Урок 17 Имя существительное
Оценка 4.8

Урок 17 Имя существительное

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
27.02.2017
Урок 17 Имя существительное
Систематизировать ранее изученное о существительном, углубить понятие о роли существительных в речи, формировать умения обосновывать выбор падежных окончаний существительных; определять синтаксическую роль существительных в предложении Урок систематизации ЗУН Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать вопросы, на которые отвечает имя существительное, морфологические признаки существительного (род, число, падеж, типы склонения), правила об употреблении и неупотреблении на письме ь после шипящих на конце слова у существительных, е и и в безударных падежных окончаниях существительных в единственном числе; уметь ставить вопросы к существительным, определять число, род, падеж, тип склонения существительного, правильно употреблять ь после шипящих на конце слова у существительных, выбирать написание е и и в безударных падежных окончаниях существительных в единственном числе, графически обозначать условия выбора правильных написаний, разбирать имена существительные по образцу. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованиюТехнологические карты уроков русского языка 5 класс по уч Т А Ладыженской
Урок 17 Имя существительное.doc
Цель  деятельности  учителя Тип урока Планируемые  образовательн ые  результаты Урок  17. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ Систематизировать ранее изученное о существительном, углубить понятие о  роли существительных в речи, формировать умения обосновывать выбор  падежных окончаний существительных; определять синтаксическую роль  существительных в предложении Урок систематизации ЗУН Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать  вопросы, на которые отвечает имя существительное, морфологические  признаки существительного (род, число, падеж, типы склонения), правила об  употреблении и неупотреблении на письме ь после шипящих на конце слова у  существительных, е и и в безударных падежных окончаниях существительных  в единственном числе; уметь ставить вопросы к существительным,  определять число, род, падеж, тип склонения существительного, правильно  употреблять ь после шипящих на конце слова у существительных, выбирать  написание е и и в безударных падежных окончаниях существительных в  единственном числе, графически обозначать условия выбора правильных  написаний, разбирать имена существительные по образцу.  Метапредметные (компоненты культурно­компетентностного  опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию  из различных источников, включая средства массовой информации, компакт­ диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться  словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на  электронных носителях. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка;  уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность  сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;  стремление к речевому самосовершенствованию Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая,  фронтальная http://www.uroki.net  http://www.zavuch.info http://www.intergu.ru Методы и  формы  обучения Образователь ные  ресурсы Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор Наглядно­ демонстрацио нный  материал Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся http://akademius.narod.ru/vibor­rus.html http://festival.1september.ru/subjects http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 Основные  понятия  Общее грамматическое значение, морфологические признаки,  синтаксическая роль Организационная  структура  (сценарий) урока Этапы  урока 1.  Мотив ация  (самоо предел ение)  к  учебно й  деятел ь­ ности Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания и упражнен ия Эмоцион альная,  психолог ическая  и  мотиваци онная  подготов ка  учащихс я к  усвоению изучаемо го  материал а Деятельность учителя В с т у п и т е л ь н о е   с л о в о : – Где­то во Вселенной существует волшебное королевство  Лингвиния, где Язык является  могущественным, храбрым  королем, а Грамматика – строгой,  любящей порядок королевой, у  которой целая свита принцев и  принцесс. Морфология – одна из  прекраснейших принцесс этого  королевства. Именно от нее  зависит, в каком наряде, в каких  доспехах должны выступать  преданные ей слуги, которых  зовут Существительное,  Прилагатель­ное, Глагол,  Местоимение, Числительное,  Наречие, Предлог, Союз,  Междометие. Каждый из слуг  живет в отдельном княжестве. Мы с вами совершим путешествие в  княжество под названием  Существительное. Каждый  обитатель его – волшебник,  умеющий называть сущность  всего, что окружает нас в мире.  Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Фрон тальн ая Осуществ ляемая деятельно сть  учащихся Слушают учителя,  участвую т в  диалоге с ним.  Размеща ют  учебные  материал ы на  рабочем  месте,  демонстр ируют  готовнос ть к  уроку Формируемые умения  Проме жуточн (универсальные  ый учебные действия) контро ль Листы обрат ной  связи Личностные: положительно  относятся к  учению,  познавательно й  деятельности,  приобретают  новые знания,  умения,  совершенствую т имеющиеся.  Познаватель ные: осознают  учебно­ познавательну ю задачу.  Регулятивны е: планируют  (в  сотрудничеств е с учителем и  одноклассника ми или  самостоятельн о) Этапы  урока 2.  Актуал изация  и  пробно е  учебно е  действ ие Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания и упражнен ия Воспроиз ведение  ранее  изученно го,  установл ение  преемств енных  связей  прежних  и новых  знаний и  применен ие их в  новых  ситуация х.  Эвристич еская  беседа с  элемента ми игры Деятельность учителя Поезд уже ждет, но, чтобы сесть в него, нужно купить билет,  а его предлагают лишь тому, кто  справится с заданием* – Закончите предложения,  определите, каким членом  предложения являются  встретившиеся вам  существительные: а) Весна, лето, осень, зима – ... б) Тополь, береза, ель – ... в) Брусника, черника, земляника – ... – Какими еще членами  предложения могут быть  существительные? Приведите  примеры. – С заданием команды  справились. Билеты куплены.  Каждая команда занимает вагон и  тут же дает ему название.  – Внимание! Сказочный поезд  отправляется. На станциях вас  будут проверять контролеры,  поэтому будьте готовы Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Фрон тальн ая Формируемые умения  Проме жуточн (универсальные  ый учебные действия) контро ль Устны е  ответ ы необходимые  действия,  операции Познаватель ные:  устанавливают  причинно­ следствен­ные  связи.  Регулятивны е: принимают и сохраняют  учебную  задачу.  Коммуникат ивные: задают  вопросы,  отвечают на  вопросы  других,  формулируют  собственные  мысли Осуществ ляемая деятельно сть  учащихся Отвечают на  вопросы.  Строят  понятные для  партнера  высказыв ания.  Смотрят  презента цию,  осваиваю т  лингвист ические  термины. Обдумыв ают  ответы на вопросы  и  осознают, что  знаний  недостат очно для Этапы  урока 3.  Выявле ­ние  места  и  причин ы  затруд нения. 4.  Целепо лагани е. 5.  Твор­ ческая  практи ческая  деятел ьность  Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания и упражнен ия Деятельность учителя Раскрыти е  сущност и новых  понятий,  усвоение новых  способов учебной  и  умственн ой  деятельн ости  учащихс я. Эвристич еская  беседа,  игра,  просмотр мультим едийной  презента ции  «Имя  сущест­ вительно е»,  Первая остановка – станция  «Число». – Давайте посмотрим, какие  продукты вы взяли  с собой в поход. а) Молоко, сахар, чай...  (употребляются только  в ед. ч.). б) Консервы, макароны...  (употребляются только во мн. ч.).  – Пополните каждый из списков. – Умеете ли вы играть в шахматы? Какие еще настольные игры  можно было бы с собой взять? В  каком числе употребляются их  названия? – Вот и станция Число. Поезд  стоит 5 минут. Контролер  проверяет, в порядке ли ваши  «документы». (У доски – по одному человеку из команды,  остальные члены команды  выполняют задания на месте.)  З а д а н и е . Поставьте  существительные ед. числа во мн.  число, обозначьте окончания. Звено, книга, жеребенок,  профессор, край, крыло, окно,  Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Фрон тальн ая,  индив идуал ьная,  групп овая Осуществ ляемая деятельно сть  учащихся полных  ответов Формули руют  собствен ные  мысли,  высказыв ают и  обосновы вают  свою  точку  зрения.  В  сотрудни честве с  учителем и  одноклас сниками  делают  выводы.  Знакомят с  результат ами  работы  группы,  слушают  и  Формируемые умения  Проме жуточн (универсальные  ый учебные действия) контро ль Листы обрат ной связи Личностные: осознают свои  трудности и  стремятся к их преодолению;  проявляют  способность к  самооценке  своих  действий,  поступков.  Познаватель ные:  устанавливают  причинно­ следственные  связи, делают  выводы.  