Урок русского языка во 2 классе на тему "Корень слова"

  • docx
  • 30.12.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Ознакомление с новым материалом _Корень слова_.docx

Тема урока "Корень слова". 2-й класс

Цель урока: умением находить в слове корень и подбирать однокоренные слова.

Задачи урока:

Образовательные:

  • познакомить обучающихся с понятиями “корень”, “однокоренные слова”;
  • учить детей находить корень в словах, распознавать и подбирать однокоренные слова;
  • обогащать словарный запас детей.

Развивающие:

  • развивать наблюдательность, память; совершенствовать навыки аргументированного и лаконичного изложения мыслей и умения вести учебный диалог, развивать творческие способности, речь.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к родному языку, потребность пользоваться его языковым богатством, воспитывать чувство ответственности за свой труд, умение работать совместно, помочь учащимся увидеть результаты своего труда.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

1. Организационный этап.

Здравствуйте, ребята!

Учащиеся записывают в тетрадях число и слова Классная работа.

- Какое важное умение вы развиваете на уроках русского языка?

- Умение грамотно и красиво писать.

2. Минутка чистописания

- Запишите парные согласные по глухости и звонкости.
Ответ: б – п, в – ф, г – к, з – с, ж – ш, д – т                                                                                                                          - На нижней строчке запишите непарные звонкие согласные звуки
Ответ: л, р, н, м

 

3. Активизация деятельности.

Игра на внимание : «Звери спрятались»

На доске текст. Надо найти в нём названия зверей.

Пришли ребята в зоопарк. Возле входа – поленья. И объявление: »Мухомор жареный». Рысью пробежал охранник. Ребята за ним, но по пути заслон, Послышалось рычание. »Принести грабли!» – скомандовал охранник. Принесли самые новые. «Велика банка, - почему-то сказал охранник. И добавил: - Зоопарк закрыт».

- Так и не увидели ни одного зверя. А жаль. Их здесь вон сколько. Целых девять, и все на виду. Найдите их!

 4. Словарная работа.

На доске написаны слова. Они «засекречены». В каждое слово из низ вставлен лишний слог.

СОБАМОКА, ОПЕРСИНА ,ГЛОРАММ

Надо «рассекретить» и записать в тетрадь получившиеся слова.

- Как мы называем такие слова?

- Почему мы решили , что это словарные слова?

- Молодцы!  

- Посмотрите, пожалуйста, на следующие слова. Давайте прочитаем их. Заполните пропуски в словах.

Сн_жок, м_розный, М_розко, снеж_нка, м_розит,снежная, моро_.

На какие три группы можно разделить эти слова? (1гр.–  снежок, Морозко, снежинка, (предметы) мороз; 2гр –   морозный, снежная; (признак) 3гр.–  морозит. (Действие)

5. Актуализация знаний

- А как можно разделить эти слова на две группы?   

(1гр.- снежок, снежинка, снежная; 2 гр. - Морозко, морозит, морозный.) Каждая группа включает в себя слова, которые имеют одинаковую часть, т.е. корень.

6. Сообщение темы и цели урока.

- Итак, кто может озвучить тему нашего сегодняшнего урока?

- Правильно, тема нашего урока звучит так «Корень слова»

Сегодня мы с вами должны узнать, что называется корнем слова, как найти корень в слова и будем тренироваться в поиске родственных слов и выделении у них общей части.

- Что же такое корень?

-   Предлагаю открыть учебник на стр.59, прочитать правило и сделать выводы своими словами.

- Запишите слова в два столбика. (Запись учащимися слов.)

Работа в парах.

- Теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность. 

7. Этап формирования положительной мотивации.

 - Ребята, скажите, что обозначает слово корень?                                                                                                        - Давайте посмотрим значение этого слова в толковом словаре.

- Слово корень – многозначное: корень – подземная часть растения; внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса; корень слова.   Что общего в значении этого слова?

- Это важная, главная часть чего-либо. Например, корень учения – основа знаний.

- Что вырастает из корня слова?

- Новые слова.

- Как они называются?

- Однокоренными.

8. Физминутка.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И – направо! И еще

Через левое плечо!

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

На носочках потянулись

И друг к другу повернулись.

Как пружинки мы присели,

А потом тихонько сели.

 

 

- Как вы считаете, вы умеете подбирать однокоренные слова?

- Да.

Работа в группах.

Карточки со словами.

  • 1 карточка – лес/ лесочек, лесник, лесной./
  • 2 карточка – вода / водяной, водица, подводная. /
  • 3 карточка – гриб/ грибница, грибочек, грибник/
  • 4 карточка – вишня / вишневый, вишенка/
  • 5 карточка – лимон/ лимонница, лимончик, лимонный. /

(карточки дети вешают на доску и комментируют свой ответ.)

- Я убедилась в том, что вы замечательно умеете подбирать однокоренные слова.

9. Работа с учебником.

Стр.59 Упр. 82

10. Физминутка для глаз.                                                                                                                                 11.  Рифлексия

Мы узнали что такое корень слова?

 / главная часть слова/

- Как его находить?

/ подобрать однокоренные слова/

- Как его выделять (значок)?

- Какова его роль в слове?

- Мы знаем, для чего нужно уметь находить в слове корень. Мы знаем, что это часть слова. Мы уже знаем, каким значком он обозначается.

Игра “Третий лишний” 

- Найди в каждой группе слов лишнее слово. Объясни.

Лес, лесник, леска, лесной

Парк, парковый, паркет

Водичка, вода, водитель, водяной

- Слова являются однокоренными, т. к. общая часть у них лес и значение всех слов связано с лесом. Лес – это корень слова, обозначаем значком  (дугой).   Прочитав все слова без корня лес, убедились, что нет таких слов, значит, корень - главная часть слова, в нем заключен общий смысл всех однокоренных слов. Корни пишутся одинаково. 

Леска – прикрепляемая к удилищу нить с рыболовным крючком. Удилище – часть удочки – длинная гибкая палка.

 12. Итог урока.

- Молодцы, ребята!  Вы очень хорошо поработали!


 

Скачано с www.znanio.ru