Урок русского языка в 8 классе "Обособленные обстоятельства"

  • doc
  • 27.03.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала !!!!!!Обособленные обстоятельства (мой урок).doc

Государственное бюджетное образовательное учреждение ЛНР  «Алчевская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов физико-математического цикла № 22»

 

 

 

 

 

 

Урок русского языка в 8–А классе по теме:

 Обособленные обстоятельства

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:  учитель русского языка и
                              литературы 

Федорук Нелли Владимировна

 

 

 

 

 

Алчевск

2019

 

 Обособленные обстоятельства

Цели:

Личностные

Обеспечить условия для проявления творчества при выполнении задания, обеспечить условия для определения потребности в освоении учебной темы.

Метапредметные

Познавательные

обеспечить условия для формирования умений определять значение и смысл термина, анализировать информацию, предъявлять информацию в различных языковых формах, создавать творческий продукт.

Коммуникативные

 Обеспечить условия для формирования умения  адекватно отвечать на поставленный вопрос, работать в паре, развивать монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка и современных средств коммуникации.

Регулятивные

Обеспечить условия для формирования умений оценивать собственные возможности для выполнения задания, адекватно оценивать действия по выполнению задания, контролировать выполнение результата, оценивать результат деятельности и планировать дальнейшее свое развитие.

Предметные

Обеспечить условия для усвоения темы «Обособленные обстоятельства», умения обособлять члены предложения и объяснять свой выбор,  умения строить предложения и связный текст в соответствии с нормами русского языка и условиями задания; сформировать эмоциональный настрой; вызвать познавательный интерес к проблеме как психологическую готовность к поиску её решения; организовать совместное с учителем формулирование проблемы, постановку цели учебной деятельности; способствовать умению строить речевое высказывание в устной и письменной форме; научить извлекать необходимую информацию из прочитанного текста и делать выводы; обеспечить понимание, отработку и усвоение новых знаний;  обобщить изученный материал;  формировать умения самоанализа и самооценки процесса и результата собственной деятельности;

Тип урока: Урок – исследование (в основе системно - деятельностный подход).

Оборудование урока:

- компьютер

- мультимедийный проектор

- листы формата  А4 с напечатанными текстами

- учебник

План урока

I.Организация начала урока. (1 минута)

II. Актуализация опорных знаний. (5 минут)

1.     Работа c предложениями

2.     Проверка выполненной работы по слайду

3.     Фронтальный опрос

4.     Мозговой штурм

III. Объяснение темы и цели урока.

1.     Постановка проблемы

IV. Работа по теме урока.

1.     Анализ имеющейся информации

2.     Создание проблемной ситуации(притча)

3.     Осознание недостаточности имеющихся знаний. Выявление места и причины затруднения

4.     Физкульминутка

5.     Работа с предложениями

V Закрепление изученного материала

1.     «Крестики-нолики»

2.     Работа над грамматической ошибкой в употреблении деепричастных оборотов

3.     Творческая работа

VI Подведение итогов.  Рефлексия учебной деятельности

VII. Домашнее задание

Ход урока:

                                      (слайд 1)              Эпиграф к уроку  

Перед вами громада - русский язык.

Наслаждение глубокое зовёт вас -

наслаждение погрузиться во всю

неизмеримость его и изловить

чудные законы его.

                                                                                         Н.В.Гоголь

I.Организация начала урока

Рефлексия в начале урока. 1мин

Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, и мы рады нашим гостям, желаем им добра. А вам, ребята, хочу пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом.

Запишите в тетради число, классная работа. Чего не хватает на доске?

- Правильно. Темы урока. Тему урока вы определите сами.

Итак, за работу.

Эпиграф

II. Актуализация опорных знаний.

-Какие законы предстоит нам понять,  вы скажете сегодня сами. О чём мы говорили на предыдущих уроках? ( Об обособленных определениях и  приложениях)

- Давайте повторим

1. Работа c предложениями:  (Слайд- 3)

Даны предложения (записаны на слайде, распечатка), прочитайте их и расставьте  знаки препинания, занести номер предложения в тетрадь в  2 столбика (1 столбик – обособленные определения, 2 столбик -  обособленные приложения)  

1.                 Листья  падая шепчутся.

2.                 Он, страстный рыболов, всё своё время проводил на реке. (приложение. относится к личному местоимению)

3.                 Старинный парк, обнесённый оградой, раскинулся недалеко от дома. (определение стоит после определяемого слова)

4.                 Погруженный в раздумья, я вышел из кабинета.

( согласованное определение, относится к личному местоимению)

5.                 Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы. (приложение. относится к имени собственному и стоит после него)

6.                 Река пенилась вздымая валы. (Река пенилась, вздымая валы.)

