Тема: «Сложение и вычитание чисел от 1 до 100» (письменные вычисления).
Педагогические цели: создать условия для закрепления состава изученных чисел; формирование умения выполнять письменные вычисления столбиком; строить углы и геометрические фигуры; развивать навыки устного счёта.
Задачи:
· формировать умение выполнять письменные вычисления столбиком; уметь строить углы и геометрические фигуры;
· развивать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;
· воспитывать познавательный интерес.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль; умение сравнивать.
Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Познавательные: уметь осуществлять поиск и выделение необходимой информации, применять методы информационного поиска.
Личностные: проявляют познавательный интерес.
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, электронное приложение к учебнику М.И.Моро, геометрические фигуры, плакат с игрой «На поиск девятого», карточки для «Блиц -турнира», тетрадь с печатной основой, учебник по математике М.И.Моро, игра «Танграм».
Содержание урока.
Этап урока и деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1.Организационный момент (На интерактивной доске написано стихотворение) И огромна, и сложна Геометрии страна, Но по ней пройдём мы смело, Проложив маршрут умело.
2. Актуализация знаний 1).Устный счёт. - Чтобы подготовится к путешествию, посчитаем устно. Игра «Молчанка». Приложение № 1.
2).Работа над задачами. - В пути нам предстоит преодолеть много препятствий, поэтому необходимо уметь решать задачи. «Блиц-турнир». Приложение № 2. На этом этапе использую карточки для организации дифференцированной работы по объёму заданий.
3. Геометрический материал. (На доске рисунок.) Приложение № 3. - Чтобы точнее выстроить маршрут путешествия, изучим чертёж. Какие фигуры вы видите на этом чертеже?
- Найдите треугольники. Сколько их?
- Сколько одинаковых треугольников?
- Сколько квадратов? Они одинаковые?
- Есть ли здесь ещё фигуры?
- Сколько всего фигур на этом чертеже сосчитайте дома.
4. Физкультминутка. Шли по крыше три кота, Три кота Василия, (Ходьба на месте.) Поднимали три хвоста Прямо в небо синее. (Поднимание и опускание рук.) Сели киски на карниз, Посмотрели вверх и вниз. (Приседания.) И сказали три кота: - Красота! Красота! (Хлопают в ладоши.)
4. Самоопределение к деятельности. - Внимание! Первое испытание. Впереди таинственный город. Чтобы войти в него надо рассказать, какие дома в нём построены. (На доске прикреплены фигуры.) Приложение № 4.
- На какие две группы можно разделить фигуры на доске? (Учитель убирает фигуры без углов.)
- На какие три группы можно разделить оставшиеся фигуры?
- Что общего у фигур в каждой группе?
- Как вы думаете, какой теме будет посвящено наше путешествие в страну Геометрию?
- Проверьте свои предположения. Откройте учебник на с.8, прочитайте тему и задачи урока.
5. Работа по теме урока. Практическая работа, работа по учебнику. - Мы прошли город Геометрических фигур. Далее по маршруту лабиринт Углов. Для того чтобы не заблудиться, надо выполнить чертёж выхода из лабиринта. Он дан на полях на с.8 учебника. - Прочитайте и выполните задание к чертежу. (Учитель чертит углы на доске.)
- Три коридора лабиринта мы преодолели. Впереди самый главный. Он заканчивается крепкой дверью. Открыть её мы сможем, выполнив следующее задание. - Сейчас каждый из вас сделает из круга, который лежит на парте, модель прямого угла. Как это сделать, подскажет интерактивная доска.
- У вас получилась модель прямого угла. - Рассмотрите чертёжный треугольник. С помощью модели прямого угла, определите у треугольника прямой угол.
- Будут ли прямыми остальные углы этого треугольника?
- Какие у вас получились углы? - Как бы вы их назвали?
- Прочитайте в учебнике, как называется угол, который меньше прямого?
- Как называется угол больше прямого?
- Молодцы, дверь из лабиринта открыта. Мы продолжаем путешествие. Мы оказались у леса Многоугольников. Пройти через лес нам поможет наш проводник – модель прямого угла.
-Работаем в парах. За 2 минуты найдите в классе предметы, у которых есть прямые углы.
- А сейчас мы с вами присели отдохнуть на полянке. Вдруг на небе выглянуло солнышко. Его лучи стали падать прямо перпендикулярно на нас. Солнечные лучи падают под прямым углом только в 12 часов дня. Давайте сейчас посмотрим, какие ещё углы образуют солнечные лучи в разное время суток. - Когда вам пригодится эта информация?
6. Закрепление изученного материала. Работа по учебнику. №4 (с.9) - Впереди по маршруту водопад Задач. Чтобы перейти его, надо перекинуть на другой берег страховочный канат. Сначала потренируемся. - Составьте задачи по выражениям: 9+7, 12+8.
