Урок "Сложение и вычитание чисел от 1 до 100" (письменные вычисления)

  • docx
  • 27.05.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала урок.docx

Тема: «Сложение и вычитание чисел от 1 до 100» (письменные вычисления).

 

Педагогические цели: создать условия для закрепления состава изученных чисел; формирование умения выполнять письменные вычисления столбиком; строить углы и геометрические фигуры; развивать навыки  устного счёта.

 Задачи:

·        формировать умение выполнять письменные вычисления столбиком; уметь строить углы и геометрические фигуры;

·        развивать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;

·        воспитывать познавательный интерес.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль; умение сравнивать.

Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном  обсуждении.

Познавательные: уметь осуществлять поиск и выделение необходимой информации, применять методы информационного поиска.

Личностные: проявляют познавательный интерес.

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, электронное приложение к учебнику М.И.Моро, геометрические фигуры, плакат с игрой «На поиск девятого», карточки для «Блиц -турнира», тетрадь с печатной основой, учебник по математике М.И.Моро, игра «Танграм».    

 

 

 

 

 

 

 

Содержание урока.

Этап урока и деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

 

1.Организационный момент

    (На интерактивной доске написано        стихотворение)

       И огромна, и сложна

       Геометрии страна,

       Но по ней пройдём мы смело,

       Проложив маршрут умело.

 

2. Актуализация знаний

    1).Устный счёт.

- Чтобы подготовится к путешествию,  посчитаем устно.

    Игра «Молчанка». Приложение № 1.

 

 

 

2).Работа над задачами.

 - В пути нам предстоит преодолеть много препятствий, поэтому необходимо уметь решать задачи.

  «Блиц-турнир». Приложение № 2.

На этом этапе использую карточки для организации дифференцированной работы по объёму заданий.

 

 

 

 

 

 

 

3. Геометрический материал.

   (На доске рисунок.)

    Приложение № 3.

- Чтобы точнее выстроить маршрут путешествия, изучим чертёж. Какие фигуры вы видите на этом чертеже?

 

- Найдите треугольники. Сколько их?

 

- Сколько одинаковых треугольников?

 

 - Сколько квадратов? Они одинаковые?

 

 

 

- Есть ли здесь ещё фигуры?

 

 

 

 

- Сколько всего фигур на этом чертеже сосчитайте дома.

 

  4.   Физкультминутка.

 Шли по крыше три кота,

Три кота Василия,

(Ходьба на месте.)

Поднимали три хвоста

Прямо в небо синее.

(Поднимание и опускание рук.)

Сели киски на карниз,

Посмотрели вверх  и вниз.

(Приседания.)

И сказали три кота:

- Красота! Красота!

(Хлопают в ладоши.)

 

 

4. Самоопределение к деятельности.

- Внимание! Первое испытание. Впереди таинственный город. Чтобы войти в него надо рассказать, какие дома в нём построены.

 (На доске прикреплены фигуры.)

    Приложение № 4.

 

- На какие две группы можно разделить фигуры на доске?

 (Учитель убирает фигуры без углов.)

 

- На какие три группы можно разделить оставшиеся фигуры?

 

- Что общего у фигур в каждой группе?

 

 

- Как вы думаете, какой теме будет посвящено наше путешествие в страну Геометрию?

 

- Проверьте свои предположения. Откройте учебник на с.8, прочитайте тему и задачи урока.

 

5. Работа по теме урока.

      Практическая работа, работа по учебнику.

- Мы прошли город Геометрических фигур. Далее по маршруту лабиринт Углов. Для того чтобы не заблудиться, надо выполнить чертёж выхода из лабиринта. Он дан на полях на с.8 учебника.

- Прочитайте и выполните задание к чертежу.

(Учитель чертит углы на доске.)

 

- Три коридора лабиринта мы преодолели. Впереди самый главный. Он заканчивается крепкой дверью. Открыть её мы сможем, выполнив следующее задание.

- Сейчас каждый из вас сделает из круга, который лежит на парте, модель прямого угла. Как это сделать, подскажет интерактивная доска.

 

 

 

- У вас получилась модель прямого угла.

- Рассмотрите чертёжный треугольник.  С помощью модели прямого угла, определите у треугольника прямой угол.

 

- Будут ли прямыми остальные углы этого треугольника?

 

 - Какие у вас получились углы?

- Как бы вы их назвали?

 

- Прочитайте в учебнике, как называется угол, который меньше прямого?

 

- Как называется угол больше прямого?

 

- Молодцы, дверь из лабиринта открыта. Мы продолжаем путешествие. Мы оказались у леса Многоугольников. Пройти через лес нам поможет наш проводник – модель прямого угла.

 

-Работаем в парах. За 2 минуты найдите в классе предметы,  у которых есть прямые углы.

 

- А сейчас мы с вами присели отдохнуть на полянке. Вдруг на небе выглянуло солнышко. Его лучи стали падать прямо перпендикулярно на нас. Солнечные лучи падают под прямым углом только в 12 часов дня. Давайте сейчас посмотрим, какие ещё углы образуют солнечные лучи в разное время суток.