7.         Мальчик, по имени Валек, угрюмо шатался иногда по городу. (приложение присоединяемые союзами или словами: по имени, по фамилии, по прозвищу, родом и т.д)

8.         Выбирай друга не спеша, а еще меньше спеши менять.

9.         Задачу я решил шутя.

10.       Серёжа бежал сломя голову.  

(Слайд – 4)

Обособленные определения

Предложения №

Обособленные приложения Предложения №

3, 4

2, 5, 7

 

2.Проверка выполненной работы по слайду - 2.

Проверяется задание.

Слайд № 3, 4 учитель демонстрирует номера предложений, если неправильно, дети исправляю

Ученик у доски (обратная сторона, во время выполнения) расставляет знаки препинания и объясняет их (обособление) (предложения 2,3,4,5,7 записаны на другой доске). Оценивание!

3. Фронтальный опрос

- Мы с вами изучаем тему Обособленные члены предложения. Давайте вспомним, что такое обособление?

+выделение по смыслу и интонационно второстепенных членов предложения, чтобы придать им самостоятельность.

- Например?

Сегодня на уроке мы с вами продолжим разговор об обособленных членах предложения.  Так как на предыдущих уроках мы говорили с вами об обособленных определениях и приложениях, я хочу проверить, как вы усвоили данный материал.

4. На партах лежат листочки, подпишите их, первое задание: Мозговой штурм («Да»/ «Нет»)

Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся 2 мин. Я говорю понятие, вы пишете да или нет.

1. Второстепенный член предложения, выделяемый по смыслу и интонационно, называется обособленным? Да

2. В русском языке различаются обособленные определения, приложения? Да

3.Согласованные определения являются обособленными, если относятся к любому местоимению? Нет

4 Согласованные распространенные определения, стоящие после определяемого существительного, обосабливаются? Да

5. Согласованные определения, стоящие перед определяемым существительным, всегда обособляются? Нет

6. Если приложение с союзом «как» можно заменить сочетанием «в качестве», то оно обособляется? Нет

7. Приложение после имени собственного всегда обособляется? Да

Оценивание ( Листочки переверните и положите на край стола, они нам ещё пригодятся)

III. Объяснение темы и цели урока.

Посмотрите, пожалуйста, на доску. Сейчас мы с вами попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. Когда вы выполняли проверочную работу,  почему вы не отметили  предложения №1,6,8,9,10? Разве нет в данных     предложениях обособленных членов?

-  Внимательно посмотрите на них и скажите, есть ли у них что-то общее? Нужны ли запятые в этих предложениях?

Почему?

Какие второстепенные члены обособляются в этих предложениях?

Вывод: тема урока – «Обособленные обстоятельства» (Слайд - 5)

Запишите в тетради

1. Постановка проблемы. (Слайд- 6 )

- М.В. Ломоносов однажды сказал: «Знаки препинания ставятся в силу разума

Почему он так сказал, мы с вами выясним в ходе нашего исследования

IV. Работа по теме урока.

1. Анализ имеющейся информации

Мы продолжаем с вами работать с обособленными членами предложения. Сегодня мы поговорим об обособленном обстоятельстве. (Фронтальный метод  работы)

1)           Что обозначают обстоятельства? (Обстоятельство  ― второстепенный член предложения, зависящий от сказуемого и обозначающий признак действия или признак другого признака.)

Пример

2)           На какие вопросы отвечают обстоятельства? (Обстоятельство отвечает на вопросы как? каким образом? где? куда? откуда? когда? почему? отчего? зачем? с какой целью?... Подчеркивается точка тире_._._._.)

3)           Какими частями речи могут быть выражены обстоятельства? (обстоятельства чаще всего выражены: существительным в косвенном падеже с предлогом или без предлога; наречием; местоимением; деепричастием; инфинитивом.

На сегодняшнем уроке мы поговорим об обособленных обстоятельствах, выраженных деепричастием или  деепричастным оборотом

4)           Что такое деепричастие? (Деепричастие — это особая, неизменяемая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом, и отвечает на вопросы «Что делая?», «Что сделав?»_(Пример)
- Что такое деепричастный оборот? (Деепричастный оборот — это деепричастие с зависимыми словами. В предложении деепричастный оборот всегда выполняет функцию обстоятельства. Так как деепричастие обозначает дополнительное действие, деепричастный оборот всегда относится к глаголу)  Я смотрел на восходящее солнце, не отрывая глаз.

