Урок письма и развития речи в 5 классе.
Автор: Учитель письма и развития речи Светлаков А.В.
Тема: «Определение склонения имени существительного. Тренировочные упражнения» .
Цели урока:
Учебно-познавательные: закрепить знания обучающихся о трех склонениях имен существительных; совершенствовать умение обучающихся определять тип склонения по окончанию и роду;
Развивающие: корректировать и развивать внимание, мыслительную деятельность, речь, мелкую моторику кистей рук; обогащать словарный запас детей.
Воспитывающие: Воспитывать прилежность, аккуратность, любовь к природе.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок,
Мы скорей начнем урок!
Встаньте прямо, не шумите,
Все ль на парте посмотрите.
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки.
Будем мы писать, трудиться.
Нам, друзья, нельзя лениться!
2. Активизация мыслительной деятельности. Слово учителя.
1.Подготовительный этап.
а) Отгадайте, пожалуйста, загадку. (слайд 2)
Всё что существует, оно обозначает,
На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.
А чтоб не обижался весь честной народ,
Оно всегда имеет и число, и род.
(Имя существительное.)
Что Вы можете сказать об имени существительном?
(имеют, РОД (м,ж,ср), ЧИСЛО (ед.ч, мн.ч.), ОДУШ/НЕОДУШ, СОБСТВ./НАРИЦ.)
На доске вывешиваем карточки – подсказки (прил.1)(РОДА)
Вспомним, что мы изучали на прошлых 3-х (подчеркиваю 3-х) уроках. А поможет вспомнить вот такая шифровка: (слайд 3)
Н |
К |
Л |
Е |
С |
О |
Е |
И |
Н |
5 |
2 |
3 |
6 |
1 |
4 |
9 |
8 |
7 |
(склонение имен существительных)
- Скажите, что вы знаете о склонении имен существительных? (Имена существительные бывают 1-ого, 2- ого, 3-его склонения)(слайд 4,5,6)
-Что означает Н.Ф. (начальная форма)? (сущ. в И.п. в ед.ч.)
Склонение |
Род |
в И. п., ед.ч. оканчивается |
1 |
ж.р, м. р. |
на –а,-я |
2 |
м.р. ср. р. |
на согл. или ь; на –о, -е |
3 |
ж. р. |
на ь |
Параллельно вывешиваем карточки- подсказки на доске в 3 столбика по склонениям.(прил.2)
3. Сообщение темы урока.
И так давайте попробуем сформулировать тему и цель нашего урока!!!! (по ФГОС)
4. Пальчиковая гимнастика. (слайд 6)
Чтоб красиво всем писать
Надо пальцы нам размять.
Кулаки все крепко сжали
И немного подержали.
Подержали и разжали.
Мне ладошки показали.
Кисти вниз, потом подняли.
Так недолго помахали.
- Запишем дату и тему урока: «Определение склонения имени существительного. Тренировочные упражнения» . (слайд 7)
- Цель урока: «Совершенствовать умение определять склонение имён существительных». (слайд 8)
4. Выполнение упражнений:
Ребята, при выполнении упражнений будем опираться на алгоритм. (слайд 9 и на доске.)
Чтобы определить склонение имени существительного нужно:
Алгоритм
1.Поставить имя существительное в начальную форму(И.п., ед.ч)
2.0пределить род имени существительного.
3.Выделить окончание.
4.Определить склонение.
Работа с учебником
Упр. 251(стр.158)
1-е скл |
2-е скл |
3-е скл |
Баба-яга прохлада |
дерево детство сумрак ельник день лес |
ель ночь тень |
- Вспомнили мы правила определения склонения. Сейчас немного поиграем.
5. Игра «Собери продукты» (на доске картинки продуктов. Ученики выходчт по 1-му и кладут продукт в нужную корзинку (столбик) 1,2,3 склонение.)
, морковь, редька, огурец, карамель, малина, помидор, соль, горох, картофель, капуста, фасоль, клубника.)
1-е скл |
2-е скл |
3-е скл |
Редька малина капуста клубника. |
огурец помидор горох картофель |
Морковь карамель соль фасоль, |
6. Физминутка. (что-нибудь найти интересное)
7. Загадки. Отгадать. Записать в нужный столбик.
Кто ни в жару, ни в стужу
Не снимает шубу?
(Баран)
Кто на ветке шишки грыз,
И бросал объедки вниз?
(Белка)
В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит.
(Поезд)
Никого не обижает,
А её все толкают.
(Дверь)
Много рук, а нога одна.
(Дерево)
Закутан ребёнок в сто пелёнок.
(Капуста)
Лесники её котят
Взять домой не захотят.
Ей не скажешь : «Кошка, брысь».
Потому что это …
(Рысь)
По ночам во мне Ванятка
До того задремлет сладко,
Что не хочется вставать.
Что за штука я? …
(Кровать)
Трещала с самого утра:
Пор-р-ра! Пор-р-ра!
А что - пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит …
(Сорока)
1-е скл. |
2-е скл. |
3-е скл. |
белка капуста сорока |
баран поезд дерево |
дверь рысь кровать |
8. Самостоятельная работа.
Определите и запишите склонение имен существительных:
Взаимопроверка. Без ошибок- 5: 1 -2ош.- «4», 3- 4ош –«3»
9. Рефлексия.
- Что полезного для себя вы сегодня узнали на уроке?
(Мы повторили склонения ИС. Узнали, что склонение ИС определяется по Им. падежу ед. числа. Это начальная форма ИС.
Мнения учащихся.
- Что больше всего понравилось на уроке?
-Какое задание показалось трудным?
-Кому на уроке было легко, всё получалось? (зелёный цвет)
-Кто встретился с трудностями? (красный цвет)
- Оцените свою работу на уроке.
- Кому бы вы сегодня на уроке сделали комплимент и сказали молодец?
- Я думаю, что комплимент можно сказать и всему классу за дружную работу.
-Мне было интересно с вами работать.
10. Выставление оценок. Спасибо за урок!
11. Д.З. Повторить алгоритм.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.