Урок в 6-м классе по теме "Мох"
Цели:объяснить учащимся особенности организации моховидных; показать, что моховидные – тупиковая ветвь эволюции.
Задачи: познакомить учащихся с характерными признаками высших растений, с многообразием, усложнением и особенностями строения мхов, практическим значением мха сфагнума;
сформировать знания о среде обитания и распространении мхов.
Ход урока
I. Организационный момент.
Подготовка учеников к уроку, объявление целей и задач занятия (Приложение. Слайды 2-3).
II. Вступительное слово учителя.
Сегодня у нас с Вами урок посвящен удивительным растениям – мхам. Это особая группа уникальных растений, мало похожая на другие. В чем же уникальность этих растений? Вы хотите знать?
Для того чтобы ответить на этот вопрос нам с вами нужно совершить виртуальное путешествие (поход) в лес и на болота. Не боитесь?
Но ведь говорят, что там живут Кикимора болотная, Старик-лесовик, Баба-Яга, Леший. Трясина и бездонные топи, которые могут засосать без следа пешего и конного. Люди старались подальше селиться от болот «от гнилых» мест, где они простужались и болели.
Что бы развеять все предрассудки, в поход с нами пойдут в качестве положительных героев мои помощники Кикимора болотная, Старик-лесовик, Баба-Яга, Леший. Они нам помогут разобраться в особенностях организации этих уникальных растений болот – моховидных.
В конце урока вы должны ответить на вопрос: «Что интересного, полезного для себя узнали на уроке?»
Царство растений разнообразно и каждое растение занимает свою нишу в природе (Слайд 4).
III. о местах обитания моховидковых
. Расскажу вам о лесе (Слайд 5). На территории России произрастают в основном хвойные и смешанные леса. Леса на Земле появились около 300 млн лет назад, задолго до эпохи динозавров. Деревья могут достигать в высоту около 100 м (секвойя в США – 112 м, в России кедр на Дальнем Востоке – 50-70 м). В хвойных лесах преобладают сосны, ели и пихты. Сибирская тайга занимает территорию в 17 млн кв. м. Хвойные леса вечнозеленые круглый год. Они обычно густые и сумрачные – поэтому под деревьями встречаются только папоротники, грибы, лишайники и реже мхи. Среди лесов часто встречаются болота
(Слайд 6). В основном болота сосредоточены в лесной зоне северного полушария, а также во влажных экваториальных районах Африки и Южной Америки. Общая площадь болот в мире – 351 млн га. На территории нашей страны сосредоточено около 3/4 мировых болот. Основной фон растительности верховых болот составляют сфагновые мхи.
В мире насчитывается 25 тысяч видов мохообразных, из них около 17 тысяч видов листостебельных (зеленых и сфагновых) мхов. По количеству видов среди высших растений мхи занимают второе место после цветковых (покрытосеменных). Моховидные произошли 360 млн лет назад от первых наземных растений - псилофитов, потомков прибрежных водорослей.
Это многолетние растения, обычно низкорослые, их размеры от 1 мм до нескольких см; они имеют стебель, листья, корней нет. Обитают во влажных местах.
IV. Характеристика основных групп моховидных растений
В конце XVIII века немецкий ботаник И. Гедвич заложил основы науки о мхах – бриологии.
Различают печеночные и листостебельные мхи.
Печеночные мхи (Слайд 7).
К печеночным мхам относится мох моршанция. Тело представляет собой пластинку (таллом) или упрощенный побег с листьями. Название получили из-за формы напоминающей человеческую печень. Пластинка этого мха прикрепляется к почве ризоидами.
Часто в аквариуме разводят мох риччию. Тело состоит из вильчато разветвленного слоевища.
Вопросы классу:
У каких изученных растениях тело имеет таллом или слоевище? (У водорослей).
На что это указывает? (На родственную связь между водорослями и мхами).
Листостебельные мхи.
К листостебельным мхам относят кукушкин лен (Слайд 8) и мох сфагнум (Слайд 9).
Для того, что бы поближе познакомиться с этой группой удивительных растений, нам нужно выполнить лабораторную работу.
V. Выполнение лабораторной работы №1 Ознакомление с внешним строением кукушкина льна (Слайд 10). Выполняется на каждом рабочем месте.
Цели: выявить особенности строения мха; найти черты сходства и различия между водорослями и мхами.