- Когда вам пригодится эта информация?

 

 

 

 

 

6.  Закрепление изученного материала.

  Работа по учебнику.

 №4 (с.9)

- Впереди по маршруту водопад Задач. Чтобы перейти его, надо перекинуть на другой берег страховочный канат. Сначала потренируемся.

 - Составьте задачи по выражениям: 9+7, 12+8.

 

 - А сейчас можно переправляться. Прочитайте задание в учебнике.

 

№2 (с.9)

 - Привал. Можно разжечь костёр, обсушиться и приготовить походную кашу. Это задание -  для наших кашеваров

25+43        78-5       54+5

 

89-66        45+54     76-6

 

 

7. Рефлексия.

(«Проверь себя» (учебник, с.9). Работа в парах. Вариант 1 находит острые углы, вариант 2 – тупые углы. Прямые углы учащиеся называют друг другу по очереди.)

 

8. Подведение итогов урока.

 - Вот и закончилось наше путешествие. Мы добрались до страны Геометрия.

Игра «На поиск девятого».

 (Учитель закрепляет плакат с  заданием на доске.)

 - Это домик короля.

 

9. Домашнее задание.

1.      Учебник: №3 (с.)

 2. Тетрадь с печатной основой: №21 (с.9)

 

Дети хором читают стихотворение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся показывают карточки с ответами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся самостоятельно выбирают карточку.

Учащиеся поменялись тетрадями и проверяют решение по  интерактивной доске.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся рассматривают чертёж.

 

Ответы учащихся. (6)

 

Ответы учащихся. (4 и 2)

Ответы учащихся.(2 и они разные  величине)

 

Здесь есть ещё  четырёхугольники, пятиугольники и шестиугольники.

 

Ответы учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся. (Фигуры, имеющие и не имеющие углы.)

 

(Треугольники, четырёхугольники, пятиугольники.)

(Количество углов и сторон.)

 

Ответы учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Учащиеся чертят углы в тетрадях.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся по чертежу сгибают круг пополам, потом пополам ещё раз.

 

 

 

 

 

Учащиеся определяют прямой угол.

 

 

(Меньше прямого.)

Ответы учащихся.

 

 

 

 

(Острый.)

 

 

(Тупой.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся находят предметы с прямыми углами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей (когда у нас нет с собой телефона или часов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

Учащиеся предлагают варианты задач.

 

 

К  доске выходят два ученика, решают по три примера с дифференциацией по уровню трудности.

Все остальные дети выполняют задание в тетради с печатной основой: №14 (с.7)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся рисуют девятую фигуру - домик короля.

 

 

Коммуникативные  УУД: умение слушать собеседника

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД: умение осуществлять самоконтроль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД: умение осуществлять взаимный контроль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД: формирование действий сравнения, анализа и синтеза.

 

Коммуникативные  УУД: умение слушать друг друга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные  УУД: умение слушать друг друга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД: анализ, классификация.

 

 

 

 

Познавательные УУД: анализ, синтез, обобщение.

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД: формирования умения делать умозаключения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД: моделирование.

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД: умение сравнивать.

 

 

 

Познавательные УУД: выдвижение гипотез, решение проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные  УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные  УУД: инициативное сотрудничество в получении информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД: анализ, классификация.

 

 

Познавательные УУД: анализ и синтез.

 

 

Регулятивные УУД: умение  осуществлять самоконтроль и взаимный контроль.

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД: умение  осуществлять  взаимный контроль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД: анализ и синтез.

 

 

 

 

Коммуникативные  УУД: инициативное сотрудничество в получении информации.

 

 

 

 

Приложение 1

Блиц - турнир

1.     На льдине жили два пингвина – Пин и Гвин. Пин поймал за день 25 рыб, а Гвин – на 6 рыб больше. Сколько рыб поймал за день Гвин?

________________________________________________________________

2.     Пин поймал за день 25 рыб, а Гвин – на 6 рыб больше. Сколько рыб поймали оба пингвина  за день?

________________________________________________________________

3.     Пин поймал 25 рыб. Из них 16 он съел, а остальные оставил на ужин. Сколько рыб Пин оставил на ужин?

________________________________________________________________

4.     Пин поймал 25 рыб, а Гвин – 34. Кто из них поймал рыб больше и на сколько?

________________________________________________________________

 

Блиц - турнир

1.     На льдине жили два пингвина – Пин и Гвин. Пин поймал за день 25 рыб, а Гвин – на 6 рыб больше. Сколько рыб поймал за день Гвин?

________________________________________________________________

2.     Пин поймал за день 25 рыб, а Гвин – на 6 рыб больше. Сколько рыб поймали оба пингвина  за день?

________________________________________________________________

3.     Пин поймал 25 рыб. Из них 16 он съел, а остальные оставил на ужин. Сколько рыб Пин оставил на ужин?

________________________________________________________________

4.     Пин поймал 25 рыб, а Гвин – 34. Кто из них поймал рыб больше и на сколько?

________________________________________________________________

5.     Пин поймал 25 рыб, а Гвин – 34. Сколько рыб поймали они вместе?

