Тема урока: «Современные сервисы интернет-коммуникаций. Сетевой этикет. Стратегии безопасного поведения в интернете»
Предмет: информатика
Класс: 7
Учитель: Николаева Ирина Александровна
Тип урока: Комбинированный
Цель урока: создать условия для формирования знаний об этических нормах информационной деятельности в сети Интернет; овладение ключевыми компетенциями функциональной грамотности, составляющих основу успешного существования в современном мире.
Задачи урока
• Ознакомить учащихся с потенциальными угрозами, которые могут встретиться при работе в сети Интернет;
• Способствовать формированию знаний правил сетевого этикета и мер безопасности в сети Интернет;
• Развитие самоконтроля учащихся и воспитание внимательного отношения к информационным ресурсам;
• Формирование у каждого учащегося опыта творческой социально- значимой деятельности в реализации своих способностей средствами ИКТ;
• Формирование информационной культуры.
Планируемые результаты:
Личностные:
- формирование представлений о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах;
- соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
-освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, в том числе существующих в виртуальном пространстве;
- сформированность информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами.
Метапредметные:
Универсальные познавательные действия:
- продолжить развивать умение и навыки эффективно систематизировать информацию; - самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи, формулировать вопросы; Универсальные регулятивные действия:
- выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения;
- учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
- оценивать соответствие результата цели условиям.
Универсальные коммуникативные действия:
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению, распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы.
Предметные:
- владеть современными средствами интернет-коммуникаций;
- соблюдать сетевой этикет, базовые нормы информационной этики при работе в сети Интернет.
Формы работы учащихся: индивидуальная и парная.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, самостоятельная, парная.
Принципы обучения: систематичности и последовательности, наглядности, доступности, связи теории с практикой.
Информационно - образовательная среда: интерактивная доска, компьютерная презентация, мультимедийный проектор, ПК учащихся, оценочные листы.
Средства обучения: раздаточный материал содержащий задания по формированию функциональной грамотности "Сетикет " МФГ_ГК_7_011_01_А10.
Педагогические технологии: информационно-коммуникационная технология, технология деятельностного метода.
Технологическая карта урока информатики в 7 классе
Этап урока (время для этого этапа) |
Цели этапа |
Содержание педагогического взаимодействия |
Формируемые УУД, интегративные компоненты ФГ
|
|||||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||||||
1. Самоопределение к учебной деятельности. (3 мин) |
Организовать направленное внимание на начало урока, подвести учащихся к формулировке темы и цели урока
|
Проверка готовности рабочих мест. Создание положительного настроя на урок.
- Добрый день, дорогие ребята! Стратегия «Мозговой штурм» (слайд 1)
• Что изображено на слайде? • Как общаются люди? Где может происходить общение? • Назовите социальные сети, в которых вы общаетесь. • Все ли умеют составить сообщение, чтобы виртуальный собеседник вас правильно понял? • Что для этого нужно? • Актуальна ли эта тема в наше время, когда живое общение между людьми заменил компьютер и социальные сети в интернете? • Приведите примеры ситуаций из вашей жизни, связанных с положительными и отрицательными эмоциями по поводу общения в интернете. • На что мы должны обращать внимание, общаясь в социальных сетях? • Чему должны научиться на уроке? -Сформулируйте тему урока, цель. Постановка основополагающего вопроса -Нам сегодня в конце урока нужно будет ответить на основополагающий вопрос: Как стать хозяином своей безопасности? • |
Рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. Выполнение требований учителя.
Приветствуют учителя
Учащиеся отвечают на вопросы.
Учащиеся выдвигают гипотезы, структурируют информацию, определяют цель урока и ставят для себя учебные задачи (что хочу узнать, чему научиться). Высказывают свое мнение.
|
Личностные УУД: - формирование внутренней потребности включения в учебную деятельность. - формирование положительного самоопределения ученика к деятельности на уроке. -правильного понимания причин успеха или неуспеха в учебной деятельности. Познавательные УУД: - Установление причинно - следственных связей; -Умение сформулировать тему урока.