Оборудование: отдельные экземпляры кукушкина льна, ручные лупы.
Ход работы Рассмотреть длинные прямые стебли кукушкина льна, густо покрытые жесткими удлиненными листочками.
Обратить внимание на молодые верхние, старые нижние листья и оголенную нижнюю часть стебля.
Найти на нижней безлистной части ризоиды, собранные в слегка скрученные пучки из тонких бесцветных нитей, состоящих из одного ряда клеток; рассмотреть их с помощью лупы.
Препаровальной иглой (пинцетом) отделить несколько листочков. Рассмотреть их с помощью лупы.
Найти шипики по краям листа и широкое влагалище у основания, имеющее вид пленки. Обратить внимание на спиральное листорасположение.
Зарисовать общий вид растения в тетрадь.
Вопросы к лабораторной работе:
Из каких основных органов состоит мох кукушкин лен?
Почему кукушкин лен относится к высшим растениям?
В чем проявляется сходство и различие между мхами и водорослями?
Вывод. Мох кукушкин лен имеет стебель и узкие, спирально расположенные листья; вместо корней нитевидные выросты в нижней части стебля – ризоиды. Способ питания у него такой же, как и у водорослей, так как мох содержит хлорофилл и имеет зеленую окраску. В теле слабо выражены проводящие, механические, запасающие и покровные ткани.
Ознакомление с внешним строением мха сфагнума (Слайд 11).
На каждом столе находятся гербарии мха сфагнума.
Учащиеся рассматривают гербарии и отмечают следующее:
Стебель тонкий, главный побег прямостоячий, ветвистый.
Боковые побеги расположены пучками, на верхушке главного стебля побеги скручены в головку.
Все ветви густо покрыты мелкими листьями.
Нет ризоидов, нижний конец стебля, погруженный в воду, постепенно отмирает.
VI. Демонстрация опытов учащимися:«Гигроскопичность сфагнума»
Определение способности сфагнума поглощать и удерживать большое количество воды (Слайд 12).
Цель: понаблюдать за способностью сфагнума поглощать и удерживать большое количество воды.
Оборудование: высушенная дерновина сфагнума, весы с разновесом, сосуд с водой, несколько длинных растений сфагнума, высушенных в гербарном прессе, стакан с водой.
Ход работы Взвесить высушенную дерновину сфагнума и положить ее в воду. Взвесить после того, как она напиталась водой. Определить разницу в массе. Несколько высушенных в гербарном прессе растений поставить в стакан с водой так, чтобы их верхушки были выше края стакана. Понаблюдать, как растения постепенно становятся мягкими, наклоняются на край стакана и свешиваются с него. Убедиться, что вода поднимается по растениям и стекает каплями с повисших верхушек растений.
Вопросы:
Во сколько раз увеличилась масса сфагнума после намокания в воде?
Чем объясняется такая прибавка в массе?
Как можно объяснить полученные результаты?
Для того, что бы правильно ответить на этот вопрос, нам нужно под микроскопом рассмотреть листья мха сфагнума. Отметить особенности строения 2-х типов клетки, из которых они состоят.
Зарисовать схему внутреннего строения листа сфагнума.
Вывод. Строение стебля и листьев сфагнума по сравнению с цветковыми растениями значительно проще. Кора стебля сфагнума состоит из крупных водоносных клеток. Много таких клеток находится и в листьях. В связи с этим сфагнум впитывает и удерживает большое количество воды.
VII. Размножение мхов. Чередование поколений у мхов
Как происходит размножение мхов.
У моховидных имеется характерная особенность организации: половое поколение – гаметофит, на котором образуются половые клетки (гаметы), и бесполое – спорофит, на котором образуются споры.
Гаметофиты кукушкина льна раздельнополые. На верхушке мужских и женских растений развиваются органы полового размножения (антеридии и архегонии). После оплодотворения на женских растениях из зиготы образуется спорофит- коробочка, сидящая на длинной ножке. Коробочка имеет крышечку, которая к моменту созревания спор отпадает. Споры высыпаются наружу и рассеиваются ветром. В благоприятных условиях через несколько дней или недель они прорастают в гаметофит.
Зеленым мхам свойственно и вегетативное размножение – частями тела и специальными почками.
Вопросы:
Что является ограничивающим фактором для мхов?
