Департамент общего
образования Томской области
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»
Урок внеклассного чтения
в 4 «А» классе отделения слабослышащих детей
по теме:
«Кошкин дом Самуила Яковлевича Маршака»
(в рамках подготовки и проведения
театрализованной сказки «Кошкин дом»
c привлечением студентов кафедры дефектологии
Педагогического факультета ТГПУ г. Томска)
Разработала:
Раиса Ивановна Моисеева –
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории,
педагог-психолог
г. Томск
rimoiseeva@list.ru
Посвящается
студентам 654 группы ТГПУ г Томска
Душой Вы - студенты очень добры,
Талантом сильны, да и сердцем щедры.
Все Ваши идеи, мечты о прекрасном,
Уроки, затеи не будут напрасны!
К особенным детям дорогу нашли
Желаю Вам счастья на данном пути!
Р.И. Моисеева
Цель – создание условий для осмысления понятия «Что такое хорошо и что такое плохо», расширения знаний о жизни и творчестве С.Я. Маршака.
Задачи:
Способствовать развитию интереса к литературному чтению.
Развивать речевые и творческие способности, память, внимание, мышление, воображение, мышление, культуру общения.
Упражнять в выразительном чтении стихотворении.
Формировать коммуникативные компетенции.
Сохранять здоровья детей с помощью физкультминуток, создания положительного эмоционального фона.
Воспитывать доброе отношение к людям, сострадание, трудолюбие.
Актуальность: Нарушения слуха сказываются на социальной адаптации детей в обществе. Различные приёмы и формы работы помогут младшим школьникам с нарушениями слуха в расширении словаря, развитии слухового восприятия, концентрации внимания и умению ориентироваться в понятиях «Что такое хорошо и что такое плохо».
Оформление класса: Портрет С.Я. Маршака (1887 - 1964), выставка книг поэта, рисунки детей к произведениям, воздушные шары, цитаты:
«Хорошая книга - лучший друг»
«Кто много читает, тот много и знает»
«Ум без книги - что птица без крыльев»
Краткая характеристика младших школьников, имеющих нарушения слуха
Количественная. Наполняемость класса – 7 человек (от 8-ми до 10-ти лет).
Социальная. Все обучающиеся – дети-инвалиды по слуху (из них 4 девочки и 3 мальчика); 3 воспитанника из семей, где родители инвалиды по слуху (выпускники школы-интерната), 3 семьи проживают в Томской области, 4 семьи имеют статус – многодетные, 2 семьи имеют статус – малообеспеченные. Три ребёнка проживают в школе-интернате.
Психологическая. В школу-интернат для обучающихся с нарушениями слуха г. Томска поступают дети с разной степенью тугоухости, глухотой и кохлеарной имплантацией.
Особенности развития детей, имеющих нарушения слуха:
- несформированность языковых средств;
- низкий уровень слухового восприятия;
- отсутствие словарного запаса;
- снижен объём запоминания материала;
- низкая концентрация внимания;
- трудности при переключении с одного вида деятельности на другой;
- развитие мелкой и общей моторики ниже возрастного уровня;
- психоэмоциональное состояние воспитанников требует постоянной коррекции;
- характерны частые соматические заболевания.
Кроме того, среди младших школьников с основным дефектом: тугоухостью различной степени и кохлеарной имплантацией, есть дети со сложными (комплексными) нарушениями развития: нарушение слуха сочетается с задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями мозговых механизмов речи, снижением зрительного восприятия. Поэтому дети с ОВЗ по слуху нуждаются в особой организации воспитательно-образовательной работы, содержании, формах и методах, которые должны быть адекватны их возможностям.
Ход урока
I. Организационный момент – подготовка готовности к уроку через звуковую разминку.
Учитель:
Давайте разговаривать и будем выговаривать
Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно (хоровое и индивидуальное проговаривание).
(педагог уходит за фонетический экран, произносит слова, которые дети воспринимают на слуховой основе, хором проговаривают: поэт, писатель, произведение, детский писатель, сказки, рассказы, стихи)
II. Постановка цели урока (слайд №1)
Учитель: Ребята, сегодня наш урок внеклассного чтения посвящён теме дружбы, сопереживания, взаимовыручки о которых повествовал в своих литературных произведениях детский писатель. Он один из самых любимых детских писателей. Посмотрите на экран. Отгадайте ребус, и вы узнаете фамилию детского писателя, которая зашифрована в ребусе (слайд №2).
