Урок "Семья - чудеснейшее место для жизни"

  • docx
  • 20.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок Семья - чудеснейшее место для жизни.docx

Тема: "Моя семья - чудеснейшее место для жизни".

Класс: 2

Тип урока: систематизация знаний (общеметодологической направленности), нравственный.

Цели:

1) Деятельностная: продолжать учить структурировать полученные знания, видеть каждое новое знание.

Задачи:

- развивать умение переходить от частного к общему и наоборот;

- просвещать обучающихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок.

2) Содержательная: совершенствование мыслительных операций по видению нового знания в структуре урока, его связь с уже приобретённым опытом и его значения для дальнейшего обучения.

Задачи:

- способствовать формированию умения строить теоретические предположения.

3) Воспитательная: приобретение опыта адекватного поведения в семье.

Задачи:

- содействовать формированию правильных взаимоотношений в семье;

- вызвать интерес к истории возникновения своей семьи.

Приёмы:

1) целеполагания визуальной цели «Тема-вопрос":

- проблемный диалог помогает определению учащимися знания-незнания ("Что такое счастье?"); 

- учащиеся составляют план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос;

- выдвигают множество идей и утверждают их через показ конечного результата;

-  субъект - субъектные отношения направляют их деятельность;

2) мотивации: ключевые слова.

Вид урока: обсуждение.

Методы:

1) уровень познавательной деятельности: интерактивный (вектор: учитель = ученик = ученик), эвристический.

Задачи интерактивного метода:

- учить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации, формировать собственное мнение;

- продолжать учить работать в команде.

2) по источнику познания: устный, наглядный;

Предполагаемый результат:

- продуктивное творческое взаимодействие;

-  владение понятием "семья";

- забота и уважение к членам семьи, к её истории, традициям и ценностям;

- желание составить семейное генеалогическое дерево, которое поможет детям понять важность наличия семьи.

Предварительная работа:

1) взять интервью у родителей о понятии самых непреложных истинах;

2) выпустить экран "Детство наших родителей" (фото мам и пап в детском возрасте);

3) оформить класс плакатами (например, "Счастлив тот, кто счастлив у себя в доме" Л.Н. Толстой; "В семейном кругу все корни твои, и в жизнь ты входил из семьи"; "Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители - пример ему"; и т.п.)

Этапы урока:

1. Этап мотивации: эмоциональное восхождение в урок.

2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений: диалог, проблемный вопрос.

3. Постановка учебной задачи, целей урока: подводящий диалог и работа над понятием.

4. Составление плана, стратегии: деловая игра "Точка зрения".

5. Реализация построенного проекта: привлекательная цель.

6. Этап самостоятельной работы: работа в группах.

7. Рефлексия учебной деятельности:

- эмоциональная - "Дерево успеха";

- оценочная - отсроченная отгадка;

- графическая форма рефлексии: образ темы.

Составленная в завершении урока   ромашка "Что такое счастливая семья?" (духовная рефлексия) поможет:

- заметить любое самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его;

-  увидеть, как каждый размышляет о своём внутреннем состоянии и самопознание;

- провести тематическое родительское собрание "Влияние семьи на ребёнка" (в форме "ток-шоу"). На нём мы будем обсуждать и корректировать типы отношений между детьми и родителями. Лепестки с высказываниями помогут обогащению детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через представление детей о своей семье.

8. Домашнее задание: творчество работает на будущее.

 Оформление интервью, взятых у родителей, для составления коллажа на уроке технологии с последующим небольшим исследованием «Семья - это семь "Я"?".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

 

1. Самоопределение (мотивация)

1) Составим "Азбуку хороших слов" (по Н.П. Локаловой "Школьная неуспеваемость"). Вспомните добрые хорошие слова на букву "Д" (добрый, долгожданный, дружелюбный, добросовестный, думающий, доходчивый, душеспасительный и т.д.), они помогут нам на уроке.

- Какие молодцы! Надеюсь, такими вы сегодня себя покажете.

2) Сейчас выполним: упражнение мозговой гимнастики "Качание головой" (улучшает мыслительную деятельность), благодаря которому голова будет работать ещё лучше; (упражнение на расслабление мышц шеи и плеч).

2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений.

1) Нам сегодня на уроке может пригодиться хороший девиз. Какой?  (Например, "Океан начинается с малого ручейка"). Девиз поможет решить любые вопросы и задачи спокойно, уверенно, опираясь на надёжное плечо одноклассника.

2) Сегодняшний урок я хочу начать с интересного, на мой взгляд, вопроса: "Как вы считаете, что такое счастье?" (Вопрос, на самом деле, трудный. Задумываясь, ребята разделяют целое понятие на составные части.)

Предположения детей. Например, счастье, это друзья и товарищи рядом, сеть любимое дело, дома все здоровы, всё спокойно у бабушки с дедушкой...

- Да, верно, счастье всё то, что вы перечислили. Трудно было раскрыть смысл этого слова?

