Тема урока: Урок биологии по теме "Строение клетки". 5-й класс
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока:
1. Обучающая: познакомиться со строением клеток растений и животных, выяснить черты сходства и различия между ними.
2. Развивающая: продолжить развитие у учащихся умения самостоятельно работать с информацией, делать выводы, высказывать и обосновывать свое мнение; развивать образную память, логическое мышление, речь учащегося.
3. Воспитывающая: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, отработка активного умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение работать в парах.
Задачи:
– показать, что живые организмы состоят из клеток, а клетки, в
свою очередь, состоят из более мелких образований;
– дать понятие о том, что живые клетки дышат, питаются, растут, делятся.
Оборудование: таблицы: “Строение растительной клетки”, “Строение животной клетки”, презентация.
Планируемые результаты:
Метапредметные:
• освоение УУД (формируются умения работать с различными источниками информации, схемами, рисунками); овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;
• устанавливание причинно-следственных связей, строение логического рассуждения
Предметные:
• формирование понятия о строении клетки и ее частей.
Личностные:
• формирование представления о единстве всего живого, целостного мировоззрения
• воспитание культуры поведения на уроке, развивать познавательный интерес к биологии;
Регулятивные УУД:
• целеполагание, преобразование практической задачи в познавательную;
• умение планировать и корректировать свои действия относительно заданного эталона (в соответствии с поставленными задачами);
Коммуникативные УУД:
• умение работать индивидуально;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, взаимный контроль;
• адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Познавательные УУД:
• определение цели своего обучения;
• устанавливание причинно-следственных связей строения организмов и единства их происхождения
анализировать информацию и преобразовывать ее из одной формы в другую:
читать текст, выполнять задания, отвечать на вопросы.
Основные понятия: клетка, клеточная мембрана, цитоплазма, ядро, вакуоль.
Ход работы
1.Организационный этап (1 мин)
Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке нам потребуется ваша активность и ваши способности. И у нас с вами все получится.
2. Актуализация знаний учащихся (2 мин)
– Что нужно для строительства красивого кирпичного дома?
(Кирпичи – это основа для строительства дома.)
- Из чего состоят слова? (Из слогов, которые складываются из букв – буквы, это основа слогов.)
– Что нужно, чтобы составить предложение? (Слова, которые составляют основу предложений.)
С помощью, каких приборов можно изучать клетки? (С помощью микроскопа).
Назовите основные части микроскопа?
3. Проверка изученного материала (7 мин)
Прежде, чем приступить к изучению новой темы, мы повторим знания, полученные на предыдущих уроках, которые нам понадобятся для того, чтобы сформулировать тему сегодняшнего урока. Сейчас предлагаю разгадать кроссворд. Работа в парах. Проверка по цепочке.
Задания 1. Вопросы к кроссворду:
1. Назовите оптический прибор для рассматривания в увеличенном виде небольших, не различимых простым глазом предметов? __________________
2. Назовите самый простой увеличительный прибор?____________________
3. Что помогает направлять свет? ________________________________
4. Что поднимает и опускает зрительную трубку?
5. Какая часть микроскопа, расположенная на нижнем конце тубуса? ____________________
6. Что служит для прикрепления тубуса и предметного столика, для удобства установки. ____________________
Ключевое слово «КЛЕТКА»
– В настоящее время уже не вызывает сомнений, что элементарной единицей растительного и животного организма является клетка. Впервые клетки увидел англичанин Роберт Гук более 300 лет назад. Рассматривая тонкий срез коры пробкового дуба, он заметил большое число ячеек. “Взяв кусочек пробки, я отрезал от него острым ножом очень тонкую пластинку и стал разглядывать ее под микроскопом. Я ясно видел, что вся она состоит из очень многих маленьких ячеек…” писал Р. Гук в 1685 году. Эти ячейки получили название “клетки”. Позднее ученые установили, что тела растений, животных и человека состоят из клеток.
4. Формулирование темы и цели урока (2 мин).
- О чём сегодня мы будем говорить на уроке?
Клетки различны по форме, размерам и той роли, которую они выполняют в организме.
Ребята! Вспомните все, о чем сговорили, подумайте и скажите, как мы назовем тему сегодняшнего урока? (Ответы.)
Подберите научное название. Запишем тему урока. «Строение клетки»
Как вы думаете: какова цель сегодняшнего урока? (Ответы.)
Цель нашего урока: познакомиться со строением клеток растений и животных, выяснить черты сходства и различия между ними.
7. Изучение новой темы (7 мин).
Ребята! Урок поможет вам справиться с выполнением д/з. А для этого вам нужно быть внимательными и активными.
Что вам необходимо узнать для того, чтобы д/з можно было выполнить? (Узнать строение клетки.)
Живые существа, населяющие нашу планету, очень разнообразны, но все они имеют клеточное строение. Тело растения, животного, человека построено из клеток, словно дом из кирпичей.
Клетка – наименьшая единица живого. Это основная единица строения и развития всех живых организмов. (Запись в тетрадь.)
Каждая клетка имеет три главные части: оболочку, которая одевает клетку; цитоплазму – полужидкую массу, которая составляет основное содержание клетки; ядро – небольшое плотное тельце, расположенное в цитоплазме.
Помимо оболочки, ядра, цитоплазмы клетка имеет органоиды: митохондрии, лизосомы, пластиды и др. Подробно об этом вы будите говорить в старших классах. (Слайд 9)
Какие органы живых организмов вы знаете? Каково их значение?
