Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
с. Александров-Гай Саратовской области
Урок внеклассного чтения в 9 классе по рассказу М. Шолохова «Судьба» на тему:
«Подступ к большому разговору о большой войне».
Подготовила и провела учитель русского зыка и литературы:
Лыженкова Ольга Дмитриевна
-2019 год-
Урок внеклассного чтения по рассказу М. Шолохова «Судьба» на тему: «Подступ к большому разговору о большой войне».
Цель:
1) выявить восприятие рассказа учащимися; учить умению анализировать содержание произведения;
2) исследовать языковые средства, с помощью которых автор создаёт образы своих героев и воздействует на чувства и мысли читателей;
3) воспитывать и формировать умение понимать и ценить произведения искусства.
Оборудование урока:
1. Стенд о писателе М. Шолохове.
2. Выставка книг М. А. Шолохова.
3. Стенд «Художники о войне».
4. Записи голоса Левитана и песни «Священная война».
5. Рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека».
6. Иллюстрации к рассказу.
Словарная работа: стиль, сказ, рассказ, новелла, судьба, товарищ, экспрессия пассивности, экспрессия преодоления.
Ход урока.
I. Оргмомент.
- Сегодня у нас состоится серьёзный разговор на тему о войне, об ужасах её, о роли человека на войне и его судьбе.
Из заявления Советского правительства 22 июня 1941 года:
Сегодня в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий Советскому Союзу, без объявления войны немецкие войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбёжке со своих самолётов наши города… Не в первый раз нашему народу приходится иметь дело с нападающим зазнавшемся врагом… Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами.
Звучит песня «Священная война» на слова В. Лебедева-Кумача, муз А. Александрова. Эта песня была написана в тот самый день. 24 июня текст был опубликован в «Известиях» и «Красной звезде», а 25 июня композитор написал музыку. На 6-ой день песня зазвучала по радио.
- Вот строки некоторых документов военных лет.
Из резолюции митинга писателей Москвы (22 июня 1941 г).
«… Каждый советский писатель готов все свои силы, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины».
Из заявления писателей Ленинграда (начало июля 1941 г.):
«… Настал момент, когда наряду с пером в наших руках должна быть винтовка, а наше место – в строю, плечом к плечу с рядовыми бойцами. Мы приносим священную боевую клятву – мужественно, не щадя жизни, выполнить долг, который возлагает на нас грозный час, переживаемый Родиной».
ll. Рассказ о Шолохове.
- Начало войны М. Шолохов встретил в родной станице, полный решимости отстоять независимость Отчизны.
23 июня 1941 года Шолохов послал в Москву телеграмму, в которой просил зачислить в фонд обороны СССР присужденную ему Государственную премию первой степени за роман «Тихий Дон».
В июле 1941 года полковой комиссар запаса М. Шолохов призывается вместе с другими писателями в армию и уходит на фронт. Он работал в Совинформбюро, был военным корреспондентом «Правды» и «Красной Звезды», участвовал в боях под Смоленском на Западном фронте, делил с бойцами суровые дни битвы на Волге, шёл фронтовыми дорогами до самых границ Германии.
На страницах газет военного времени печатаются его статьи и очерки, роман «Они сражались за Родину», рассказ «Наука ненависти». Во всех своих произведениях Шолохов призывал беспощадно громить фашистские полчища, рисовал картины тяжёлой борьбы с фашизмом.
В конце 1956 года Шолохов завершил и вскоре опубликовал на страницах «Правды» рассказ «Судьба человека». Писатель рассматривал это произведение как «подступ к большому разговору о большой войне». Рассказ по характеру драматический, по звучанию эпический.
lll. Работа над рассказом «Судьба человека».
- Мы будем анализировать рассказ, чтобы полнее увидеть его содержание, то есть будем работать над стилем рассказа.
Будем исследовать языковые средства, с помощью которых писатель создаёт образы своих героев и воздействует на мысли и чувства читателей.
