Урок внеклассного чтения "Кошкин дом" (Начальная школа слабослышащее отделение 4-ый класс)

  • doc
  • 20.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 3 Моисеева Р.И..doc

 

 

Департамент общего образования Томской области

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»

 

 

 

 

 

Урок внеклассного чтения

 в 4 «А» классе отделения слабослышащих детей

по теме:

 

 

«Кошкин дом Самуила Яковлевича Маршака»

 

 

(в рамках подготовки и проведения

театрализованной сказки «Кошкин дом»

c привлечением студентов кафедры дефектологии

Педагогического факультета ТГПУ г. Томска)

 

 

 

 

 

 

Разработала:

Раиса Ивановна Моисеева –

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории,

педагог-психолог

 

г. Томск

rimoiseeva@list.ru

Посвящается студентам 654 группы ТГПУ г Томска

Душой Вы - студенты очень добры,

Талантом сильны, да и сердцем щедры.

Все Ваши идеи, мечты о прекрасном,

Уроки, затеи не будут напрасны!

К особенным детям дорогу нашли

Желаю Вам счастья на данном пути!

Р.И. Моисеева

 

Цель – создание условий для осмысления понятия «Что такое хорошо и что такое плохо», расширения знаний о жизни и творчестве С.Я. Маршака.

Задачи:

Способствовать развитию интереса к литературному чтению.

Развивать речевые и творческие способности, память, внимание, мышление, воображение, мышление, культуру общения.

Упражнять в выразительном чтении стихотворении.

Формировать коммуникативные компетенции.

Сохранять здоровья детей с помощью физкультминуток, создания положительного эмоционального фона.

Воспитывать доброе отношение к людям, сострадание, трудолюбие.

 

Актуальность: Нарушения слуха сказываются на социальной адаптации детей  в обществе. Различные приёмы и формы работы помогут младшим школьникам с нарушениями слуха в расширении словаря, развитии слухового восприятия, концентрации внимания и умению ориентироваться в понятиях «Что такое хорошо и что такое плохо».

 

Оформление класса: Портрет С.Я. Маршака (1887 - 1964), выставка книг поэта, рисунки детей к произведениям, воздушные шары, цитаты:

 «Хорошая книга - лучший друг»

«Кто много читает, тот много и знает»

«Ум без книги - что птица без крыльев»

 

Краткая характеристика младших школьников, имеющих нарушения слуха

 

Количественная. Наполняемость класса – 7 человек (от 8-ми до 10-ти лет).

Социальная. Все обучающиеся – дети-инвалиды по слуху (из них 4 девочки и 3 мальчика); 3 воспитанника из семей, где родители инвалиды по слуху (выпускники школы-интерната), 3 семьи проживают в Томской области, 4 семьи имеют статус – многодетные, 2 семьи имеют статус – малообеспеченные. Три ребёнка проживают в школе-интернате.

Психологическая. В школу-интернат для обучающихся с нарушениями слуха г. Томска поступают дети с разной степенью тугоухости, глухотой и кохлеарной имплантацией.

Особенности развития детей, имеющих нарушения слуха:

- несформированность языковых средств;

- низкий уровень слухового восприятия;

- отсутствие словарного запаса;

- снижен объём запоминания материала;

- низкая концентрация внимания;

- трудности при переключении с одного вида деятельности на другой;

- развитие мелкой и общей моторики ниже возрастного уровня;

- психоэмоциональное состояние воспитанников требует постоянной коррекции;

- характерны частые соматические заболевания.

Кроме того, среди младших школьников с основным дефектом: тугоухостью различной степени и кохлеарной имплантацией, есть дети со сложными (комплексными) нарушениями развития:  нарушение слуха сочетается с задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями мозговых механизмов речи, снижением зрительного восприятия. Поэтому дети с ОВЗ по слуху нуждаются в особой организации воспитательно-образовательной работы, содержании, формах и методах,  которые должны быть адекватны их возможностям.

 

Ход урока

 

I.              Организационный момент – подготовка готовности к уроку через звуковую разминку.

Учитель:

Давайте разговаривать и будем выговаривать

Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно (хоровое и индивидуальное проговаривание).

(педагог уходит за фонетический экран, произносит слова, которые дети воспринимают на слуховой основе, хором проговаривают: поэт, писатель, произведение, детский писатель, сказки, рассказы, стихи)

 

II.           Постановка цели урока (слайд №1)

Учитель: Ребята, сегодня наш урок внеклассного чтения посвящён теме дружбы, сопереживания, взаимовыручки о которых повествовал в своих литературных произведениях детский писатель. Он один из самых любимых детских писателей. Посмотрите на экран. Отгадайте ребус, и вы узнаете фамилию детского писателя, которая зашифрована в ребусе (слайд №2).

