Методические рекомендации к уроку №4
темы/подраздела «Квадратичная функция и ее график»
раздела «Квадратичная функция»
Тема урока: Решение текстовых задач
Цель обучения:
8.4.2.3 использовать квадратичную функцию для решения прикладных задач;
8.4.3.1 составлять математическую модель по условию задачи.
На данном уроке учащиеся продолжат работу по развитию навыка решения задач с использованием свойств и графика квадратичной функции.
Методические рекомендации по организации урока. Рекомендации по формативному оцениванию
Для повторения тем Квадратичная функция и Квадратные уравнения предлагается работа с утверждениями о функциях или уравнениях. Для некоторых утверждений довольно легко определить к какой категории они относятся, но некоторые вопросы заставят учащихся поразмышлять, критически оценить различные возможные ситуации. Можно эти утверждения обсудить всем классом.
Далее учащиеся изучают решение и оформление практической задачи. В дальнейшей устной и письменной работе они могут использовать это решение как образец. Учитель может задавать членам группы уточняющие вопросы, чтобы убедиться, что все учащиеся вовлечены в обсуждение решений предложенных задач.
Дополнительные задания также имеют практический характер, но не связаны с квадратичной функцией. Это сделано намеренно, учащиеся должны научиться определять, какую математическую модель лучше использовать в той или иной ситуации.
Ответы и решения
|
Всегда |
Иногда |
Никогда |
|
2; 4; 5 |
3 (при b =0 оба корня равны 0) |
1; 6 |
Задания для устной работы
Фронтальная работа с классом
1) Нормандское окно имеет форму прямоугольника, завершенного полукругом. В архитектуре часто используется такая форма окна. Дан периметр нормандского окна P. Каковы должны быть его размеры, чтобы оно пропускало наибольшее количество света?

Решение.
Пусть x – основание, а y –
высота прямоугольника, тогда
. Выразим
высоту прямоугольника:
.
Следовательно, площадь окна выражается формулой

Площадь представляет собой квадратичную
функцию, старший коэффициент которой отрицателен. Следовательно, свое
наибольшее значение она будет принимать при
или
.
Т.к.
и
то

Итак, наибольшую площадь при заданном
периметре нормандское окно будет иметь при
и
.
Ответ: Размеры прямоугольной части
окна должны быть равны ![]()
2) Производственная фирма решила построить новый склад для хранения сырья. Высота склада должна быть равной 4 м. Материала, используемого для покрытия наружных стен, будет достаточно, чтобы при такой высоте покрыть 36 метров стены в длину. Какими должны быть размеры склада (в виде прямоугольного параллелепипеда), чтобы он имел наибольший объём?
Решение.
Пусть х м длина склада, тогда ширина склада – (18 – х) м, а объем равен
или
.
Максимальное значение данной функции достигается в вершине параболы.
.
Следовательно, наибольший объем будет иметь склад с размерами 8 м на 8 м.
3) Струя воды
фонтана достигает наибольшей высоты 1,2 м на расстоянии 1 м от точки О
выхода струи. Найти высоту струи на расстоянии 0,6 м от точки О.
Источник картинки:
http://sobinova44.ru/sites/default/files/fontan.JPG
Решение.
Введем систему координат. Пусть точка О
– начало отсчета. Тогда вершина параболы имеет координаты (1; 1,2), а уравнение
параболы имеет вид
. Поскольку
точка О(0; 0) принадлежит параболе, то а = - 1,2. Найдем значение
функции в точке х = 0,6:
.
Ответ: 1 м.
Домашнее задание
4) Из курса физики известно, что высота h, на которой
находится предмет, брошенный вертикально вверх, является квадратичной функцией
времени полёта t. Она задается формулой
, где
-
начальная скорость предмета,
- высота,
с которой прошен предмет, g – ускорение свободного падения,
.
Мяч бросили вертикально вверх с высоты 3 м с начальной скоростью 9м/с. На какую максимальную высоту поднялся мяч и когда он упал на землю?

Решение.
Подставив в эту формулу значения
и
,
получим
. Максимальная высота
достигается в вершине параболы, значит
(м).
Чтобы узнать, когда мяч упал на землю, т.
е. чтобы найти значение t при котором h=0, решим
уравнение
.
;
;
.
Условию задачи удовлетворяет только положительный корень уравнения. Значит, мяч упал на землю после 2,1 с полёта.
График функции
изображён
на рисунке.
Дополнительные разноуровневые задания
Уровень В
Если автомобиль движется со скоростью 120 км/час, то на 100 км пути расходуется 6 л топлива, а если он движется со скоростью 150 км/час, то на 100 км пути расходуется 9 л топлива. Верно ли утверждение:
а) При скорости 120 км /час 8 литров топлива хватит на 150 км пути.
б) На одном и том же количестве топлива, двигаясь со скоростью 120 км/час, можно проехать на 50% больший путь, чем двигаясь со
скоростью 150 км/час.
в) При скорости 120 км/час 5 литров топлива хватит на 45 минут езды.
г) Если автомобиль проехал 300 км,
потратив 21 литр топлива, и при этом x км проехал со скоростью 120
км/час, а остальной путь — со скоростью 150 км/час, то
.
Ответ: а) нет; б) да; в) нет; г) да.
Список полезных ссылок и литературы
1. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Феоктистов И.Е. Алгебра. 9 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Мнемозина, 2010
2. «Кенгуру» - выпускникам 9 класса. Тест готовности к продолжению образования.
3. Курбанов К.О. Некоторые прикладные задачи по высшей математике (методическое пособие). – Махачкала: Махачкалинский филиал МАДГТУ, 2011 г. – 24стр.
4. Эверстова Т.Л. Комплекс задач практического содержания как средство повышение интереса учащихся 9 класса к изучению математики (на примере темы «Квадратичная функция») (Ссылка на статью https://sibac.info/studconf/hum/xxvii/40129)
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.