Урок в 5 классе ФГОС. Тема. Характеристика царства Растения.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 13.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

создать условия для изучения многообразия растений, как важной составляющей мира живых организмов, продолжить формирование универсальных учебных действий (УУД) на примере данной темы.
Иконка файла материала многообразие растений.docx

Урок в 5 классе ФГОС. Тема. Характеристика царства Растения.

Цель:создать условия для изучения многообразия растений, как важной составляющей мира живых организмов, продолжить формирование универсальных учебных действий (УУД) на примере данной темы.

Задачи:

Предметные: формирование представленияо многообразии растений, их характерных признаках, о высших и низших растениях; знание признаков основных групп растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые); определение роли растений в биосфере и жизни человека;

Личностные: формирование экологической культуры на основе понимания важности охраны растений; понимание значимости здоровьесбережения; развитие умений слушать и слышать другое мнение и отстаивать свою точку зрения.

Метапредметные: регулятивные – учитьустанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; познавательныеформировать информационные умения; формировать умение подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков, умения сравнивать, классифицировать, анализировать, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,коммуникативныепроявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Основные понятия, изучаемые на уроке: ботаника, низшие растения, высшие растения, слоевище, таллом.

Ход урока

 1. Организационный момент

 2. Изучение нового материала

 Загадки (учащиеся по первым буквам отгадок собирают слово, являющееся темой урока; учитель вывешивает иллюстрации к каждой отгадке):

 1. Полевой цветок народный, для гадания пригодный, (ромашка)

 2. Вкусны - оближешь пальчики- оранжевые мячики.

 Но только в них я не играю, а неизменно их съедаю, (апельсины)

 3. Хоть колюча, но не ёлка, подлинней её иголки, а кора тонка, красна! Та красавица -.. .(сосна)

 4. Вот печальная картина: затянула пруд весь .. .(тина)

 5. Её всегда в лесу найдёшь - пойдём гулять и встретим: Стоит колючая, как ёж, зимою в платье летнем, (ель)

 6. Голубой лужок, голубой бережок,

 Голубеет всё вдали - какие цветы зацвели? (незабудка)

 7. Очень часто под водою, словно согнута бедою Вся печальна, молчалива, узколиста плачет...(ива)

 8. А вот этот злак похож на пшеницу и на рожь.

 Но в колоске один цветок - так будь внимательней, знаток, (ячмень)

 Соединим первые буквы ответов и получилось слово: РАСТЕНИЯ

 Сегодня мы познакомимся с разнообразием, распространением и значением растений.

 Эпиграф: «В них спрятана солнечная энергия, красота и сила природы».

3. Постановка проблемы.

 Мы получили инопланетное письмо. Текст письма следующий:

 Наша планета в опасности! Она на грани гибели, и только вы, земляне, можете нам помочь! Только вы владеете космической тайной ! Мы – космические путешественники, много лет назад покинули прекрасную планету Гринетту. Вернулись мы на гибнущую планету, где задыхаются жители, которая их зеленой превратилась в серую.

 Спасти нас может только раскрытие тайны. Нам стало известно, что на Земле этой тайной владеет каждый шестиклассник. С вашей помощью мы хотим понять, что произошло с нашей планетой.

 Ждем шифрованной информации о том, как нам восстановит свою планету. Что вы нам посоветуете.

 Вопрос: чего не хватает жителям планеты Гринетты.

 Проблемный вопрос: можно ли жить без растений?

 4. Зачем нам изучать растения.

 Особенно мальчики считают, что заниматься цветочками должны женщины. А между тем, раньше изучением растений занимались только мужчины, причем настоящие мужчины. Эти растения помогали им в жизни, а некоторые сыграли важную роль в истории.

 Факты из истории.

 1. Итак, времена прекрасных дам и мушкетеров. Право носить шпагу, как знак отличия, имели только дворяне и садоводы.

 2. Троянская война. По легенде причиной её стало яблоко. На свадьбу царя Пелея были приглашены все кроме богини раздора Эриды. Обиженная Эрида в разгар подбросила яблоко с надписью «Прекраснейшей». Три богини Гера, Афродита и Афина стали спорить. Тогда пастух Парис отдал яблоко Афродите, в результате возникла вражда и война.

 3. Война алой и белой розы в Англии. В 1455 году в дворцовом парке Тампль избирали короля. Произошла ссора между претендентами на английский престол. Ричард (представитель дома Йорков) сорвал с куста белую розу и предложил сделать тоже, кто хочет видеть его королем. Сторонники семейства Ланкастеров сорвали красные розы. Много лет спустя был выведен сорт с белыми и алыми лепестками, который назвали Ланкастер-Йоркский.

 Множество мужчин погибло из-за растений, которые они шли добывать для своих дам: эдельвейс растет высоко в горах, он является символом красоты и молодости, орхидея – в джунглях.

