Урок 10. Гласные и, у, а после шипящих
Цель деятельности учителя |
Актуализировать и восстановить знания о правописании гласных и, у, а после шипящих, отработать умения правильно писать гласные и, у, а после шипящих |
Тип урока |
Урок систематизации ЗУН |
Планируемые |
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать правило написания букв и, у, а после шипящих и слова-исключения; уметь правильно писать слова с буквами и, у, а после шипящих и слова-исключения, графически обозначать условия выбора правильных написаний, пользоваться орфографическим словарем. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию |
методы и формы обучения |
Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Образовательные |
http://www.uroki.net http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://www.zavuch.info http://festival.1september.ru/subjects http://www.intergu.ru http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 |
Оборудование |
Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстрационный материал |
Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся |
Основные понятия |
Орфограмма |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы |
Обучающие |
Деятельность учителя |
Осуществляемая деятельность |
Формы |
Формируемые умения |
Промежуточный контроль |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Вступительное слово: Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Много предстоит узнать. Постарайтесь все понять. – Сегодня мы отправляемся в
путешествие. |
Слушают учителя, участвуют в
диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте,
демонстрируют готовность |
Фронтальная |
Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу |
|
2. Актуализация |
Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы по теме «Повторение изученного» |
Чтоб ход паровозу набрать, Слово вам предстоит прочитать. Я думаю, это не трудный вопрос: Слово сложи из веселых колес. (Щ, Н, О, Ч, И, А.) – До станции Чащино. – Мы подъехали к станции «Вспоминай-ка». – Посмотрите, сколько у поезда пассажиров! Давайте назовем всех, кто едет с нами. На доске – красочный картинный словарь (карточки со словами с пропущенной буквой и изображением «пассажира»). Ученики проговаривают словарные слова, учитель усаживает «пассажиров» в вагоны. – Давайте вставим пропущенные буквы. Карточки переворачиваются (слова написаны полностью). – Спишите слова, поставьте в словах ударение, отметьте безударные гласные. (Проверить написанное.) – Все в вагоны! В каждом вагоне маленькие, удобные для поездки комнаты-купе. Мы отправляемся на станцию «Узнавай-ка»*. – Послушайте стихотворение. Лыжи, мыши и ужи, Шины, ежики, чижи, ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ С буквой И всегда пиши. Жирафы, мыши и моржи. (На экране.) – Кто догадался, как звучит тема нашего урока? – Какие слова отвечают на вопрос «кто?»? – А какие слова отвечают на вопрос «что?»? – Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос «кто?» и обозначают одушевленные предметы. (Мыши, ужи, ежики, чижи, жирафы, мыши, моржи.) – Что мы знаем о правописании сочетаний ЖИ и ШИ? Вывешивается таблица: «ЖИ пиши с И». |
Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания |
Индивидуальная, групповая |
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Устные ответы, вопросы для уточ-нения информации |
Просмотр мультимедийной презентации «Животные, их происхождение. Какую пользу приносят животные» |
Древние животные на Земле были громадные и страшные. Некоторые из этих великанов ели траву и водоросли. И сейчас на Земле живут дальние родственники тех животных. Это крокодилы, ящерицы, змеи, черепахи. Вряд ли выжил бы древний человек, если бы не подружился с некоторыми животными. Они стали его верными помощниками. Собака его охраняла и помогала охотиться, на лошади он ездил, перевозил грузы, пахал. Корова поила молоком, верблюд давал молоко и шерсть, пчелы – мед. Тем не менее человечество безжалостно истребило многие виды птиц и зверей. Пожалуйста, постарайся за всю твою жизнь не погубить без надобности ни одного живого существа, пусть твое сердце будет добрым ко всему, что бегает, ползает, плавает, летает, ходит. – Выпишите слова из презентации с сочетанием жи–ши, подчеркните орфограмму |
Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины |
Фронтальная |
Познавательные: |
|
|
3. Выявление места и причины затруднения |
Взаимопроверка |
Организует и сопровождает совместную деятельность обучающихся |
Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов |
Индивидуальная, групповая |
Личностные: проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы |
|
Физкультминутка |
Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек. И направо! И еще Через левое плечо! |
Выполняют элементарные физические упражнения. Задают вопросы для уточнения информации |
Фронтальная |
Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье |
|
|
4. Целепо-лагание из затруднения |
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам. Игра «Куда убежало у слова |
Остановка «Словознайка». Дети вставляют карточки с
правописанием
|
Выделяют главное, устанавливают
причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями. Отвечают на
вопросы, выполняют за- |
Индивидуальная, групповая |
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания |
Устные ответы |
5. твор- |
Эвристическая беседа, подбор
своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления,
составление связных рассказов об изученных |
Учитель открывает доску. Дети видят красочное изображение лесной полянки, пруда, заросшего камышом. – Станция Чащино. Ребята, мы приехали. В лесу есть волшебное озеро, здесь живут звери, птицы и рыбы, растут цветы, в названиях которых мы встретим знакомое правило на правописание гласных после шипящих. Так какое же это правило? ЖИ и ШИ – пиши с И. ЧА и ЩА – пиши с А. – Придумайте слова с сочетаниями
ЖИ и ШИ |
Работают с наглядными пособиями. Отвечают на вопросы, под руководством педагога формулируют правило |
Фронтальная, индивидуальная |
Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, самостоятельно находят ее в материалах учебников. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи |
Вопросы для уточ-нения информации |
6. Первич-ное закрепление Самостоятельная |
Обобщение |
У Маши жил рыжий кот. Хвост пушистый, живот беленький. – Найдите здесь опасные места и подчеркните. На какие правила вы подчеркнули слова? – Назовите слова, в которых вы применили правило сегодняшнего урока. – Придумайте слова, где эта орфограмма встречается в середине слова; в начале; в конце. контролирует правильность работы детей. Самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений, подобранных учителем в соответствии с уровнем подготовки класса. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке |
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Выполняют задание, отвечают на вопросы |
Индивидуальная, групповая |
Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции. Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Устные ответы.
Письменные ра-боты |
7. Включение в систему знаний и повторение |
Выставка работ учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание |
– На нашу елочку (на доске – иллюстрация елочки) вы можете повесить шары. Если вы усвоили правило лучше, чем в начальной школе, повесьте красные шары, если что-то осталось непонятным, то синие шары.
– Обсудим, что осталось непонятным? |
Оценивают свои знания, отвечают на вопросы. Задают вопросы для уточнения информации |
Фронтальная |
Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.