Регулятивны е: осознают  недостаточнос ть своих  знаний. Коммуникат ивные: задают  вопросы с  целью  получения  необходимой Этапы  урока Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания и упражнен ия на  слайдах  которой  представ лены  теоретич еская  информа ция по  теме и  ключи к  заданиям для  самопров ерки Осуществ ляемая деятельно сть  учащихся обсужда ют  ответы  товарище й. Задают  вопросы  для  уточнени я  информа ции Деятельность учителя поле, инженер, лисенок, друг,  конь, стол, медвежонок,  мастер. З а д а н и е . Поставьте  существительные в ед. ч.,  подберите к ним прилагательные. О б р а з е ц : ежи  колючий еж. Мячи, котята, песни, окна,  ключи, земли, облака, цыплята,  овраги, рощи, деревья, мышата. – Какие окончания могут иметь  существительные во  множественном числе? – С помощью каких суффиксов  образуются некоторые  существительные множественного числа? – Какой признак бывает трудно, а  иногда и невозможно определить  у существительных во  множественном числе? – С заданиями справились,  контролер никого не высадил.  Поезд отправляется дальше, а на  улице, за окнами вагонов, весна.  И впереди весенний лес, который  начинает просыпаться от яркого  солнышка, появляются первые  цветочки. Если не остановимся в  этом лесу  и не полюбуемся этими  подснежниками, то мы не увидим  Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Формируемые умения  Проме жуточн (универсальные  ый учебные действия) контро ль для решения  проблемы  информации. Личностные: осознают свои  возможности в  учении;  способны  адекватно  рассуждать о  причинах  своего успеха  или неуспеха в  учении,  связывая  успехи с  усилиями,  трудолюбием.  Познаватель ные:  извлекают  необходимую  информацию  из  прослушанного объяснения  учителя,  высказываний  однокласснико в,  систематизиру Этапы  урока Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания и упражнен ия Деятельность учителя весну и наш сказочный поезд не  сможет довезти нас до сказочного  государства. (Поезд  останавливается на 5 минут.) (Звучит музыка П. И.  Чайковского из цикла «Времена  года».)  З а д а н и е . Посмотрите на эти  проталинки, распустившиеся  первоцветы, послушайте  жаворонков. Составьте небольшой рассказ из 4–5 предложений,  используя существительные:  весна, солнце, лес, подснежник. Каждая команда выбирает  лучший вариант рассказа, жюри определяет команду­ победительницу. Учитель сопровождает и  организует деятельность  обучающихся. – Мы отдохнули, подышали  весенним воздухом, поезд  отправляется, и впереди станция  Род. Стоянка – 6 минут.  Контролер проверяет «билеты».  Вторая остановка – станция  «Род». (У доски по одному  представителю от каждой  команды.) З а д а н и е . Подберите к словам  Осуществ ляемая деятельно сть  учащихся Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Формируемые умения  Проме жуточн (универсальные  ый учебные действия) контро ль ют  собственные  знания.  Регулятивны е: планируют  (в  сотрудничеств е с учителем и  одноклассника ми или  самостоятельн о)  необходимые  действия,  операции,  действуют по  плану. Коммуникат ивные: строят  небольшие  монологически е  высказывания,  осуществляют  совместную  деятельность в парах  и рабочих  группах с  учетом  конкретных Осуществ ляемая деятельно сть  учащихся Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Формируемые умения  Проме жуточн (универсальные  ый учебные действия) контро ль учебно­ познавательны х задач Этапы  урока Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания и упражнен ия Деятельность учителя противоположные по смыслу  существительные, определите род. С любым из существительных составьте предложение. Друг, ночь, радость, холод, утро, свет, юг, вход, дружба, начало,  добро, правда, шум, небо, жизнь. – Как называются  противоположные по значению  слова? З а д а н и е . Вставьте пропущенные буквы, определите род  существительного.  (Представители команды  получают по карточке.) I карточка. Золот_   м_даль,   солдатск_    ш_нель,  звучн_   р_яль. II карточка. Высок_   тополь,   вкусн_   кофе,   красив_   тюль. III карточка. Жарен_    картофель,  вкусн_    кака_,  яблочн_   повидл_. Задание. Апрель, апрель. На дворе звенит капель. (С. Маршак.) 