Урок в 5 классе на тему «Повторение по теме «Лексикология»
Цели урока:
1. Предметные:
Повторить и обобщить материал по таким разделам русского языка, как лексика, фразеология; работать по закреплению понятий: лексическое значение слова, синонимы, антонимы, паронимы, омонимы, фразеологические обороты, крылатые слова;
2. Метапредметные:
Развивать творческие способности обучающихся, коммуникативную компетенцию, умение работать в группе, закрепить навык сравнения и сопоставления, навык аргументированного ответа на вопрос.
3. Личностные:
Воспитывать самостоятельность, умение сопереживать за товарища, формировать умение практически применять полученные знания, воспитывать любовь и уважение к русскому языку.
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя. Ребята, сегодня на уроке мы вспомним, насколько многообразен русский язык. Ведь несмотря на то что русский язык богат, есть слова, которые схожи между собой в написании, произношении или значении.
Неправда ли, в русском языке живут слова – братья, слова – близнецы, слова – друзья и слова – враги?
2. Разминка. Ученики по группам отвечают на вопросы, поднимая таблички ДА/НЕТ.
1) Синонимы – это слова разные по значению и одинаковые по написанию. (НЕТ)
2) Слово УРОК многозначное (ДА)
3) Чаще всего у омонимов в значении нет ничего общего (ДА)
4) Антонимы – это слова одной и той же части речи, которые противоположны по значению и различны по написанию. (ДА)
5) Синонимом к слову БЫСТРЫЙ является слово МЕДЛЕННЫЙ. (НЕТ)
6) Омофоны – это такие слова, которые пишутся одинаково, а произносятся по-разному. (НЕТ)
7) Слова БЕГЕМОТ и ГИППОПАТАМ являются синонимами. (ДА)
8) Слова ТРИ (человека) и ТРИ пол являются омоформами. (ДА)
9) Слова СТРЕЛКИ и СТРЕЛКИ являются омографами (ДА)
10) Слова НЕНАСТЬЕ, БУРЯ являются антонимами. (НЕТ)
Выставление баллов, подведение итогов по заданию 1.
3. Разгадай кроссворд. Выпиши по порядку буквы в выделенных клеточках и прочти слово. Какой частью речи оно является?
1. Металлический ободок, который надевают на пальцы рук в качестве украшения.
2. Яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца.
3. Помещение для мытья.
4. Участь, доля, жизненный путь.
5. Быстрый, с прыжками, танец, а также жанр танцевальной музыки.
6. Верхняя одежда длинного покроя, надеваемая поверх платья, костюма и т. п.
A) имя существительное Б) имя прилагательное
В) местоимение Г) глагол
Задание оценивается в 2 балла. 1 балл-за верное слово, другой балл-за часть речи.
Задание 3.
Секретное слово.
Расшифруй слово с помощью таблицы. Для этого в записанном сочетании букв гласные оставь без изменения, а согласные замени по схеме: буквы, расположенные на одной вертикали, переходят одна в другую.
Задание оценивается в 1 балл.
Задание 4.
Фразеологизм.
Зачёркивая буквы Г, Ж, И, Н, Ю, вы получите фразеологизм. Какое значение он имеет?
А) делать глупости, совершать безумные поступки
Б) затеять хлопотное, сложное дело
В) что-то очень сомнительное, неясное
Г) дело уже почти закончено
Задание оценивается в 2 балла. Один балл-за правильный фразеологизм, 1 балл- за верное толкование.
Задание 5.
Расшифруй слово, записанное в первом квадрате. Для этого найди и вычеркни лишние буквы. Сделать это помогут закрашенные клеточки второго квадрата. Какое значение имеет полученное слово?
А) Небольшая книжка.
Б) Очень мелкий дождь.
В) Запас слов и выражений человека.
Г) Помещение для чтения публичных лекций.
Задание оценивается в 2 балла. 1 балл-за верное слово, 1 балл – за верное значение.
Задание 6.
Разгадай ребус. Выбери ответ, в котором записан антоним этого слова.
A) ураган Б) чужбина
В) отчизна Г) холод
Задание оценивается в 2 балла. 1 балл-за правильно разгаданные ребус, 1 балл – за правильно подобранные антоним.
7. Заключительное слово учителя.
Вот и завершилось наше путешествие по удивительному разделу языка – лексикологии. Вы сегодня работали замечательно, были активны и заинтересованы. Но это мое мнение. А как работалось вам в команде? Прошу проанализировать вашу совместную работу.
8. Рефлексия. Ученики отвечают на вопросы анкеты, анализируя как свою, так и чужую работу внутри группы.
9. Домашнее задание: подготовится к контрольной работе по теме «Лексикология».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.