- Определим, что такое СТИЛЬ. (Это разновидность языка, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни, в каждой из сфер общественной жизни используется своя разновидность литературного языка, а также присущие им языковые средства. Рассказ написан в художественном стиле. Цель художественного стиля – воздействие с помощью созданных образов на чувства и мысли читателей. Стиль писателя всегда индивидуален).
- Каков рассказ по структуре? (Сказ в рассказе).
- Что такое рассказ? (Небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека).
-Что такое сказ? (Герой сам рассказывает о себе. Это рассказ, который передаёт живые особенности устной речи выходца из народной среды).
- Назовите героев рассказа. (Рассказчик – персонаж Андрей Соколов и собеседник и слушатель – автор).
-Автору принадлежит вступление и заключение в рассказе. Такое построение произведения подчёркивает, что главным для автора было:
- изображение строя мысли и чувства своего героя;
- отношение героя к окружающему миру;
- его представления о должном и желаемом, то есть об идеале.
- Итак, бывалый человек Андрей Соколов. Каков строй мысли и чувства этого человека? Проследим это по тексту.
(Рассказ написан Шолоховым под впечатлением встречи с живым героем этого рассказа. Автор высказал своё представление о человеке и его возможностях противостоять обстоятельствам, своё представление о человеческой судьбе).
-Рассказ представляет собой ряд новелл (небольшой по объёму жанр повествовательной литературы, изображает эпизод из жизни человека), в каждой из которых идёт речь о каком-то эпизоде из его жизни, в каждой из новелл обнаруживает себя упорядоченность языковых единиц, это и помогает понять строй мысли и чувства рассказчика.
-Закономерно выступают языковые средства, с помощью которых выражается отношение Соколова к обстоятельствам.
-Для анализа возьмём фрагмент об определённом событии из жизни Андрея Соколова, где будет заключено очень важное образное содержание. Это рассказ о его пребывании на фронте.
«… Только не пришлось мне и года повоевать... Два раза за это время был ранен, но оба раза по легости: один раз - в мякоть руки, другой - в ногу; первый раз - пулей с самолета, другой - осколком снаряда. Дырявил немец мою машину и сверху и с боков, но мне, браток, везло на первых порах. Везло-везло, да и довезло до самой ручки... Попал я в плен под Лозовеньками в мае сорок второго года при таком неловком случае: немец тогда здорово наступал, и оказалась одна наша стодвадцатидвухмиллиметровая гаубичная батарея почти без снарядов; нагрузили мою машину снарядами по самую завязку, и сам я на погрузке работал так, что гимнастерка к лопаткам прикипала. Надо было сильно спешить потому, что бой приближался к нам: слева чьи-то танки гремят, справа стрельба идет, впереди стрельба, и уже начало попахивать жареным...
Командир нашей! автороты спрашивает: "Проскочишь, Соколов?" А тут и спрашивать нечего было. Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду? "Какой разговор! - отвечаю ему. - Я должен проскочить, и баста!" "Ну, - говорит, - дуй! Жми на всю железку!"
- Найдите слова, которые принадлежат к определённой культурной и территориальной среде:
(По легости, по самую завязку, чухаться, баста, дуй, жми на всю железку)
Рассказ о Соколове.
Сам я уроженец Воронежской губернии, с тысяча девятьсотого года рождения. В гражданскую войну был в Красной Армии, в дивизии Киквидзе. В голодный двадцать второй год подался на Кубань, ишачить на кулаков, потому и уцелел. А отец с матерью и сестренкой дома померли от голода. Остался один. Родни - хоть шаром покати, - нигде, никого, ни одной души. Ну, через год вернулся с Кубани, хатенку продал, поехал в Воронеж. Поначалу работал в плотницкой артели, потом пошел на завод, выучился на слесаря. Вскорости женился. Жена воспитывалась в детском доме. Сиротка. Хорошая попалась мне девка! Смирная веселая, угодливая и умница, не мне чета. Она с детства узнала, почем фунт лиха стоит, может, это и сказалось на ее характере. Со стороны глядеть - не так уж она была из себя видная, но ведь я-то не со стороны на нее глядел, а в упор. И не было для меня красивее и желанней ее, не было на свете и не будет!
