Государственное общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики
« Ровеньковская специализированная школа №3 им. А.Ф.Бурды»
Урок-викторина
Творчество А.С.Пушкина,
М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя
Составила
учитель русского языка
и литературы
Сажнева Л.В.
Урок-викторина
Тема: Творчество А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.
Цель: проверить знания учащимися биографических данных писателей, их произведений; развивать логическое мышление детей; творческие способности, актёрское мастерство.
Оборудование: красочное оформление темы викторины, костюмы героев произведений писателей, записи кадров кинофильмов, ёлочка-викторина, снежинки-загадки, портреты писателей.
Вступительное слово учителя
Уважаемые гости!
Мы рады видеть и приветствовать вас на нашем празднике.
Наша школа, которой уже 37 лет, имеет множество традиций. Одной из таких традиций является проведение в рамках Недели русского языка и литературы
различных мероприятий. Мы, ученики 7-х классов, проводим литературную викторину по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.
Скажите, а зачем проводится Неделя русского языка и литературы?
Ответы учеников:
-Неделя углубляет и расширяет знания по русскому языку
-Формирует бережное отношение к русскому языку, гордость за него, чувство принадлежности к своим предкам, народу, культуре.
-Способствует расширению кругозора
-Раскрывает таланты учащихся, развивает ораторское искусство.
-Прививает эстетический вкус
Учитель.
Наша викторина состоит из нескольких частей: театральной, киновикторины, игры- викторины «Волшебная ёлочка», тестов.
- О ком идёт речь в данном тексте?
«В январе 1815 года поэт на экзамене прочитал в присутствии Державина свою оду «Воспоминания в Царском Селе». Державин был взволнован силой поэтического дарования поэта.
Маститый поэт екатерининского века увидел в поэте- лицеисте своего преемника».
(О А.С. Пушкине)
- А вот и сам А,С.Пушкин с женой Натальей Николаевной пожаловал на бал.
(Входят в костюмах учащиеся. Диалог между ними)
- Голушка, Наталья Николаевна, поторопитесь. Бал уже в разгаре. Мы, как всегда, опаздываем.
- Ах, сударь! Я и так спешу!
-Позвольте пригласить Вас на вальс.
( Присаживаются после танца за стол)
А.С. Пушкин.
- Вспомнилось Михайловское. Там я прожил два года. Знаешь ли ты мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки! Что за прелесть эти сказки! Каждая из них поэма!
(Няня рассказывает отрывки из сказок А.С. Пушкина, а ученики изображают персонажей).
Учитель.
- Отрывки из каких сказок вы увидели и услышали?
А) Жил- был поп толоконный лоб.
Пошёл поп по базару посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда идёт, сам не зная куда.
- Что,батька,так рано поднялся?
Чего ты взыскался?
Поп ему в ответ:
-Нужен мне работник:
Повар,конюх и плотник.
А где найти такого
Служителя не слишком дорогого?
Б)Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
-Кабы я была царица,-говорит одна девица,-
То на весь крещёный мир приготовила б я пир.
-Кабы я была царица,-говорит её сестрица,-
То на весь бы мир одна наткала б я полотна.
-Кабы я была царица,-третья молвила сестрица,-
Я б для батюшки царя родила богатыря.
(«Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о царе Султане»)
А.С. Пушкин.
-Осень всегда была любимым и наиболее плодотворным временем в моей жизни. Но никогда так много я не создавал произведений, как в болдинскую осень 1830года.Романы, поэмы, стихи…
(На фоне «Осенней песни» П. И. Чайковского читается стихотворение «Осень». Девушка в костюме осени танцует).
Учитель.
-Как называется стихотворение, которое сейчас прозвучало?
Учитель.
27 января 1837 года произошла дуэль Пушкина с Дантесом. Пушкин был смертельно ранен. Весть о смерти великого поэта быстро разнеслась по Петербургу. Это известие буквально потрясло Лермонтова.
(Инсценировка).
Дама в чёрном.
-Неужели же, неужели нельзя помочь?
Врач. (Покачивает отрицательно головой).
Дама.
-Но вы же врач!
Врач.
-Увы, я только врач.
Гусар.
-Скажите мне, ради Бога, его рана опасна? Смертельна?
Врач.
-Возможно.
Гусар.
-Но в чём опасность? В чём?
Врач.
-И в месте ранения, и в потери крови…
Гусар отходит в сторону, заплакал.
