Урок в 8 классе
Тема “ Решение задач “ Плавление и кристаллизация”.
Цели урока:
Образовательные:
способствовать развитию навыков решения задач и упражнений, развивать логическое мышление; повторение теории по теме “ Плавление и кристаллизация”;
Развивающие:
Развивать культуру общения и культуру ответа на вопрос; развивать познавательный интерес; физическое представление окружающего нас мира; повышать познавательную активность у учащихся.
Воспитательные:
Воспитывать трудолюбие, ответственность за принятое решение.
Цели педагога: способствовать развитию навыков решения задач и упражнений, развивать логическое мышление.
Цели ученика: развитие умения применять полученные знания для решения задач и упражнений.
Формируемые УУД
Регулятивные: определять цель, тему урока, проблему, планировать деятельность, осуществлять самоконтроль, оценивать степень и способы достижения цели.
Коммуникативные: работать по обсуждению информации, планировать сотрудничество с учителем, групповая работа по обсуждению информации.
Личностные: нравственно-этическое оценивание. Умение адекватно оценивать себя и других.
Планируемые результаты.
Предметные: уметь отвечать на вопросы и решать задачи по данной теме.
Метапредметные: умение выдвигать гипотезы, предположения, видеть различные способы решения задачи.
Личностные: умение правильно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи.
Оформление класса: три стола с номерами групп; для каждой группы карточки с заданиями.
Ход урока.
1.Организационный момент.2-3 минуты.
2.Учащиеся отгадывают ребус, тем самым определяют тему урока. Далее формулируют цели урока.
Ребус. Ответьте на вопросы: “Процесс превращения твёрдого тела в жидкость? Процесс превращения жидкости в твёрдое тело?”
п |
л |
а |
в |
л |
е |
н |
и |
е |
к |
р |
и |
с |
т |
а |
л |
л |
и |
з |
а |
ц |
и |
я |
Учитель: ” А теперь послушайте стихотворение и подумайте о чём пойдёт речь на уроке и сформулируйте тему урока и цели урока”.
Как часто получается-
Задача не решается,
А просто надо формулу
Подставить и решить.
А подставляя в формулу
Всех величин значения,
О единицах величин
Старайся не забыть.
Далее учащиеся формулируют тему и цели урока.
3.Работа по группам. Учитель в каждой группе выбирает одного руководителя. Учащиеся отвечают на вопросы, решают задачи, отгадывают кроссворд (см. Приложение). В каждой карточке есть примечание по оцениванию:
Оценка “3”, если выполняют только одно задание.
Оценка”4”, если выполняют любые два задания из трёх.
Оценка “ 5”, если выполняют все три задания. В конце урока руководитель выставляет оценки, согласно критерию оценивания и отдаёт лист учителю на проверку.
4. Итоги урока.
5. Домашнее задание. Составить кроссворд по теме “ Тепловые явления”.
Приложение.
Карточка №1.
Группа “ Физики-теоретики”.
Задания:
№1.Ответьте на вопросы:
А) Можно ли в алюминиевом сосуде расплавить свинец? Серебро? Почему?
б) Почему в сильные морозы скольжение коньков по льду заметно ухудшается?
(Ответ: при трении о лёд выделяется тепло, и тонкий слой льда, прилегающий к лезвию, плавится. Образовавшаяся вода играет роль смазки, уменьшающей трение. В сильные морозы эта смазка не образуется, поскольку выделяющейся при трении коньков о лёд энергии недостаточно для нагревания льда до температуры плавления.).
В) Конструкторы предложили покрыть спускаемы отсек космического корабля слоем легкоплавкого материала. Для чего? Что вы можете сказать о планете, на которой предстоит посадка?
№2.
Отгадайте кроссворд “ Морской бой” по теме “ Тепловые явления”. Начало слова в клетке с первой координатой, а конец слова в клетке со второй координатой. Ключевое слово записывается по горизонтали. Напишите ключевое слово.
|
а |
б |
в |
г |
д |
е |
ж |
з |
и |
к |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а1-а7.Парообразование, идущее из жидкости.
б4-б10. Единица измерения количества теплоты.
в2-в10. Устройство, в котором внутренняя энергия топлива превращается в механическую.
г2-г9. Удельная теплота …
д1-д9. Перенос энергии потоками вещества.
е2-е10. Процесс превращения твёрдого тела в жидкость.
ж2-ж5. Конденсация водяного пара на растениях.
з1-з9.Характеристика содержания водяного пара в воздухе.
и1-и7. Вид теплового двигателя.
К1-к7. Деталь двигателя внутреннего сгорания.
Ключевое слово в строке а5-к5-процесс увеличения температуры.
Ответы: 1.Кипение. 2.Калория.3.Двигатель.4.Сгорания.5.конвекция. 6.Плавление.
7.Роса.8 Влажность.9. Турбина. 10.Поршень.
№3.
Решите задачу:
На монетном дворе отливают золотые слитки массой по 1
кг. Сколько энергии передаёт такой слиток окружающей среде с момента начала
кристаллизации до окончательного охлаждения? Температура в цеху 24С.(Ответ: 0,2 МДж)
Примечание:
Оценка “3”, если выполняете только одно задание.
Оценка”4”, если выполняете любые два задания из трёх.
Оценка “4”, если выполняете все три задания.