Дети: Маршак.
Учитель: Кто назовёт имя и отчество писателя.
Дети: Самуил Яковлевич (слайд №3).
Учитель: Самуил Яковлевич Маршак – замечательный поэт, великолепный мастер стиха, человек высокой культуры и самых разнообразных интересов и знаний, всю жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Сейчас мы с вами отправимся в кошкин дом С.Я. Маршака.
«И, раскрыв свою тетрадь, сел писать я для того,
Чтобы детям передать радость сердца моего!» так говорил поэт.
Когда С.Я. Маршак был маленьким, он не умел писать, но стихи он уже сочинял.
III. Актуализация знаний и объявление темы урока
Учитель: Посмотрите, в руках у меня книга «Кошкин дом», автор С.Я. Маршак. Вот я взяла в руки книгу, на что я обратила внимание?
Дети: На обложку (слайд №4).
Учитель: Посмотрите, какие разные обложки к одной сказке. На выбор детей, кому какая книжка понравится. Для сказки «Кошкин дом» Маршак нашёл опору в короткой детской песенке, которую многие знают с детства. Помните? Давайте споем.
Дети: «Тили-тили-тили-бом, загорелся кошкин дом, кошка выскочила, глаза выпучила…» (индивидуально по желанию).
Учитель: Все мы вместе смотрели сказку «Кошкин дом». Сейчас отправляемся в богатый кошкин дом. Попробуем вспомнить всё произведение, его героев, постараемся дать им характеристику, определить кто из них положительный герой, а кто относится к отрицательным героям.
IV. Практическая часть
Учитель: Прежде всего, давайте вспомним главных героев сказки.
Дети: кошка, два котёнка, кот Василий, грачи, козёл, бобры, коза, поросята, мама свинья, петух, баран, курица, овца, рассказчик.
Учитель: Верно, всех назвали. Ребята, с каких слов начинается сказка?
Дети: Про богатый кошкин дом. Мы и сказку поведём. Посиди да погоди, сказка будет впереди…
Учитель: В первой части говорится о богатом доме кошки. Но автор не только описывает красоту дома, он описывает внешний вид кошки. Как он описывает кошку? Найдите в тексте (слайд №5).
1-ый ребёнок: Смотрят люди не дыша, до чего же хороша.
2-ой ребёнок: Платье новое на ней, стоит тысячу рублей.
3-ий ребёнок: У неё, у кошки, на ногах сапожки.
Учитель: Какой мы видим кошку в начале повествования? Окружающим нравится кошка? Какой характер у кошки? Какая она хозяйка? (произвольные ответы детей).
Учитель: Ребята, а кто такой кот Василий? (слайд №6) (произвольные ответы детей).
Учитель: Дайте характеристику котятам. Как описывает их автор? Какие котята?
Дети: бедные, голодные, жалкие, круглые сиротки, нищие, бездомные, обездоленные (слайд №7).
Учитель: Котята бедные сиротки, голодные, бездомные. А какая кошка?
Дети: Безжалостная, жестокая, нет понимания, нет сочувствия, любовь к ближним (если испытывают трудности при проговаривании, предлагается речевая карточка).
Учитель: Кошка грозно и безжалостно говорит о том, что нищих и бездомных котят надо гнать вон. И вдруг интонация её голоса совершенно меняется. Что происходит, почему кошка так резко изменилась?
Дети: Пришли гости (слайд №8).
Учитель: Посмотрите на экран, вспомните гостей (произвольные ответы детей). Что вы можете сказать о гостях, какие они?
Дети: (при затруднении считывают с экрана). Лицемерные, корыстные, глупые, льстивые, они ничего не понимают и не знают, но важничают.
Учитель: Это самодовольные тунеядцы, не видят вокруг себя ничего, кроме личного благополучия и своего завтрака. Они только и знают, что восхищаются кошкой и её домом, восхваляют себя, приглашают в гости, в душе надеются, что гости не придут.
Когда кошка с котом проводили гостей, что случилось с кошкиным домом?
Дети: Пожар окутал, объял, взобрался, вскарабкался, разлетелся, встал, машет красным рукавом (слайд №9).