- А сейчас можно переправляться. Прочитайте задание в учебнике.
№2 (с.9) - Привал. Можно разжечь костёр, обсушиться и приготовить походную кашу. Это задание - для наших кашеваров 25+43 78-5 54+5
89-66 45+54 76-6
7. Рефлексия. («Проверь себя» (учебник, с.9). Работа в парах. Вариант 1 находит острые углы, вариант 2 – тупые углы. Прямые углы учащиеся называют друг другу по очереди.)
8. Подведение итогов урока. - Вот и закончилось наше путешествие. Мы добрались до страны Геометрия. Игра «На поиск девятого». (Учитель закрепляет плакат с заданием на доске.) - Это домик короля.
9. Домашнее задание. 1. Учебник: №3 (с.) 2. Тетрадь с печатной основой: №21 (с.9) |
Дети хором читают стихотворение.
Учащиеся показывают карточки с ответами.
Учащиеся самостоятельно выбирают карточку. Учащиеся поменялись тетрадями и проверяют решение по интерактивной доске.
Учащиеся рассматривают чертёж.
Ответы учащихся. (6)
Ответы учащихся. (4 и 2) Ответы учащихся.(2 и они разные величине)
Здесь есть ещё четырёхугольники, пятиугольники и шестиугольники.
Ответы учащихся.
Ответы учащихся. (Фигуры, имеющие и не имеющие углы.)
(Треугольники, четырёхугольники, пятиугольники.) (Количество углов и сторон.)
Ответы учащихся.
(Учащиеся чертят углы в тетрадях.)
Учащиеся по чертежу сгибают круг пополам, потом пополам ещё раз.
Учащиеся определяют прямой угол.
(Меньше прямого.) Ответы учащихся.
(Острый.)
(Тупой.)
Учащиеся находят предметы с прямыми углами.
Ответы детей (когда у нас нет с собой телефона или часов)
Ответы детей.
Учащиеся предлагают варианты задач.
К доске выходят два ученика, решают по три примера с дифференциацией по уровню трудности. Все остальные дети выполняют задание в тетради с печатной основой: №14 (с.7)
Учащиеся рисуют девятую фигуру - домик короля.
|
Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника
Регулятивные УУД: умение осуществлять самоконтроль.
Регулятивные УУД: умение осуществлять взаимный контроль.
Познавательные УУД: формирование действий сравнения, анализа и синтеза.
Коммуникативные УУД: умение слушать друг друга.
Коммуникативные УУД: умение слушать друг друга.
Познавательные УУД: анализ, классификация.
Познавательные УУД: анализ, синтез, обобщение.
Познавательные УУД: формирования умения делать умозаключения.
Познавательные УУД: моделирование.
Регулятивные УУД: умение сравнивать.
Познавательные УУД: выдвижение гипотез, решение проблемы.
Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в получении информации.
Познавательные УУД: анализ, классификация.
Познавательные УУД: анализ и синтез.
Регулятивные УУД: умение осуществлять самоконтроль и взаимный контроль.
Регулятивные УУД: умение осуществлять взаимный контроль.
Познавательные УУД: анализ и синтез.
Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в получении информации.
|
Приложение 1
Блиц - турнир
1. На льдине жили два пингвина – Пин и Гвин. Пин поймал за день 25 рыб, а Гвин – на 6 рыб больше. Сколько рыб поймал за день Гвин?
________________________________________________________________
2. Пин поймал за день 25 рыб, а Гвин – на 6 рыб больше. Сколько рыб поймали оба пингвина за день?
________________________________________________________________
3. Пин поймал 25 рыб. Из них 16 он съел, а остальные оставил на ужин. Сколько рыб Пин оставил на ужин?
________________________________________________________________
4. Пин поймал 25 рыб, а Гвин – 34. Кто из них поймал рыб больше и на сколько?
________________________________________________________________
Блиц - турнир
1. На льдине жили два пингвина – Пин и Гвин. Пин поймал за день 25 рыб, а Гвин – на 6 рыб больше. Сколько рыб поймал за день Гвин?
________________________________________________________________
2. Пин поймал за день 25 рыб, а Гвин – на 6 рыб больше. Сколько рыб поймали оба пингвина за день?
________________________________________________________________
3. Пин поймал 25 рыб. Из них 16 он съел, а остальные оставил на ужин. Сколько рыб Пин оставил на ужин?
________________________________________________________________
4. Пин поймал 25 рыб, а Гвин – 34. Кто из них поймал рыб больше и на сколько?
________________________________________________________________
5. Пин поймал 25 рыб, а Гвин – 34. Сколько рыб поймали они вместе?