3. Постановка учебной задачи, целей урока.

- Ещё счастье - это когда ты кого-то любишь и когда любят тебя. Любят просто так, за то, что ты есть и ты рядом, за твои шалости и неудачи, за твои проказы и, даже, огорчения. Любовь бывает разная: любовь мамы - ласкает, папы – даёт твёрдую уверенность, бабушки – мудрому учит, сестрёнки или братишки – ожидания чего-то... И любовь эта живёт ... (в семье).

- Сегодня на уроке, мы будем говорить о ... (семье). Это слово каждый знает, ни на что не променяет!

- Послушайте стихотворение В. Берестова:                      

 Любили тебя без особых причин

За то, что ты - внук, за то, что ты - сын,

За то, что малыш, за то, что растёшь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.                                            

- Из стихотворения видно, что такую сильную любовь можно получить только в семье. Так что же такое семья? (Дети высказываются)

- Какое понятие будем раскрывать на уроке? (семья)

- Какие жизненные ситуации, которые сейчас можно быстро вспомнить, помогут определить о чём именно будем говорить, над чем работать?

Предположения детей, например,

- Придёшь домой, а мама сразу спросит: "Кушать будешь?"

- Зашёл домой: синяк под глазом, руки в ссадинах, форма порвана, а папа и говорит: "Не печалься, сынок, так мужчины взрослеют".

- Вернулась со школы: бантик развязан, волосы растрёпаны, на колготках - дыра, мешок для сменной обуви весь в грязи, а бабушка говорит: "Радость моя неугомонная, с тобой рядом, моя молодость в дверь памяти стучится".

- Получил "двойку", иду домой, грустно не от того, что будут ругаться, а от того, что мама огорчиться, а папа тихо, без слов возьмёт портфель и проводит в комнату. И столько сил захочется приложить, чтобы завтра они испытали гордость за меня, чтобы их не покидало чувство счастья.

- Очень хорошие истории! Как прозвучит наша тема? («Семья – чудеснейшее место для жизни»)

4. Составление плана, стратегии.

- Да, разные истории происходят с нами, бывают неудачи и огорчения, злость и растерянность, но только дома тебя поймут, подарят ласковое слово, крепко обнимут, сытно покормят.

- Как вы думаете, ребята, что мы сегодня должны узнать о семье на уроке, что раскрыть и понять? (Ребята составляют план работы)

- Только крепкая и дружная семья помогает преодолеть все невзгоды.

Часто я смотрю на фото их красивое,

И немножко злюсь, и чуть-чуть завидую.

Спрашиваю папу: "Где я был тогда?"

Отвечает папа: "Не было тебя".

Как же может быть такое, чтобы без меня

Родилась такая дружна семья?

5. Реализация выбранного проекта.

1) Каждая семья где-то должна жить. Как сейчас называется место, а раньше это было целое строение, где живут семьи? (Дом)

На экране вы видите нарисованную... (избу). Издревле избу строили брёвнышко к брёвнышку - плотно, чтобы тепло из дома не уходило. И на крыше этой избы я помещаю слово "тепло". Слову "благополучие" я нашла место на первом бревне дома, а вы, посовещавшись в командах, продиктуете мне другие слова, которые необходимы для крепкой семьи и благополучного дома.  (Например, уважение, понимание, забота, любовь, радость и т.д.)

- Вот какая изба получилась у нас. И жить в таком доме, конечно, хочется. Всем в нём уютно. Какое счастье!

2) Давайте поиграем в игру "Что в семье для счастья надо".

1 команда - определяет, что надо для счастья в семье - детям;

2 команда - папе и маме;  

3 команда - бабушке и дедушке.

- И так, в командах вы приняли решение, что для в семье для счастья необходимо. Послушаем ваши предположения.

Капитаны команд высказываются.

- Итог: Для семейного счастья родителям надо, чтобы вы: не болели, сытно поели, хорошо учились, были всегда в хорошем настроении.

Старшее поколение стремиться, чтобы вы: имели надёжных друзей, отдохнули в полную силу в саду-огороде и витаминов наелись, чтобы про них не забывали и каждый день их навещали.

Для вас самих счастье в семье, это когда никто не ругается, все друг другу помогают и прислушиваются к вашему мнению. Если есть семейный лад, это лучше всех наград.

3) У всех семей есть что-то неповторимое, что их отличает друг от друга. Как вы думаете, что это? (Фамилия)

- Каждая семья имеет свою особенную фамилию, ту, которая роднее всех, но, иногда, она бывает такая интересная или, даже, смешная. На уроке окружающего мира мы узнали с вами, что специалисты нашли несколько путей образования русских фамилий, вспомним их:

- от древнерусских и славянских имён (например, Ершов, Первушкин, Тихомиров);

- произошли по особенности характера или внешности (Волк, Малый);

- качества характера (Мудрый, Храбров);

- могли образоваться от названия местности (например, Москвин, Сосновоборский).

6. Этап самостоятельной работы.

