Урок технологии. Тема урока: "Правила санитарии, гигиены и безопасности труда на кухне".
Оценка 4.9

Урок технологии. Тема урока: "Правила санитарии, гигиены и безопасности труда на кухне".

Оценка 4.9
docx
05.02.2020
Урок технологии. Тема урока: "Правила санитарии, гигиены и безопасности труда на кухне".
23.12 технология 5 класс 1 урок.docx

Дата: 23.12

Технология 5 класс

Урок № 31

Тема урока: Правила санитарии, гигиены и безопасности труда на кухне.

Цель урока: Познакомить обучающихся с правилами санитарии и гигиены и безопасности на кухне, сформировать у учащихся знания о здоровых принципах питания.

Задачи урока:

1.Ознакомить с правилами санитарии и гигиены, изучить безопасные приемы труда; познакомить учащихся с посудой и приспособлениями, правилами ухода за ней;  ознакомить с приемами оказания первой помощи при порезах, ожогах паром или кипятком; способствовать формированию представления о значении пищи в жизни человека, о питательных веществах.

2.Способствовать развитию мышления, речи, памяти, внимания. Формировать познавательный интерес к предмету.

3.Воспитание культуры безопасного труда и  стремления к здоровому образу жизни.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные:

-Осознание понятия кулинария.

-Уяснение санитарно-гигиенических требований к лицам, приготовляющим пищу, к приготовлению пищи, хранению продуктов и готовых блюд; правил и последовательности мытья посуды; правил ухода за поверхностью стен и пола.

-Уяснение безопасных приёмов работы на кухне: правилами безопасной работы с газовыми плитами, электронагревательными приборами, с горячей посудой и жидкостью, ножом и кухонными приспособлениями; правилами оказания первая помощь при порезах и ожогах паром или кипятком.

-Осознание питания как физиологической потребности.

-Формирование знаний о пищевых (питательных) веществах и значении белков, жиров, углеводов для жизнедеятельности человека; пищевой пирамиде; роли витаминов, минеральных веществ и воды в обмене веществ, их содержании в пищевых продуктах; пищевых отравлениях.

-Практическое освоение приемов первой помощи при пищевых отравлениях.

-Формирование знаний о режиме питания.

Метапредметные:

-Самостоятельная постановка и формулировка темы и задач урока.

-Планирование собственной познавательной деятельности.

-Формирование навыков работы с учебной литературой.

-Освоение навыков проведения лабораторной работы.

-Формирование навыков анализа и систематизации.

-Осознанное использование речевых средств для выражения собственных мыслей.

-Организация сотрудничества и совместной деятельности с учителем и одноклассниками.

-Оценивание правильности выполнения поставленных задач, диагностика собственной познавательной деятельности в соответствии с разработанными критериями.

Личностные:

-Проявление познавательной активности на уроке.

-Формирование навыков самообразования.

-Формирование навыков общения и сотрудничества.

-Формирование экологического сознания и бережного отношения к природным ресурсам.

Словарь урока: санитарно-гигиенические требования, кухонная столовая и чайная посуда, столовые приборы, правила безопасной работы на кухне; пищевые вещества, белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества; пищевая пирамида, режим питания.

Ресурсы урока:

Учебник:  Технология. 5 класс: под ред. В.М.Казакевича – М. «Просвещение», 2019; карточки.

 

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

Что такое кулинария? Как давно появилась эта наука? Что такое рациональное питание? В каких продуктах содержатся углеводы? В каких содержатся белки и жиры? Какие продукты богаты витаминами? Для чего человеку нужно пить в больших количествах воду?

Чтобы приготовить завтрак для всей семьи, необходимо:

узнать, что такое санитарно-гигиенические требования;

попробовать себя в качестве официанта;

научиться правильно мыть посуду;

освоить приемы работы с кухонным оборудованием, горячими жидкостями;

научиться оказывать первую помощь при ожогах и отравлениях;

узнать, какие питательные вещества необходимы человеку;

научиться готовить вкусные и полезные блюда для завтрака;

научиться сервировать стол к завтраку и оформлять блюда.

3. Целеполагание и планирование.

Что вы должны узнать для того, чтобы готовить на кухне? (Узнать, какие санитарно-гигиенические требования необходимо соблюдать при выполнении кулинарных работ. Научиться ухаживать за посудой, поверхностью стен и пола. Изучить безопасные приемы работы на кухне и правила оказания первой помощи при порезах и ожогах. Узнать, какие питательные вещества входят в состав пищи.  Научиться оказывать первую помощь при пищевых отравлениях.)

Для чего необходимо соблюдать все эти правила? (ответы учащихся).

Определите тему нашего урока? Какой будет цель урока?

4. Работа по теме урока.

Понятие кулинария.

Слово кулинария происходит от латинского culina – “кухня” и означает искусство приготовления пищи.

Санитария и гигиена на кухне.

Санитария (от лат. sanitas — “здоровье”) — система мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья и профилактику различных заболеваний.

Значение слова гигиена вы можете самостоятельно узнать в Интернете и оформить сообщение.

