Тема: «Горжусь тобой, моя «Малая Родина»
Цели:
1.Показать обучающимся неразрывную связь, единство истории своего края, района, города, станицы, семьи, школы с жизнью нашей страны, воспитывать детей гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции, обычаи своей родной земли.
2.Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности обучающихся, стимулировать стремление знать как можно больше о родном крае, обучать активным формам деятельности в обстановке информационно-насыщенной работы;
сформировать устойчивый интерес в изучении истории и культуры края, района, города;
формировать навыки публичных выступлений
ЗАДАЧИ:
Активизировать познавательную деятельность учащихся в изучении истории малой родины.
Развивать эмоционально-ценностное отношение к достопримечательностям малой родины.
Форма: конкурсы,игры, викторина;
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, музыка, пословицы , таблица, цветик-семицветик. Указ.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Здравствуйте, мои любимые девчонки и мальчишки!
Сентябрь наступил, закончилось
лето
Пришел праздник знаний, учебы, отметок!
Всем прибавится забот -
начался учебный ……год.
Собрались вы здесь не зря.
Всех вас с первым…сентября!
Двери распахнула снова,
Для ребят родная……школа!
прозвучит указ -напутствие. Читаю указ – написан для вас – писано-переписано.
После Сеньки Денисова писал Макарко черным огарком в бане на двери.
Слушай, не вертись, уму-разуму учись! Все с сегодняшнего дня в школу допускаются!
Все уроки, как всегда, в восемь двадцать начинаются!
И большим, и маленьким, с веснушками и без
приказано учиться, стараться, не лениться, чтоб было чем гордиться!
Всем! Всем! Всем! Указ!
Сразу после лета, хотите вы иль нет, мальчишкам и девицам – всем пора учиться.
Прогоните скуку прочь, спрячьте под подушки и держите круглый год ушки на макушке! Коль указ прочитан здесь
и народ собрался весь,
пора учебный год нам начинать,
и первый урок преподать.
2. Сообщение темы. Целевая установка.
а) Звучит музыка (« У каждого из нас своя Россия» музыка Якова Дубравина, слова Г.Прусова ) и дети под музыку смотрят слайды с фотографиями края и станицы (слайд 2,3) Слова песни:
Туманы над крыльцом и речка за селом
И тихий лес что с детства манит нас
Летит в окно звезда чуть слышно поезда
Колёсами стучат в полночный час
У радости слова всегда простые
Приходит с ними в сердце тишина
У каждого из нас своя Россия
У каждого из нас своя Россия
И всё-таки она для всех одна
- Что вы видели на слайдах? («»)
- Как догадались? (Я видел свою улицу, наш Дом культуры, нашу школу и т. д.)
- Что для вас значит этот край? (Это наша малая Родина)
б) Родина родина
Это слово я записала два раза. В чём их различие? (одно пишется с большой буквы, а другое – с маленькой)
- Когда слово «Родина» пишется с большой буквы? (Когда мы говорим о нашем государстве, о нашей большой стране под названием Россия.)
- Когда слово «родина» пишется с маленькой буквы? (Когда мы говорим о нашем городе, о нашем районе, о станице где мы живём.)
2. Формулировка темы занятия.
- Попробуйте сформулировать тему нашего занятия.
Мы сегодня будем с вами
говорить о Родине. О малой родине. Что человек называет своей Родиной? Вступительное
слово.
В какой стране мы с вами живем?
Гражданином какой страны вы являетесь?
Как называется столица нашей Родины?
Все мы живём в огромной стране название, которой – Россия. Россия – самая большая страна на свете. Границы России проходят и по суше, и по морю. Наша страна очень красива и богата.. Все это наша Родина.
Что каждый из вас считает своей малой родиной?
Что значит моя?
Что значит малая?
Что значит родина?
Таблица 1 – Понятие Моей Малой Родины
Моя – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…
|
Малая – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны. |
Родина – потому что здесь живут родные моему сердцу люди. |
Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место
3.Открытие новых знаний.
