Урок 17 Имя существительное

  • Разработки уроков
  • doc
  • 27.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Систематизировать ранее изученное о существительном, углубить понятие о роли существительных в речи, формировать умения обосновывать выбор падежных окончаний существительных; определять синтаксическую роль существительных в предложении Урок систематизации ЗУН Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать вопросы, на которые отвечает имя существительное, морфологические признаки существительного (род, число, падеж, типы склонения), правила об употреблении и неупотреблении на письме ь после шипящих на конце слова у существительных, е и и в безударных падежных окончаниях существительных в единственном числе; уметь ставить вопросы к существительным, определять число, род, падеж, тип склонения существительного, правильно употреблять ь после шипящих на конце слова у существительных, выбирать написание е и и в безударных падежных окончаниях существительных в единственном числе, графически обозначать условия выбора правильных написаний, разбирать имена существительные по образцу. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованиюТехнологические карты уроков русского языка 5 класс по уч Т А Ладыженской
Иконка файла материала Урок 17 Имя существительное.doc
Цель  деятельности  учителя Тип урока Планируемые  образовательн ые  результаты Урок  17. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ Систематизировать ранее изученное о существительном, углубить понятие о  роли существительных в речи, формировать умения обосновывать выбор  падежных окончаний существительных; определять синтаксическую роль  существительных в предложении Урок систематизации ЗУН Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать  вопросы, на которые отвечает имя существительное, морфологические  признаки существительного (род, число, падеж, типы склонения), правила об  употреблении и неупотреблении на письме ь после шипящих на конце слова у  существительных, е и и в безударных падежных окончаниях существительных  в единственном числе; уметь ставить вопросы к существительным,  определять число, род, падеж, тип склонения существительного, правильно  употреблять ь после шипящих на конце слова у существительных, выбирать  написание е и и в безударных падежных окончаниях существительных в  единственном числе, графически обозначать условия выбора правильных  написаний, разбирать имена существительные по образцу.  Метапредметные (компоненты культурно­компетентностного  опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию  из различных источников, включая средства массовой информации, компакт­ диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться  словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на  электронных носителях. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка;  уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность  сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;  стремление к речевому самосовершенствованию Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая,  фронтальная http://www.uroki.net  http://www.zavuch.info http://www.intergu.ru Методы и  формы  обучения Образователь ные  ресурсы Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор Наглядно­ демонстрацио нный  материал Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся http://akademius.narod.ru/vibor­rus.html http://festival.1september.ru/subjects http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192Основные  понятия  Общее грамматическое значение, морфологические признаки,  синтаксическая роль Организационная  структура  (сценарий) урока Этапы  урока 1.  Мотив ация  (самоо предел ение)  к  учебно й  деятел ь­ ности Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания и упражнен ия Эмоцион альная,  психолог ическая  и  мотиваци онная  подготов ка  учащихс я к  усвоению изучаемо го  материал а Деятельность учителя В с т у п и т е л ь н о е   с л о в о : – Где­то во Вселенной существует волшебное королевство  Лингвиния, где Язык является  могущественным, храбрым  королем, а Грамматика – строгой,  любящей порядок королевой, у  которой целая свита принцев и  принцесс. Морфология – одна из  прекраснейших принцесс этого  королевства. Именно от нее  зависит, в каком наряде, в каких  доспехах должны выступать  преданные ей слуги, которых  зовут Существительное,  Прилагатель­ное, Глагол,  Местоимение, Числительное,  Наречие, Предлог, Союз,  Междометие. Каждый из слуг  живет в отдельном княжестве. Мы с вами совершим путешествие в  княжество под названием  Существительное. Каждый  обитатель его – волшебник,  умеющий называть сущность  всего, что окружает нас в мире.  Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Фрон тальн ая Осуществ ляемая деятельно сть  учащихся Слушают учителя,  участвую т в  диалоге с ним.  Размеща ют  учебные  материал ы на  рабочем  месте,  демонстр ируют  готовнос ть к  уроку Формируемые умения  Проме жуточн (универсальные  ый учебные действия) контро ль Листы обрат ной  связи Личностные: положительно  относятся к  учению,  познавательно й  деятельности,  приобретают  новые знания,  умения,  совершенствую т имеющиеся.  Познаватель ные: осознают  учебно­ познавательну ю задачу.  Регулятивны е: планируют  (в  сотрудничеств е с учителем и  одноклассника ми или  самостоятельн о)Этапы  урока 2.  Актуал изация  и  пробно е  учебно е  действ ие Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания и упражнен ия Воспроиз ведение  ранее  изученно го,  установл ение  преемств енных  связей  прежних  и новых  знаний и  применен ие их в  новых  ситуация х.  Эвристич еская  беседа с  элемента ми игры Деятельность учителя Поезд уже ждет, но, чтобы сесть в него, нужно купить билет,  а его предлагают лишь тому, кто  справится с заданием* – Закончите предложения,  определите, каким членом  предложения являются  встретившиеся вам  существительные: а) Весна, лето, осень, зима – ... б) Тополь, береза, ель – ... в) Брусника, черника, земляника – ... – Какими еще членами  предложения могут быть  существительные? Приведите  примеры. – С заданием команды  справились. Билеты куплены.  Каждая команда занимает вагон и  тут же дает ему название.  – Внимание! Сказочный поезд  отправляется. На станциях вас  будут проверять контролеры,  поэтому будьте готовы Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Фрон тальн ая Формируемые умения  Проме жуточн (универсальные  ый учебные действия) контро ль Устны е  ответ ы необходимые  действия,  операции Познаватель ные:  устанавливают  причинно­ следствен­ные  связи.  Регулятивны е: принимают и сохраняют  учебную  задачу.  Коммуникат ивные: задают  вопросы,  отвечают на  вопросы  других,  формулируют  собственные  мысли Осуществ ляемая деятельно сть  учащихся Отвечают на  вопросы.  Строят  понятные для  партнера  высказыв ания.  Смотрят  презента цию,  осваиваю т  лингвист ические  термины. Обдумыв ают  ответы на вопросы  и  осознают, что  знаний  недостат очно дляЭтапы  урока 3.  Выявле ­ние  места  и  причин ы  затруд нения. 4.  Целепо лагани е. 5.  Твор­ ческая  практи ческая  деятел ьность  Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания и упражнен ия Деятельность учителя Раскрыти е  сущност и новых  понятий,  усвоение новых  способов учебной  и  умственн ой  деятельн ости  учащихс я. Эвристич еская  беседа,  игра,  просмотр мультим едийной  презента ции  «Имя  сущест­ вительно е»,  Первая остановка – станция  «Число». – Давайте посмотрим, какие  продукты вы взяли  с собой в поход. а) Молоко, сахар, чай...  (употребляются только  в ед. ч.). б) Консервы, макароны...  (употребляются только во мн. ч.).  – Пополните каждый из списков. – Умеете ли вы играть в шахматы? Какие еще настольные игры  можно было бы с собой взять? В  каком числе употребляются их  названия? – Вот и станция Число. Поезд  стоит 5 минут. Контролер  проверяет, в порядке ли ваши  «документы». (У доски – по одному человеку из команды,  остальные члены команды  выполняют задания на месте.)  З а д а н и е . Поставьте  существительные ед. числа во мн.  число, обозначьте окончания. Звено, книга, жеребенок,  профессор, край, крыло, окно,  Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Фрон тальн ая,  индив идуал ьная,  групп овая Осуществ ляемая деятельно сть  учащихся полных  ответов Формули руют  собствен ные  мысли,  высказыв ают и  обосновы вают  свою  точку  зрения.  В  сотрудни честве с  учителем и  одноклас сниками  делают  выводы.  