урок знаний в 3 классе на тему: " Горжусь тобой, моя "Малая родина!"

  • doc
  • 27.10.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный урок поможем детям осознать , что малая родина _это частичка нашей Великой России.
Иконка файла материала урок 3 б класс.doc

Тема: «Горжусь  тобой,  моя «Малая  Родина»

Цели:

1.Показать  обучающимся  неразрывную  связь,  единство  истории  своего  края,  района, города,  станицы, семьи, школы  с  жизнью  нашей  страны,  воспитывать  детей  гражданами  своей  Родины, знающими и уважающими  свои  корни, культуру, традиции, обычаи  своей  родной  земли.

  2.Развивать  познавательные  интересы, интеллектуальные  и  творческие  способности  обучающихся,  стимулировать  стремление  знать  как  можно  больше  о  родном  крае, обучать  активным  формам  деятельности  в обстановке информационно-насыщенной работы; 

сформировать устойчивый интерес в изучении истории  и культуры края, района, города;

формировать навыки публичных выступлений

ЗАДАЧИ:

Активизировать познавательную деятельность учащихся в изучении истории малой родины.

Развивать эмоционально-ценностное отношение к достопримечательностям малой родины.

 

Форма: конкурсы,игры, викторина;

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, музыка, пословицы , таблица, цветик-семицветик. Указ.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Здравствуйте, мои любимые девчонки и мальчишки! 

Сентябрь наступил, закончилось лето
  Пришел праздник знаний, учебы, отметок!

 Всем прибавится забот -

начался учебный ……год.

Собрались вы здесь не зря.

Всех вас с первым…сентября!

Двери распахнула снова,

Для ребят родная……школа!

прозвучит указ -напутствие. Читаю указ – написан для вас – писано-переписано.

После Сеньки Денисова писал Макарко черным огарком в бане на двери.

Слушай, не вертись, уму-разуму учись! Все с сегодняшнего дня в школу допускаются!

Все уроки, как всегда, в восемь двадцать  начинаются!

И большим, и маленьким, с веснушками и без

приказано учиться, стараться, не лениться, чтоб было чем гордиться!

Всем! Всем! Всем! Указ!

Сразу после лета, хотите вы иль нет, мальчишкам и девицам – всем пора учиться.

Прогоните скуку прочь, спрячьте под подушки и держите круглый год ушки на макушке!  Коль указ прочитан здесь

 и народ собрался весь,

пора учебный год нам начинать,

и первый урок преподать.

2. Сообщение темы. Целевая установка.

а) Звучит музыка (« У каждого из нас своя Россия» музыка Якова Дубравина, слова Г.Прусова ) и дети под музыку смотрят слайды с фотографиями края и станицы (слайд 2,3)   Слова песни:

Туманы над крыльцом и речка за селом
И тихий лес что с детства манит нас
Летит в окно звезда чуть слышно поезда
Колёсами стучат в полночный час

У радости слова всегда простые
Приходит с ними в сердце тишина
У каждого из нас своя Россия
У каждого из нас своя Россия
И всё-таки она для всех одна

- Что вы видели на слайдах? («»)

- Как догадались? (Я видел свою улицу, наш Дом культуры, нашу школу и т. д.)

- Что для вас значит этот край? (Это наша малая Родина)

б) Родина                 родина

Это слово я записала два раза. В чём их различие? (одно пишется с большой буквы, а другое – с маленькой)

- Когда слово «Родина» пишется с большой буквы? (Когда мы говорим о нашем государстве, о нашей большой стране под названием Россия.)

- Когда слово «родина» пишется с маленькой буквы? (Когда мы говорим о нашем городе, о нашем районе, о станице где мы живём.)

2. Формулировка темы занятия.

- Попробуйте сформулировать тему нашего занятия.

Мы сегодня будем с вами говорить о Родине. О малой родине. Что человек называет своей Родиной? Вступительное слово.
         
В какой стране мы с вами живем?

Гражданином какой страны вы являетесь?

Как называется столица нашей Родины?

Все мы живём в огромной стране название, которой – Россия. Россия – самая большая страна на свете. Границы России проходят и по суше, и по морю. Наша страна очень красива и богата.. Все это наша Родина.

Что каждый из вас считает своей малой родиной?

Что значит моя?

Что значит малая?