- Родина начинается с того, что ты вдруг понимаешь: Россия не проживёт без тебя, а ты не проживёшь без неё. Она нужна тебе, а ты нужен ей – вот и весь секрет. И никакая другая страна её не заменит, потому что Россия тебе родная, а все остальные – чужбина, пусть даже и самая распрекрасная, с вечнозелёными пальмами и разноцветными орхидеями. Там ты не нужен, там проживут и без тебя, а вот здесь, где твоя Родина – тебя всегда ждут, понимают и любят.
Родина – это земля, государство, где человек рождается. Слово «Родина» произошло от древнего слова «Род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством (Родня).
4.. Проводится конкурс «Родня» .
Предлагается назвать как
можно больше слов с корнем «род».
(Варианты: родить, родители, родич, родня, родственники, родословная, народ,
народность, родник, родной и др.)
Родич – родственник, член рода.
Родители – отец и мать, у которых рождаются дети.
Родословная – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её.
Родня – родственники.
Народ – нация, жители страны.
Родина – это и Отечество, страна, и место рождения человека.
Учитель: Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку, морю. Моя семья, мой дом с этого начинается малая родина.
Человек рождается, чтобы
жить, и главное место в его жизни занимают семья, работа, служение Отечеству.
Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги и игры,
природа – такие простые, тёплые, человеческие ценности становятся основой
настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно
ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.
Итак, у нас ключевое слово – Родина. О том, как бережно всегда относился
русский народ к своей Родине, говорится в пословицах.
5. (Игра составь пословицу). Родина – мать, Родине служить. Жить - , умей за неё постоять. Человек без Родины, там и пригодится. Где кто родится, что соловей без песни.
Учитель:
Лежит оно в равнинах и горбинах,
Лежит на стыке четырех ветров.
Ах, Ставрополье, синий край России,
Ты — песня эскадронная отцов.
Мне открывали даль твои рассветы,
А стрепеты — немятую траву...,
Куда б меня не заманили ветры —
Тебя от сердца я не оторву.
Ах, Ставрополье, синий край России.
Ведущий 1:
Люблю я русскую природу:
Березки в дымке голубой,
Стада, пасущиеся всюду,
И реки с чистою водой.
Люблю лесов благоуханье
И запах скошенной травы,
И пчел роящихся жужжанье,
И шум проснувшейся листвы.
Люблю тебя, земля родная,
За то, что Родина моя!
И не найти прекрасней края,
Чем Ставропольская земля!
·Ребята, что для каждого из вас значит «Ставрополье», «Ставрополь»? (Ответы учащихся).
·Ставрополь — это малая Родина, частица великой России. Это место, где родились, где живут близкие и дорогие мне люди.
Ребята, а кто дал название «Ставрополь» нашему городу?
· Императрица Екатерина II.
Когда это произошло? ) Узнай из пропущенных в пословицах цифр дату основания города Ставрополя.
… в поле не воин.
… раз отмерь, один раз отрежь.
У … нянек дитя без глазу.
· … с ложкой, один с сошкой
· В 1777 году. В этом году 240 лет Ставрополю.
· Ставрополь — это греческое слово. В то время модно было давать городам греческие названия. Что оно означает в переводе на русский язык?
· Город Креста.
Если ученики не владеют этими сведениями, их сообщает учитель.
· Ребята, всегда ли город был таким, каким мы его видим сейчас?
· Нет.
· Откуда можно узнать об истории нашего города и края?
Из книг, из кинофильмов, фотографий, открыток, из учебников по истории.
- Почему наш край так называется?
- Я попросила ребят исследовать этот вопрос. Давайте послушаем, что у них получилось.
6. (Выступление ребят по исследованию края.)
Ведущий2 Выступают дети.
Ставропо́льский край был образован 13 февраля 1924 под названием Юго-Восточная область. С 16 октября 1924 носит название Северо-Кавказский край, с 17 марта 1937 —Орджоникидзевский край, с 12 января 1943 — Ставропольский край.
Я живу на Ставрополье,
Где степей больших раздолье,
Где громада гор зелёных
Смотрят в небо удивлённо.