1) Какого рода существительное  капель? Дока­ жите. 2) Что мы знаем о роде  существительных? Справившись со всеми заданиями, Осуществ ляемая деятельно сть  учащихся Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Формируемые умения  Проме жуточн (универсальные  ый учебные действия) контро ль Этапы  урока Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания и упражнен ия Деятельность учителя все команды в полном составе  следуют дальше. А чтобы не  скучать – играют в слова. (Устно отвечают капитаны  команд; побеждает самый  полный ответ.) З а д а н и е . Я буду называть  нарицательные существительные,  а вы к ним – собственные.  Город, река, деревня, озеро,  журнал, собака, поэт,  сказочник, книга, имя, фамилия,  газета, мультфильм. – Какие существительные  относятся к нарицательным,  собственным? Как они пишутся? З а д а н и е . Какие  существительные отвечают  на вопрос кто? Как они  называются?  – Приведите примеры слов,  которые в различных значениях  могут быть как собственными, так и нарицательными; придумайте с  ними предложения. О б р а з е ц: Сережка носит в ухе  сережку. Все занимают свои места в вагоне. Мы подъезжаем к станции  Склонение. Стоянка – 6 минут.  Вот и контролер... Третья остановка – станция Осуществ ляемая деятельно сть  учащихся Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Формируемые умения  Проме жуточн (универсальные  ый учебные действия) контро ль Этапы  урока Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания и упражнен ия Деятельность учителя «Склонение». З а д а н и е .  Выпишите из  стихотворения А. Фета «Это утро, радость эта...» по 5  существительных. I карточка: сущ. I склонения. II карточка: сущ. II склонения. III карточка: сущ. III склонения. – Почему контролер предложил  именно это стихотворение? – А что такое склонение? – Как правильно определить  склонение? – Какие существительные  относятся к I, II, III склонению? Четвертая остановка –  станция «Падеж». Поезд отправляется. Следующая  станция – Падеж, там живут  братья­падежи. Вы не забыли, как  их зовут? – А знаете ли вы, что кое­кто с  ними не в ладах? Вот послушайте. (Чтение стихотворения Г.  Граубина «Ленительный  падеж» по ролям.) – А вот и станция. Здесь  контролер строгий!  На этой станции поезд простоит  10 минут. З а д а н и е . Выпишите Осуществ ляемая деятельно сть  учащихся Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Формируемые умения  Проме жуточн (универсальные  ый учебные действия) контро ль Этапы  урока Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания и упражнен ия Деятельность учителя существительные, определите род, число, склонение и падеж  существительных. I карточка. Весною мы ходим по  лугам и лесам. Шумят деревья,  начинают зеленеть кусты, из земли пробивается травка. Может  показаться, что растения мало чем отличаются одно от другого.  Даже деревья одинаковые. Только одни с листьями, а другие с  иглами. II карточка. Вот и возвратилась  к нам весна. Заметно потеплело.  Весеннее солнце согревает  прозябшую за зиму землю, сгоняет последний снег.  С пригорков сбегают звенящие  ручьи. III карточка. Здравствуй, весна!  Наступают чудесные дни.  В лесах зацветают орешник, ольха, ива. По лесным опушкам, по  склонам оврагов появились  подснежники. – Как правильно определить  падеж существительных? З а д а н и е .  Поставьте  существительные в родительном,  дательном и предложном  падежах: Осуществ ляемая деятельно сть  учащихся Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Формируемые умения  Проме жуточн (универсальные  ый учебные действия) контро ль Этапы  урока Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания и упражнен ия Деятельность учителя I – лекция; II – санаторий; III –  здание.  З а д а н и е . Просклоняйте по  падежам существительные лес,  солнце, весна. (Выполняют  капитаны команд.) З а д а н и е . Вставьте пропущенные буквы и определите падеж,  выделите окончания  существительных. (Выполняют  все остальные.) I: плыли на лодочк_,  капало с  крыш_,  струился по долин_,   сидит у речк_,  появились на  полянк_. – Когда у существительного I  склонения в ед. ч. пишется  окончание ­и, а когда – ­е? II: о весеннем денечк_,  в зеленом наряд_,  сидит на листик_,   живет в скворечник_,  говорил о  дождик_. – Когда у существительных II  склонения в ед. числе пишется ­е,  а когда – ­и? III: просил о помощ_,  искал до  ноч_,  лежать  на скатерт_,  полосы от гряз_,   беспокоиться о дочер_. – Расскажите о правописании  падежных окончаний Этапы  урока Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания и упражнен ия 6.  