Что значит родина?

Таблица 1 – Понятие Моей Малой Родины

Моя – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…

 

Малая – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.

Родина – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.

Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место

3.Открытие новых знаний.

 

- Родина начинается с того, что ты вдруг понимаешь: Россия не проживёт без тебя, а ты не проживёшь без неё. Она нужна тебе, а ты нужен ей – вот и весь секрет. И никакая другая страна её не заменит, потому что Россия тебе родная, а все остальные – чужбина, пусть даже и самая распрекрасная, с вечнозелёными пальмами и разноцветными орхидеями. Там ты не нужен, там проживут и без тебя, а вот здесь, где твоя Родина – тебя всегда ждут, понимают и любят. 

Родина – это земля, государство, где человек рождается.  Слово «Родина» произошло от древнего слова «Род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством (Родня).

4.. Проводится конкурс «Родня» .

Предлагается назвать как можно больше слов с корнем «род».
(Варианты: родить, родители, родич, родня, родственники, родословная, народ, народность, родник, родной и др.)

Родич – родственник, член рода.

Родители – отец и мать, у которых рождаются дети.

Родословная – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её.

Родня – родственники.

Народ – нация, жители страны.

Родина – это и Отечество, страна, и место рождения человека.

Учитель: Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку, морю. Моя семья, мой дом с этого начинается малая родина.

Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимают семья, работа, служение Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги и игры, природа – такие простые, тёплые, человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.
Итак, у нас ключевое слово – Родина. О том, как бережно всегда относился русский народ к своей Родине, говорится в пословицах.

5. (Игра составь пословицу). Родина – мать, Родине служить.  Жить - , умей за неё постоять. Человек без Родины, там и пригодится. Где кто родится, что соловей без песни.

Учитель:

 Лежит оно в равнинах и горбинах,

 Лежит на стыке четырех ветров.

 Ах, Ставрополье, синий край России,

 Ты — песня эскадронная отцов.

 Мне открывали даль твои рассветы,

 А стрепеты — немятую траву...,

 Куда б меня не заманили ветры —

 Тебя от сердца я не оторву.

                 Ах, Ставрополье, синий край России.

Ведущий 1:

Люблю я русскую природу:

Березки в дымке голубой,

Стада, пасущиеся всюду,

И реки с чистою водой.

Люблю лесов благоуханье

И запах скошенной травы,

И пчел роящихся жужжанье,

И шум проснувшейся листвы.

Люблю тебя, земля родная,

За то, что Родина моя!

И не найти прекрасней края,

                     Чем Ставропольская земля!

·Ребята, что для каждого из вас значит «Ставрополье», «Ставрополь»? (Ответы учащихся).

·Ставрополь — это малая Родина, частица великой России. Это место, где родились, где живут близкие и дорогие мне люди.

Ребята, а кто дал название «Ставрополь» нашему городу?

·     Императрица Екатерина II.

Когда это произошло? ) Узнай из пропущенных в пословицах цифр дату основания города Ставрополя.

… в поле не воин.

… раз отмерь, один раз отрежь.

У … нянек дитя без глазу.

·     … с ложкой, один с сошкой

·     В 1777 году. В этом году 240 лет Ставрополю.

·            Ставрополь — это греческое слово. В то время модно было давать городам греческие названия. Что оно означает в переводе на русский язык?

·     Город Креста.

Если ученики не владеют этими сведениями, их сообщает учитель.

·            Ребята, всегда ли город был таким, каким мы его видим сейчас?

·     Нет.

·     Откуда можно узнать об истории нашего города и края?

Из книг, из кинофильмов, фотографий, открыток, из учебников по истории.

- Почему наш край так называется?

- Я попросила ребят исследовать этот вопрос. Давайте послушаем, что у них получилось.

6. (Выступление ребят по исследованию края.)

Ведущий2 Выступают дети.

Ставропо́льский край был образован 13 февраля 1924 под названием Юго-Восточная область. С 16 октября 1924 носит название Северо-Кавказский край, с 17 марта 1937 —Орджоникидзевский край, с 12 января 1943 — Ставропольский край.

Я живу на Ставрополье,

Где степей больших раздолье,

Где громада гор зелёных

Смотрят в небо удивлённо.