Придешь с работы усталый, а иной раз и злой, как черт. Нет, на грубое слово она тебе не нагрубит в ответ. Ласковая, тихая, не знает, где тебя усадить, бьется, чтобы и при малом достатке сладкий кусок тебе сготовить. Смотришь на нее и отходишь сердцем, а спустя немного обнимешь ее, скажешь: "Прости, милая Иринка, нахамил я тебе. Понимаешь, с работой у меня нынче не заладилось". И опять у нас мир, и у меня покой на душе. А ты знаешь, браток, что это означает для работы? Утром я встаю как встрепанный, иду на завод, и любая работа у меня в руках кипит и спорится! Вот что это означает - иметь умную жену-подругу.
Приходилось кое-когда после получки и выпивать с товарищами. Кое-когда бывало и так, что идешь домой и такие кренделя ногами выписываешь, что со стороны, небось, глядеть страшно. Тесна тебе улица, да и шабаш, не говоря уже про переулки. Парень я был тогда здоровый и сильный, как дьявол, выпить мог много, а до дому всегда добирался на своих ногах. Но случалось иной раз и так, что последний перегон шел на первой скорости, то есть на четвереньках, однако же добирался. И опять же ни тебе упрека, ни крика, ни скандала. Только посмеивается моя Иринка, да и то осторожно, чтобы я спьяну не обиделся. Разует меня и шепчет: "Ложись к стенке, Андрюша, а то сонный упадешь с кровати". Ну, я, как куль с овсом, упаду, и все поплывет перед глазами. Только слышу сквозь сон, что она по голове меня тихонько гладит рукою и шепчет что-то ласковое, жалеет, значит...
Утром она меня часа за два до работы на ноги подымет, чтобы я размялся. Знает, что на похмелье я ничего есть не буду, ну, достанет огурец соленый или еще что-нибудь по легости, нальет граненый стаканчик водки. "Похмелись, Андрюша, только больше не надо, мой милый". Да разве же можно не оправдать такого доверия? Выпью, поблагодарю ее без слов, одними глазами, поцелую и пошел на работу, как миленький. А скажи она мне, хмельному, слово поперек, крикни или обругайся, и я бы, как бог свят, и на второй день напился. Так бывает в иных семьях, где жена дура; насмотрелся я на таких шалав, знаю.
Вскорости дети у нас пошли. Сначала сынишка родился, через год еще две девочки... Тут я от товарищей откололся. Всю получку домой несу, семья стала числом порядочная, не до выпивки. В выходной кружку пива выпью и на этом ставлю точку.
В двадцать девятом году завлекли меня машины. Изучил автодело, сел за баранку на грузовой. Потом втянулся и уже не захотел возвращаться на завод. За рулем показалось мне веселее. Так и прожил десять лет и не заметил, как они прошли. Прошли как будто во сне. Да что десять лет! Спроси у любого пожилого человека - приметил он, как жизнь прожил? Ни черта он не приметил! Прошлое - вот как та дальняя степь в дымке. Утром я шел по ней, все было ясно кругом, а отшагал двадцать километров, и вот уже затянула степь дымка, и отсюда уже не отличишь лес от бурьяна, пашню от травокоса...
Работал я эти десять лет и день и ночь. Зарабатывал хорошо, и жили мы не хуже людей. И дети радовали: все трое учились на "отлично", а старшенький, Анатолий, оказался таким способным к математике, что про него даже в центральной газете писали. Откуда у него проявился такой огромадный талант к этой науке, я и сам, браток, не знаю. Только очень мне это было лестно, и гордился я им, страсть как гордился!
За десять лет скопили мы немного деньжонок и перед войной поставили тебе домишко об двух комнатах, с кладовкой и коридорчиком. Ирина купила двух коз. Чего еще больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головою есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке. Только построился я неловко. Отвели мне участок в шесть соток неподалеку от авиазавода. Будь моя хибарка в другом месте, может, и жизнь сложилась бы иначе...
