Конспект урока по русскому языку
2 класс
Что такое однозначные и многозначные слова?
Ход урока
1. Орг. момент. Эмоциональный настрой
- Сегодня к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем.
-Сейчас урок русского языка. Это,наверное, самый сложный предмет из всех в начальной школе.
- А вы любите преодолевать трудности?
-Поднимите руку те, кто уверен, что справится со всеми трудностями на нашем уроке?
- Трудности всегда преодолеваются, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. Давайте улыбнемся друг другу, чтобы пасмурная погода не пробралась к нам в класс.
2.Орфографическая минутка
- Запишите слова по их лексическому значению. В каждом слове есть буквосочетания ЧА-ЩА и ЧУ-ЩУ.
Прибор для измерения времени.
Кислое травянистое растение
Хищная речная рыба.
Задание по математике, в котором есть условие и вопрос.
То же самое, что еда.
- Подчеркните орфограмму.
- Каким правилом вы пользовались, чтобы правильно написать эти слова?
- Составьте предложение с одним из слов. Подчеркните основу предложения.
Часы
Щавель
Щука
Задача
Пища
- Подчеркивание орфограмм.
-ча-ща – пишем с буквой А
, чу-щу – пишем с буквой У
- составление предложения.
3.Работа по теме урока
Работа в парах
Соедините линиями картинки, которые вы назвали бы одним и тем же словом.
(шляпка, шляпка, шляпка, мышка, мышка, шишка, шишка, иголки, иголки, иголки, берёза, морковь)
Проверка по слайду:
-Что это? С какой картинкой соединили? (мышка – мышка)
Лист – лист. Шишка- шишка. Шляпка – шляпка - шляпка. Иголки – иголки – иголки.
- С какой картинкой соединили берёзу? (ни с какой) Морковь? (-)
- Сколько значений имеет слово «морковь»? (1 )
-Сколько значений имеет слово «берёза»? (1)
-Как бы вы назвали слова, у которых только одно значение? (однозначные)
Давайте вставим пропущенные буквы и запишем в тетрадь эти слова.
- Давайте еще приведем примеры однозначных слов, желательно с непроверяемым написанием, т. е. словарные
(корова, собака, воробей)
-Сколько значений у слова мышка? Шишка? Лист? (два)
-Какое название дадим словам, у которых два значения?
- Сколько значений у слова шляпка? Иголки? (Три)
- Какое название бы вы им дали?
-А если четыре значения?
- А в русском языке есть слова, у которых 26 значений и тридцать. Как мы их будем называть?
(– значения слова «идти»)
- У нас не урок математики, а урок русского языка.
-Если у слов много значений, то как мы их назовем? (Многозначные)
- Итак, давайте сформулируем правило:
Однозначные слова – это слова, …
Многозначные слова – это слова, …
-Давайте проверим наши выводы с выводами авторов учебника (с. 27)
- Верно ли мы сформулировали?
Какова же тема нашего урока?
Тема: Однозначные и многозначные слова.
4.Физкультпауза
5.Первичное закрепление
Упр. № 59, с. 48 (работа в парах)
- Пользуясь схемой, расскажите друг другу про однозначные и многозначные слова.
- Почему слова так называются – однозначные и многозначные.
Рассмотрите схему на интерактивной доске:
Слова
Однозначные Многозначные
- Какие бывают слова?
- Что такое ОДНОЗНАЧНЫЕ слова
- Что такое МНОГОЗНАЧНЫЕ слова?
- однозначные и многозначные
- Однозначные слова имеют только одно значение
- Многозначные слова – это слова-близнецы, они похожи, как две капли воды. Одинаково их пишут, одинаково их слышат, но обозначают они разные предметы.
6. Работа в парах (по карточкам):
- Ребята! Сейчас мы с вами поработаем в парах. На каждую парту я раздам по 4 карточки, в которых написаны однозначные и многозначные слова. Вам нужно распределить слова на две группы. В первую группу включите слова однозначные. Во вторую группу – многозначные слова. линейка тетрадь ручка лист
(Работают в парах, делятся друг с другом своим мнением).
- Ребята! Чья пара готова озвучить слова из первой группы?
- Пожалуйста, слова из первой группы, то есть однозначные, читает…
(- Ребята сигнальными карточками оцените, все ли согласны с ответом).
- А чья пара готова озвучить слова со второй группы, то есть многозначные?
- Читает… (Сигнальными карточками оцените, согласны ли вы с ответом). Продолжение работы по карточкам с записью однозначных и многозначных слов в тетради.
- Ребята! А теперь еще раз внимательно прочитайте слова из первой группы (однозначные).
Это: линейка и тетрадь. Обратите внимание на то, как пишутся слова линейка и тетрадь.
Ну, исследователи, пришла пора проверить, как вы умеете применять то, что знаете.
7. Самостоятельная работа
Я предлагаю вам выполнить самостоятельную работу по карточкам: вы можете выбрать себе задание сами
Желтая карточка – задание потруднее:
Подчеркни многозначные слова: вертолёт, спорт, груша, ключ, учебник, телевизор, труба.
Зелёная карточка – задание полегче:
Догадайся по лексическим значениям, о каком многозначном слове идет речь:
Инструмент художника, маляра.
Часть руки с пальцами.
Часть ягодного растения
Запиши это слово:
Взаимопроверка по слайду.
8.Итог урока и оценивание
- Чтобы знания были впрок.
Давайте повторим урок.
- Какие слова мы называем однозначными?
-Какие слова мы называем многозначными?
- Где вы можете посмотреть значение слова?
10. Рефлексия
- Чему учились на уроке?
- Какие слова мы называем однозначными?
- Какие слова мы называем многозначными?
- Сейчас я хочу, чтобы вы оценили свою работу
Я хорошо выполнил свою работу на уроке – используем зеленый цвет;
Я мог выполнить работу значительно лучше – используем желтый цвет
Я плохо работал на уроке – используем красный цвет.
- Скажите, кто и как оценил свою работу на уроке?
- Что для тебя было легко (трудно)?
- Доволен ли ты своей работой?
- За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?
- Я сегодня хочу похвалить ….. за аккуратность письма, быстрый ответ, внимательность, за активность на уроке и т.д.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.