К помещению кухни и столовой предъявляют особые требования – это, прежде всего, чистота. Так было всегда: и в прошлом, когда готовили пищу на открытом огне, и теперь, в условиях высокотехничного оснащения кухни

Определите, какие санитарно-гигиенические требования необходимо соблюдать при проведении кулинарных работ:

Если ты пришел на кухню,
Руки мыть ты не спеши.
Фартук надевать не нужно,
Его ты вовсе не носи.
Не спеши ты вымыть фрукты – 
От мытья им только вред.
Прихватив ножи и доску,
Режь скорее все подряд. 
Позабудь про холодильник!
Подготовь на кухне полку.
Молоко, сосиски, рыбу
На ней лучше сохранишь.

Обратите внимание на способы маркировки разделочных досок! (стр. 88 в учебнике)

Какие еще требования необходимо соблюдать во время работы на кухне?

Прочитайте материал учебника на стр. 88-89  и дополните правила (самостоятельная работа с учебником).

Правила безопасной работы с плитой и электроприборами. Работа с учебником стр. 89 - 91

4. Физкультминутка.

Продолжение работы по теме урока.

Для того чтобы жить, человеку нужно питаться. Это – физиологическая потребность. Но не вся пища, которой мы утоляем голод, нужна и полезна организму. Какое же питание является здоровым?

Определите значение для человека таких веществ, как белки, жиры, углеводы и витамины.

Для того чтобы пища приносила наибольшую пользу, нужно принимать ее в необходимых количествах и в определенное время

Сколько раз в день необходимо принимать пищу?

Как называются приемы пищи?

Какой прием пищи считается главным? Почему?

Какие продукты можно использовать для перекусов?

Согласны ли вы с народной пословицей: “Гигиена – не мука, гигиена – не скука, а важная наука”?

Чтобы нам познакомиться с основными правилами санитарии, гигиены и безопасности труда на кухне, я предлагаю вам посетить студию по чистоте и гигиене «Чистюля» и поработать в ней экспертами по санитарии и гигиене.  (приложение 1)

5. Рефлексия.

Ребята продолжите предложение:

Сегодня на уроке я узнал…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Оцените сегодняшний урок зеленой или красной фишкой. Зеленый – вам было интересно и понятно, красный – вам было не понятно и неинтересно.

6. Домашнее задание.

Инвариативная часть. Параграф 8.3 читать

Вариативная часть. Темы для сообщений: «Витамины в жизни человека», «Вода – богатство планеты».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

№ 1 «Требования к содержанию помещения и оборудования»

№ 2 «Требования к лицам, приготавливающим пищу»

№ 3 «Требования к процессу приготовления пищи»

№ 4«Требования к хранению пищевых продуктов»

№ 5 «Правила безопасной работы с электрическими приборами»

№ 6«Правила безопасной работы с горячими жидкостями»

№ 7«Правила безопасной работы»

№ 8«Посуда для кухни и уход за ней. Столовая посуда»

№ 9 «Последовательность мытья посуды»

 

№ 1 «Требования к содержанию помещения и оборудования»

Требования к помещению кухни и столовой – прежде всего  ЧИСТОТА.

- продукты питания, которые необходимо правильно хранить и перерабатывать

- плиты

- кухонная утварь, посуда

- приспособления и приборы 

- приготовление пищи не терпит грязи на руках.

№ 2 «Требования к лицам, приготавливающим пищу»

Готовить пищу необходимо в специальной одежде.

Приступая к приготовлению пищи, нужно тщательно вымыть руки с мылом.
 
№ 3 «Требования к процессу приготовления пищи»

До тепловой обработки продукты должны быть вымыты.

Если фрукты и овощи не будут подвергаться тепловой обработке, их надо мыть тщательно, а по окончании мытья ополоснуть кипяченой водой.

Различные виды продуктов следует обрабатывать на различных разделочных досках с соответствующей маркировкой.

Нельзя готовить пищу в посуде с поврежденной эмалью.

№ 4«Требования к хранению пищевых продуктов»

Нельзя употреблять в пищу несвежие продукты. Скоропортящиеся продукты следует хранить в холодильнике.

Продукты и готовые блюда можно хранить не больше определенного срока.

Продукты, готовые к употреблению, хранить в закрытом виде и отдельно от сырых.

Перед загрузкой в холодильную или морозильную камеру все продукты заворачивают в пищевую пленку.

Различные продукты и готовые блюда требуют определенной температуры хранения, поэтому в холодильнике их размещают на соответствующих полках, предусмотренных его конструкцией (см. инструкцию к нему) Приготовленные блюда помещать в холодильник остывшими в стеклянной или фаянсовой посуде под крышкой.

№ 5 «Правила безопасной работы с электрическими приборами»

Газовыми плитами

До зажигания газа проветрить помещение.

Правильно зажигать горелки – зажечь спичку, поднести ее к газовой горелке, открыть ручку крана газовой горелки. Лучше использовать специальные  зажигалки.

Перед использованием духовки – проветрить ее.

Не оставлять зажженную плиту без присмотра.

По  окончании работы закрыть краны.