Где целебная водица-

Можно всем нам вот напиться,

Я люблю свой край родной

Потому что он друг мой!

 

Такие строки написал Саша Гревцев, ученик Ставропольский ученик, о своем крае. Этот край носит несколько названий: Врата Кавказа, Житница (кормилица)  России

Ведущий 1:

Ставропольский край — наша малая родина. Он находится на Юге России (показывает на карте) и занимает площадь более 66,2 тыс. кв. км. В состав края входят 26 районов, 19 городов, 742 се ла. Наиболее крупные города — Невинномысск, Пятигорск, Кисловодск, Георгиевск, Буденновск, Минеральные Воды, Ставрополь (показывает на карте). В Ставропольском крае проживает око ло 2 млн. 700 тыс. чел.

Ведущий 2:

Расположен в центральной части  Предкавказья и на северном склоне Большого Кавказа. Граничит с Ростовской областью, Краснодарским краем, Калмыкией, Дагестаном, Чеченской,Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской республиками.

Главной отраслью экономики края является сельское хозяйство. В Российской Федерации Ставропольский край занимает четвер тое место по объему производства сельскохозяйственной продук ции. Основная зерновая культура — озимая пшеница. Ее посевные площади составляют более миллиона гектаров. Ставрополье обеспечи вает 5 % общего зернового сбора России. В крае на больших площадях выращивают сахарную свеклу, картофель, овощи, фрукты.

Ведущий 1:

Полезные ископаемые — природный газ, нефть, полиметаллы, строительные материалы. Наиболее известные месторождения: газа — Сенгилеевское и Северо-Ставропольско-Пелагиадинское; нефти — Прасковейское.

Ведущий 2:

Большая часть территории Ставропольского края занята Ставропольской возвышенностью, переходящей на востоке в Терско-Кумскую низменность. На севере возвышенность сливается сКумо-Манычской впадиной. В полосе предгорий выделяется район Кавказских Минеральных Вод с горами-лакколитами, высотой до 1401 (г. Бештау).

Ведущий 1:

Основные реки — Кубань, Кума с Подкумком, Золкой и др., Калаус, Егорлык. Озёра немногочисленны: Тамбуканское озеро (с запасами лечебной грязи), часть озера Маныч-Гудило, озеро Цаган-Хак и др.

Ведущий 2:

Ставрополь является краевым центром. Он расположен в 1,5 тыс. км от Москвы.

Учитель:

7.Игра «Цветик-семицветик». Учитель рисует на доске лепестки.

·     Давайте узнаем, чем богата наша малая родина?

Каждый лепесток - это одна из сторон богатства. Учитель  и дети сообщают краткую информацию о родной станице (показывает на карте, где находится населенный пункт).

Учитель:

1.                      лепесток — фабрики, заводы, вокзалы нашегокрая. Они нужны для нормальной жизни.

2.                      лепесток - школы, училища, институты, университеты. Что бы хорошо работать, необходимо быть мастером своего дела, а для этого надо учиться.

3.                      лепесток - библиотеки — хранилище знаний.

1.                       лепесток – театры, ДК

2.                       лепесток - музеи.

3.                       лепесток ~ парки.

4.                       лепесток —  памятники.

        Все богатства необходимы. Если у цветка оторвать лепесток, он теряет прелесть. Так и город — стоит лишить его «богатств», и он утратит свое значение. Но самое главное богатство — человек (сердцевина цветка). Человек создает богатства и их потребляет. В станице 2807 человек, 16 национальностей, 28000 га земли, 4 населенных пункта. 1794 г основания ( проверка работ детей, чтение собственных стихов, разгадывание кроссвордов и т.д.)

 

   Для России деревня – частица,

А для нас – родительский дом.

И мы рады, что можем гордиться

Малой Родиной, где мы живем”.

- Говорят: “Где родился, там и пригодился”. Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному селу и улице, на которой вы жили. Пусть в сердце каждого из вас живет ЛЮБОВЬ К СВОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЕ.

8. Рефлексия.

- Скажите, о чем мы сегодня говорили? Что нужно делать каждому, чтобы своя Родина процветала?

                                   Обнимем Родину своим хороводом!

                                   Развеем над нею и тучи, и дым,

                                   В обиду её никому не дадим!

          ( дети поют  песню о родине и водят хоровод)


Скачано с www.znanio.ru