Первич ­ное  закреп ление  с  коммен тирова­ нием  во  Обобщен ие  и  системат изация  знаний и  формиро вание  рационал ьных  Деятельность учителя существительных III склонения. З а д а н и е . Когда после шипящих  в именах существительных  пишется на конце мягкий знак,  а когда он не пишется? Приведите примеры. З а д а н и е . Поставьте  существительные в творительном  падеже единственного числа. I: врач, товарищ, шалаш. II: плащ, сердце, задача. III: полотенце, палач, малыш. – Когда в окончаниях  существительных после шипящих  и ц пишется ­о, а когда – ­е? – Мы уже все ближе и ближе  прибываем к княжеству  Существительное. Но мы должны  преодолеть еще одно испытание,  чтобы попасть во дворец, где  живет существительное Пятая остановка – станция  «Морфологический разбор  существительного». З а д а н и е .   Произведите  морфологический разбор  существительного. I: В эти мартовские дни на  снежной скатерти увидишь  голубые тени. II: Весенние ветерки пахли  Осуществ ляемая деятельно сть  учащихся Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Формируемые умения  Проме жуточн (универсальные  ый учебные действия) контро ль Листы обрат ной  связи Инди видуа льная ,  групп овая Выделяю т  главное,  устанавл ивают  причинно ­ следстве нные  связи  Познаватель ные:  читают и  слушают,  извлекая  нужную  информацию,  само­ стоятельно  находят ее в Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания и упражнен ия способов применен ия их  на  практике . Подбор  своих  примеро в,  иллюстр ирующих природу  изучаемо й  проблем ы.  Выполне ние  разно­ уровневы х  обучающ их  упражне ний  Обобщен ие  полученн ых  на уроке  Этапы  урока внешне й речи. 7.  Самост оятель ная  работа  с  самопр оверко й  по  эталон у 8.  Включе ние в  систем у  Деятельность учителя свежей травой и птичьими  гнездами. III: От каждого дерева тянется на снегу голубая лента. Самостоятельное выполнение  разных по сложности  упражнений, подобранных  учителем в соответствии с  уровнем подготовки класса. Создает условия для  устранения перегрузки учащихся  и овладения новым учебным  материалом непосредственно на уроке – Ну вот и открылись ворота во  дворец, где нас ждет  Существительное. Мы все  доехали, никого не потеряли.  Сказочный поезд добрался до  Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Формируемые умения  Проме жуточн (универсальные  ый учебные действия) контро ль материалах  учебников. Регулятивны е:  контролируют  учебные  действия,  замечают  допущенные  ошибки;  осознают  правило  контроля.  Коммуникат ивные:  осуществляют  совместную  деятельность в парах и  рабочих  группах Фрон тальн ая Познаватель ные:  приобретают  умения  использовать  Оцени вание  работ ы  учащи Осуществ ляемая деятельно сть  учащихся между  отдельны ми  языковы ми  явлениям и.  Выполня ют  упражнен ия,  отвечают на  вопросы,  коммент ируют  ход  работы.  Задают  вопросы  для  уточнени я  информа ции Рассматр ивают  выполнен ные  работы, Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания и упражнен ия сведений ,  оцениван ие  результа тов  работы  Этапы  урока знаний  и  повтор ение Деятельность учителя места назначения.  – Что нового узнали на уроке? – Какие трудности у вас  появлялись в процессе  работы?  – Как вы их преодолевали?  Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Осуществ ляемая деятельно сть  учащихся оцениваю т их.  Отвечают на  вопросы Формируемые умения  Проме жуточн (универсальные  ый учебные действия) контро ль хся  на  уроке знания и  умения в  практической  деятельности.  Регулятивны е: исправляют  и объясняют  ошибки

Урок 17 Имя существительное

Урок 17 Имя существительное

Урок 17 Имя существительное

Урок 17 Имя существительное

Урок 17 Имя существительное

Урок 17 Имя существительное

Урок 17 Имя существительное

Урок 17 Имя существительное

Урок 17 Имя существительное

Урок 17 Имя существительное

Урок 17 Имя существительное

Урок 17 Имя существительное

Урок 17 Имя существительное

Урок 17 Имя существительное

Урок 17 Имя существительное

Урок 17 Имя существительное

Урок 17 Имя существительное

Урок 17 Имя существительное

Урок 17 Имя существительное

Урок 17 Имя существительное

Урок 17 Имя существительное

Урок 17 Имя существительное

Урок 17 Имя существительное

Урок 17 Имя существительное

Урок 17 Имя существительное

Урок 17 Имя существительное

Урок 17 Имя существительное

Урок 17 Имя существительное
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2017