1) И вы узнали, что обозначает ваша фамилия. Кто хочет рассказать, как возникла его фамилия? (Высказывания детей)

- На уроке окружающего мира вы получали домашнее задание сделать свою родословную в любой форме. Как пожелаете. Посмотрите, какие красивые экспонаты у нас получились!

- Сейчас вы в командах пофантазируете, можно в юмористической форме, как бы могла возникнуть фамилия:

1 команда - Кузилков; 

2 команда - Тукуров; 

3 команда -  Бубенчиков (учитывается то, что детей с данными фамилиями в классе нет).

- Да, фантазии и интеллекта вам хватило. И если вы считаете, что у вас или у кого-то из ваших друзей неподходящая фамилия, придумайте что-то юмористическое про неё, чтобы всех заинтриговать, чтобы всем захотелось про свою фамилию что-то интересное сказать. А помочь вам в этом могут, конечно же, родители. 

2) Семья - это удивительное место и таким его делают ваши родители. Они всегда стараются, чтобы вам было уютно дома, радостно, чтобы вы всегда хотели бежать домой, к своим самым родным и близким людям. Ваши родители знают, как сохранить уют и тепло дома. Родителей можно сравнить с большими птицами, которые всегда заботятся о своих птенцах. Когда вы вырастите - то так же, как и ваши родители. улетите с родного гнезда. Но, как и ваши родители, всегда будете помнить то тепло и благополучие, которое вас окружало.

- Ребята, какая птица в России считается символом семьи? (Голубь)

- Сейчас мы будем мастерить символ семьи. На столах у вас лежит танграм, из которого надо сложить голубя. Посмотрим, какая команда справится быстрее.

3) Так как семья - это 7 "Я", то следующее соревнование команд связано с цифрой семь. Я задаю поочерёдно вопрос каждой команде, а вы отвечаете:  

- Седьмой день недели? (воскресенье)

- Какой праздник празднуется седьмого января? (Рождество)

- 7 разделить на 7? (1)

- Название сказки с числом 7? "Семеро храбрецов" ...) - можно назвать хотя бы одну.

- Пословицы с числом 7? ("Седьмая вода на киселе", "Семь пятниц на неделе", "Семь бед – один ответ», «У семи нянек дитя без глазу», «Семи пядей во лбу» и т.д.).

4) Семья - это самоё уютное место на земле. Вот что написал про неё М. Шварц:

К цифре "семь" добавлю "я", что получится? - Семья!

- "Семья" - словечко странное, хотя не иностранное.

Как слово получилось? Не ясно нам совсем.

Ну, "я" мы понимаем, а почему их семь?

- Не надо думать и гадать, а надо просто сосчитать:

Две бабушки, два дедушки, плюс папа, мама, я.

 Сложили? Получается семь человек - семь "Я".

- А если есть собака? Выходит, восемь "Я"?

- Нет. Если есть собака, выходит во! - семья.

 

- Следующий конкурс "Угадай-ка".

Бывают семьи, которые просто жить не могут без домашних питомцев. Каких только животных, иногда, не увидишь в семьях. Сейчас вы будете отгадывать задуманное животное (поочерёдно вопрос каждой команде):

1. Животное - гриб? (Лисичка)

2. Животное - бездельник? (Ленивец)

3. Животное - шахматная фигура? (Слон, конь)

4. Животное - маршрутка? (Газель)

5. Животное - военный корабль? (Броненосец)

6. Животное - легковая машина? (Ягуар)

7. Животное - проявление нежности и любви? (Ласка)

8. Животное - жилище? (Норка)

9. Животное - пешеходный переход? (Зебра)

10. Животное - безбилетный пассажир? (Заяц)

11. Животное на замке молнии? (Собачка)

12. Животное - компьютерный манипулятор? (Мышка)

5) В завершении урока мы с вами составим цветок, а какой, вы определите, если вспомните, что в России этот цветок - символ семьи (ромашка).

- Ромашку мы назовём "Что такое счастливая семья?" (пишется в глазке ромашки).

На заранее приготовленных лепестках от ромашки учащиеся пишут свои мысли о счастливой семье. Все лепестки скрепляются в большую ромашку. Ромашек получается столько. Сколько команд.

6) Молодцы. Наш урок завершается. Что интересного он принёс вам? Что особенно запомнилось? О чём бы ещё хотели узнать?

 

7. Этап рефлексии деятельности (эмоциональная).

- Используется «Поляна класса». Ребята, на полянку каждый приклеит свой заготовленный цветок.

(На заранее приготовленных на уроке технологии лепестках разного цвета, тети пишут членов семьи, каждому из них подбирая свой цвет. И чем ярче у каждого ученика получился цветок, тем радостнее ему живётся в семье. (Этот момент можно потом проанализировать с психологом школы)

8. Домашнее задание.

- Дома вы возьмите интервью у своих родителей "Что для меня в доме самое важное" и оформите ответы родителей в виде заметок. На уроке технологии мы составим коллаж.

- Спасибо вам всем за успешно проведённый урок!