Урок русского языка в 8-м классе на тему "Второстепенные члены предложения"
Оценка 4.6

Урок русского языка в 8-м классе на тему "Второстепенные члены предложения"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
7 кл—8 кл
04.11.2020
Урок русского языка в 8-м классе на тему "Второстепенные члены предложения"
Урок русского языка на тему "Второстепенные члены предложения", 8 класс
ОТКРЫТЫЙ УРОК.docx

 

Тема урока: Повторение по теме «Второстепенные члены предложения».

 

Цели урока:

Образовательная: повторить сведения о второстепенных членах предложения, закрепить умение различать второстепенные члены предложения; проверить качество знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы «Второстепенные члены предложения».

Развивающая: развивать логическое мышление и память; орфографическую и пунктуационную зоркость; устную и письменную речь; внимание.

Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к родному языку.

Тип урока:  урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование урока: мультимедийная установка, презентация, карточки с заданиями.

Ход урока:

1.     Организационный момент.

2.     Проверка Д/З, упр.216 (1-4), 1 проверяет и тетрадь на проверку.

3.     Объявление темы урока

Учитель. Сегодня мы продолжаем работать над темой «Члены предложения». Тему урока я попрошу вас определить чуть позже. Сначала мы вспомним материал предыдущих уроков. Вы видите на доске предложения, запишите их в тетрадь, найдите подлежащее и сказуемое, определите, чем они выражены.

          1 вариант                                                                                  2 вариант                               

Спортсмены были подготовлены.                        Тренеры подготовили спортсменов.

Утро  солнечное.                                                    Утро мы посвятили тренировке.

Штангисты – силачи.                                              Наши штангисты очень сильны.

Учитель: Скажите, пожалуйста, почему предложения записаны в два столбика? Какое задание можно предложить?

 (Дети предлагают сравнить. В результате сравнения выясняется, что предложения различаются видами сказуемого, предложения первого варианта нераспространенные, второго – распространенные.)

Учитель: Докажите, что предложения второго варианта распространенные.

(Ученики говорят, что в предложениях второго варианта есть второстепенные члены.)

Учитель: Какие второстепенные члены встречаются в предложениях?

(Дети называют дополнение, определение, обстоятельство.)

Учитель: Кто может определить тему урока?

(Записывается тема: «Второстепенные члены предложения.

4.     Постановка целей урока.

Учитель: Определите задачи, которые мы будем решать на уроке.

/ повторить сведения о второстепенных членах предложения, закрепить умение различать второстепенные члены предложения,  пополнить знания сведениями о второстепенных членах предложении/

Мы сегодня постараемся вспомнить и закрепить знания по теме «Второстепенные члены предложения».

5.     Актуализация и систематизация знаний.

- Что вы знаете о второстепенных членах?

Второстепенные члены – это…(все члены  предложения, кроме подлежащего и сказуемого, они могут пояснять как главные так и второстепенные члены предложения, с которыми они составляют словосочетания)

На первом этапе работы мы вспомним все, что знаем по этой теме.

 Слайд 1.   Чайки распустили крылья.

 Дополнение - это второстепенный член предложения, который обозначает предмет, зависит от сказуемого или другого члена предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей.

- На какие вопросы отвечает дополнение?

Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что?  Кем? Чем? О ком? О чем?

Слайд 2

Найдите дополнение в этих предложениях.

Солнце ярко освещало берёзовую рощу.

Мы разговорились об интересных книгах.

- На какие группы делится дополнение?

- Какое дополнение в первом предложении?

Прямое дополнение

- Чем может быть выражено прямое дополнение?

Выражается

-          формой винительного падежа существительного без предлога,

-          формой родительного падежа, если обозначает часть предмета (налил чаю), если переходный глагол употребляется с отрицанием НЕ (не надел куртки)

- Какое дополнение во втором предложении?

Косвенное дополнение

- Какое дополнение называется косвенным?