Где целебная водица-
Можно всем нам вот напиться,
Я люблю свой край родной
Потому что он друг мой!
Такие строки написал Саша Гревцев, ученик Ставропольский ученик, о своем крае. Этот край носит несколько названий: Врата Кавказа, Житница (кормилица) России
Ведущий 1:
Ставропольский край — наша малая родина. Он находится на Юге России (показывает на карте) и занимает площадь более 66,2 тыс. кв. км. В состав края входят 26 районов, 19 городов, 742 се ла. Наиболее крупные города — Невинномысск, Пятигорск, Кисловодск, Георгиевск, Буденновск, Минеральные Воды, Ставрополь (показывает на карте). В Ставропольском крае проживает око ло 2 млн. 700 тыс. чел.
Ведущий 2:
Расположен в центральной части Предкавказья и на северном склоне Большого Кавказа. Граничит с Ростовской областью, Краснодарским краем, Калмыкией, Дагестаном, Чеченской,Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской республиками.
Главной отраслью экономики края является сельское хозяйство. В Российской Федерации Ставропольский край занимает четвер тое место по объему производства сельскохозяйственной продук ции. Основная зерновая культура — озимая пшеница. Ее посевные площади составляют более миллиона гектаров. Ставрополье обеспечи вает 5 % общего зернового сбора России. В крае на больших площадях выращивают сахарную свеклу, картофель, овощи, фрукты.
Ведущий 1:
Полезные ископаемые — природный газ, нефть, полиметаллы, строительные материалы. Наиболее известные месторождения: газа — Сенгилеевское и Северо-Ставропольско-Пелагиадинское; нефти — Прасковейское.
Ведущий 2:
Большая часть территории Ставропольского края занята Ставропольской возвышенностью, переходящей на востоке в Терско-Кумскую низменность. На севере возвышенность сливается сКумо-Манычской впадиной. В полосе предгорий выделяется район Кавказских Минеральных Вод с горами-лакколитами, высотой до 1401 (г. Бештау).
Ведущий 1:
Основные реки — Кубань, Кума с Подкумком, Золкой и др., Калаус, Егорлык. Озёра немногочисленны: Тамбуканское озеро (с запасами лечебной грязи), часть озера Маныч-Гудило, озеро Цаган-Хак и др.
Ведущий 2:
Ставрополь является краевым центром. Он расположен в 1,5 тыс. км от Москвы.
Учитель:
7.Игра «Цветик-семицветик». Учитель рисует на доске лепестки.
· Давайте узнаем, чем богата наша малая родина?
Каждый лепесток - это одна из сторон богатства. Учитель и дети сообщают краткую информацию о родной станице (показывает на карте, где находится населенный пункт).
Учитель:
1. лепесток — фабрики, заводы, вокзалы нашегокрая. Они нужны для нормальной жизни.
2. лепесток - школы, училища, институты, университеты. Что бы хорошо работать, необходимо быть мастером своего дела, а для этого надо учиться.
3. лепесток - библиотеки — хранилище знаний.
1. лепесток – театры, ДК
2. лепесток - музеи.
3. лепесток ~ парки.
4. лепесток — памятники.
Все богатства необходимы. Если у цветка оторвать лепесток, он теряет прелесть. Так и город — стоит лишить его «богатств», и он утратит свое значение. Но самое главное богатство — человек (сердцевина цветка). Человек создает богатства и их потребляет. В станице 2807 человек, 16 национальностей, 28000 га земли, 4 населенных пункта. 1794 г основания ( проверка работ детей, чтение собственных стихов, разгадывание кроссвордов и т.д.)
Для России деревня – частица,
А для нас – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем”.
- Говорят: “Где родился, там и пригодился”. Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному селу и улице, на которой вы жили. Пусть в сердце каждого из вас живет ЛЮБОВЬ К СВОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЕ.
8. Рефлексия.
- Скажите, о чем мы сегодня говорили? Что нужно делать каждому, чтобы своя Родина процветала?
Обнимем Родину своим хороводом!
Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду её никому не дадим!
( дети поют песню о родине и водят хоровод)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.