-Погиб, погиб Поэт!
(Под музыку Шопена «Лунная соната» ученик читает стихотворение Михаила Юрьевича «Смерть поэта»).
Учитель.
-Какую роль в жизни поэта сыграло это стихотворение?
Ученик.
-Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, дал миру Лермонтова. Знамя передовой русской литературы, выпавшее из рук Пушкина, высоко поднял его наследник и преемник.
Учитель.
А.С. Пушкин сыграл большую роль в становлении его как писателя. Именно он подсказал украинскому юноше обратиться к народному творчеству его народа, почерпнуть оттуда не только сюжеты, но многие образы.
Так появились «Вечера на хуторе близ Диканьки» и другие произведения.
О каком писателе идёт речь?
(О Н.В.Гоголе).
Ученик.
Над Диканькой опять месяц взошёл.
И в округе так хорошо!
Ох, гуляют девушки и парубки!
А Вакула потерял свои мешки…
(Костюмированный задорный танец).
(Ученица в украинском костюме читает наизусть отрывок из «Вечеров…». Монолог Оксаны перед зеркалом.)
Учитель.
- Из какого произведения вы сейчас услышали отрывок?
На сцене появляется Н.В. Гоголь.
- Когда я писал поэму «Тарас Бульба», то прочитал много исторических документов. Меня захватила жизнь запорожцев, этих настоящих былинных богатырей, героически сражавшихся за независимость своей отчизны.
Живым воплощением героического народного характера является Тарас Бульба.
(Ученик в костюме запорожского казака читает отрывок из «Тараса Бульбы».
«Нет уз святее товарищества…».
Учитель.
-Какому герою принадлежат данные слова?
(Тарасу Бульбе).
Учитель.
Ребята! А теперь переходим ко второй части нашей викторины.
Вам предлагается просмотреть кадры из кинофильмов, поставленных по сюжетам произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.
Назовите произведение, автора просмотренного кадра.
(Взято 9 кадров из кинофильмов. Просмотр кадров на экране).
Далее проводится игра-викторина «Волшебная ёлочка».
(На ёлочке на оборотной стороне снежинки картинки, ученики по очереди снимают снежинку и отвечают,какому герою и из какого произведения они принадлежат. Если ученик затрудняется ответить, то на помощь на экране приходит подсказка).
Подсказки
1«Стой! Выпала люлька с табаком: не хочу, чтобы и люлька досталась вражьим ляхам!»
2. «Люблю тебя ,Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид…»
3. «Мой конь и доныне носил бы меня».
И хочет увидеть он кости коня.
4. «На другой день гусару стало хуже. Человек его поехал за лекарем.»
5. «Лишь одна не глядит, не любуется,
Полосатой фатой закрывается…»
6. «По небу полуночи ангел летел,
И тихую песню он пел…»
7. «Свет мой зеркальце, скажи да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее…»
8. «Жил старик со старухой у самого синего моря…»
9. «Бог тебя благослови,
Вот за то тебе, лови!»
Учитель.
- А в заключении викторины – тесты.
(Голубым цветом отмечен правильный ответ)
Тесты по произведениям
1.Кто подсказал Н.В.Гоголю сюжет «Вечеров…»?
а)И.Тургенев
б)Жуковский
в)А.Пушкин
2.Близ какой губернии родился Н.Гоголь?
а)Киевской
б)Полтавской
в)Волынской
3.Кто был любимым писателем Н.Гоголя?
а) И.Крылов
б)М.Ломоносов
в)А.Пушкин
4.К какой царице отправился Вакула за черевичками?
а)Елизавете Петровне
б) Екатерине Великой
в)Анне Ярославовне
5.Оком пишет поэт: «Мой первый друг, мой друг бесценный»?
а) О Дельвиге
б) О Жуковском
в) о Пущине
6.К какому произведению эпиграфом была взята пословица:
«Береги честь смолоду»?
а) «Барышня- крестьянка»
б) «Метель»
в) «Капитанская дочка»
7.Как звали старую работницу Степана Парамоновича Калашникова?
а)Еремеевна
б) Арина
в)Ермолаевна
Учитель.
Заключительное слово.
Дорогие участники литературной викторины!
Отвечая на вопросы, вы показали , что хорошо знаете произведения любимых писателей, показали хорошее актёрское мастерство, провели большую работу по изготовлению костюмов, по подготовке данной викторины.
Большое всем спасибо! Дальнейших вам творческих успехов!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.