ПРАГМАТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ, КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ УРОКА. ЕЁ ВЗАИМОСВЯЗЬ С СОЦИАЛЬНОЙ, ЯЗЫКОВОЙ И СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИЯМИ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.
СОДЕРЖАНИЕ
1) УРОК И ЕГО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
2) ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
3) РЕФЛЕКСИЯ (приложение 1 )
1.Для организации учебного процесса в форме урока-занятия необходимо уделять особое внимание различным технологиям обучения для достижения основной практической цели – научить учиться. Одна из традиционных методик гласит: «С каждого урока ученик должен уходить с новыми знаниями». Отсюда же следует предельная дробность подачи материала на уроке, который разбивается на малые порции, поэтому урок и является основной единицей учебного процесса овладения иностранным языком. Более того урок сам по себе это целостная полифункциональная композиция с небольшим учебным материалом в качестве ядра. Содержимое ядра урока должно быть доступно и понятно каждому из обучающихся. Это тот базис, который позволяет чувствовать себя уверенно при поступлении новой информации, которая крепится к основному, хорошо знакомому материалу ядра. 2.Для более качественного овладения навыками коммуникативной направленности для учащихся продвинутого уровня целесообразно использовать проектный метод обучения языку и метод сотрудничества для обучающихся, которые испытывают трудности в процессе овладения речевыми навыками( чтение, говорение, аудирование, письмо). Материал для подачи на уроке отбирается в строгом соответствии с программой обучения языку и целями занятия. Учитывается: научность, доступность, систематичность, последовательность. Основными формами работы на уроке являются: учитель –ученик, учитель – группа, ученик – ученик, группа – группа. Для выполнения целей урока и получения результатов при любой из форм работы на уроке - методологический проект ведёт к наиболее актуальной форме работы ученик – ученик, где поощряется взаимодействие и терпимость к чужому мнению. Результат зависит от уровня развития коммуникативных – продуктивных навыков, а именно говорения(монологического высказывания, диалог). На основе рецептивных навыков(аудирования, чтения) при помощи социокультурного, социолингвистического развития обучающихся в соответствии их возрастным особенностям и интересам. Коммуникативная компетенция приобретает практический характер и становится основной для достижения цели – общения и понимания, то есть носит прагматический характер. Без достаточного уровня владения коммуникативной компетенцией процесс работы во время занятия будет не возможен. Без знания принципов, по которым высказывания организуются, их корректность, структура - взаимосвязи между материалом для изучения быть не может. Интерактивная и трансактивная схема занятия разрушается. Дифференцированный подход к подаче нового материала – ключ для достижения цели урока.
3. При формулировке обучающей ( практической цели) для высокого уровня компетенции цель звучит как: «научиться рассказывать, вести беседу», для испытующих трудности - «научиться выражать своё мнение, реагировать на услышанное». Эти задачи пред собой ставят сами участники учебного процесса и последовательно, самостоятельно через рефлексию в конце урока усложняют цели для самих себя. Здесь важна поддержка всей группы. Следовательно вопросы на этапе коррекции должны начинаться со слов –«Что было выполнено хорошо?» « Что вам понравилось?», а вопросы для самокоррекции – «Что следует сделать в следующий раз?» «Как бы ты поступил по-другому?». Развивающая ( образовательная ) цель – тоже относится к прагматической компетенции и здесь также применяется принцип дифференциации. Для развития продуктивных навыков основой служат рецептивные умения и навыки, которые были отработаны на предыдущих уроках с использованием лексического материала и грамматики. Разноуровневые задания урока позволяют обучающимся самостоятельно выполнять практическую задачу урока. Воспитательная цель преследует принцип дифференцированного подхода, зависящего от личного интереса обучающего, а именно: узнать, проявить интерес. Через универсальные учебные действия (личностные) каждый по-своему развивает эстетические чувства. Таким образом через УУД ( коммуникативные: понимать, слушать, читать, рассказывать ), регулятивные (самостоятельно ставить цели, планировать, выбирать эффективные действия и решения для достижения целей), познавательные( уметь работать с предложенным к изучению материалом самостоятельно) и личностные планируемые результаты: предметные – знать, уметь, метапредметные – использовать, применять, личностные – оценивать, исправлять, корректировать ход урока учебный процесс сам по себе приобретает конкретный прагматический смысл. На уроке обучающийся научился учиться и роль учителя в этом процессе равнозначна роли обучающегося, из объекта обучающийся перешёл на роль субъекта учебно-воспитательного процесса.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
РАЗВЁРНУТЫЙ КОНСПЕКТ УРОКА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СООТВЕТСТВИИ
ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС
(2-9 классы)
Дата
Класс/Group
Тема:_______________________________________________________
Подтема:__________________________________________________________
Цели:
Обучающая(практическая)-научиться рассказывать, вести беседу, выражать своё
мнение.
Реагировать на услышанное по теме:______________________________________________________
Развивающая(образовательная)
развить/отработать/закрепить/проконтролировать:_____________________________________________________________________________________________________________________________
Рецептивные навыки(чтение, аудирование) на основе продуктивных(письмо, говорение)
С использованием лексики темы и грамматики модуля.
Воспитательная: воспитать интерес к процессу (чтения, говорения диалогического, монологического, письма.
УУД
Коммуникативные: понимать, слушать, читать, рассказывать.
Регулятивные: самостоятельно ставить цели, планировать, выбирать эффективные действия и решения для достижения целей.
Познавательные: уметь работать с текстом прослушанным, прочитанным(Самостоятельно).
Личностные:развивать эстетические чувства на основе материала предложенного к изучению.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные: Знать………Уметь……….
Метапредметные: Использовать……..Применять………………..
Личностные: Оценивать………Исправлять/корректировать
Оборудование:……………………………
ХОД УРОКА.
1.Фонетическая/Речевая разминка: Групповая форма работы. Преговорение, преаудирование.
2.Контроль Д/З. стр. упр. Индивидуальное оценивание видов речевой деятельности.
3.Прочти и скажи/Попроси партнёра ответить/Послушай и выбери/Запиши и продолжи.
Упр. Стр. Оценивание. Парная форма работы
4.Задание в формате ЕГЭ.Индивидуальная форма работы.
Физ-пауза.
5.Предложи свой вариант. Измени/Подбери синонимы. Попроси друга дать совет как……..
Упр. Стр. Оценить все формы работы.
6.Д/З упр. Стр. прочесть/написать/рассказать
7.Рефлексия. Расскажи, а вы продолжите, что мы узнали/Выучили/Овладели какими новыми знаниями.
Кто лучше? Кому следует работать больше? Кто нуждается в помощи? Что следовало бы сделать по- другому или ещё?
На доске:Тема урока. Цели, которые формирует учитель на уроке.
Обучающиеся самостоятельно формулируют какие результаты они желают достичь в процессе урока(научиться,узнать,уметь).
8.При наличии времени-коррекция: составь словосочетание/предложение правильно
ТИП УРОКА -КОМБИНИРОВАННЫЙ
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.