 

2.   Готовясь к уроку, я  прочитала замечательную  притчу, где автор активно использует деепричастия. Послушайте, о чем она? (Распечатка у каждого) (Слайд – 7) - музыка

1. Пушистые   птенцы   мирно  спали   в   гнезде пеликана.   2.Но  гадюка  была   совсем   близко. 3. Глаза   ее   сверкнули   зловещим  блеском,   и началась расправа.4. (Получив   по    смертельному   укусу)  птенцы так и  не проснулись. 5 Злодейка (спрятав концы в воду) уползла   в   укрытие.  6. Вскоре  вернулся с охоты пеликан. 7. «Без  них нет   мне   теперь  жизни!»- разразился он вдруг громкими  рыданиями (глядя на мертвых  детей). 8. «Пусть   я  умру  вместе  с  ними!» 9.  Он начал клювом  раздирать  себе  грудь у  самого сердца. 10. Горячая  кровь  ручьями   хлынула   из   раны (окропляя  тела бездыханных  птенцов).11. (Теряя последние силы)  пеликан   бросил   прощальный  взгляд  на гнездо и вздрогнул…    12.О чудо! 13. Его  пролитая кровь и любовь  вернули  птенцов  к  жизни  (вырвав  из  лап смерти). 14. И  тогда он (молча)   испустил дух.

                                                                            (Леонардо  да  Винчи)

Понравилась она вам? Определите  проблему этой притчи. ( Проблема  родительского и сыновнего   долга.)

               Придумайте название. («Сердце отдаю детям»)

              Тема  - родительская любовь.

2. Создание проблемной ситуации

Работа над текстом притчи в парах.

 Задание. Расставьте знаки препинания. Давайте объясним, почему они там должны стоять.

Проверка по (слайду – 8), но не во всех предложениях, а только в 4, 7, 10, 11, 13.

 Осознание и формулирование проблемы Предложение (5 и 14)

- Итак, когда обособляются обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастным оборотом? (обособляются всегда, в каком бы месте предложения они не стояли).

3.Осознание недостаточности имеющихся знаний. Выявление места и причины затруднения.

- В полной мере  мы обладаем  сведениями, чтобы ответить на вопрос: «Когда обособляются обстоятельства, выраженные деепричастием или деепричастным оборотом?»  ( Нет)

- Что в таком случае нужно сделать, чтобы ответить на интересующий нас вопрос?

Наша формула (Слайд - 9)

Вспомнить  сведения о деепричастии и деепричастном обороте; Вспомнили перед началом работы с притчей

Узнать условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастием и деепричастным оборотом;

Научиться обособлять обстоятельства и употреблять их в устной и письменной речи.

4.     ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (слайд 10 – 11)

Коммуникация (поиск  новых знаний  в паре)

5.     Давайте разберёмся, для этого мы вернёмся к знакомым  предложениям.

Всегда ли обособляются обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом и деепричастием ?

Работать мы будем так; в тетради вы начертите таблицу, в которую вы будете записывать выводы. (слайд – 12)

А знаки препинания вы расставляете на карточках. Я работаю на доске, а вы помогаете мне. Та

1.            Запись 1 предложения и разбор (Записаны на другой доске, пишем в тетради в таблицу. Пример таблицы на слайде) Работаем на карточках и в тетради.

      Листья,  падая,  шепчутся.       

-Почему поставили запятые? (падая – деепричастие)

А когда мы выделяем речевой фрагмент по смыслу и интонационно?

Что такое обособление?  (Выделение членов предложения для придания им относительной смысловой  самостоятельности, особой значимости в высказывании.)

-Какой  второстепенный член обособляется в этом предложении?

Чем осложнено предложение?

Вывод: обособляется одиночные деепричастия. (Записывают в таблицу)

(Слайд – 13)

 

Запись 2 предложения. Река пенилась, вздымая валы.

Вывод:   обстоятельства, выраженные    деепричастным оборотом, обособляются.  (Слайд - 14)

- Мы отметили, что обстоятельства, выраженные   деепричастием и деепричастным оборотом, обособляются.  Теперь мы должны выяснить: всегда  ли они обособляются  или есть особые условия, когда они не обособляются? Продолжим наше исследование.

Разбор  3 предложения.

Выбирай друга не спеша, а еще меньше спеши менять

-Где стоит одиночное деепричастие? (После глагола)

-На какой вопрос оно отвечает? (как?)

-Посмотрите внимательно, имеет ли оно добавочное действие?

(Добавочного действия не имеет, оно утратило свои главные свойства.)

-Каким членом предложения оно является?

(Оно является обстоятельством)

-Каким синонимом можем заменить деепричастие? (тщательно)

К какой части речи приближается?

( По значению приближается к наречию)

-Какой отсюда вытекает вывод?

     Выбирай друга (как?) не спеша. Это обстоятельство образа действия. Оно выражено наречием, образованным из деепричастия. В произношении не обособляется и на письме не выделяется запятыми. Делаем вывод, записываем в таблицу. (слайд - 15)

   - Так как  в данном случае деепричастие утратило свои глагольные признаки, по значению оно приближается к наречию. Такие деепричастия не обособляются.