А тут вот она, война. На второй день повестка из военкомата, а на третий - пожалуйте в эшелон.»
(В тексте есть высказывания: Только не пришлось мне и гола повоевать..; Дырявил немец мне машину, но мне, браток. Везло на первых порах. Везло-везло, да и довезло до самой ручки… Попал я в плен… при таком неловком случае; …оказалась одна наша батарея.)
-Безличные предложения. Они выражают действие, навязываемое герою со стороны, помимо его воли. Эти предложения соотносятся со словом судьба: 1) Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий;
2) по суеверным представлениям- «потусторонняя сила, предопределяющая всё, что происходит в жизни».
-Герой понимает это как 1-ое значение. Надо было сильно спешить. Я должен проскочить и баста.
Эти высказывания выражают главную мысль рассказа – как бы тяжело ни складывались обстоятельства для человека, он может поступать так, как требует этого его человеческое достоинство и гражданский долг.)
- Эта мысль подтверждается всем строем рассказа.
- Следующая история (новелла) о первых впечатлениях о пребывании Соколова в плену. Он рассказывает:
Прошел немного, и догоняет меня колонна наших пленных, из той же дивизии, в какой я был. Гонят их человек десять немецких автоматчиков. Тот, какой впереди колонны шел, поравнялся со мною и, не говоря худого слова, наотмашь хлыстнул меня ручкой автомата по голове. Упади я, - и он пришил бы меня к земле очередью, но наши подхватили меня на лету, затолкали в средину и с полчаса вели под руки. А когда я очухался, один из них шепчет: "Боже тебя упаси падать! Иди из последних сил, а не то убьют". И я из последних сил, но пошел.
(Встречаются слова, которые характеризуют принадлежность героя к определённой среде: хлыстнул, очухался. Есть выражение «Упади я, - и он пришил бы меня к земле очередью». Соотнесено со словом «судьба» в значении «стечение обстоятельств». Глагол употреблён в условном наклонении, показывает, как бы сложилась судьба, если бы он подчинился обстоятельствам. Я из последних сил, НО пошёл.(союз вносит смысл: «вопреки обстоятельствам, которые сложились»- отношение героя к обстоятельствам).
- В тексте есть ещё эпизоды о пребывании героя в плену, которые имеют значение отношения героя к обстоятельствам. Шолохов использует определённые языковые средства, которые указывают на чувства героя.
"Ну, - думаю, - ждать больше нечего, пришел мой час! И надо не одному мне бежать, а прихватить с собою и моего толстяка, он нашим сгодится!" (И надо не одному мне бежать).
«Мне его живого надо было доставить, он нашим должен был много кое-чего порассказать». (Мне его живого надо было доставить).
- Или эпизод о поединке с комендантом концлагеря Мюллером.
«Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались.» (Захотелось мне им, проклятым, показать).
- У Шолохова в рассказе не только говорится об отношении к обстоятельствам самого героя, но и сам Соколов оценивает действующих лиц своего рассказа в эпизоде. Где речь идёт о ночёвке пленных в церкви.
Ночью полил такой сильный дождь, что все мы промокли насквозь. Тут купол снесло тяжелым снарядом или бомбой с самолета, а тут крыша вся начисто побитая осколками, сухого места даже в алтаре не найдешь. Так всю ночь и прослонялись мы в этой церкви, как овцы в темном котухе. (В эту первую ночь пребывания в плену люди повели себя по-разному.. Соколов рассказывает о тех, с кем столкнула его судьба. Оценивает он человека по отношению его к обстоятельствам, верности своему гражданскому и воинскому долгу. Первый человек, о котором он рассказывает, - это военврач.
