Урок в 8 классе
Оценка 4.6

Урок в 8 классе

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
биология
8 кл
05.02.2020
Урок в 8 классе
Транспортные системы организма.doc

Конспект урока биологии 8 класс

по теме «Транспортные системы организма»

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, встаньте ровно, расправьте плечи и улыбнитесь друг другу. Садитесь.

II. Актуализация изученного материала.

Учитель: Сегодня на уроке у нас много гостей – учителей нашей школы. Я немного волнуюсь, сердце то замирает, то учащенно бьется. А у вас? Наверное, выброс адреналина и что происходит в моем организме?

Ученик: Адреналин – гормон, выделяемый надпочечниками, регулирует частоту сердечных сокращений. От надпочечников он кровью переносится к сердцу и изменяет частоту его сокращения.

Учитель: Какую функцию в этом процессе выполняет кровь?

Ученик: Транспортную, она транспортирует кровь к сердечной мышце.

Учитель: Что еще может транспортировать кровь?

Ученик: Кровь транспортирует кислород, питательные вещества, воду, соли, гормоны и выводит продукты распада.

Учитель: Какие еще функции выполняет кровь?

Ученик: Регуляторную и защитную – обеспечивает иммунитет и свертывание.

Учитель: Что же такое иммунитет? Дать определение.

Ученик: Иммунитет – это способность организма противостоять чужеродным телам и химическим соединениям, сохранять постоянство внутренней среды.

Учитель: Молодцы! Теперь работаем следующим образом: два ученика выходят к доске, а остальные в тетрадях

Вопрос: Так как же человек, как многоклеточный организм, может получить необходимые ему вещества и удалить ненужные?

Ответ уч-ся: Нужны системы доставки.

Учитель: Правильно, также как,  например,  в городе существует системы различных коммуникаций, так и в человеческом организме есть специализированные системы доставки.

Вопрос: Какие?

Уч-ся: Нет ответа. 

Учитель: Для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить из курса «Животные» какие были системы органов у животных.

Учащиеся вспоминают, что такие системы – кровеносная  и дыхательная системы.

Учитель: Правильно! Эти системы занимаются доставкой веществ внутрь организма и по организму человека. Поэтому их называют ещё транспортными системами. Но говорить мы будем на уроке о кровеносной системе в рамках темы «Кровообращение» и менее вам известной лимфатической системе, которая также занимается транспортом веществ в организме.

III. Изучение нового материала.

Учитель: Назовите еще раз функции крови.

Ученик: Транспортная, защитная.

Учитель: Какие структуры позволяют ей выполнять транспортную функцию.

Ученик: Сосуды.

Учитель: Правильно, сеть кровеносных сосудов позволяет транспортировать вещества, поступающие из окружающей среды, по нашему организму и доставлять их в клетки.

Различают транспортные системы организма

Кровеносная система                                                                               Лимфатическая система

ВИДЫ СОСУДОВ

В отличии от моллюсков и некоторых других беспозвоночных животных, у которых кровь течёт не только по сосудам, но и просто омывает внутренние органы, кровеносная система (совокупность сосудов и полостей, по которым циркулирует кровь или гемолимфа) человека, как и всех позвоночных, замкнутая. Кровь движется только по сосудам – полым трубкам разного диаметра. Между кровью и клетками других тканей всегда находится стенка кровеносного сосуда. У человека суммарная длина кровеносных сосудов составляет около 100 тыс.км. – ими можно было бы опоясать экватор 2,5 раза!

На какие типы подразделяются сосуды? Стр. 102 учебника.

Сосуды подразделяют на три типа: артерии, вены, капилляры. Артерии – сосуды, по которым кровь движется от сердца к внутренним органам. Самая крупная артерия называется аортойВены – это сосуды, по которым кровь возвращается к сердцу. Капилляры – сосуды, в которых происходит обмен веществами между органами и кровью.

Учитель: открываем страницу 102 ученика, самостоятельно читаем раздел « органы кровеносной системы» и заполняем таблицу в тетради:

Название сосу­да, рисунок

Строение стенок сосудов

Функции

сосудов

Особенности движения крови по сосудам

 

скорость

давление

объём

1.

Артерия

просвет

 

Наружн. слой- рыхл. соед. ткань, коллаген, сред, сл.-самый большой элластич. волок, кл. глад. мышечной тк., внутрен. слой- эпителиал. клет.

Доставка крови к органам от сердца, т.к. кровь течет быс­тро, под высоким давлением, это обу­славливает наличие эластичный  сред. слоя, выдерживать давление.

 

в

артериях:

  40 см/с,

в аорте: 50 см/с

самое высокое, 140 мм рт. ст.

17% от всего объёма крови

2.

Вены

просвет больше

 

 

 

 

 

 

 

 

наружн. и внутр. слои по строен, такие же, сред, сл.-мало мышеч. и элластич. волокон есть кармановидные клапаны, препятствуют обрат. току крови

 

 

Доставка крови от органов к сердцу, т.к. в них находится большая часть крови, стенки вен хорошо растяжимы и менее упруги, чем у артерий

25см/с

самое низкое в системе, от 0 до 10 мм рт. ст.

 

 

 

 

 

 

 

67 %

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Капилляры эпител. клетки

один слой эпите­лиальных клеток, мембраны клеток имеют многочис­лен. отверстия

Участвуют в обмене в-в между кровью и клетками тканей, отверстия в стенках капилляров - для прохождения веществ

самая низ­кая, в500- 600 раз ниже, чем в аорте,

0,1-0,08см

выше, чем в венах 15-30 мм рт. ст.