Дети: Маршак.

Учитель: Кто назовёт имя и отчество писателя.

Дети: Самуил Яковлевич (слайд №3).

Учитель: Самуил Яковлевич Маршак – замечательный поэт, великолепный мастер стиха, человек высокой культуры и самых разнообразных интересов и знаний, всю жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Сейчас мы с вами отправимся в кошкин дом С.Я. Маршака.

«И, раскрыв свою тетрадь, сел писать я для того,

Чтобы детям передать радость сердца моего!» так говорил поэт.

Когда С.Я. Маршак был маленьким, он не умел писать, но стихи он уже сочинял.

 

III.        Актуализация знаний и объявление темы урока

Учитель: Посмотрите, в руках у меня книга «Кошкин дом», автор С.Я. Маршак. Вот я взяла в руки книгу, на что я обратила внимание?

Дети: На обложку (слайд №4).

Учитель: Посмотрите, какие разные обложки к одной сказке. На выбор детей, кому какая книжка понравится. Для сказки «Кошкин дом» Маршак нашёл опору в короткой детской песенке, которую многие знают с детства. Помните? Давайте споем.

Дети: «Тили-тили-тили-бом, загорелся кошкин дом, кошка выскочила, глаза выпучила…» (индивидуально по желанию).

Учитель: Все мы вместе смотрели сказку «Кошкин дом». Сейчас отправляемся в богатый кошкин дом. Попробуем вспомнить всё произведение, его героев, постараемся дать им характеристику, определить кто из них положительный герой, а кто относится к отрицательным героям.

 

IV.        Практическая часть

Учитель: Прежде всего, давайте вспомним главных героев сказки.

Дети:  кошка, два котёнка, кот Василий, грачи, козёл, бобры, коза, поросята, мама свинья, петух, баран, курица, овца, рассказчик.

Учитель: Верно, всех назвали. Ребята, с каких слов начинается сказка?

Дети: Про богатый кошкин дом. Мы и сказку поведём. Посиди да погоди, сказка будет впереди…

Учитель: В первой части говорится о богатом доме кошки. Но автор не только описывает красоту дома, он описывает внешний вид кошки. Как он описывает кошку? Найдите в тексте (слайд №5).

1-ый ребёнок: Смотрят люди не дыша, до чего же хороша.

2-ой ребёнок: Платье новое на ней, стоит тысячу рублей.

3-ий ребёнок: У неё, у кошки, на ногах сапожки.

Учитель: Какой мы видим кошку в начале повествования? Окружающим нравится кошка? Какой характер у кошки? Какая она хозяйка? (произвольные ответы детей).

Учитель: Ребята, а кто такой кот Василий? (слайд №6) (произвольные ответы детей).

Учитель: Дайте характеристику котятам. Как описывает их автор? Какие котята?

Дети: бедные, голодные, жалкие, круглые сиротки, нищие, бездомные, обездоленные (слайд №7).

Учитель: Котята бедные сиротки, голодные, бездомные. А какая кошка?

Дети: Безжалостная, жестокая, нет понимания, нет сочувствия, любовь к ближним (если испытывают трудности при проговаривании, предлагается речевая карточка).

Учитель: Кошка грозно и безжалостно говорит о том, что нищих и бездомных котят надо гнать вон. И вдруг интонация её голоса совершенно меняется. Что происходит, почему кошка так резко изменилась?

Дети: Пришли гости (слайд №8).

Учитель: Посмотрите на экран, вспомните гостей (произвольные ответы детей). Что вы можете сказать о гостях, какие они?

Дети: (при затруднении считывают с экрана). Лицемерные, корыстные, глупые, льстивые, они ничего не понимают и не знают, но важничают.

Учитель: Это самодовольные тунеядцы, не видят вокруг себя ничего, кроме личного благополучия и своего завтрака. Они только и знают, что восхищаются кошкой и её домом, восхваляют себя, приглашают в гости, в душе надеются, что гости не придут.

Когда кошка с котом проводили гостей, что случилось с кошкиным домом?

Дети: Пожар окутал, объял, взобрался, вскарабкался, разлетелся, встал, машет красным рукавом (слайд №9).