  Отличить бывает трудно, поэтому запишите в тетради наречия, образованные от    деепричастий

Слайд -16

Запись: лёжа, сидя, стоя, молча, не глядя, нехотя, играя, шутя.

- Какой вывод мы можем сделать?

+ Деепричастия, перешедшие в наречия, никогда не обособляются

Запись последнего предложения

Серёжа бежал сломя голову

Что значит – сломя голову? 

Что такое фразеологизмы? (устойчивые сочетания)

Замените фразеологизм наречием. (Быстро)

 Вывод: деепричастные обороты, представляющие собой фразеологические обороты,  не обособляются.

- Запишите свои выводы в виде таблицы

3. Проверка составленной учащимися таблицы.(слайд - 17)

 

 

 

 Обособляются

Не обособляются 

 

1. Одиночные деепричастия.

.

 

 

1. Деепричастия, перешедшие в наречия

 2. Деепричастные обороты в любом месте предложения

 

 

 

 2. Фразеологические обороты.

 

 

 

 

 

 

2.           Взаимопроверка, взаимоконтроль;

3.           Где мы можем проверить, полученную нами  информацию? Правильные ли выводы мы сделали

4.           Работа с учебником (с. 176)

5.           Мы можем с вами вернуться к притче и объяснить отсутствие знаков препинания в предложениях 5 и 13.

VI Закрепление изученного материала Карточки

1.     Поиграем в «Крестики - нолики» (работа на листочках) (Слайд – 18)

Прочитайте предложения, расставьте знаки препинания в карточках, а на листочках, если есть обособление – поставьте букву о в соответствующий квадрат, если нет – букву н

1.                 Долго стояла Оксана, раздумывая о странных речах кузнеца.

2.                 Она слушала затаив дыхание.

3.                 Катер, набирая скорость, дал сигнал.

4.                 Не нужно было это делать спустя рукава.

5.                 Широкие круги, плавно перекатываясь, закачались и пошли к берегу.

6.                 Мы сломя голову неслись по ухабам.

7.                 Жёлтый месяц, опускаясь на юг, замер на бледной завесе мглы.

8.                 Она сидела молча.

9.                 Задумчиво опустив головы, люди молчали.

Листочки перевернули и отложили на край стола, они нам ещё пригодятся.

Давайте проверим, правильно ли вы поставили знаки препинания

( фронтальный опрос + слайд - 19)   

У кого ответы совпадают, поднимите руки. Слайд - 20

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

 

 

 

Вывод: Обособляются обстоятельства, выраженные…..

             Не обособляются……

2.      Работа над грамматической ошибкой в употреблении деепричастных оборотов.

Несмотря на кажущуюся простоту, в употреблении деепричастий есть свои правила, о которых нельзя забывать. Посмотрите на доску.

- Чем осложнены все эти предложения? Сформулируйте задание к данным предложениям.

 ( Исправить речевые ошибки). Запишите в тетради в исправленном виде. Записываем и исправляем ФРОНТАЛЬНО

 1. Подъезжая к городу, начался ветер.

2. Наклоняясь над рекой, у девушки упала в воду косынка.

3. Открыв окно, запахло соснами.

4.Ввнезапно подул холодный ветер, лёжа на пляже .

- Как можно  проверить, правильно ли построено предложение с деепричастным оборотом?

-В предложениях с деепричастием/ деепричастным оборотом основное действие (глагол) и добавочное действие (деепричастие) должны относиться к одному субъекту.

(Учебник с. 180)

3.Творческое задание. Чтобы проверить умение использовать полученные знания в письменной речи.

(Слайд – 21)

Вы смотрите в окно, а за окном – зима. Напишите сочинение – описание. Сочинение – миниатюру,  состоящую из 5 – 6 предложений, в которых вы используете ваши знания, полученные сегодня  по теме Обособленные обстоятельства. Используйте все виды обстоятельств, рассмотренных на уроке

Передайте листики на 1 – у парты, с 1- х парт принесите мне.

V Подведение итогов.  Рефлексия учебной деятельности.

Обратимся к эпиграфу урока. (Слайд - 22)

-Прочитайте выразительно.

-Как он связан с нашим уроком?

- Удалось  нам решить проблему, возникшую в начале урока, и ответить на интересующий нас вопрос?

- Что нового и интересного вы узнали на нашем сегодняшнем уроке?

- Какие моменты урока вам понравились больше всего и почему?

Итог урока: (Слайд - 23)

Назовите условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастием или деепричастным оборотом.

ОЦЕНИВАНИЕ

VII. Домашнее задание: (Слайд - 24)

§ 51. Упр. 317 (объяснение)

 

Слайд - 25

 


Скачано с www.znanio.ru