Почему мхи – тупиковая ветвь в эволюции?
VIII. Роль мхов в природе и практическое значение в жизни человека
Отношение сфагнума к содержанию в воде солей кальция
Цели: Показать отношение сфагнума к содержанию в воде солей кальция;
Раскрыть сущность и значение известкования как средства борьбы с заболачиванием почв.
Оборудование: дерновина сфагнума, две стеклянные банки, кусочек мела, дистиллированная вода.
Ход работы Два одинаковых кустика мха сфагнума поместить в две банки с дистиллированной водой. При этом в воде первой банки размешать кусочек растертого мела, а вовторой банке воду оставить чистой. Обе банки поставить на подоконник. Проследить за состоянием кустиков мха. В банке, где растворен мел, вода проникает в клетки сфагнума медленнее.
Возникает проблемный вопрос: почему вода с примесями проникает в растение слабо?
Проводится беседа: об особенностях роста стебля верхушкой; о заболачивании почв; об образовании толщи торфа из отмершей полуразложившихся массы мхов.
Вывод. Мел состоит из солей кальция. Появление этих солей в воде или почве, на которой растет сфагнум, действует на него угнетающе. В связи с этим известкование почв является средством борьбы с разрастанием сфагнума и заболачиванием почв.
Значение сфагновых мхов в природе
Сфагнум поглощает и удерживает большое количество воды.
Разрастаясь плотными дерновинами, вызывает заболачивание почв.
Отмирая, листостебельные мхи, образуют торф, который широко используется человеком.
Мох сфагнум содержит бактерицидные вещества. Гигроскопичность и бактерицидность мха издревле использовались для лечения ран. Сейчас торф, образующийся из отмершего мха, используется для подстилки скоту, а также как изолирующий материал при постройке сельского жилья, в оранжерейном хозяйстве для выращивания растений в закрытом грунте.
Из торфа получают древесный спирт, карболовую кислоту, смолы, изоляционные плиты, пластмассы.
В наше время, когда человек наконец понял необходимость поддержания разнообразия окружающей нас природы, то, что нужно сохранять и изучать не только экзотические виды, но и обычные, мхи также попали в число охраняемых объектов.
Экологическая роль мхов часто заключается в закреплении почвы, препятствии её эрозии. Мхи занимают уникальную экологическую нишу, недоступную другим растениям. Они служат пищей и домом для почвенных беспозвоночных и грибов, без которых невозможно разложение отмершей органики и, следовательно, невозможен круговорот веществ. Влагоёмкая подстилка из мхов в сухих местообитаниях выполняет функцию «промокашки», задерживающей некоторое количество влаги, не дающей ей просочиться сквозь почву как сквозь сито. Мхи способны переживать неблагоприятные условия в состоянии анабиоза и восстанавливать свои жизненные функции через месяцы и даже годы.
(Слайд 13). Какова причина пожаров торфяников в 2010 году в Подмосковье и в других областях России? Чем опасны пожары торфяников? Способы защиты от пожаров.
IX. Закрепление материала и выводы
Для закрепления материала предлагается тест.
Как называется раздел ботаники, изучающий мхи?
а) Бриология; б) Эмбриология; в) Систематика.
Какие вегетативные органы отсутствуют у мха?
а) Ризоиды; б) Листья; в) Корни; г) Стебель.
Как происходит размножение мхов?
а) Семенами; б) С помощью спор; в) Корневищем.
Какие условия окружающей среды необходимо для размножения мхов?
а) Вода; б) Высокая температура; в) Низкое атмосферное давление.
Какой мох служит источником образования торфа?
а) Сфагновый мох; б) Кукушкин лен; в) Риччия.
При каком условии прекращается рост сфагнума?
а) При недостатке влаги; б) При переизбытке влаги; в) При недостатке солнечного света.
Домашнее задание :параграф 14, вопросы
Ответить на вопросы стр.75 учебника.
Заполнить таблицу: «Сравнить кукушкин лен и сфагнум».
Признаки для сравнения |
Сфагнум |
Кукушкин лен |
1. Наличие побега |
|
|
2. Стебель ветвистый или нет? |
|
|
3. Расположение листьев |
|
|
4. Чем отличаются листья по внутреннему строению? |
|
|
5. Где располагаются споры? |
|
|
6. Наличие ризоидов |
|
|
7. Хозяйственное значение |
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.