Урок усвоения нового материала
в технологии «Дидактический цикл»
Без преувеличения можно сказать, что самым распространенным типом уроков в школе является урок усвоения новых знаний. Вызвано это тем, что несмотря на многочисленные разговоры о модернизации образования, школа по-прежнему остается знаниевой.
На основе теоретических разработок Л. Б. Прокофьева предложила технологию организации урока, которую назвала «Дидактический цикл». Предложенная модель включает шесть стадий:
1. Обнаружение незнания.
2. Освоение нового учебного материала.
3. Осознание приращения к знанию.
4. Применение нового учебного материала.
5. Присвоение нового знания.
6. Осуществление обратной связи, самоконтроль.
Для работы с данной технологией И. О. Иванова разработала алгоритм организации деятельности учителя.
«Для реализации дидактического цикла учителю необходимо спланировать свою деятельность и деятельность учеников, затем сформулировать дидактические задачи, ориентируясь на конкретное содержание и соотнося их с общими целями образования (1-й этап). Далее педагог намечает содержание, подлежащее передаче на разных этапах урока, ориентируясь при этом на реальные возможности школьников (2-й этап). На третьем этапе учитель определяет методы, которые будут применяться на разных этапах урока. Ориентация на выбранные методы позволяет преподавателю представить способы и формы их реализации, то есть выбрать различные методические приемы (4-й этап). На пятом этапе происходит конкретное наполнение каждого приема, каждой формы учебной работы содержанием. После этого учитель создает свой план-проект учебной работы (6-й этап). По окончании реализации цикла педагог проводит самоанализ».
Для каждой стадии дидактического цикла учитель подбирает способы деятельности, направленные на достижение учебных целей. Для стадии обнаружения незнания основными целями являются актуализация в сознании учащихся имеющихся знаний; включение учащихся в выполнение такого задания, которое помогло бы обнаружить недостаточность знания. Основными вариантами деятельности могут быть: перечисление, описание, воспроизведение известного, атрибутирование явления, рассказ, изложение фактов, определение.
На стадии усвоения нового материала основная цель – развитие умений самостоятельно приобретать знания и анализировать их. Реализация цели возможна путем использования таких видов деятельности, как анализ, сравнение, распределение по категориям, классификация, объяснение, формулирование основной идеи.
Для стадии ликвидации незнания учебной целью является структурирование нового знания и создание из различных идей нового продукта. Создать, придумать, организовать, спланировать, сконструировать, изменить, предложить новое – вот возможные варианты учебной деятельности, которые можно использовать для достижения поставленной цели. Закрепить полученные знания необходимо на четвертой стадии дидактического цикла, основной учебной целью которой является использование правил, концепций, принципов, теорий, идей в новых ситуациях.
Присвоение нового знания осуществляется через оценку значения материала или идей на основе определенных критериев или стандартов. Пятая стадия дидактического цикла, с одной стороны, способствует пониманию значимости нового знания и отвечает ученику на вопрос: «Зачем мне это нужно было изучать?», с другой – является элементом подготовки ученика к внешкольной деятельности. Через формулирование собственных выводов, оценку, обоснование, аргументацию, отбор наиболее значимого осуществляется присвоение знания.
В конце производится коррекция взаимодействия «учитель – ученик».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.