«Среди ночи слышу, кто-то трогает меня за руку, спрашивает: "Товарищ, ты не ранен?" Отвечаю ему: "А тебе что надо, браток?" Он и говорит: "Я - военврач, может быть, могу тебе чем-нибудь помочь?" Я пожаловался ему, что у меня левое плечо скрипит и пухнет и ужасно как болит. Он твердо так говорит: "Сымай гимнастерку и нижнюю рубашку". Я снял все это с себя, он и начал руку в плече прощупывать своими тонкими пальцами, да так, что я света не взвидел. Скриплю зубами и говорю ему: "Ты, видно, ветеринар, а не людской доктор. Что же ты по больному месту давишь так, бессердечный ты человек?" А он все щупает и злобно так отвечает: "Твое дело помалкивать! Тоже мне, разговорчики затеял. Держись, сейчас еще больнее будет". Да с тем как дернет мою руку, аж красные искры у меня из глаз посыпались.
Опомнился я и спрашиваю: "Ты что же делаешь, фашист несчастный? У меня рука вдребезги разбитая, а ты ее так рванул". Слышу, он засмеялся потихоньку и говорит: "Думал, что ты меня ударишь с правой, но ты, оказывается, смирный парень. А рука у тебя не разбита, а выбита была, вот я ее на место и поставил. Ну, как теперь, полегче тебе?" И в самом деле, чувствую по себе, что боль куда-то уходит. Поблагодарил я его душевно, и он дальше пошел в темноте, потихоньку спрашивает: "Раненые есть?" Вот что значит настоящий доктор! Он и в плену и в потемках свое великое дело делал».
-(Отметить 2 момента: 1)герой оценивает действия доктора, оказывающего помощь в плену Вот что значит настоящий доктор! Настоящий, потому что и в плену своё дело делал. Поступал, как этого требовал профессиональный и гражданский долг; 2) доктор употребляет в своей речи слово ТОВАРИЩ. А Соколов отвечает ему своим привычным словом БРАТОК).
- Ещё один из эпизодов отметим и обратим внимание на слово-обращение ТОВАРИЩ.
И слышу я рядом с собой такой тихий разговор. Один говорит: "Если завтра, перед тем как гнать нас дальше, нас выстроят и будут выкликать комиссаров, коммунистов и евреев, то ты, взводный, не прячься! Из этого дела у тебя ничего не выйдет. Ты думаешь, если гимнастерку снял, так за рядового сойдешь? Не выйдет! Я за тебя отвечать не намерен. Я первый укажу на тебя! Я же знаю, что ты коммунист и меня агитировал вступать в партию, вот и отвечай за свои дела". Это говорит ближний ко мне, какой рядом со мной сидит, слева, а с другой стороны от него чей-то молодой голос отвечает: "Я всегда подозревал, что ты, Крыжнев, нехороший человек. Особенно, когда ты отказался вступать в партию, ссылаясь на свою неграмотность. Но никогда я не думал, что ты сможешь стать предателем. Ведь ты же окончил семилетку?" Тот лениво так отвечает своему взводному: "Ну, окончил, и что из этого?" Долго они молчали, потом, по голосу, взводный тихо так говорит: "Не выдавай меня, товарищ Крыжнев". А тот засмеялся тихонько. "Товарищи, - говорит, - остались за линией фронта, а я тебе не товарищ, и ты меня не проси, все равно укажу на тебя. Своя рубашка к телу ближе".
Замолчали они, а меня озноб колотит от такой подлючности. "Нет, думаю, - не дам я тебе, сучьему сыну, выдать своего командира! Ты у меня из этой церкви не выйдешь, а вытянут тебя, как падлу, за ноги!" Чуть-чуть рассвело - вижу: рядом со мной лежит на спине мордатый парень, руки за голову закинул, а около него сидит в одной исподней рубашке, колени обнял, худенький такой, курносенький парнишка, и очень собою бледный. "Ну, - думаю, - не справится этот парнишка с таким толстым мерином. Придется мне его кончать".
Тронул я его рукою, спрашиваю шепотом: "Ты - взводный?" Он ничего не ответил, только головою кивнул. "Этот хочет тебя выдать?" - показываю я на лежачего парня. Он обратно головою кивнул. "Ну, - говорю, - держи ему ноги, чтобы не брыкался! Да поживей!" - а сам упал на этого парня, и замерли мои пальцы у него на глотке. Он и крикнуть не успел. Подержал его под собой минут несколько, приподнялся. Готов предатель, и язык набоку!
