Методическая разработка урока-викторины «С налогом живи в ладу – не попадешь в беду».
Социально-экономическое развитие нашей страны сопровождается преобразованием финансовой, в том числе бюджетной и налоговой, денежно-кредитной и других жизненно важных систем хозяйствования. В ходе реформирования финансовой системы особое внимание уделяется созданию эффективной налоговой системы, обеспечивающей баланс общенациональных, корпоративных и личных экономических интересов. Создание такой системы всегда находилось в центре финансовой научной мысли. Однако необходимо учитывать, что знания основ налогов и налогообложения необходимы на всех уровнях общества – от рядового гражданина, до представителя органов государственной власти. Повышение налоговой грамотности всех членов общества способствует формированию разумного и ответственного отношения к налогам. Воспитанию налогового правосознания и формированию положительного отношения подрастающего поколения к налоговой политике государства.
Данную викторину целесообразно проводить в 8 классе в качестве урока обобщения и систематизации знаний к разделу «Экономика» или по курсу «Налоговая грамотность» во внеурочной деятельности с 8 по 10 класс. Такое мероприятие можно провести в школе в рамках предметной недели.
Цели:
1) Обобщить и систематизировать знания о налогах, их вида, видах налоговых ставок в РФ;
2) Вспомнить историю налогов в России и в мире;
3) Объяснить значение налогов для существования государства.
Оборудование: доска, маркеры, листы бумаги А 4, видеопроектор.
Класс делится на команды. Они рассаживаются за круглые столы, расставленные в классе. На столе маркеры и листы белой бумаги. Учитель показывает слайд презентации и читает вопрос. Команды за 30 секунд – 1 минуту пишут ответ на листе белой бумаги и несут членам жюри (можно привлечь старшеклассников, родителей) или учителю. Жюри оглашает правильный ответ и результаты команд. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, который учитель рисует в виде черточки на доске напротив каждой команды, если вопрос содержит 2 ответа, то соответственно 2 балла.
1-я команда - IIIIII
1-я команда - IIIIIII
3-я команда - IIII
Выигрывает та команда, напротив которой на доске оказалось больше всего черточек.
Поощрить выигравшую команду или даже весь класс можно призами, грамотами или пятерками.
Вопросы оформляются в презентации.
1. Назовите английских ученых, родоначальников экономической науки.
2. Какой принцип налогообложения, сформулированный А. Смитом нарушил князь Игорь, собирая дань с древлян в 945 году?
3. Какие виды налогов вы знаете?
4. Как его ошибки исправила его супруга княгиня Ольга?
5. Какие налоги взимались с жителей Древней Руси и Московского государства?
6. В XVII веке приближенные царя Алексея Михайловича посоветовали ему повысить один из косвенных налогов. Это вызвало бунт в Москве. Что это был за налог? Почему его увеличение вызвало такое негодование у народа?
7. Какой новый вид налога, увеличивавший доходы в казну, был введен Петром I?
8. Наместники Петра в Поволжских землях пытались вводить странные и несправедливые налоги. Это тоже вызывало бунты. Какой налог – причину башкирского восстания вы помните?
9. Какой дополнительный налог с советских граждан был введен советским правительством с начала Великой Отечественной войны в 1941 году?
10. С приходом к власти в нашей стране В.В. Путина в 2001 году в нашей стране была изменена ставка подоходного налога. Какая была до этого? Какая была введена? Почему президент решил изменить систему налогообложения в стране?
11. Назовите три известных вам прямых налога.
12. Назовите три косвенных налоги.
13. Россия – федеративное государство, поэтому у нас в стране в соответствии с Налоговым кодексом налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные. Назовите по два примера каждого из видов налогов.
14. Определите вид налоговой системы, записав слово, пропущенное в таблице.
Субъект налога |
Доход, тыс. руб. |
Ставка налога % |
Вид налоговой системы |
Краснов |
38 |
5 |
|
Серов |
80 |
15 |
|
Белов |
150 |
20 |
15. Борис Михайлович владеет легковым автомобилем и земельным участком и периодически уплачивает соответствующие налоги. Установите соответствие между примерами и элементами структуры налога.
Примеры Элементы структуры налога
А)1 куб. см. рабочего объема двигателя 1) субъект налога
Б) легковой автомобиль 2) объект налога
В) заработная плата 3) источник уплаты налога
Г) земельный участок 4) единица налогообложения
Д) Борис Михайлович
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
16. Какими налогами являются налоги на автомобиль и земельный участок (по территориальному принципу)?
17. Среди специалистов и политиков есть сторонники как пропорциональной, так и прогрессивной системы налогообложения. Приведите по одному аргументу в поддержку каждой из этих позиций.
18. Подготовьте ситуацию (сценку) обращения гражданина в территориальный налоговый орган.
Ответы.
1. А. Смит и Д. Рикардо. (2 балла)
2. Налог должен быть точно определен, а не произволен. (1 балл)
3. Прямые и косвенные. (1балл)
4. Ввела уроки – точный размер дани и погосты- место сбора дани. (2 балла)
5. Вира, налог со двора, стрелецкие деньги и др. (2 балла)
6. Налог на соль. Соль была единственным консервантом и приправой, доступной простым людям. (2 балла)
7. Подушная подать. (1балл)
8. Налог на карие и серые глаза. (1 балл)
9. Военный налог. (1 балл)
10. Пропорциональная. Была прогрессивная. Многие прятали высокие доходы. Зарплата в конверте – была обычной практикой. (3 балла)
11. Подоходный, налог на имущество, на прибыль. (могут быть приведены др. примеры) (3 балла)
12. НДС, акциз, таможенная пошлина. (могут быть приведены др. примеры) (3 балла)
13. Федеральные: акциз, подоходный, региональные: на имущество организаций, транспортный, местные: земельный, торговый сбор. (могут быть приведены др. примеры) (6 баллов)
14. Прогрессивная. (2 балла)
15. 42321. (2 балла)
16. Автомобиль – региональный, земельный участок – местный. (2балла)
17. В защиту пропорциональной: предприниматели будут заинтересованы создавать свой бизнес и вести дела в такой стране.
В защиту прогрессивной: более полно реализуется принцип социальной справедливости. (могут быть приведены др. аргументы) (2балла).
18. 3 балла: за правильно подобранную ситуацию, терминологию, игру.
В конце урока или занятия проводится подведение итогов, анализ и оценка результатов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.