Тема урока: Повторение по теме «Второстепенные члены предложения».
Цели урока:
Образовательная: повторить сведения о второстепенных членах предложения, закрепить умение различать второстепенные члены предложения; проверить качество знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы «Второстепенные члены предложения».
Развивающая: развивать логическое мышление и память; орфографическую и пунктуационную зоркость; устную и письменную речь; внимание.
Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к родному языку.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование урока: мультимедийная установка, презентация, карточки с заданиями.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка Д/З, упр.216 (1-4), 1 проверяет и тетрадь на проверку.
3. Объявление темы урока
Учитель. Сегодня мы продолжаем работать над темой «Члены предложения». Тему урока я попрошу вас определить чуть позже. Сначала мы вспомним материал предыдущих уроков. Вы видите на доске предложения, запишите их в тетрадь, найдите подлежащее и сказуемое, определите, чем они выражены.
1 вариант 2 вариант
Спортсмены были подготовлены. Тренеры подготовили спортсменов.
Утро солнечное. Утро мы посвятили тренировке.
Штангисты – силачи. Наши штангисты очень сильны.
Учитель: Скажите, пожалуйста, почему предложения записаны в два столбика? Какое задание можно предложить?
(Дети предлагают сравнить. В результате сравнения выясняется, что предложения различаются видами сказуемого, предложения первого варианта нераспространенные, второго – распространенные.)
Учитель: Докажите, что предложения второго варианта распространенные.
(Ученики говорят, что в предложениях второго варианта есть второстепенные члены.)
Учитель: Какие второстепенные члены встречаются в предложениях?
(Дети называют дополнение, определение, обстоятельство.)
Учитель: Кто может определить тему урока?
(Записывается тема: «Второстепенные члены предложения.
4. Постановка целей урока.
Учитель: Определите задачи, которые мы будем решать на уроке.
/ повторить сведения о второстепенных членах предложения, закрепить умение различать второстепенные члены предложения, пополнить знания сведениями о второстепенных членах предложении/
Мы сегодня постараемся вспомнить и закрепить знания по теме «Второстепенные члены предложения».
5. Актуализация и систематизация знаний.
- Что вы знаете о второстепенных членах?
Второстепенные члены – это…(все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого, они могут пояснять как главные так и второстепенные члены предложения, с которыми они составляют словосочетания)
На первом этапе работы мы вспомним все, что знаем по этой теме.
Слайд 1. Чайки распустили крылья.
Дополнение - это второстепенный член предложения, который обозначает предмет, зависит от сказуемого или другого члена предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей.
- На какие вопросы отвечает дополнение?
Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем?
Слайд 2
Найдите дополнение в этих предложениях.
Солнце ярко освещало берёзовую рощу.
Мы разговорились об интересных книгах.
- На какие группы делится дополнение?
- Какое дополнение в первом предложении?
Прямое дополнение
- Чем может быть выражено прямое дополнение?
Выражается
- формой винительного падежа существительного без предлога,
- формой родительного падежа, если обозначает часть предмета (налил чаю), если переходный глагол употребляется с отрицанием НЕ (не надел куртки)
- Какое дополнение во втором предложении?
Косвенное дополнение
- Какое дополнение называется косвенным?
Слайд 3
Определить вид дополнения. Запишите в тетрадь только буквы через запятую.
(К-косвенное, П – прямое, один из уч-ся аргументирует свой выбор, 1 тетрадь на оценку)
1.Читаем книгу П
2.Показать на карте К
3.Сохраняют реки П
4.Пряла пряжу П
5.Обогнал троллейбус П
6.Вопрос ему К
7.Значение для здоровья К
8.Не сделал уроков П
Прямое дополнение ПКППККП.
Слайд 4 Какой второстепенный член предложения мне необходимо выделить?
- Что такое определение?
Тропинка вилась в густой траве.
Определение- это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? который? чей? И поясняет члены предложения, выраженные существительными.
- Какие виды дополнений вы знаете?
Определения: Согласованные и несогласованные. Согласованное определение – это определение, для которого тип синтаксической связи между главным и зависимым словами – согласование. Несогласованные определения – это определения, которые связываются с главным (определяемым) словом с помощью таких видов связи, как управление и примыкание.
- Дайте определение согласованных определений? Несогласованных?
Слайд 5 Укажите предложение с согласованным определением
А. В нем рано проснулась страсть к рисованию.
Б. В коробке из-под ваксы лежало много пуговиц.
В. Он жил близ деревянной церкви.
Ответ: В.
Слайд 6 Укажите предложение с несогласованным определением
А. Кудрявый и краснощекий мальчик сидел в санях.
Б. Изба лесника находилась в лесу.
В. Мы остановились в маленькой деревне.
Ответ: Б.
- О каком второстепенном члене предложения мы ещё не говорили?
- Обстоятельство.
Слайд 7 - Что такое обстоятельство? Найдите в предложении обстоятельство.
Яркие цветы празднично украшали зал.
- Назовите виды обстоятельствам (по одному по цепочке без вопросов).
Слайд 8-13. (Учитель показывает вид обстоятельства, а учащиеся по цепочке отвечают на какие вопросы отвечает обстоятельство).
Слайд 14. (Уч-ся записывают предложения, находят в них обстоятельства и определяют их вид. Взаимопроверка).
При желании всё можно сделать (обстоятельство условия).
С утра до поздней ночи он был на ногах (обст. времени – когда? с каких пор?).
От радости в зобу дыханье спёрло. (обст. причины - почему? отчего?, места – где?).
Слайд 21. Взаимопроверка.
- Заключительным видом работы, который мы должны повторить с вами по теме «Повторение о второстепенных членах предложения», является синтаксический разбор двусоставного предложения. При синтаксическом разборе предложения мы сможем закрепить знания о второстепенных членах предложения, когда найдём их в тексте и дадим им характеристику.
Задание (один из уч-ся выполняет у доски)
Запишите предложение под диктовку, разберите его синтаксически.
4. Подведение итогов урока.
Слово учителя:
- Подведём итоги, ребята. Второстепенные члены не только распространяют главные и второстепенные члены предложения. Они поясняют предмет, уточняют, какой он, расширяют, делают информацию более понятной, выразительной, интересной. Одним словом, делают нашу речь красивой, разнообразной и богатой.
5. Домашнее задание.
1) п. 20, упр.230 (3 абзац).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.