Учитель: Почему, по какой причине он сгорел? (произвольные ответы детей). Разгорелся огонёк и наделал много беды. Вы, ребята, должны всегда помнить, что огонь-озорник любит играть не только в хорошие, но и в плохие игры. Не стало дома у кошки. Кого теперь нам напоминают кошка и кот Василий? Теперь уже кошка и кот идут от дома к дому. И как же отнеслись к горю кошки друзья, которые только что танцевали и веселились у кошки и клялись в вечной дружбе? (произвольные ответы детей).

Учитель: Какой вывод можно сделать?

Дети: У кошки нет дома, никто к ней в гости не придёт. Бывшие друзья ей отказывают в гостеприимстве. Бывшей барыне-кошке и её дворнику Василию приходится бросить барские повадки.

Учитель: Кто помог кошке и коту Василию (произвольные ответы детей).

Почему же котята помогли кошке, ведь она так жестоко с ними обошлась?

Дети: Потому что котята были добрые, они понимали, что в беде надо всегда помогать.

Учитель: Ребята, давайте сейчас закрепим правила доброты (слайд №10).

1. Помогать слабым, маленьким, старым, больным, попавшим в беду;

2. Прощать ошибки других, жалеть людей;

3. Не быть жадным, понимать других людей.

Учитель: Эти качества, ребята, вы должны воспитывать в себе. Кошке и коту Василию помогли маленькие котята, как вы думаете, стала кошка добрее, ласковее? (произвольные ответы).

 

V.           Итоговая часть

Учитель: С развитием сюжета, меняется характер кошки кота Василия. Кошка принимала богатых, но не настоящих друзей, зато прогоняла бедных настоящих друзей – племянников котят. Богатые друзья не приняли кошку, когда случилась беда, а бедные котята приютили и кошку и кота Василия «Дружба проверяется в беде». Именно жалкие котята, которых кот и кошка прогнали со двора, не помня зла, приютили их, дали им кров и пищу. Эта сказка очень поучительная. Чему учит сказка?

Дети: Читая её, мы чувствуем и понимаем цену дружбы, как надо выбирать друзей и как к ним относиться. Не отворачиваться от тех, кто обращается к тебе за помощью, т.к. любой человек может оказаться в беде.

Учитель: А какие пословицы и поговорки о дружбе, о друзьях вы ещё знаете? (произвольные ответы детей).

Учитель: Как должен себя вести друг?

Дети: Выручать, поддерживать, говорить правду, делиться, уважать, помогать во всём, радоваться чужим успехам.

Учитель: Хорошая дружба полезна каждому из нас.

 

VI. Вывод

Учитель: Любая сказка оказывает на человека огромное воздействие. Добро побеждает зло, честность облагораживает, забота о бедных воспитывает чувство ответственности и милосердие. Поэтому, читайте сказки. Они помогут стать настоящими людьми.

 

VI.        Домашнее задание

Учитель: Перечитайте сказку ещё раз. Посмотрите мультипликационный фильм «Кошкин дом». Сделайте иллюстрации (зарисовки) к сказке.

 

Литература о жизни и творчестве

1.             Жизнь и творчество Самуила Яковлевича Маршака: сборник / сост. Б. Галанов и др.; оформл. Е. Ганнушкина. – М.: Дет. лит., 1975. – 495 с.: фот.

2.             Маршак Самуил Яковлевич // Кто есть кто: новейший справочник школьника. – М.: Фил. о-во СЛОВО Изд-во Эксмо, 2006. – С. 655-657.

3.             Маршак Самуил Яковлевич / РГДБ // Писатели нашего детства. 100 имен: биографический словарь в 3 частях. Ч. 1. – М.: Либерия, 1998. – С. 257 – 262.

4.             Михайлова С. Ю. «Пять Маршаков» / С. Ю. Михайлова // Начальная школа. – 1997. - № 11. – С. 2 – 5.

5.             Тимофеева И. Н. Самуил Яковлевич Маршак (1887 – 1964) / И. Н. Тимофеева // Что и как читать Вашего ребенка от года до десяти: энциклопедия для родителей по руководству детским чтением. – СПб., 2000. – С. 221 – 227.

 

Алфавитный указатель произведений С. Я. Маршака для детей

Багаж 13, 23, Детки в клетке 22, Кошкин дом 28, Круглый год 29, От одного до десяти 33, Пожар 1, 9, Радуга-дуга 35, Сказка о глупом мышонке 1, 9


Скачано с www.znanio.ru