 Растения изображались на рыцарских доспехах и гербах, на флагах государств.

 Флаг Канады – кленовый лист, герб Японии – хризантема. Символ России – лиственница. (гербарий)

 Но растения являются не только символами красоты, вдохновляют поэтов на создание произведений. Вспомните стихи о растениях.

 С целым миром спорить я готов,

 Я готов поклясться головою

 В том, что есть глаза у всех цветов,

 И они глядят на нас с тобою

 В час раздумий наших и тревог,

 В горький час беды и неудачи

 Видел я: цветы, как люди, плачут

 И росу роняют на песок...  Р. Гамзатов.

5. Многообразие растений на Земле, самое-самое.

 Растений на Земле более 350 тыс. видов, имеющие самое простое строение, до гигантских деревьев, занимающие огромные площади , имеющие сложное строение. Растения встречаются везде, в океанах и морях, озерах и прудах, пустынях и болотах, в горах и даже во льдах Арктики и Антарктиды.

 • Самое большое растение – секвойя вечнозеленая (в Калифорнии 110,33 м)

 • Самое маленькое дерево – бонсай, его высота может быть всего12 мм.

 • Самый большой цветок раффлезия на о.Суматра (1 м – 13 кг). Если кто-либо захотел подарить его своей маме, то она мало бы обрадовалась, так как он имеет запах гниющего мяса.

 • Самый маленький цветок – ряска, имеют в диаметре всего 1 мм.

 • Самое старое растение – сосна остистая (Невада) 4900 лет.

 • Самое толстое дерево – баобаб, 15.9 м в диаметре.

6. Физминутка. Упражнение «Цветы»

  Дети складывают ладони вместе, изображая цветок, затем раздвигают центральные части ладошек, формируя «бутон». И, наконец, раскрывают пальцы веером: цветок распускается.

 Подержать раскрытый цветок, ощутить напряжение в пальцах рук, затем потрясти кистями и расслабить руки, выполнить 3-4 раза. Дышать глубоко, плечи расправить, медленно качать головой из стороны в сторону, пока не уйдет напряжение. Подбородок «вычерчивает» на груди слегка изогнутую линию. Качание головой улучшает мыслительную деятельность.

 


Наши нежные цветки

 Распускают лепестки.

 Ветерок чуть дышит,

 Лепестки колышет.

 Наши алые цветки

 Закрывают лепестки,

 Тихо засыпают,

 Головками качают.


7. Мозговой штурм «Какое значение растения имеют для человека и в природе». (информация из учебника стр. 88-89)  Для человека – значение.

 1. Кислород

 2. Пища

 3. Лекарства

 4. Одежда

 5. Строительный материал

 6. Бумага

 7. Эстетическое

 8. Экологическое

 Какое главное значение растений?

 8. Работа в группах: Оформить письмо для инопланетян. Время 7 мин.

 Почему жители Гриннеты стали задыхаться?

 Что им нужно взять на Земле?

 Какое растение вы бы им посоветовали взять?

 Решение проблемного вопроса: можно ли жить без растений.  Защита писем-плакатов.

 9. Занимается изучением растений наука БОТАНИКА.

Ботане – зелень, трава.

 Найти в учебнике чем отличаются низшие и высшие растения. Стр.91-92

 • п/ц Низшие - нет органов  • п/ц Высшие – есть органы и ткани.

 10.Проставь в таблице (+) и (-)

 Вид растений Стебель Листья Корни Цветки Плоды

 Водоросли

 Мхи

 Папоротники

 Хвойные

 цветковые

 11. Подчеркните красным цветом – цветковые, зеленым – хвойные, синим – культурные растения:

ПШЕНИЦА, ТОПОЛЬ, ОЛИВА, КУКУРУЗА, КЕДР, ТЮЛЬПАН, СОСНА, ПОДСОЛНУХ, МОЖЖЖЕВЕЛЬНИК, ЖАСМИН, ПАЛЬМА, СЕЙКВОЯ,

12 . Закрепление – Проверь себя

 1. Растительный мир нашей планеты насчитывает около …….. видов растений . (0,5 млн)

 2. Только в Казахстане произрастает ……. Видов растений (6)

 3. Растения живут и на ….., и в … (вода, суша)

 4. Зеленая окраска растений зависит от наличия красящего вещества - …..(хлорофилла )

 5. Цветковых растений насчитывается около …. Видов (250)

 6. Царство растений делится на … подцарства (2)

 7. Водоросли относятся к …. Растениям (низшим)

 8. Мхи, папоротники, хвойные, цветковые – это… растения (высшее)

 9. С помощью человека были выведены …растения (большое кол-во культурных)

 10. Сосна, лук, чеснок выделяют особое вещества -… (фитоциды)

 X. Рефлексия,

Д/З   §17, стр. 53 Написать мини сочинение « О чем могли бы рассказать растения если они умели говорить?» Обратить внимание на оформление работы.