Органоиды, как и органы, выполняют в клетке определенную работу или функцию. Сейчас мы с вами определим функции главных частей клетки.
Вы сейчас будете работать самостоятельно с помощью учебника (стр.19-21).
1-й ряд – Какие функции выполняет клеточная мембрана?
2- й ряд– Какие функции выполняют цитоплазма и вакуоли?
3-й ряд – Какие функции выполняет ядро?
6. Физкультминутка (2 мин)
7. Закрепление знаний (15 мин)
Теперь предлагаю заполнить таблицу
Строение клетки
Органоид |
Значение в клетке |
Клеточная мембрана |
Защита, форма, обмен веществ |
Клеточная стенка (только у растительной клетки) |
Наружный скелет, форма, проницаемость |
Цитоплазма |
Объединяет структуры клетки |
Ядро |
Хранение наследственной информации |
Вакуоль (только у растительной клетки) |
Запас питательных веществ. |
Хлоропласты |
Фотосинтез |
Сейчас предлагаю посмотреть небольшое видео и ответить на вопрос: «Наличие какого органоида отличает растительную клетку от животной?»
Укажите черты сходства и различия в строении растительных и животных клеток. Работа у доски.
Клетка |
Сходство |
Различия |
Животная |
Цитоплазма, ядро |
Нет вакуолей, нет хлоропластов, нет клеточной стенки |
Растительная |
Большие вакуоли, клеточная стенка, Есть хлоропласты |
Клетки растений отличаются от клеток животных именно наличием пластид. Все растительные клетки имеют пластиды. Зеленые растения – хлоропласты.
Все клетки – живые. Назовите признаки живого? Они дышат, питаются, растут и делятся. Из одной клетки получается две. Затем, из каждой новой, когда она вырастет, – еще две. Благодаря этому растет весь организм.
Сейчас мы с вами проведем небольшое исследование. В тетрадях запишите цифры от 1 до 6. Отметьте знаком “+”, если утверждения верны или “-”, если не верны.
Задание 2. Какие утверждения верны?
Поставьте знак “+” или “-”.
1. Клетка – основная единица строения всех живых организмов.
2. Оболочка, ядро, цитоплазма – главные части клеток.
3. Пластиды – есть только у растительных клеток.
4. Лупа – самый сильный увеличительный прибор.
5. Живые клетки только питаются.
6. Организм человека состоит из клеток.
Обменяйтесь с соседом тетрадями. Оцените, пожалуйста, работу по ключу. Поднимите руку, у кого нет ни одной ошибки.
8. Самостоятельна работа. (7 мин)
Рассмотрите рисунок, подпишите основные органоиды клетки. Зелёным цветом отметьте органоиды, имеющие зелёную окраску.
Самостоятельная работа
Ф. И. ______________________________________класс_______________
Вариант 1
Задание 1. Рассмотрите рисунок, подпишите основные органоиды клетки. Зелёным цветом отметьте органоиды, имеющие зелёную окраску.
Задание 2. Первым, используя микроскоп, открыл клетки:
1) Карл Линней
2) Антони ван Левенгук
3) Теодор Шванн
4) Роберт Гук
Ответ:__________________
Задание 3. Наука цитология изучает:
1) Строение животных и растительных организмов
2) Строение клеток животных, растений, грибов, бактерий
3) Условия сохранения здоровья человека
4) Способы размножения и развития насекомых
5) Ответ:__________________
Задание 4. Постоянная часть клетки, распложенная в цитоплазме и выполняющая определённые функции:
1) Орган
2) Органоид
3) Ткань
4) Система органов
Ответ:__________________
Задание 5. Выберите три правильных ответа. Каждая клетка животных и растений:
1) Дышит
2) Питается
3) Имеет хлоропласты
4) Растёт и делится
5) Образует питательные вещества на свету
Ответ:__________________
Самостоятельная работа
Ф. И. ______________________________________класс_______________
Вариант 2
Задание 1. Рассмотрите рисунок, подпишите основные органоиды клетки. Зелёным цветом отметьте органоиды, имеющие зелёную окраску.
Задание 2. Первый учёным, обнаруживший с помощью микроскопа клетки:
1) Чарлз Дарвин
2) Матиас Шлейден
3) Роберт Гук
4) Владимир Вернадский
Ответ:__________________
Задание 3. Наука, изучающая строение и функции клеток:
1) Орнитология
2) Микология
3) Цитология
4) Энтомология
Ответ:__________________
Задание 4. Органоид зелёного цвета в клетках растений называется:
1) Митохондрия
2) Хлоропласт
3) Ядро
4) Вакуоль
Ответ:__________________
Задание 5. Выберите три правильных ответа. Каждая клетка животных и растений имеет три главные части:
1) Ядро
2) Цитоплазму
3) Хлоропласты
4) Наружную мембрану
5) Лизосому
6) Митохондрии
Ответ:__________________
8. Рефлексия. (1 мин)
Урок подходит к концу. Сейчас попробуйте продолжить предложения, которые помогут нам определить, достигли ли мы цели урока. (Слайд 12)
1. На сегодняшнем уроке я узнал, что…
2. Похвалил бы себя за …
3. Сегодня мне особенно удалось …
9. Домашнее задание. (1 мин)
Запишем Д\З: П. 5 (пересказ), вылепить из пластилина объемную модель строения клетки
Ребята! У нас было изучение новой темы. Я очень довольна вашей работой на уроке. А оценки вам поставлю после проверки ваших самостоятельных работ. Урок окончен, до свидания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.