До того мне стало нехорошо после этого, и страшно захотелось руки помыть, будто я не человека, а какого-то гада ползучего душил... Первый раз в жизни убил, и то своего... Да какой же он свой? Он же худее чужого, предатель. Встал и говорю взводному: "Пойдем отсюда, товарищ, церковь велика".
(Диалог между Крыжнёвым и взводным. Слово ТОВАРИЩ использовано с разными оттенками. Взводный обращается так, как принято в обществе. У Крыжнёва слово ТОВАРИЩ : 1) тот, кто принадлежит к советскому обществу, кто является представителем общества; 2) «человек, близкий по общности взглядов, деятельности». У Соколова это слово имеет глубокий смысл, когда он обращается к взводному. Произошло много изменений в мыслях и чувствах героя в эту ночь. Теперь это сдово звучит как символ верности Родине).
(В этом фрагменте Крыжнёв употребляет пословицу СВОЯ РУБАШКА БЛИЖЕ К ТЕЛУ. Этой пословицей выражается отношение Крыжнёва к окружающему миру, людям, обстоятельствам. В рассказе есть ещё одна пословица, её говорит Соколов, когда рассказывает о своей жизни: «Дай, думаю, зайду, перекурим вместе. ОДНОМУ-ТО И КУРИТЬ И ПОМИРАТЬ ТОШНО».-Это отношение Соколова.)
- В рассказе повествование ведётся не только от лица Соколова, но и от лица автора. Речь автора составляет введение к рассказу Соколова и заключение к нему. В пределах рассказа изменяется строй мысли и чувства автора.
В начале рассказа речь идёт о трудностях, которые выпали в пути на долю автора.
мне пришлось ехать в станицу Букановскую. И расстояние небольшое - всего лишь около шестидесяти километров, - но одолеть их оказалось не так-то просто. Мы с товарищем выехали до восхода солнца. Пара сытых лошадей, в струну натягивая постромки, еле тащила тяжелую бричку. Колеса по самую ступицу проваливались в отсыревший, перемешанный со снегом и льдом песок, и через час на лошадиных боках и стегнах, под тонкими ремнями шлеек, уже показались белые пышные хлопья мыла, а в утреннем свежем воздухе остро и пьяняще запахло лошадиным потом и согретым деготьком щедро смазанной конской сбруи.
Там, где было особенно трудно лошадям, мы слезали с брички, шли пешком. Под сапогами хлюпал размокший снег, идти было тяжело, но по обочинам дороги все еще держался хрустально поблескивавший на солнце ледок, и там пробираться было еще труднее. Только часов через шесть покрыли расстояние в тридцать километров, подъехали к переправе через речку Еланку.
Небольшая, местами пересыхающая летом речушка против хутора Моховского в заболоченной, поросшей ольхами пойме разлилась на целый километр. Переправляться надо было на утлой плоскодонке, поднимавшей не больше трех человек. Мы отпустили лошадей. На той стороне в колхозном сарае нас ожидал старенький, видавший виды "виллис", оставленный там еще зимою. Вдвоем с шофером мы не без опасения сели в ветхую лодчонку. Товарищ с вещами остался на берегу. Едва отчалили, как из прогнившего днища в разных местах фонтанчиками забила вода. Подручными средствами конопатили ненадежную посудину и вычерпывали из нее воду, пока не доехали. Через час мы были на той стороне Еланки. Шофер пригнал из хутора машину, подошел к лодке и сказал, берясь за весло:
- Если это проклятое корыто не развалится на воде, - часа через два приедем, раньше не ждите.
Хутор раскинулся далеко в стороне, и возле причала стояла такая тишина, какая бывает в безлюдных местах только глухою осенью и в самом начале весны. От воды тянуло сыростью, терпкой горечью гниющей ольхи, а с дальних прихоперских степей, тонувших в сиреневой дымке тумана, легкий ветерок нес извечно юный, еле уловимый аромат недавно освободившейся из-под снега земли.