Интегративные компоненты ФГ: Коммуникативная ФГ: – уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. - участие в учебном диалоге.
|
||||
2. Актуализация знаний и мотивация к учебной деятельности. (1 мин) |
Создать условия учащимся для активизации знаний, необходимых для изучения нового материала |
(слайд 2)
-В средние века грамотным считался человек, умеющий читать, писать, считать. В новое время в понятие «грамотность» вошли умения учиться в школах, университетах, библиотеках, использовать разнообразные источники информации. С появлением глобальных сетей (Интернета) возник ранее невиданный феномен общедоступности информации. В связи с этим необходимой составляющей общей грамотности населения становится грамотность в области использования информационных систем.
|
Записывают тему урока
|
Регулятивные УУД: - формирование умения прогнозировать предстоящую работу; Коммуникативные УУД: -планирование своих действий в соответствии с поставленной целью Интегративные компоненты ФГ: Читательская ФГ: – готовность извлекать информацию и преобразовывать ее в соответствие с учебной задачей; – стремление к совершенствованию собственной языковой культуры.
|
||||
3. Этап открытия нового. (4 мин) |
|
Сеть Интернет привлекает пользователей не только своими безграничными информационными источниками, но и многочисленными сервисами интернет-коммуникаций. К ним относятся: 1. Электронная почта 2. Социальные сети 3. Форумы, чаты 4. Интернет-телефон (skype, телеконференции) 5. Мессенджеры (слайд 3-9) Обучающимся предлагается список сервисов с целью выявления достоинств и недостатков сервисов сети Интернет. Но Интернет – это не только компьютеры и программы. Только люди определяют истинное его лицо. И чтобы оно оставалось привлекательным, необходимо следовать определенным правилам, соблюдать «сетевой этикет» – «нетикет» для краткости (или «сетикет»). Мотивационная основа включения учащих ся в учебную деятельность: стремление применить свои знания. Интернет - специфическая среда для общения, в ней существуют определённые правила вежливости, которые получили |
Дети отвечают на вопросы.
Цель учащихся: показать умение ориентироваться в многочисленных сервисах интернеткоммуникаций
|
Регулятивные УУД: Формулирование своего мнения с учётом высказываний других Коммуникативные УУД: -формирование умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других Личностные УУД: - способствовать умению активно высказывать свою точку зрения, аргументировать её. Познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Интегративные компоненты ФГ: Читательская ФГ готовность извлекать информацию и преобразовывать ее в соответствии с учебной задачей. |
|
|
название "сетевой этикет". Каких правил вы придерживались при общении в интернете? Мозговой штурм. -Давайте проверим, все ли правила вы знаете? Слайд 9-10 -Я предлагаю на сегодняшнем уроке остановиться на такой актуальной для всех теме, как Сетикет. |
|
|
4. Практический этап. Включение в систему знаний и умений (15 мин) |
Обмен полученной информацией. Организация предъявления результатов работы малых групп (пар).
|
Организация групповой (парной) работы: - На этот вопрос мы будем искать ответ сегодня на уроке. Организация работы с заданием по формированию глобальных компетенций в формате Гугл - теста.
https://forms.gle/RfrMMMTb7TPRiqZU6
Организация подведения итогов этапа. |
Включают компьютеры, выполняют задания по функциональной грамотности.
Выступления учащихся, пояснение ответов, кратко представляют информацию, с которой работали, делают выводы, |
Регулятивные УУД: -планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Коммуникативные УУД: -слушать и понимать речь других; -совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им. Познавательные УУД: Выделение главного. Умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и |
|
|
|
отвечают на вопросы.
Дети отвечают на вопросы.
|
связях Личностные результаты Волевая саморегуляция, оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.
Интегративные компоненты ФГ: Читательская ФГ: применение просмотрового чтения в процессе поиска нужной информации, извлечение нужной информа ции и преобразование ее в соответствие с учебной задачей; - овладение знаниями и умениями аналитического характера, развитие устной и речи учащихся;
Информационная ФГ: анализ и обобщение полученной информации; овладение знаниями и умениями аналитического характера, развитие устной и речи учащихся; -личная оценка прочитанного;
|
5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации |
Получение новых знаний. Решение проблемы в малых группах (парах). |
Организует практическую работу «Использование сервисов интернеткоммуникаций» (Приложение 1).