№ 5 «Правила безопасной работы с электрическими приборами»

Электронагревательными приборами

Перед работой проверить исправность соединительного шнура.

Установить электроприбор на огнеупорную подставку.

Подключить в сеть электроприбор только сухими руками.

По окончании работы выключить электроприбор.

№ 6«Правила безопасной работы с горячими жидкостями»

Горячей посудой и жидкостью

 Наполняя кастрюлю жидкостью, не доливать до края

Когда жидкость закипит, уменьшить нагрев.

Снимая крышку с горячей посуды, приподнять ее от себя.

Засыпать в кипящую жидкость крупу и другие продукты осторожно.

На сковороду  с горячим жиром продукты класть аккуратно, от себя, чтобы не разбрызгивать жир.

Снимая горячую посуду с плиты. Пользоваться прихватками, а если сковорода без ручки. То сковородником – приспособлением для перемещения посуды.

Не использовать посуду с прогнувшимся дном и сломанными ручками.

№ 7«Правила безопасной работы»

Ножом и приспособлениями

Пользоваться правильными приемами работы ножом.

Работать только хорошо заточенным ножом.

Передавать нож и режущие инструменты только ручкой вперед, лезвием от себя.

При работе мясорубкой проталкивать продукт пестиком.

№ 7«Правила безопасной работы»

Первая помощь при порезах

Промыть рану струей кипяченой воды, затем обработать раствором перекиси водорода, поливая из пузырька тонкой струйкой или слабым бледно-розовым раствором марганцово-кислого калия

Смазать кожу вокруг раны настойкой йода.

Наложить стерильную повязку.

Если рана глубокая или сильно загрязненная, обратиться в травмпункт или ближайшую поликлиннику.

№ 7«Правила безопасной работы»

Первая помощь при ожогах паром или кипятком

Погрузить обожженый участок тела в холодную воду или подставить под струю холодной воды на 10-15 минут.

Приложить к нему холодную влажную марлю или бинт.

Нанести на поверхность противоожоговую мазь или специальную противоожоговую повязку из аптечки.

Нельзя применять бактерицидный пластырь, вскрывать пузырь, накладывать тугие повязки, прикладывать лед, касаться обожженной поверхности руками, смазывать жиром или маслом.

№ 8 «Посуда для кухни и уход за ней. Столовая посуда»

Наборы посуды – 4-5 кастрюль, набор сковород, казан или гусятница с толстыми стенками, противни, формы для выпечки в духовом шкафу и спц посуда для приготовления в СВЧ печи.

Посуда может быть чугунная, эмалированная, из нержавеющей стали, с антипригарным покрытием.

Инвентарь: 

несколько разделочных досок (хлеб, овощи, мясо, рыба);

набор столовых ножей;

терку,

скалку

овощечистку

пресс для чеснока

кухонный набор – лопаточка, шумовка, половник

весы 

таймер

фольгу или рукав для запекания. И др.

Для подачи готовых блюд используют фарфоровую или фаянсовую посуду – тарелки закусочные, пирожковые, десертные, Чайную посуду – чашки, блюдца, заварочный чайник,  молочник и др.

Столовые приборы – ножи, вилки, ложки.

Кухонную посуду надо мыть сразу после ее использования. Пригоревшую пищу надо отмывать, а не соскабливать.

№ 9 «Последовательность мытья посуды»

Удалить остатки пищи с посуды губкой или куском бумажного полотенца.

Отсортировать посуду: отдельно поставить стаканы, тарелки и т.д.

Замочить посуду с пригоревшей пищей в горячей воде.

Вымыть посуду в горячей воде с использованием специальных приспособлений: губки, щетки, ершика, и безопасных для здоровья моющих средств, которые растворяют жир и облегчают мытье. Помни! Перед использованием моющих и чистящих средств, следует ознакомиться со способом их применения.

Вначале необходимо вымыть менее загрязненную чайную посуду, затем столовую и кухонную

Промыть посуду в проточной воде. В случае, если на кухне нет мойки с проточной водой, посуду моют в специальной емкости, меняя воду.

Поставить чистую посуду на сушку. Нежелательно вытирать посуду полотенцем.

Уход за поверхностью стен и пола проводят с использованием чистящих и моющих средств, после чего промыть и вытереть сухой мягкой тряпкой или специальной салфеткой.

 

 


 

Дата: 23.12 Технология 5 класс

Дата: 23.12 Технология 5 класс

Целеполагание и планирование.

Целеполагание и планирование.

Оцените сегодняшний урок зеленой или красной фишкой

Оцените сегодняшний урок зеленой или красной фишкой

Приложение 1 № 1 «Требования к содержанию помещения и оборудования» № 2 «Требования к лицам, приготавливающим пищу» № 3 «Требования к процессу приготовления пищи» №…

Приложение 1 № 1 «Требования к содержанию помещения и оборудования» № 2 «Требования к лицам, приготавливающим пищу» № 3 «Требования к процессу приготовления пищи» №…

Не использовать посуду с прогнувшимся дном и сломанными ручками

Не использовать посуду с прогнувшимся дном и сломанными ручками
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2020