Знакомят с  результат ами  работы  группы,  слушают  и  Формируемые умения  Проме жуточн (универсальные  ый учебные действия) контро ль Листы обрат ной связи Личностные: осознают свои  трудности и  стремятся к их преодолению;  проявляют  способность к  самооценке  своих  действий,  поступков.  Познаватель ные:  устанавливают  причинно­ следственные  связи, делают  выводы.  Регулятивны е: осознают  недостаточнос ть своих  знаний. Коммуникат ивные: задают  вопросы с  целью  получения  необходимойЭтапы  урока Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания и упражнен ия на  слайдах  которой  представ лены  теоретич еская  информа ция по  теме и  ключи к  заданиям для  самопров ерки Осуществ ляемая деятельно сть  учащихся обсужда ют  ответы  товарище й. Задают  вопросы  для  уточнени я  информа ции Деятельность учителя поле, инженер, лисенок, друг,  конь, стол, медвежонок,  мастер. З а д а н и е . Поставьте  существительные в ед. ч.,  подберите к ним прилагательные. О б р а з е ц : ежи  колючий еж. Мячи, котята, песни, окна,  ключи, земли, облака, цыплята,  овраги, рощи, деревья, мышата. – Какие окончания могут иметь  существительные во  множественном числе? – С помощью каких суффиксов  образуются некоторые  существительные множественного числа? – Какой признак бывает трудно, а  иногда и невозможно определить  у существительных во  множественном числе? – С заданиями справились,  контролер никого не высадил.  Поезд отправляется дальше, а на  улице, за окнами вагонов, весна.  И впереди весенний лес, который  начинает просыпаться от яркого  солнышка, появляются первые  цветочки. Если не остановимся в  этом лесу  и не полюбуемся этими  подснежниками, то мы не увидим  Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Формируемые умения  Проме жуточн (универсальные  ый учебные действия) контро ль для решения  проблемы  информации. Личностные: осознают свои  возможности в  учении;  способны  адекватно  рассуждать о  причинах  своего успеха  или неуспеха в  учении,  связывая  успехи с  усилиями,  трудолюбием.  Познаватель ные:  извлекают  необходимую  информацию  из  прослушанного объяснения  учителя,  высказываний  однокласснико в,  систематизируЭтапы  урока Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания и упражнен ия Деятельность учителя весну и наш сказочный поезд не  сможет довезти нас до сказочного  государства. (Поезд  останавливается на 5 минут.) (Звучит музыка П. И.  Чайковского из цикла «Времена  года».)  З а д а н и е . Посмотрите на эти  проталинки, распустившиеся  первоцветы, послушайте  жаворонков. Составьте небольшой рассказ из 4–5 предложений,  используя существительные:  весна, солнце, лес, подснежник. Каждая команда выбирает  лучший вариант рассказа, жюри определяет команду­ победительницу. Учитель сопровождает и  организует деятельность  обучающихся. – Мы отдохнули, подышали  весенним воздухом, поезд  отправляется, и впереди станция  Род. Стоянка – 6 минут.  Контролер проверяет «билеты».  Вторая остановка – станция  «Род». (У доски по одному  представителю от каждой  команды.) З а д а н и е . Подберите к словам  Осуществ ляемая деятельно сть  учащихся Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Формируемые умения  Проме жуточн (универсальные  ый учебные действия) контро ль ют  собственные  знания.  Регулятивны е: планируют  (в  сотрудничеств е с учителем и  одноклассника ми или  самостоятельн о)  необходимые  действия,  операции,  действуют по  плану. Коммуникат ивные: строят  небольшие  монологически е  высказывания,  осуществляют  совместную  деятельность в парах  и рабочих  группах с  учетом  конкретныхОсуществ ляемая деятельно сть  учащихся Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Формируемые умения  Проме жуточн (универсальные  ый учебные действия) контро ль учебно­ познавательны х задач Этапы  урока Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания и упражнен ия Деятельность учителя противоположные по смыслу  существительные, определите род. С любым из существительных составьте предложение. Друг, ночь, радость, холод, утро, свет, юг, вход, дружба, начало,  добро, правда, шум, небо, жизнь. – Как называются  противоположные по значению  слова? З а д а н и е . Вставьте пропущенные буквы, определите род  существительного.  (Представители команды  получают по карточке.) I карточка. Золот_   м_даль,   солдатск_    ш_нель,  звучн_   р_яль. II карточка. Высок_   тополь,   вкусн_   кофе,   красив_   тюль. III карточка. Жарен_    картофель,  вкусн_    кака_,  яблочн_   повидл_. Задание. Апрель, апрель. На дворе звенит капель. (С. Маршак.) 1) Какого рода существительное  капель? Дока­ жите. 2) Что мы знаем о роде  существительных? Справившись со всеми заданиями,Осуществ ляемая деятельно сть  учащихся Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Формируемые умения  Проме жуточн (универсальные  ый учебные действия) контро ль Этапы  урока Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания и упражнен ия Деятельность учителя все команды в полном составе  следуют дальше. А чтобы не  скучать – играют в слова. (Устно отвечают капитаны  команд; побеждает самый  полный ответ.) З а д а н и е . Я буду называть  нарицательные существительные,  а вы к ним – собственные.  Город, река, деревня, озеро,  журнал, собака, поэт,  сказочник, книга, имя, фамилия,  газета, мультфильм. – Какие существительные  относятся к нарицательным,  собственным? Как они пишутся? З а д а н и е . Какие  существительные отвечают  на вопрос кто? Как они  называются?  – Приведите примеры слов,  которые в различных значениях  могут быть как собственными, так и нарицательными; придумайте с  ними предложения. О б р а з е ц: Сережка носит в ухе  сережку. Все занимают свои места в вагоне. Мы подъезжаем к станции  Склонение. Стоянка – 6 минут.  Вот и контролер... Третья остановка – станцияОсуществ ляемая деятельно сть  учащихся Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Формируемые умения  Проме жуточн (универсальные  ый учебные действия) контро ль Этапы  урока Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания и упражнен ия Деятельность учителя «Склонение». З а д а н и е .  Выпишите из  стихотворения А. Фета «Это утро, радость эта...» по 5  существительных. I карточка: сущ. I склонения. II карточка: сущ. II склонения. III карточка: сущ. III склонения. – Почему контролер предложил  именно это стихотворение? – А что такое склонение? – Как правильно определить  склонение? – Какие существительные  относятся к I, II, III склонению? Четвертая остановка –  станция «Падеж». Поезд отправляется. Следующая  станция – Падеж, там живут  братья­падежи. Вы не забыли, как  их зовут? – А знаете ли вы, что кое­кто с  ними не в ладах? Вот послушайте. (Чтение стихотворения Г.  Граубина «Ленительный  падеж» по ролям.) – А вот и станция. Здесь  контролер строгий!  На этой станции поезд простоит  10 минут. З а д а н и е . ВыпишитеОсуществ ляемая деятельно сть  учащихся Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Формируемые умения  Проме жуточн (универсальные  ый учебные действия) контро ль Этапы  урока Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания и упражнен ия Деятельность учителя существительные, определите род, число, склонение и падеж  существительных. I карточка. Весною мы ходим по  лугам и лесам. Шумят деревья,  начинают зеленеть кусты, из земли пробивается травка. Может  показаться, что растения мало чем отличаются одно от другого.  Даже деревья одинаковые. Только одни с листьями, а другие с  иглами. II карточка. Вот и возвратилась  к нам весна. Заметно потеплело.  Весеннее солнце согревает  прозябшую за зиму землю, сгоняет последний снег.  С пригорков сбегают звенящие  ручьи. III карточка. Здравствуй, весна!  Наступают чудесные дни.  В лесах зацветают орешник, ольха, ива. По лесным опушкам, по  склонам оврагов появились  подснежники. – Как правильно определить  падеж существительных? З а д а н и е .  Поставьте  существительные в родительном,  дательном и предложном  падежах:Осуществ ляемая деятельно сть  учащихся Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Формируемые умения  Проме жуточн (универсальные  ый учебные действия) контро ль Этапы  урока Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания и упражнен ия Деятельность учителя I – лекция; II – санаторий; III –  здание.  