Слайд 3

Определить вид дополнения. Запишите в тетрадь только буквы через запятую.

(К-косвенное, П – прямое, один из уч-ся аргументирует свой выбор, 1 тетрадь на оценку)

1.Читаем книгу П

2.Показать на карте К

3.Сохраняют реки П

4.Пряла пряжу П

5.Обогнал троллейбус П

6.Вопрос ему К

7.Значение для здоровья К

8.Не сделал уроков П

Прямое дополнение ПКППККП.

 

Слайд 4 Какой второстепенный член предложения мне необходимо выделить?

- Что такое определение?

Тропинка вилась в густой траве.

Определение- это второстепенный член   предложения, который обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? который?  чей? И поясняет члены предложения, выраженные существительными.

- Какие виды дополнений вы знаете?

Определения: Согласованные и несогласованные. Согласованное определениеэто определение, для которого тип синтаксической связи между главным и зависимым словами – согласование. Несогласованные определенияэто определения, которые связываются с главным (определяемым) словом с помощью таких видов связи, как управление и примыкание.

- Дайте определение согласованных определений? Несогласованных?

Слайд 5 Укажите предложение  с согласованным определением

А. В нем рано проснулась страсть к рисованию.

Б.  В коробке из-под ваксы лежало много пуговиц.

В.  Он жил близ деревянной церкви.

Ответ: В.

Слайд 6  Укажите предложение  с несогласованным определением

     А. Кудрявый и краснощекий мальчик сидел в санях.

Б.  Изба лесника находилась в лесу.

В.  Мы остановились в маленькой  деревне.

Ответ: Б.

- О каком второстепенном члене предложения мы ещё не говорили?

- Обстоятельство.

Слайд 7  - Что такое обстоятельство? Найдите в предложении обстоятельство.

Яркие   цветы празднично украшали зал.

- Назовите виды обстоятельствам (по одному по цепочке без вопросов).

Слайд 8-13.  (Учитель показывает вид обстоятельства, а учащиеся по цепочке отвечают на какие вопросы отвечает обстоятельство).

Слайд 14. (Уч-ся записывают предложения, находят в них обстоятельства и определяют их вид. Взаимопроверка).

    При желании всё можно сделать (обстоятельство условия).

   С утра до поздней ночи он был на ногах (обст. времени – когда? с каких пор?).

    От радости в зобу дыханье спёрло. (обст. причины - почему? отчего?,  места – где?).

Слайд 21. Взаимопроверка.

-   Заключительным видом работы, который мы должны повторить с вами по теме «Повторение о второстепенных членах предложения», является синтаксический разбор двусоставного предложения. При синтаксическом разборе предложения мы сможем закрепить знания о второстепенных членах предложения, когда найдём их в тексте и дадим им характеристику.

Задание (один из уч-ся выполняет у доски)

       Запишите предложение под диктовку, разберите его синтаксически.

 

 4. Подведение итогов урока.

Слово учителя: 

      - Подведём итоги, ребята. Второстепенные члены не только распространяют главные и второстепенные члены предложения. Они поясняют предмет, уточняют, какой он, расширяют, делают информацию более понятной, выразительной, интересной. Одним словом, делают нашу речь красивой, разнообразной и богатой.

5. Домашнее задание.

1) п. 20, упр.230 (3 абзац).


 

Тема урока: Повторение по теме «Второстепенные члены предложения»

Тема урока: Повторение по теме «Второстепенные члены предложения»

Мы сегодня постараемся вспомнить и закрепить знания по теме «Второстепенные члены предложения»

Мы сегодня постараемся вспомнить и закрепить знания по теме «Второстепенные члены предложения»

Слайд 4 Какой второстепенный член предложения мне необходимо выделить? -

Слайд 4 Какой второстепенный член предложения мне необходимо выделить? -

Подведение итогов урока. Слово учителя: -

Подведение итогов урока. Слово учителя: -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2020