________________________________________________________________

6.     Пин поймал 25 рыб, а Гвин – 34. Они отнесли другу 39 рыб. Сколько рыб у них осталось?

________________________________________________________________

 

Приложение 2

Геометрические задания

Укажите прямые углы.

image2

 

 
Вариант 1

 


1

 
 


                                   

Вариант 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 3

Отметь вершины прямых углов цветным карандашом.

 

 

Посмотри на рисунок. Найди многоугольники. Назови прямоугольники.

 
 


6

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Узнай фигуру по описанию и раскрась ее.

1.     Это четырехугольник, у него все углы прямые, но это не квадрат.


 

2.     Это четырехугольник, у него все углы прямые и все стороны одинаковы.

3.    


 

 

3.У этой фигуры некоторые углы прямые, но это не четырехугольник.

 


                         

4.     У этих фигур все углы прямые.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

Раскрась фигуры, у которых все стороны равны, - желтым цветом, а фигуры, у которых все углы прямые, - зеленым.

 

 

 

 

 

 

 


Какая фигура не закрашена? Какую фигуру пришлось закрасить два раза?

 

Приложение 6

 

Математические диктанты.

Сложение и вычитание с переходом через разряд

Выполни вычисления столбиком.

 

Вариант 1

 а) 30 - 18;                г) 94 - 49;              ж) 39 + 39;

б)  61 - 38;              д) 38 + 18;              з) 96 - 7;

в)  17 + 17;             е) 91 - 24;                и) 54 + 46.

Какую закономерность в ответах ты видишь?

Вариант 2

а)  46 + 45;                      г) 18 + 46;            ж) 29 + 8;

б)  91 - 9;                        д) 93 - 38;             з) 63 - 35;

в)  36 + 37;                      е) 18 + 28;           и) 52 - 33.

Какую закономерность в ответах ты видишь?

 

 

Приложение 7

Запиши решение столбиком.

1.   45 увеличь на 38.

2.    Найди разность чисел 74 и 36.

3.    На сколько 47 меньше 55?

4.    Найди сумму чисел 46 и 18.

5.   Уменьши 61 на 46.

6.    Уменьшаемое 54, вычитаемое 28. Найди разность.

7.    Из 83 вычти 48.

8.    К 36 прибавь 37.

9.     Первое слагаемое 38, второе — 49. Чему равна сумма?

10. Сколько получится, если из 60 вычесть 16?

 

Приложение 8

Проверь решение примеров, записывая их в столбик. Найди ошибки.

а)   26 + 35 = 61;                                           е) 35 + 49 = 84;

б)  43 - 15 = 28;                                            ж) 6 + 29 = 89;

в)   18 + 42 = 50;                                           з) 51 - 29 = 22;

г)   38 + 13 = 51;                                           и) 54 + 18 = 72;

д)  74 - 48 = 26;                                            к) 37 + 39 = 76.

 

Приложение 9

Выполни вычисления, записывая решение столбиком.

Scan-140327-0003.jpg

 

Приложение 10

Вычисли, записывая решение каждого действия столбиком. Стрелка покажет, какое действие нужно выполнить с полученным результатом.

Scan-140327-0004.jpg

 

 

 

 

 

 

 

Приложение11

Найди ошибки в решение примеров. Реши примеры верно.

Scan-140327-0002.jpg

Приложение 12

Блиц - турнир

Запиши решение в столбик и вычисли.

Вариант 1

1.     Винни – Пух за неделю съел 46 баночек меда, а Пятачок – на 39 баночек меньше. Сколько баночек меда съел Пятачок за неделю?

2.     К Пятачку на день рождение пришли 35 гостей. Из них 17 были игрушки, а остальные – зверюшки. Сколько зверюшек было на дне рождения у Пятачка?

3.     Когда Винни – Пух лез за медом, пчелы ужалили его 15 раз, а когда летел вниз – на 38 раз больше. Сколько раз ужалили пчелы Винни – Пуха, пока он летел вниз?

4.     Винни – Пух съел за обедом 42 пирожка, а Пятачок – 4. На сколько пирожков Пятачок съел меньше, чем Винни – Пух?

5.     У Кролика на поле стоят 46 больших баночек меда и 48 маленьких баночек. Сколько баночек меда на поле у Кролика?

Вариант 2

1.     В лесной школе 45 птиц и 39 зверей. Сколько всего учеников в лесной школе?

2.     На уроке музыки в лесной школе 37 птиц. Из них 19 синиц, остальные воробьи. Сколько воробьев на уроке музыки?

3.     На физкультуре одна белочка за прыжки получила 25 пятерок, а другая на 8 пятерочек меньше. Сколько пятерочек за прыжки получила вторая белочка.

4.     В первом классе учатся 33 зайчонка, а во втором – 28 зайчат. На сколько зайчат во втором классе меньше, чем в первом?

5.     На уроке одна ворона пропустила объяснения учителя 43 раза, а другая – на 8 раз больше. Сколько раз пропустила объяснения учителя вторая ворона?

 

Приложение13

Игра «На поиск девятого»

image13