Учитель: Почему, по какой причине он сгорел? (произвольные ответы детей). Разгорелся огонёк и наделал много беды. Вы, ребята, должны всегда помнить, что огонь-озорник любит играть не только в хорошие, но и в плохие игры. Не стало дома у кошки. Кого теперь нам напоминают кошка и кот Василий? Теперь уже кошка и кот идут от дома к дому. И как же отнеслись к горю кошки друзья, которые только что танцевали и веселились у кошки и клялись в вечной дружбе? (произвольные ответы детей).
Учитель: Какой вывод можно сделать?
Дети: У кошки нет дома, никто к ней в гости не придёт. Бывшие друзья ей отказывают в гостеприимстве. Бывшей барыне-кошке и её дворнику Василию приходится бросить барские повадки.
Учитель: Кто помог кошке и коту Василию (произвольные ответы детей).
Почему же котята помогли кошке, ведь она так жестоко с ними обошлась?
Дети: Потому что котята были добрые, они понимали, что в беде надо всегда помогать.
Учитель: Ребята, давайте сейчас закрепим правила доброты (слайд №10).
1. Помогать слабым, маленьким, старым, больным, попавшим в беду;
2. Прощать ошибки других, жалеть людей;
3. Не быть жадным, понимать других людей.
Учитель: Эти качества, ребята, вы должны воспитывать в себе. Кошке и коту Василию помогли маленькие котята, как вы думаете, стала кошка добрее, ласковее? (произвольные ответы).
V. Итоговая часть
Учитель: С развитием сюжета, меняется характер кошки кота Василия. Кошка принимала богатых, но не настоящих друзей, зато прогоняла бедных настоящих друзей – племянников котят. Богатые друзья не приняли кошку, когда случилась беда, а бедные котята приютили и кошку и кота Василия «Дружба проверяется в беде». Именно жалкие котята, которых кот и кошка прогнали со двора, не помня зла, приютили их, дали им кров и пищу. Эта сказка очень поучительная. Чему учит сказка?
Дети: Читая её, мы чувствуем и понимаем цену дружбы, как надо выбирать друзей и как к ним относиться. Не отворачиваться от тех, кто обращается к тебе за помощью, т.к. любой человек может оказаться в беде.
Учитель: А какие пословицы и поговорки о дружбе, о друзьях вы ещё знаете? (произвольные ответы детей).
Учитель: Как должен себя вести друг?
Дети: Выручать, поддерживать, говорить правду, делиться, уважать, помогать во всём, радоваться чужим успехам.
Учитель: Хорошая дружба полезна каждому из нас.
VI. Вывод
Учитель: Любая сказка оказывает на человека огромное воздействие. Добро побеждает зло, честность облагораживает, забота о бедных воспитывает чувство ответственности и милосердие. Поэтому, читайте сказки. Они помогут стать настоящими людьми.
VI. Домашнее задание
Учитель: Перечитайте сказку ещё раз. Посмотрите мультипликационный фильм «Кошкин дом». Сделайте иллюстрации (зарисовки) к сказке.
Литература о жизни и творчестве
1. Жизнь и творчество Самуила Яковлевича Маршака: сборник / сост. Б. Галанов и др.; оформл. Е. Ганнушкина. – М.: Дет. лит., 1975. – 495 с.: фот.
2. Маршак Самуил Яковлевич // Кто есть кто: новейший справочник школьника. – М.: Фил. о-во СЛОВО Изд-во Эксмо, 2006. – С. 655-657.
3. Маршак Самуил Яковлевич / РГДБ // Писатели нашего детства. 100 имен: биографический словарь в 3 частях. Ч. 1. – М.: Либерия, 1998. – С. 257 – 262.
4. Михайлова С. Ю. «Пять Маршаков» / С. Ю. Михайлова // Начальная школа. – 1997. - № 11. – С. 2 – 5.
5. Тимофеева И. Н. Самуил Яковлевич Маршак (1887 – 1964) / И. Н. Тимофеева // Что и как читать Вашего ребенка от года до десяти: энциклопедия для родителей по руководству детским чтением. – СПб., 2000. – С. 221 – 227.
Алфавитный указатель произведений С. Я. Маршака для детей
Багаж 13, 23, Детки в клетке 22, Кошкин дом 28, Круглый год 29, От одного до десяти 33, Пожар 1, 9, Радуга-дуга 35, Сказка о глупом мышонке 1, 9
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.