Учитель проводит краткий инструктаж по ТБ перед выполнением практической |
Приступают к выполнению практической работы. Анализ и синтез информации, |
Предметные результаты Познавательная инициатива. Познавательные УУД: -формирование умения добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительные источники, |
(12 мин) |
|
работы.
Учитель по необходимости консультирует учащихся, организует работу групп, коррекцию результатов работы. |
определение основной и второстепенной информации. Создание безопасного пароля. |
свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. -расширение свои представления об изучаемых предметах и явлениях.
Интегративные компоненты ФГ: Читательская ФГ: готовность анализировать и применять пол ученную информацию. Коммуникативная ФГ: умение слушать и вступать в диалог, самостоятельно выражать свои мысли.
|
6. Этап включения в систему знаний и повторения (7 мин) |
Зафиксировать полученное знание, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного, при возможности довести полученный навык до автоматизирова нности использования. |
Учитель предлагает учащимся выполнить интерактивный тест. В тесте сразу проверяется каждый ответ и дается комментарий в случае неверного ответа. https://kids.kaspersky.ru/interactive/test-prilichnom-obshhestve-znaete-li-vy-setevoj-jetiket
https://kids.kaspersky.ru/interactive/test-prilichnom-obshhestve-znaete-li-vy-setevoj-jetiket |
Выполняют тест |
Личностные результаты Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.
|
5. Рефлексия учебной деятельности. |
Осознание учащимися своей учебной |
Организует фиксирование нового содержания, рефлексию, самооценку учебной деятельности. |
Ученики соотносят цели, которые они |
Предметные результаты Рефлексия способов и условий действий Личностные результаты |
(2 мин) |
деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса |
-Наш урок подошёл к концу. -Общение в интернете - это хорошо или плохо, почему? -И помните, Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или общения с друзьями. Но – как и реальный мир – Сеть тоже может быть опасна! Итак, ребята, мы с вами ответили на основополагающий вопрос этого урока? Как стать хозяином своей безопасности? Что можно? Что нельзя? К чему надо относиться осторожно?
Давайте выставим оценки, для этого заполните свои «Карты успеха».
|
ставили на уроке и результаты своей деятельности. Отвечают на вопросы.
Отвечают на вопросы.
Оценивают свою работу на уроке.
Анализируют свою деятельность.
|
Умение дать адекватную оценку выполненного действия. Умение осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, внутренняя позиция школьника, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Коммуникативная грамотность (участие в учебном диалоге). Информационная ФГ: анализ и обобщение полученной информации, личная оценка изученного.
|
9. Информация о домашнем задании (1 мин.) |
Формировать личную ответственность за результаты деятельности |
Домашнее задание: Прорекламировать любой сервис интернет-коммуникаций одноклассникам (3-4 предложения).
-Спасибо за сотрудничество.
|
Задают уточняющие вопросы. |
Личностные УУД: умение выполнять домашнее задание
|
Приложение 1. Практическая работа «Использование сервисов интернет-коммуникаций»
Задание. Создание безопасного пароля.
1. Попытайтесь придумать себе «хороший» пароль, удовлетворяющий следующим требованиям:
• содержащий цифры от 0–9;
• включающий строчные и прописные буквы;
• имеющий длину от 8 символов и больше;
• имеющий хотя бы один специальный символ ($%#@); не имеющий повторяющихся символов.
2. Зайдите на сайт https://password.kaspersky.com/ru/ и проверьте безопасность придуманного пароля.
Удовлетворены ли вы полученным результатом?
3. Сгенерируйте пароль с помощью онлайн-сервиса http://passgen.ru/.
4. Проверьте надежность сгенерированного пароля на сайте https://password.kaspersky.com/ru/.
5. Сравните результаты и сделайте для себя выводы.
|
Самооценка |
Оценка учителя |
Участвовал в обсуждении темы и цели урока
|
|
|
Предложил возможные правила сетевого этикета, интересные идеи |
|
|
Активно обсуждал сервисы интернеткоммуникаций |
|
|
Выполнил задания по функциональной грамотности и определил правила сетевого общения |
|
|
Смог выполнить практическую работу по созданию безопасного пароля |
|
|
Выполнил интерактивный тест на сайте https://kids.kaspersky.ru/interactive/testprilichnom-obshhestve-znaete-li-vy-setevojjetiket |
|
|
Работал на уроке активно, участие принесло успех общему делу |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.