Урок 26. Наречие
Цель деятельности учителя |
Актуализировать и восстановить ранее изученное о наречии, углубить знания об особенностях функционирования наречий в речи |
Тип урока |
Урок объяснения нового материала |
Планируемые |
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать признаки наречия, ознакомиться с наречием как неизменяемой частью речи, уметь находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне. Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования |
методы и формы обучения |
Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Образовательные |
http://www.uroki.net http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://www.zavuch.info http://festival.1september.ru/subjects http://www.intergu.ru http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 |
Оборудование |
Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстрационный материал |
Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся |
Основные понятия |
Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы |
Обучающие |
Деятельность учителя |
Осуществляемая деятельность |
Формы |
Формируемые умения |
Промежуточный контроль |
1. Актуализация |
Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа, просмотр мультимедийной презентации с упражнениями и теоретическим материалом «Наречие как часть речи», сопровождающей все этапы урока |
«Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой груз от поколения к поколению»*. – Прочтите записанное на доске высказывание Фрэнсиса Бэкона, английского ученого-философа. Как вы его понимаете? (Дети высказывают свои мнения.) – Найдите орфограммы. (Безударные
гласные, – Запишите это высказывание каллиграфически и без ошибок в тетрадь. – Найдите наречие в этом предложении. Вспомните, что обозначает наречие? На какие вопросы отвечает? – Изменяются ли наречия? (Дети вспоминают материал 4 класса.) Упр. 75 – выписываются словосочетания с наречиями. – А теперь познакомимся с наречиями поближе. В содержание презентации включены слайды: 1-й слайд. Историческая справка. Название «наречие» идет из старины и указывает на связь с глаголом. Раньше глагол назывался «речь» (наречие – слово, связанное с «речью», то есть с глаголом, «приглаголие»). 2-й слайд. Наречие – очень сложная по правописанию часть речи; в некоторых наречиях приставки пишутся раздельно, например, на лету, без умолку, с разбегу, в других слитно – насилу, исподлобья, в третьих – через дефис: по-видимому, по-турецки, во-первых. 3-й слайд. Словарная работа: на память, насилу, на скаку, на дом. – Определите лексическое значение слов, составьте с ними словосочетания и предложения |
Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера
высказывания. |
Фронтальная, индивидуальная |
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Познавательные: могут понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач |
Устные ответы |
2. Выявление места и причины затруднения |
Обсуждение результатов работы по заданиям презентации |
– Чтобы усвоить правила правописания наречий, надо уметь узнавать их в тексте, отличать от других частей речи, в чем-то схожих с наречиями. Но сначала надо научиться определять наречия как часть речи. – На слайде представлен текст. Вставьте пропущенные буквы в словах, чтобы текст перестал быть деформированным (работа по цепочке). Вот солнце к..снулось тихой воды у берега. Восходя все выше, оно греет оз..бшую землю. Я видел восход солнца в этом месте десятки раз, и всегда (передо) мною рождался новый мир, по-новому красивый. Я как (то) особенно люблю солнце, мне нравится само имя его, сла…кие звуки имени. Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий |
Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов. Объясняют знаки препинания, графически обозначают условия их постановки. |
Индивидуальная, групповая |
Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы |
Вопросы для уточнения информации |
3. Целеполагание и постро-ение проекта выхода из затруднения |
Беседа по вопросам. Ознакомление с зада- |
Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. – Как можно озаглавить текст? Какова его главная мысль? (Солнце – это жизнь.) – Выпишите из текста наречия с
теми словами, |
Отвечают на вопросы, под руководством педагога составляют план работы над повторением темы |
Индивидуальная, групповая |
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют знания |
|
4. твор-ческая практи-ческая деятельность по реализации построенного проекта |
Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах |
4-й слайд. Наречия сочетаются с глаголами 5-й слайд. Наречия могут сочетаться с именем существительным. Примеры: взгляд исподлобья, яйца всмятку, кофе по-турецки. 6-й слайд. Наречия обозначают признак действия. В нашем случае это какие словосочетания? (Восходя выше, люблю особенно.) – А в двух других случаях каково значение наречий? (Признак признака, признак предмета.) – Какое главное слово в значении
наречия? 7-й слайд. Вывод о грамматическом значении наречия. Обычно наречие обозначает время, место, причину, цель и образ действия и отвечает на вопросы где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? насколько? 8-й слайд. Какова синтаксическая роль наречий? Разберите по членам предложения: Я как-то особенно люблю солнце. Вот солнце коснулось тихой воды у берега. Я люблю кофе по-турецки. Сегодня холодно. 9-й слайд. Наречия обычно являются обстоятельством, иногда могут
быть определением – Какая часть речи, похожая на наречие, может быть сказуемым? (Краткое прилагательное.) 10-й слайд. Очень важно не путать предложения с кратким прилагательным и с наречием. Утро ясно. – Ответил ясно и понятно. Лицо зло. – Говорить зло |
Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями. Отвечают на вопросы, делают выводы |
Групповая, индивидуальная |
Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Познавательные: Регулятивные: контролируют учебные
действия, замечают Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы |
Устные ответы |
Обобщение и систематизация знаний и
формирование рациональных способов применения их |
11-й слайд. Выборочный диктант. 1-й вариант – записывает предложения с кратким прилагательным. 2-й вариант – записывает предложения с наре-чиями. Неспокойно синее море. Засмеялся Балда лукаво. Оно соку спелого полно, так свежо
и так «Это цапля кричит», – спокойно возразил Павел. 12-й слайд. Разбор наречий по составу: медленно, вправо. Вывод: наречие – неизменяемая часть речи. 13-й слайд. Творческая работа. Учитель называет существительные с предлогом, ученики записывают наречие с приставкой. (Повторение правила о з-с на конце приставок.) без перерыва – беспрерывно без страха – бесстрашно без остановок – безостановочно без конца – бесконечно без совести – бессовестно без связи – бессвязно Устно объясняется, почему в одном случае пишем з, а в другом – с |
Работают с заданием. Формулируют собственные мысли,
высказывают и обосновывают свою точку В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Отвечают на вопросы |
Индивидуальная, групповая |
Личностные: стремятся осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
|
|
5. Включение в систему знаний и повторение |
Обобщение полученных сведений, оценивание |
14-й слайд. – Сегодня мы познакомились с новой частью речи – наречием. Выяснили, что оно обозначает признак действия, признак признака, признак предмета. Может пояснять глагол, прилагательное, существительное, наречие. Наречие является неизменяемой частью речи. В предложении может быть обстоятельством, определением, сказуемым |
Делают выводы, оценивают работу товарищей. Отвечают на вопросы |
Фронтальная |
Познавательные: Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Оценивание работы учащихся |
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) |
Заключительная беседа по вопросам |
– Что нового узнали на уроке? – Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? – Понравилось ли вам на уроке? – Какое настроение у вас сейчас? – Дайте оценку нашей работе:
выберите одну
|
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений |
Индивидуальная, групповая |
Познавательные: устанавливают
взаимосвязь между объемом приобретенных знаний, умений, Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания |
Листы обратной |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.