Неподалеку, на прибрежном песке, лежал поваленный плетень. Я присел на него, хотел закурить, но сунув руку в правый карман ватной стеганки, к великому огорчению, обнаружил, что пачка "Беломора" совершенно размокла. Во время переправы волна хлестнула через борт низко сидевшей лодки, по пояс окатила меня мутной водой. Тогда мне некогда было думать о папиросах, надо было, бросив весло, побыстрее вычерпывать воду, чтобы лодка не затонула, (Многие предложения соотнесены сл словом судьба в значении «стечение обстоятельств». Одолеть их оказалось не так-то просто, часов через шесть покрыли расстояние в тридцать километров – автор употребляет слова, которые заключают в себе экспрессию преодоления. ЭКСПРЕССИЯ – стремление передать личные ощущения, духовный мир).
- В авторском повествовании используются те же языковые средства, с помощью которых изображается герой.
- Автор проделал трудный путь по бездорожью. Он рад минуте тишины, одиночества, хочет осмотреть то, что его окружает:
Это был первый после зимы по-настоящему теплый день. Хорошо было сидеть на плетне вот так, одному, целиком покорясь тишине и одиночеству, и, сняв с головы старую солдатскую ушанку, сушить на ветерке мокрые после тяжелой гребли волосы, бездумно следить за проплывающими в блеклой синеве белыми грудастыми облаками.
- Поэтому появление незнакомого человека с мальчиком он воспринимает с точки зрения человека, преодолевшего тяжёлый путь:
Они устало брели по направлению к переправе, но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушенным баском:
- Здорово, браток!
- Здравствуй. - Я пожал протянутую мне большую, черствую руку.
Мужчина наклонился к мальчику, сказал:
- Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофер, как и твой папанька. Только мы с тобой на грузовой ездили, а он вот эту маленькую машину гоняет.
Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. Я легонько потряс ее, спросил:
- Что же это у тебя, старик, рука такая холодная? На дворе теплынь, а ты замерзаешь?
С трогательной детской доверчивостью малыш прижался к моим коленям, удивленно приподнял белесые бровки.
- Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а руки холодные - снежки катал потому что.
Сняв со спины тощий вещевой мешок, устало присаживаясь рядом со мною, отец сказал:
- Беда мне с этим пассажиром. Через него и я подбился. Широко шагнешь он уже на рысь переходит, вот и изволь к такому пехотинцу приноравливаться. Там, где мне надо раз шагнуть, - я три раза шагаю, так и идем с ним враздробь, как конь с черепахой. А тут ведь за ним глаз да глаз нужен. Чуть отвернешься, а он уже по лужине бредет или леденику отломит и сосет вместо конфеты. Нет, не мужчинское это дело с такими пассажирами путешествовать, да еще походным порядком. - Он помолчал немного, потом спросил: - А ты что же, браток, свое начальство ждешь?
Мне было неудобно разуверять его в том, что я не шофер, и я ответил:
- Приходится ждать.
- С той стороны подъедут?
- Да.
- Не знаешь, скоро ли подойдет лодка?
- Часа через два.
- Порядком. Ну что ж, пока отдохнем, спешить мне некуда. А я иду мимо, гляжу: свой брат-шофер загорает. Дай, думаю, зайду, перекурим вместе. Одному-то и курить, и помирать тошно. А ты богато живешь, папироски куришь. Подмочил их, стало быть? Ну, брат, табак моченый, что конь леченый, никуда не годится. Давай-ка лучше моего крепачка закурим.
Он достал из кармана защитных летних штанов свернутый в трубку малиновый шелковый потертый кисет, развернул его, и я успел прочитать вышитую на уголке надпись: "Дорогому бойцу от ученицы 6-го класса Лебедянской средней школы".
Мы закурили крепчайшего самосада и долго молчали. Я хотел было спросить, куда он идет с ребенком, какая нужда его гонит в такую распутицу.