16%

 

СТРОЕНИЕ СТЕНОК СОСУДОВ

Снаружи стенка артерий покрыта соединительнотканной оболочкой. Затем следует слой гладких мышц, а изнутри сосуд выстлан одним слоем эндотелиальных клеток. Стенки артерий более толстые и вместе с тем более эластичные, чем других сосудов, так им приходится выдерживать большое давление крови, выталкиваемое сердцем.

У вен стенки тоньше, чем у артерий, из-за того, что мышечный слой вен не такой мощный. Внутренний слой (эндотелий) стенок вен образует кармановидные клапаны, препятствующие движению крови в обратном направлении.

Стенки капилляров образованы одним слоем эндотелиальных клеток.

ЛИМФАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Лимфатическая система – это дренажная система организма, способствующая удалению избытка, находящегося в тканях жидкостей. Все ткани пронизаны не только кровеносными, но и лимфатическими капиллярами. (самые мелкие лимфатические сосуды, в которых происходит обмен веществ между тканями организма и лимфой. По ним же происходит отток лишней жидкости от тканей)

Лимфатические сосуды – транспортные пути лимфатической системы, образующиеся при слиянии лимфатических капилляров.

ФУНКЦИИ ЛИМФАТИЧЕСКИХ УЗЛОВ

В тех местах, где объединяются лимфатические сосуды, образуются лимфатические узлы. Это фильтры, в которых задерживаются посторонние частицы и уничтожаются микроорганизмы. Кроме того в лимфатических узлах образуются лимфоциты. Клетки лимфатических узлов обезвреживают токсины.

БОЛЬШОЙ И МАЛЫЙ КРУГИ КРОВООБРАЩЕНИЯ

Кровь человека движется по двум кругам кровообращения - малому и большому. Попробуйте вспомнить, какой ученый  открыл движение крови по двум замкнутым системам большому и малому кругам кровообращения? (1628 год, У. Гарвей) Слайд №5. Именно он доказал круговое движение крови по сосудам проводя опыты на животных.

А теперь давайте разберемся, как же движется кровь по двум кругам кровообращения.

Откройте учебник стр. 106, рис. 51. Я буду показывать на слайде, а вы  в учебнике проследите путь крови по сосудам. А сейчас поработаем в тетрадях.

БОЛЬШОЙ КРУГ КРОВООБРАЩЕНИЯ - начинается в левом желудочке, который сокращаясь выталкивает кровь в аорту- самую большую артерию. Из аорты, которая делится на две артерии артериальная кровь поступает в различные участки тела: голову, руки, органы брюшной полости, туловище и конечности. Затем артерии распадаются на капилляры, а артериальная кровь большого круга кровообращения отдает кислород и присоединяет углекислый газ. И в вены поступает кровь, бедная кислородом - венозная. Венозная кровь из туловища, нижних конечностей, органов брюшной полости через крупный сосуд- нижнюю полую вену попадает в правое предсердие. Сюда же через верхнюю полую вену поступает венозная кровь от головы, шеи и рук.

А сейчас поработаем в тетрадях.

МАЛЫЙ КРУГ КРОВООБРАЩЕНИЯ (лёгочный)- начинается в правом желудочке. Желудочек сокращается и венозная кровь направляется  по двум легочным артериям. Правая артерия ведет в правое легкое, а левая - в левое легкое. По легочным артериям движется венозная кровь. В легких артерии ветвятся, становятся все тоньше и тоньше.

Они подходят к легочным пузырькам- альвеолам. В области альвеол артерии разделяются на капилляры, оплетая тонкую стенку каждого пузырька. Содержащийся в венах углекислый газ уходит в альвеолярный воздух легочного пузырька, а кислород из альвеолярного воздуха переходит в кровь. Здесь он соединяется с гемоглобином. Кровь становится артериальной: гемоглобин вновь превращается в оксигемоглобин и кровь меняет цвет - из темно-вишневой становится алой.  Артериальная кровь по лёгочным венам возвращается к сердцу.

От левого и от правого легких к левому предсердию направляются две лёгочные вены, несущие артериальную кровь. В левом предсердии малый круг кровообращения заканчивается. Кровь переходит в левый желудочек, и далее начинается вновь большой круг кровообращения.

5. Закрепление материала.

Самонаблюдение по кровоснабжению органов

  1. Поднимите одну руку вверх, а другую опустите вниз; держите их так в течении одной минуты. Быстро положите обе руки на стол и сравните их окраску. Чем объясняется эта разница?
  2. Проверьте перед зеркалом окраску своих ушных раковин. Потрите одно ухо. Проверьте снова окраску ушных раковин. Сделайте выводы.

6. Итог урока

7. Дом.задание §20

.


Конспект урока биологии 8 класс по теме «Транспортные системы организма»

Конспект урока биологии 8 класс по теме «Транспортные системы организма»

Учитель: Правильно, сеть кровеносных сосудов позволяет транспортировать вещества, поступающие из окружающей среды, по нашему организму и доставлять их в клетки

Учитель: Правильно, сеть кровеносных сосудов позволяет транспортировать вещества, поступающие из окружающей среды, по нашему организму и доставлять их в клетки

ЛИМФАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Лимфатическая система – это дренажная система организма, способствующая удалению избытка, находящегося в тканях жидкостей

ЛИМФАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Лимфатическая система – это дренажная система организма, способствующая удалению избытка, находящегося в тканях жидкостей

7. Дом.задание §20 .

7. Дом.задание §20 .
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2020