________________________________________________________________
6. Пин поймал 25 рыб, а Гвин – 34. Они отнесли другу 39 рыб. Сколько рыб у них осталось?
________________________________________________________________
Приложение 2
Геометрические задания
Укажите прямые углы.
|
|
|
|||||
Вариант 2
Приложение 3
Отметь вершины прямых углов цветным карандашом.
Посмотри на рисунок. Найди многоугольники. Назови прямоугольники.
|
|
Приложение 4
Узнай фигуру по описанию и раскрась ее.
1. Это четырехугольник, у него все углы прямые, но это не квадрат.
2. Это четырехугольник, у него все углы прямые и все стороны одинаковы.
3. |
3.У этой фигуры некоторые углы прямые, но это не четырехугольник.
4. У этих фигур все углы прямые.
Приложение 5
Раскрась фигуры, у которых все стороны равны, - желтым цветом, а фигуры, у которых все углы прямые, - зеленым.
Какая фигура не закрашена? Какую фигуру пришлось закрасить два раза?
Приложение 6
Математические диктанты.
Сложение и вычитание с переходом через разряд
Выполни вычисления столбиком.
Вариант 1
а) 30 - 18; г) 94 - 49; ж) 39 + 39;
б) 61 - 38; д) 38 + 18; з) 96 - 7;
в) 17 + 17; е) 91 - 24; и) 54 + 46.
Какую закономерность в ответах ты видишь?
Вариант 2
а) 46 + 45; г) 18 + 46; ж) 29 + 8;
б) 91 - 9; д) 93 - 38; з) 63 - 35;
в) 36 + 37; е) 18 + 28; и) 52 - 33.
Какую закономерность в ответах ты видишь?
Приложение 7
Запиши решение столбиком.
1. 45 увеличь на 38.
2. Найди разность чисел 74 и 36.
3. На сколько 47 меньше 55?
4. Найди сумму чисел 46 и 18.
5. Уменьши 61 на 46.
6. Уменьшаемое 54, вычитаемое 28. Найди разность.
7. Из 83 вычти 48.
8. К 36 прибавь 37.
9. Первое слагаемое 38, второе — 49. Чему равна сумма?
10. Сколько получится, если из 60 вычесть 16?
Приложение 8
Проверь решение примеров, записывая их в столбик. Найди ошибки.
а) 26 + 35 = 61; е) 35 + 49 = 84;
б) 43 - 15 = 28; ж) 6 + 29 = 89;
в) 18 + 42 = 50; з) 51 - 29 = 22;
г) 38 + 13 = 51; и) 54 + 18 = 72;
д) 74 - 48 = 26; к) 37 + 39 = 76.
Приложение 9
Выполни вычисления, записывая решение столбиком.
Приложение 10
Вычисли, записывая решение каждого действия столбиком. Стрелка покажет, какое действие нужно выполнить с полученным результатом.
Приложение11
Найди ошибки в решение примеров. Реши примеры верно.
Приложение 12
Блиц - турнир
Запиши решение в столбик и вычисли.
Вариант 1
1. Винни – Пух за неделю съел 46 баночек меда, а Пятачок – на 39 баночек меньше. Сколько баночек меда съел Пятачок за неделю?
2. К Пятачку на день рождение пришли 35 гостей. Из них 17 были игрушки, а остальные – зверюшки. Сколько зверюшек было на дне рождения у Пятачка?
3. Когда Винни – Пух лез за медом, пчелы ужалили его 15 раз, а когда летел вниз – на 38 раз больше. Сколько раз ужалили пчелы Винни – Пуха, пока он летел вниз?
4. Винни – Пух съел за обедом 42 пирожка, а Пятачок – 4. На сколько пирожков Пятачок съел меньше, чем Винни – Пух?
5. У Кролика на поле стоят 46 больших баночек меда и 48 маленьких баночек. Сколько баночек меда на поле у Кролика?
Вариант 2
1. В лесной школе 45 птиц и 39 зверей. Сколько всего учеников в лесной школе?
2. На уроке музыки в лесной школе 37 птиц. Из них 19 синиц, остальные воробьи. Сколько воробьев на уроке музыки?
3. На физкультуре одна белочка за прыжки получила 25 пятерок, а другая на 8 пятерочек меньше. Сколько пятерочек за прыжки получила вторая белочка.
4. В первом классе учатся 33 зайчонка, а во втором – 28 зайчат. На сколько зайчат во втором классе меньше, чем в первом?
5. На уроке одна ворона пропустила объяснения учителя 43 раза, а другая – на 8 раз больше. Сколько раз пропустила объяснения учителя вторая ворона?
Приложение13
Игра «На поиск девятого»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.