием. (Быстро)

 Вывод: деепричастные обороты, представляющие собой фразеологические обороты,  не обособляются.

- Запишите свои выводы в виде таблицы

3. Проверка составленной учащимися таблицы.(слайд - 17)

 

 

 

 Обособляются

Не обособляются 

 

1. Одиночные деепричастия.

.

 

 

1. Деепричастия, перешедшие в наречия

 2. Деепричастные обороты в любом месте предложения

 

 

 

 2. Фразеологические обороты.

 

 

 

 

 

 

2.           Взаимопроверка, взаимоконтроль;

3.           Где мы можем проверить, полученную нами  информацию? Правильные ли выводы мы сделали

4.           Работа с учебником (с. 176)

5.           Мы можем с вами вернуться к притче и объяснить отсутствие знаков препинания в предложениях 5 и 13.

VI Закрепление изученного материала Карточки

1.     Поиграем в «Крестики - нолики» (работа на листочках) (Слайд – 18)

Прочитайте предложения, расставьте знаки препинания в карточках, а на листочках, если есть обособление – поставьте букву о в соответствующий квадрат, если нет – букву н

1.                 Долго стояла Оксана, раздумывая о странных речах кузнеца.

2.                 Она слушала затаив дыхание.

3.                 Катер, набирая скорость, дал сигнал.

4.                 Не нужно было это делать спустя рукава.

5.                 Широкие круги, плавно перекатываясь, закачались и пошли к берегу.

6.                 Мы сломя голову неслись по ухабам.

7.                 Жёлтый месяц, опускаясь на юг, замер на бледной завесе мглы.

8.                 Она сидела молча.

9.                 Задумчиво опустив головы, люди молчали.

Листочки перевернули и отложили на край стола, они нам ещё пригодятся.

Давайте проверим, правильно ли вы поставили знаки препинания

( фронтальный опрос + слайд - 19)   

У кого ответы совпадают, поднимите руки. Слайд - 20

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

 

 

 

Вывод: Обособляются обстоятельства, выраженные…..

             Не обособляются……

2.      Работа над грамматической ошибкой в употреблении деепричастных оборотов.

Несмотря на кажущуюся простоту, в употреблении деепричастий есть свои правила, о которых нельзя забывать. Посмотрите на доску.

- Чем осложнены все эти предложения? Сформулируйте задание к данным предложениям.

 ( Исправить речевые ошибки). Запишите в тетради в исправленном виде. Записываем и исправляем ФРОНТАЛЬНО

 1. Подъезжая к городу, начался ветер.

2. Наклоняясь над рекой, у девушки упала в воду косынка.

3. Открыв окно, запахло соснами.

4.Ввнезапно подул холодный ветер, лёжа на пляже .

- Как можно  проверить, правильно ли построено предложение с деепричастным оборотом?

-В предложениях с деепричастием/ деепричастным оборотом основное действие (глагол) и добавочное действие (деепричастие) должны относиться к одному субъекту.

(Учебник с. 180)

3.Творческое задание. Чтобы проверить умение использовать полученные знания в письменной речи.

(Слайд – 21)

Вы смотрите в окно, а за окном – зима. Напишите сочинение – описание. Сочинение – миниатюру,  состоящую из 5 – 6 предложений, в которых вы используете ваши знания, полученные сегодня  по теме Обособленные обстоятельства. Используйте все виды обстоятельств, рассмотренных на уроке

Передайте листики на 1 – у парты, с 1- х парт принесите мне.

V Подведение итогов.  Рефлексия учебной деятельности.

Обратимся к эпиграфу урока. (Слайд - 22)

-Прочитайте выразительно.

-Как он связан с нашим уроком?

- Удалось  нам решить проблему, возникшую в начале урока, и ответить на интересующий нас вопрос?

- Что нового и интересного вы узнали на нашем сегодняшнем уроке?

- Какие моменты урока вам понравились больше всего и почему?

Итог урока: (Слайд - 23)

Назовите условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастием или деепричастным оборотом.

ОЦЕНИВАНИЕ

VII. Домашнее задание: (Слайд - 24)

§ 51. Упр. 317 (объяснение)

 

Слайд - 25

 


Скачано с www.znanio.ru

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Обособленные обстоятельства

Обособленные обстоятельства

Тип урока: Урок – исследование (в основе системно - деятельностный подход)

Тип урока: Урок – исследование (в основе системно - деятельностный подход)

VI Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности

VI Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности

Старинный парк, обнесённый оградой, раскинулся недалеко от дома

Старинный парк, обнесённый оградой, раскинулся недалеко от дома

Сегодня на уроке мы с вами продолжим разговор об обособленных членах предложения

Сегодня на уроке мы с вами продолжим разговор об обособленных членах предложения

Запишите в тетради 1. Постановка проблемы

Запишите в тетради 1. Постановка проблемы

Готовясь к уроку, я прочитала замечательную притчу, где автор активно использует деепричастия

Готовясь к уроку, я прочитала замечательную притчу, где автор активно использует деепричастия

Итак, когда обособляются обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастным оборотом? (обособляются всегда, в каком бы месте предложения они не стояли)

Итак, когда обособляются обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастным оборотом? (обособляются всегда, в каком бы месте предложения они не стояли)

Листья, падая, шепчутся

Листья, падая, шепчутся

Выбирай друга (как?) не спеша.

Выбирай друга (как?) не спеша.

Деепричастные обороты в любом месте предложения 2

Деепричастные обороты в любом месте предложения 2

У кого ответы совпадают, поднимите руки

У кого ответы совпадают, поднимите руки

Слайд – 21) Вы смотрите в окно, а за окном – зима

Слайд – 21) Вы смотрите в окно, а за окном – зима
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2024