Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Камскополянская средняя общеобразовательная школа №2
с углубленным изучением отдельных предметов»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Предмет: ОРКСЭ
Учитель начальных классов: Гисматуллина Светлана Анатольевна.
Модуль: Основы светской этики.
Класс: 4 класс.
Тема: Добро и зло.
Тип урока: урок получения новых знаний. Цель урока: Знакомство с главными понятиями морали «добро» и «зло».
Задачи урока:
Образовательные:
· Формирование основ морали - осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом.
· Формировать знания о понятиях добро и зло как об основополагающих в этике.
· Формировать умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта.
Развивающие:
· развивать познавательный интерес к предмету;
· развивать коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;
· развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу;
· развивать творческие способности;
· развивать умения анализировать, выдвигать гипотезы.
Воспитательные:
· формировать положительное отношение к нравственным поступкам;
· формировать навыки доброжелательности, уважения к другому человеку, адекватной самооценки;
· воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру;
· формировать способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.
Личностные УУД:
· оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого;
· объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются добрыми и злыми;
· самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения;
· делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях (обыграть ситуацию);
· адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности;
· чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.
Регулятивные УУД:
· самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
· совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему), удерживать ее в процессе всего урока;
· в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся;
· развитие волевой саморегуляции в ситуации затруднения.
Познавательные УУД:
· ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг;
· отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов;
· перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий;
· перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные УУД:
· доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
· доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы;
· слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения;
· читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: отделять новое от известного; выделять главное;
· договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе;
· развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.
Предметными результаты:
· определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, общечеловеческим);
· анализировать и объяснять понятия: добро, зло ;
· делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него;
· договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.
Ход урока.
1.Фрагмент мультфильма Г.Х.Андерсен «Оле Лукое»
-Какие зонтики раскрывал Оле Лукое детям?
Как вы думайте о чём мы будем сегодня говорить?
-У человека есть два вида жизни. Первая – реальная, повседневная жизнь. Это его учёба, работа, выполнение обязанностей, взаимопонимания с другими людьми.
Вторая –скрытая, духовная жизнь ,Это мысли ,чувства ,идеалы ,внутренний мир. У французского писателя Виктора Гюго красивые слова «Во внутреннем мире человека доброта-это солнце».
-А что такое доброта? (милосердие ,взаумовыручка и т.д)
А какое слова является противоположное слову доброта?
-По словарю Ожегова: Доброта-отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Зло. Нечто дурное ,вредное, противоположное добру, злой поступок.
2.Работа с пословицами.
-Собери пословицы и объясни значение.
Добро помни, а пожнёшь.
Что посеешь ,т о и зло забывай.
За добро добра не делает никому.
Худо тому , кто добром плати.
-А какие пословицы знаете вы?
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Злой не верит .что есть добрый.
Доброго чтут ,а злого не жалуют.
3.Физминутка.
По очереди называют добрые и ласковые слова, остальные показывают движения.(песня «Что такое доброта?»)
4.Игра «Кто больше?»
Народ слагал не только пословицы о доброте и зле. Есть имена и фамилии с корнем –ДОБР. Давайте проведём конкурс по группам. Назвать фамилии с корнем ДОБР .Побеждает та группа .которая назовёт больше.(В.О.Добрых,Добролюбов,Добров,Доброхотов,Добросмехов,Добрынин,Добрыня,Добренький)
5.Ролевая игра.
-Как вы думайте ,есть какие-либо правила доброты?
Давайте посмотрим сценку из известного вам произведения.
СЦЕНКА.
Действующие лица: Незнайка, Пилюлькин, Пончик, Сиропчик, Кнопка.
Незнайка: Ты , Пилюлькин, всё трудишься, всё другим помогаешь, а тебе никто помочь не хочет. Давай я потолку тебе лекарство.
Пилюлькин: Пожалуйста. Это очень хорошо, что ты хочешь мне помочь. Мы все должны помогать друг другу.
(Подходят Сиропчик и Пончик)
Пончик: Смотри Незнайки тоже решил стать доктором. Вот будет потеха когда он начнёт лечить всех.
Сиропчик: Нет он наверное решил подлизаться к Пилюлькину чтобы тот не давал ему касторки.
Незнайка:( замахивается и начинает драться).Молчи а то вот как дам ступкой.
Пилюлькин: Стой! Стой!
Незнайка: Ах ,ты ,Сироп, противный! Я тебе ещё покажу. Какое доброе дело пропало даром!
Автор: Незнайка и Кнопка стали думать , почему всё так вышло.
Кнопка: А может быть ты не бескорыстно совершал эти поступки, а ради выгоды?
Незнайка: Как это –не бескорыстно? Растеряйке шапку помог найти. Моя шапка ,что ли? Пилюлькину ландыши собирал. Какая мне выгода от этих ландышей?
Кнопка: А для чего ты их собирал?
Незнайка: Будто не понимаешь. Сама ведь сказала : если совершу три добрых дела, то получу волшебную палочку.
Кнопка: Вот видишь-а говоришь бескорыстно.
Незнайка: А для чего ж я , по-твоему, должен совершать добрые поступки?
Кнопка: ты должен совершать их просто так .из хороших побуждений.
-Какое правило доброты вы услышали сейчас?
Давайте попробуем выработать другие правила и вместе составим свод правил «Спешите делать добро»(раздать листочки по группам)
Давайте зачитаем ваши правила.
-Каким делает человека доброта?
А что вы сделали хорошего? Чем вы помогли людям?
Итог урока.
-Легко или трудно быть добрым?
Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта - не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
-Будем стараться воспитывать в себе это чувство и соблюдать эти правила.
Каждому подарить разноцветный зонтик сделанный из бумаги.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.