Тема: «ДВОЙНАЯ РОЛЬ БУКВ Е, Ё, Ю, Я» (5 класс)
Предметные цели урока:
1. Ознакомление с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я, с тем, что данные буквы могут обозначать один и два звука. Отработка первичных умений и навыков учащихся.
2. Умение различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука.
Метапредметные цели урока:
2. Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;
3. Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи.
4. Личностные: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников, привитие учащимся интереса к урокам русского языка, любви к русскому языку, воспитание внимания и активности учащихся на уроке, умения обобщать и делать выводы.
Оборудование: учебник, обобщающие таблицы, проектор
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Прогнозируемые результаты: учащиеся различают позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука; называют звуки, обозначаемые этими буквами; отрабатывают первичные умения и навыки.
Ход урока:
1. Оргмомент. Самоопределение к деятельности.
Учитель: Здравствуйте, ребята! (читаю отрывок из стихотворения)
Я рада видеть каждого из вас,
И пусть осень прохладой в окна дышит.
Нам будет здесь уютно и тепло,
Ведь наш класс друг друга любит.
(IIроверяю готовность к уроку)
Ребята, сегодня мы с вами будем работать над очень важной темой, поэтому надо быть особенно внимательными,и я буду рада , если ваши глазки будут смотреть только на меня.
2. Актуализация знаний.
· Лингвистическая разминка
На столе раздаточный материал. Задание: Найти логическую ошибку (в скобках даны ключи к этому заданию).
Читают учащиеся:
а) Закричал охотник:
“ОЙ!
Двери гонятся за мной!» (звери)
б) «Посмотрите-ка,
ребятки,
Раки выросли на грядке». (маки)
в) Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом. (коне)
г) На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву. (лес)
д) Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами. (чайки)
Учитель: У вас на лицах появилась улыбка. Почему? Какой вывод, ребята, напрашивается?
Ученик: Если мы неправильно запишем хоть одну букву или неправильно произнесем хоть один звук, то меняется целое слово, меняется значение целого предложения.
Учитель: - А какой раздел науки занимается этой проблемой?
Ученики: - Фонетика.
Учитель: - Конечно, фонетика.
· Блиц-опрос. (Вопросы читает учитель)
Что изучает фонетика? (звуки речи)
Звуки делятся на … (гласные и согласные)
Гласные бывают … ( ударные и безударные)
Сколько букв в русском алфавите?
Сколько гласных звуков в русском языке? (6)
А почему гласных букв 10, а гласных звуков 6???
III. Формулирование проблемы.
Учитель: - Ребята, а на какой вопрос вам трудно было ответить? Почему?
(Ученики пытаются ответить на поставленный вопрос. Прослушать всех. Трудность в ответах в том, что не знают позиции, в которых эти буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука).
IV. Формулирование темы урока, постановка задач урока.
Учитель: - Ребята, как вы думаете, какова будет тема нашего урока?
- Чему мы сегодня должны научиться?
Ученики: В каких случаях буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, а в каких – два звука?
Учитель: Молодцы, ребята. Так как же будет звучать тема сегодняшнего урока?
Ребята делают вывод: тема урока…(коллективное формулирование темы урока). Двойная роль букв е, ё, ю, я. (Окончательный вариант темы записывается на доске и в тетрадях).
Задача: узнать, в каких позициях буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, а в каких – два звука.
V. Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель: Показываю образец, на основании которого необходимо сформулировать правило.
Задание: Познакомьтесь с таблицей и сделайте вывод, когда буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, а когда - два звука. К этой таблице приведите свои примеры.
мера |
ем |
боец |
отъезд |
полёт |
ёлка |
приём |
съёмка |
клюв |
юг |
каюта |
вьюга |
сяду |
яблоко |
стоят |
обезьяна |
Ученики формулируют правило, сверяют его содержание с теоретическим материалом темы в учебнике.
Учитель: - Совпадают ли ваши выводы с выводами учебника?
Ученики: - Да.
Учитель: - Хорошо. Давайте сейчас поработаем в группах и вместе составим правило двойной роли букв Е, Ё Ю, Я, а примеры берём из таблицы. В конце работы с результатом задания выступает один из группы.
Обозначают два звука, если стоят: |
||
в начале слова |
после Ъ и Ь |
после гласных |
ем - [й] [э] |
отъезд - [й] [э] |
Боец - [й] [э] |
ёлка -[й] [о] |
съёмка -[й] [о] |
приём - [й] [о] |
юг - [й] [у] |
вьюга - [й] [у] |
каюта - [й] [у] |
ясный - [й] [а] |
обезьяна- [й] [а] |
стоят - [й] [а] |
(коллективное формулирование правила : Буквы Е Ё, Ю, Я в начале слова, после гласной и после разделительных Ъ и Ь обозначают по два звука).
Учитель: Молодцы, мы справились с заданием.
VI. Первичное закрепление во внешней речи.
Учитель: - Молодцы. Выполнили правильно. Теперь вы знаете, когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука и можете свои знания применить на практике.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой (работа в группах)
· Учитель: - 1 группа ребят выписывают слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, в правый – слова, в которых эти буквы обозначают один звук.
(Белый, бюро, вялый, вьюн, въезд, ёрш, ель, ем, мёд, мять, нёс, мера, любовь, заехать, поют, объявления, яд, юмор, яблоко, боксёр).
X. Рефлексия.
- Чему был посвящен урок? (Двойной роли букв е, ё, ю, я).
- Когда буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука? (Когда стоят в начале слова, после гласных и после разделительных знаков).
-Какие затруднения мы испытали? (Гласных букв 10, а звуков только 6).
- Что помогло нам их преодолеть? (умение различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука).
-Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.
? |
Узнал, что буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, какие звуки они могут обозначать, но не до конца научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса. |
! |
Научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Я скажу себе: « Я работал хорошо!» |
! ! ! |
Научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!» |
XI. Домашнее задание.
Учитель: Ребята, вы очень хорошо сегодня работали на уроке, справились со всеми заданиями. Мы с вами определили тему урока. А домашнее задание будет на выбор: 1.Написать мини – сочинение (тема «школьная жизнь»), используя слова и правило, которые использовали сегодня на уроке. 2.упр.304, 307
Ребята, я благодарю вас за урок. До свидания.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.