Тема: Углеводороды и их природные источники (урок обобщения знаний)
Цели семинара:
I. Образовательно-развивающие цели:
1.1. Применение опорных понятий: углеводороды: алканы, алкены, алкадиены, алкины, арены, гомология, изомерия: структурная, межклассовая, пространственная, строение атома углерода, теория химического строения, природные источники углеводородов.
1.2. Развитие у обучающихся УУД:
1.3. Развитие у обучающихся специальных умений: выделять предельные и непредельные углеводороды среди других органических соединений, определять принадлежность углеводорода к определенному классу углеводородов по составу и строению, определять и обосновывать роль углеводородов в природе и в хозяйственной деятельности человека, находить общие и отличительные признаки классов углеводородов, составлять уравнения реакций, характеризующих свойства углеводородов, их получение и применение, называть природные источники углеводородов и продукты их переработки
II. Воспитательные цели:
2.1. Формирование у обучающихся мировоззрения на основе философских категорий: единство – многообразие, общее – особенное – единичное, причина – следствие.
2.2. Развитие личностных УУД: личностное самоопределение, нравственно-этическое оценивание.
План семинара
К каждому вопросу семинара составить не менее 4 вопроса-суждения.
Заявка на оценку для домашнего задания (анкета обратной связи):
5» —27 баллов и более (14 в-с и более) «4» — 21 – 26 баллов (11 – 13 в-с)
«3» — 16 – 20 баллов (8 – 10 в-с)
Список рекомендуемой литературы к семинару
1. О.С. Габриелян. И.Г. Остроумов, С.А. Сладков Химия 10 класс. Москва. Просвещение. 2020год
2. Цветков Л.А. Органическая химия Москва. : «Владос», 2002 год
3. Нифантьев Э.Е. Цветков Л.А. Химия 10-11. Органическая химия М. : Просвещение, 2000
4. Артеменко А.И. Удивительный мир органической химии М.: «Дрофа», 2004 год
5. Хомченко Г.П. Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы Москва. : «Новая волна», 2001 год
6. Сайт: https://foxford.ru/wiki/himiya/prirodnye-istochniki-uglevodorodov Природные источники углеводородов
7. Сайт: https://studbooks.net/2499311/tovarovedenie/oblasti_primeneniya_uglevodorodov Области применения углеводородов
Пример анкеты обратной связи учителя
Первый вопрос семинара: Чем объяснить многообразие углеводородов?
1. Каким образом объясняется название и строение органических веществ
углеводородов?
2. Каким образом теория химического строения органических веществ А.М.
Бутлерова объясняет многообразие углеводородов?
3.Чем объяснить, что углеводороды делятся на классы?
4. Чем объяснить, что среди углеводородов выделяется класс предельных
углеводороды?
5. Чем объяснить, что среди углеводородов выделяется классы непредельных
углеводородов?
6. Каким образом объяснить многообразие алканов?
7. Каким образом явление гомологии влияет на многообразие углеводородов?
8. Каким образом явление изомерии влияет на многообразие углеводородов?
9.Каким образом было установлено строение молекулы бензола?
10.Каким образом состав молекул углеводородов отражается в названии и общей
формуле?
Второй вопрос семинара: Чем объяснить, что углеводороды проявляют различные химические свойства?
1. Как доказать непредельность углеводородов?
2. В каком случае углеводороды вступают в реакции замещения?
3. В каком случае углеводороды вступают в реакции присоединения?
4. В каком случае у углеводородов возможна реакция полимеризации?
5.Каким образом строение молекул углеводородов влияет на их свойства?
6. Каким образом можно отличить непредельные углеводороды от предельных углеводородов?
7. Каким образом наличие двойной связи влияет на химические свойства алкенов?
8. Когда углеводород считается непредельным?
9. Каким образом наличие двойной связи влияет на химические свойства алкенов?
10.Каким образом строение молекулы аренов влияет на химические свойства
ароматических углеводородов?
11.Каким образом при помощи качественных реакций можно доказать
принадлежность углеводорода к определённому классу?
12. Каким образом строение молекул углеводородов влияет на физические
свойства?
Третий вопрос семинара: Вследствие чего углеводороды имеют важное значение в хозяйственной деятельности человека?
1.Вследствие чего метан находит широкое применение в народном хозяйстве?
2.Чем объяснить использование метана в производстве резины, краски?
3.Каким образом объяснить широкое применение этилена?
4.Чем объяснить, что полимеры находят широкое применение в народном хозяйстве?
5. Каким образом открытие С.В. Лебедева повлияло на качество каучука?
6.Чем объяснить, что углеводороды используются как источник энергии?
7. Вследствие чего производство полимеров постоянно увеличивается в мире?
8.Вследствие чего 21 век считается веком полимеров?
9.Вследствие чего бензол считают одним из ценных полупродуктов органического синтеза?
10.Вследствие каких свойств бензол является полупродуктом органического синтеза?
11. Каким образом строение молекул оказывает влияние на качество каучука?
Четвёртый вопрос семинара: 4. Каким образом природные источники газа, угля и нефти связаны с углеводородами?
1.Как доказать что природными источниками углеводородов являются
природный газ, нефть и каменный уголь?
2.Вследствие чего природный газ является важнейшим видом топлива?
3.Чем объяснить, что владение природными источниками углеводородов и
контроль над ними играют важную роль в мировой политике?
4.Когда природный газ используется как сырьё для химической
промышленности?
5.Чем объяснить, что добыча природного газа и нефти тесно связана с
экономической ситуацией в стране?
6.Каким образом продукты переработки нефти связаны со свойствами
углеводородов?
7.Следствием каких процессов возможно получение бензина высокого качества7
8. Вследствие чего каменный уголь является источником сырья для химической
промышленности?
9 .Вследствие чего возможна вторичная переработка коксохимического
производства?
10. Чем объяснить, каменный уголь использует человек с древних времён?
11. Каким образом могут пригодиться знания о природных источниках
углеводородов в дальнейшей учебе и профессиональной деятельности?
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.