- С того момента, как автор увидел Соколова, в его мыслях и чувствах намечается перелом.
Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе... Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? (С удивлением отметил про себя. Ещё тогда я подумал.; Я весь превратился в слух) – эти фразы подтверждают, что автор как-то по-другому относится к своему герою).
- Далее звучит рассказ Андрея Соколова о его пребывании на фронте, о плене, о гибели семьи.
В основе этого рассказа- утверждение человеческой способности к преодолению обстоятельств, как бы трудно ни складывались они для человека.
- Автор слушал рассказчика, и у него изменялось отношение к тому. Что его окружает:
Все так же лениво шевелил сухие сережки на ольхе теплый ветер; все так же, словно под тугими белыми парусами, проплывали в вышней синеве облака, но уже иным показался мне в эти минуты скорбного молчания безбрежный мир, готовящийся к великим свершениям весны, к вечному утверждению живого в жизни. (Строй мысли и чувства автора изменились. Это видно в употреблении языковых средств. В начале рассказа автор был предрасположен к тишине, одиночеству: «…следить … за…белыми, грудастыми облаками. А сейчас-…словно под тугими парусами проплывали в вышней синеве облака.
В начале рассказа слово ВЕСНА имеет значение «время года». В конце ВЕСНА – созидающая сила, которая утверждает живое на земле. В начале рассказа языковые средства, которые выражали строй мысли и чувства автора, были стилистически нейтральными. В конце рассказа выступают языковые единицы, которые имеют окраску высокого стиля: вышней синеве, минуты скорбного молчания, к великим свершениям весны, к вечному утверждению живого в жизни).
-Взгляд автора на окружающий мир от обыденного меняется до глубокого, философского осмысления, так меняется и строй мысли и чувства автора в рассказе.
- В эпилоге автор берёт слово.
Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы... Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина. (В этом отрывке углубляет автор одно из высказываний Соколова. Свой идеал поведения на войне герой выразил так: « На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы всё вытерпеть, всё снести, если к этому нужда позвала». Слова вытерпеть, снести означают «вынести, выдержать страдания, - эти слова заключают в себе экспрессию пассивности.
Герой употребляет эти слова в речи, но они не соответствуют действительному его отношению к обстоятельствам. Здесь имеет место противоречие между отношением героя к обстоятельствам и словесным выражением этого отношения (слово и дело). Это противоречие разрешается автором. Он предлагает более точную формулировку: «сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его Родина».
Слово преодолеть вместо снести более точно выражает отношение Соколова к обстоятельствам, а фраза если к этому позовёт его Родина вместо если к этому нужда позвала –определённо называет мотивы действий и поступков героя.
Таким образом, автор более глубоко осмысливает то, что рассказал о своей жизни Андрей Соколов.
Вывод. В авторской речи наиболее определённо выражена мысль рассказа – способность человека к преодолению обстоятельств, как бы трудно они не складывались, способность человека при любых условиях поступать так, как требует этого его гражданский долг и человеческое достоинство.
Итог. Наш сегодняшний разговор – «подступ к большому разговору о большой войне». Этот разговор мы будем продолжать на своих уроках и будем рассматривать различные ситуации поведения человека на войне. На примере этого рассказа я хотела помочь вам глубже понять то, как писатель использует языковые средства, чтобы создать образы своих героев и воздействовать на чувства и мысли читателей.
В заключение я хочу прочитать слова А.С. Пушкина, которые он писал П.Я. Чаадаеву: «Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя... но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам бог ее дал. Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости... Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие... Дикость, подлость и невежество не уважает прошедшего, пресмыкаясь перед одним настоящим». Мне кажется, что эти слова поэта звучат сейчас очень современно.
- Наш разговор подошел к концу, но он будет продолжаться, потому что в каждой семье есть родные, которые воевали. Родные помнят о них, чтят память о них. В честь погибших зажжён вечный огонь, который напоминает о том, что воины погибли или пропали без вести, защищая наше будущее. Почтим память о них минутой молчания. (Звучит метроном).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.