Карточка №2.
“ Физики - практики”.
Задания:
№1.Решите задачу.
Полярники получают необходимую им воду растапливая лёд.
Какое количество теплоты потребуется для получения 15
л воды, имеющей температуру 10С, если
температура окружающей среды равна -40
С?
№2.
Отгадайте кроссворд:
По горизонтали: 4. Теплообмен между двумя теплоносителями, осуществляющийся через разделяющую их твёрдую стенку или через поверхность раздела между ними.5.Основной элемент оптических систем. 7.Протон и нейтрон в ядре.9.Русский учёный, один из основоположников молекулярно-кинетической теории теплоты.
По вертикали: 1.Механическая колебательная система.2.Металлический инструмент, издающий при ударе звук, который является эталоном высоты. 3.Неподвижная часть генератора переменного тока.6.Электронейтральная частица, в состав которой обязательно входят протоны и электроны.8.Величина, измеряемая в градусах.
Ответы: По горизонтали: 4.Теплопередача. 5.Линза.7.Нуклон.9.Ломоносов.
По вертикали:1.Маятник.2.Камертон.3.Статор.6.Атом.8.Угол.
|
1 |
|
2 |
|
|
|
||||||||
|
|
3 |
|
|||||||||||
|
|
|
|
|||||||||||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
5 |
|
|
|
6 |
|
7 |
8 |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
№3. Ответьте на вопросы:
А) Почему зимой у родника мы ощущаем тепло?
Б) Нити накаливания лам изготавливают из вольфрама, а не из меди. Почему?
Примечание:
Оценка “3”, если выполняете только одно задание.
Оценка”4”, если выполняете любые два задания из трёх.
Оценка “4”, если выполняете все три задания.
Карточка №3.
“ Физики-исследователи”.
Задания:
№1.
№1(а,б)
Начертите примерные графики зависимости температуры вещества от времени следующих процессов:
А) вода (при t=20
С)
лёд (при t
=0
C);
Б) лёд (при t=0
C)
лёд (при t
=-10
C).
№2(а).
Начертите примерные графики зависимости температуры вещества от времени следующих процессов:
А) лёд (при t=-15
С)
вода
(при t
=0
С).
№2.
Отгадайте литературно-физический кроссворд.
А2-а9.Ж.Верн. Опыт доктора Окса.
“ По теории доктора Окса, все замечательные свойства человеческого духа -доблесть, остроумие, воображение -обусловлены воздействием особого газа, который он умел получать” в больших количествах и без особых затрат, причём он не пользовался марганцевокислым натрием…а попросту разлагал слегка подкисленную воду с помощью изобретенной им батареи”.
-Какой газ хотел использовать доктор Окс?
Б4-б9.Ж.Верн.Робур-Завоеватель.
“ Окруженное серебристой бахромою, оно походило на гигантский раскрытый веер, занимавший половину небосвода. Во все стороны от него расходились яркие электрические лучи; некоторые из них, постепенно угасая, достигали зенита…
То было поистине величественное зрелище!”
-Назовите явление. Оно бывает и южным и северным.
В3-в10.Г.Р.Хаггард. Копи царя Соломона.
“ С каждой минутой…тьма неумолимо и величественно наплывала на лунные кратеры. Казалось, что огромный бледный шар приблизился к земле и стал ещё больше. Луна приобрела медный оттенок, а затем та часть ее поверхности, которая не была ещё охвачена мраком, стала пепельно-серой… Кольцо тени всё больше и больше закрывало луну-оно теперь уже заволокло более половины её кроваво-красного диска…а багровая мгла сгущалась всё больше и больше.”
-Какое явление вы узнаёте в отрывке?
Г1-г9.А.М.Волков. Волшебник Изумрудного города.
“Скоро путешественники оказались среди необозримого макового поля. Запах мака усыпляет, но Элли этого не знала и продолжала идти, беспечно вдыхая сладковатый и усыпляющий аромат. Веки её отяжелели, и ей ужасно захотелось спать.”
-Какое явление усыпляло Элли?
Д3-д9.И.С.Лесков.Соборяне.
“ Реяли молнии; с грохотом несся удар за ударом, и вдруг Туберозов видит перед собой тёмный ствол дуба, и к нему плывёт светящийся, как тусклая лампа, шар; чудная искра посредине дерева, блеснула ослепляющим светом, выросла в ком и разорвалась. В воздухе грянуло страшное ббах!” Дерево было как ножом срезано у основания”.
-О каком явлении идёт речь в отрывке?
Ответы: кислород, сияние, затмение, конвекция, шаровая (молния).
|
а |
б |
в |
г |
д |
е |
ж |
з |
и |
к |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№3. Ответьте на вопросы:
1.В какой момент времени -в начале или в конце кристаллизации –внутренняя энергия вещества ниже. Почему?
2. Когда не было холодильной техники, продукты летом хранили
в ледниках. Ледники готовили зимой: вырезали на водоёме большие куски льда,
складывали в большую яму и сверху засыпали слоем земли. Объясните, почему
температура в ледниках в течение всего лета оставалась близкой к 0С.
Примечание:
Оценка “3”, если выполняете только одно задание.
Оценка”4”, если выполняете любые два задания из трёх.
Оценка “4”, если выполняете все три задания.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.