З а д а н и е . Просклоняйте по  падежам существительные лес,  солнце, весна. (Выполняют  капитаны команд.) З а д а н и е . Вставьте пропущенные буквы и определите падеж,  выделите окончания  существительных. (Выполняют  все остальные.) I: плыли на лодочк_,  капало с  крыш_,  струился по долин_,   сидит у речк_,  появились на  полянк_. – Когда у существительного I  склонения в ед. ч. пишется  окончание ­и, а когда – ­е? II: о весеннем денечк_,  в зеленом наряд_,  сидит на листик_,   живет в скворечник_,  говорил о  дождик_. – Когда у существительных II  склонения в ед. числе пишется ­е,  а когда – ­и? III: просил о помощ_,  искал до  ноч_,  лежать  на скатерт_,  полосы от гряз_,   беспокоиться о дочер_. – Расскажите о правописании  падежных окончанийЭтапы  урока Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания и упражнен ия 6.  Первич ­ное  закреп ление  с  коммен тирова­ нием  во  Обобщен ие  и  системат изация  знаний и  формиро вание  рационал ьных  Деятельность учителя существительных III склонения. З а д а н и е . Когда после шипящих  в именах существительных  пишется на конце мягкий знак,  а когда он не пишется? Приведите примеры. З а д а н и е . Поставьте  существительные в творительном  падеже единственного числа. I: врач, товарищ, шалаш. II: плащ, сердце, задача. III: полотенце, палач, малыш. – Когда в окончаниях  существительных после шипящих  и ц пишется ­о, а когда – ­е? – Мы уже все ближе и ближе  прибываем к княжеству  Существительное. Но мы должны  преодолеть еще одно испытание,  чтобы попасть во дворец, где  живет существительное Пятая остановка – станция  «Морфологический разбор  существительного». З а д а н и е .   Произведите  морфологический разбор  существительного. I: В эти мартовские дни на  снежной скатерти увидишь  голубые тени. II: Весенние ветерки пахли  Осуществ ляемая деятельно сть  учащихся Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Формируемые умения  Проме жуточн (универсальные  ый учебные действия) контро ль Листы обрат ной  связи Инди видуа льная ,  групп овая Выделяю т  главное,  устанавл ивают  причинно ­ следстве нные  связи  Познаватель ные:  читают и  слушают,  извлекая  нужную  информацию,  само­ стоятельно  находят ее вОбучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания и упражнен ия способов применен ия их  на  практике . Подбор  своих  примеро в,  иллюстр ирующих природу  изучаемо й  проблем ы.  Выполне ние  разно­ уровневы х  обучающ их  упражне ний  Обобщен ие  полученн ых  на уроке  Этапы  урока внешне й речи. 7.  Самост оятель ная  работа  с  самопр оверко й  по  эталон у 8.  Включе ние в  систем у  Деятельность учителя свежей травой и птичьими  гнездами. III: От каждого дерева тянется на снегу голубая лента. Самостоятельное выполнение  разных по сложности  упражнений, подобранных  учителем в соответствии с  уровнем подготовки класса. Создает условия для  устранения перегрузки учащихся  и овладения новым учебным  материалом непосредственно на уроке – Ну вот и открылись ворота во  дворец, где нас ждет  Существительное. Мы все  доехали, никого не потеряли.  Сказочный поезд добрался до  Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Формируемые умения  Проме жуточн (универсальные  ый учебные действия) контро ль материалах  учебников. Регулятивны е:  контролируют  учебные  действия,  замечают  допущенные  ошибки;  осознают  правило  контроля.  Коммуникат ивные:  осуществляют  совместную  деятельность в парах и  рабочих  группах Фрон тальн ая Познаватель ные:  приобретают  умения  использовать  Оцени вание  работ ы  учащи Осуществ ляемая деятельно сть  учащихся между  отдельны ми  языковы ми  явлениям и.  Выполня ют  упражнен ия,  отвечают на  вопросы,  коммент ируют  ход  работы.  Задают  вопросы  для  уточнени я  информа ции Рассматр ивают  выполнен ные  работы,Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания и упражнен ия сведений ,  оцениван ие  результа тов  работы  Этапы  урока знаний  и  повтор ение Деятельность учителя места назначения.  – Что нового узнали на уроке? – Какие трудности у вас  появлялись в процессе  работы?  – Как вы их преодолевали?  Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Осуществ ляемая деятельно сть  учащихся оцениваю т их.  Отвечают на  вопросы Формируемые умения  Проме жуточн (универсальные  ый учебные действия) контро ль хся  на  уроке знания и  умения в  практической  деятельности.  Регулятивны е: исправляют  и объясняют  ошибки

Посмотрите также