Урок 26 Наречие

  • Разработки уроков
  • doc
  • 27.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Актуализировать и восстановить ранее изученное о наречии, углубить знания об особенностях функционирования наречий в речи Урок объяснения нового материала Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать признаки наречия, ознакомиться с наречием как неизменяемой частью речи, уметь находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне. Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образованияТехнологические карты уроков русского языка 5 класс по уч Т А Ладыженской
Иконка файла материала Урок 26 Наречие.doc

Урок 26. Наречие

Цель деятельности учителя

Актуализировать и восстановить ранее изученное о наречии, углубить знания об особенностях функционирования наречий в речи

Тип урока

Урок объяснения нового материала

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать признаки наречия, ознакомиться с наречием как неизменяемой частью речи, уметь находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

методы и формы обучения

Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные
ресурсы

http://www.uroki.net                                     http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html 

http://www.zavuch.info                                             http://festival.1september.ru/subjects

http://www.intergu.ru                                    http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Основные понятия

Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль

 

Организационная структура (сценарий) урока

 

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность
учащихся

Формы
организации взаимодействия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный контроль

1. Актуализация
и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа, просмотр мультимедийной презентации с упражнениями и теоретическим материалом «Наречие как часть речи», сопровождающей все этапы урока

«Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой груз от поколения к поколению»*.

– Прочтите записанное на доске высказывание Фрэнсиса Бэкона, английского ученого-философа. Как вы его понимаете? (Дети высказывают свои мнения.)

– Найдите орфограммы. (Безударные гласные,
в корне и суффиксе, проверяемые и непроверяемые ударением, парные согласные.)

– Запишите это высказывание каллиграфически и без ошибок в тетрадь.

– Найдите наречие в этом предложении. Вспомните, что обозначает наречие? На какие вопросы отвечает?

– Изменяются ли наречия? (Дети вспоминают материал 4 класса.)

Упр. 75 – выписываются словосочетания с наречиями.

– А теперь познакомимся с наречиями поближе.

В содержание презентации включены слайды:

1-й слайд. Историческая справка. Название «наречие» идет из старины и указывает на связь с глаголом. Раньше глагол назывался «речь» (наречие – слово, связанное с «речью», то есть с глаголом, «приглаголие»).

2-й слайд. Наречие – очень сложная по правописанию часть речи; в некоторых наречиях приставки пишутся раздельно, например, на лету, без умолку, с разбегу, в других слитно – насилу, исподлобья, в третьих – через дефис: по-видимому, по-турецки, во-первых.

3-й слайд. Словарная работа: на память, насилу, на скаку, на дом.

– Определите лексическое значение слов, составьте с ними словосочетания и предложения

Отвечают на вопросы.

Строят понятные для партнера высказывания.
Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют

для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Познавательные: могут понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач

Устные ответы

2. Выявление места и причины затруднения

Обсуждение результатов работы по заданиям презентации

– Чтобы усвоить правила правописания наречий, надо уметь узнавать их в тексте, отличать от других частей речи, в чем-то схожих с наречиями. Но сначала надо научиться определять наречия как часть речи.

– На слайде представлен текст. Вставьте пропущенные буквы в словах, чтобы текст перестал быть деформированным (работа по цепочке).

Вот солнце к..снулось тихой воды у берега. Восходя все выше, оно греет оз..бшую землю.

Я видел восход солнца в этом месте десятки раз, и всегда (передо) мною рождался новый мир, по-новому красивый.

Я как (то) особенно люблю солнце, мне нравится само имя его, сла…кие звуки имени.

Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий

Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов. Объясняют знаки препинания, графически обозначают условия их постановки.

Индивидуальная, групповая

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы
с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Вопросы для уточнения информации

3. Целеполагание и постро-ение проекта выхода из затруднения

Беседа по вопросам.

Ознакомление с зада-
нием

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

– Как можно озаглавить текст? Какова его главная мысль? (Солнце – это жизнь.)

– Выпишите из текста наречия с теми словами,
к которым они относятся: восходя выше, по-новому красивый, люблю особенно, как-то особенно

Отвечают на вопросы, под руководством педагога составляют план работы над повторением темы

Индивидуальная, групповая

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют знания

 

4. твор-ческая практи-ческая деятельность

по реализации построенного проекта

Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах

4-й слайд. Наречия сочетаются с глаголами
(чаще всего), глагольными формами, а также прилагательными и другими наречиями.

5-й слайд. Наречия могут сочетаться с именем существительным. Примеры: взгляд исподлобья, яйца всмятку, кофе по-турецки.

6-й слайд. Наречия обозначают признак действия. В нашем случае это какие словосочетания? (Восходя выше, люблю особенно.)

– А в двух других случаях каково значение наречий? (Признак признака, признак предмета.)

– Какое главное слово в значении наречия?
(Признак.)

7-й слайд. Вывод о грамматическом значении наречия. Обычно наречие обозначает время, место, причину, цель и образ действия и отвечает на вопросы где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? насколько?

8-й слайд. Какова синтаксическая роль наречий? Разберите по членам предложения:

Я как-то особенно люблю солнце.

Вот солнце коснулось тихой воды у берега.

Я люблю кофе по-турецки.

Сегодня холодно.

9-й слайд. Наречия обычно являются обстоятельством, иногда могут быть определением
и сказуемым.

– Какая часть речи, похожая на наречие, может быть сказуемым? (Краткое прилагательное.)

10-й слайд. Очень важно не путать предложения с кратким прилагательным и с наречием.

Утро ясно. – Ответил ясно и понятно.

Лицо зло. – Говорить зло

Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями.

Отвечают на вопросы, делают выводы

Групповая, индивидуальная

Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

Познавательные:
читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают
допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Устные ответы

Обобщение

и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их
на практике

11-й слайд. Выборочный диктант.

1-й вариант – записывает предложения с кратким прилагательным.

2-й вариант – записывает предложения с наре-чиями.

Неспокойно синее море.

Засмеялся Балда лукаво.

Оно соку спелого полно, так свежо и так
душисто.

«Это цапля кричит», – спокойно возразил Павел.

12-й слайд. Разбор наречий по составу: медленно, вправо.

Вывод: наречие – неизменяемая часть речи.

13-й слайд. Творческая работа.

Учитель называет существительные с предлогом, ученики записывают наречие с приставкой.

(Повторение правила о з-с на конце приставок.)

без перерыва – беспрерывно

без страха – бесстрашно

без остановок – безостановочно

без конца – бесконечно

без совести – бессовестно

без связи – бессвязно

Устно объясняется, почему в одном случае пишем з, а в другом – с

Работают с заданием.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку
зрения.

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Отвечают

на вопросы

Индивидуальная, групповая

Личностные: стремятся осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

 

5. Включение в систему знаний и повторение

Обобщение полученных сведений, оценивание

14-й слайд.

– Сегодня мы познакомились с новой частью речи – наречием. Выяснили, что оно обозначает признак действия, признак признака, признак предмета. Может пояснять глагол, прилагательное, существительное, наречие. Наречие является неизменяемой частью речи. В предложении может быть обстоятельством, определением, сказуемым

Делают выводы, оценивают работу товарищей. Отвечают на вопросы

Фронтальная

Познавательные:
приобретают умения использовать знания в практической деятельности и повседневной жизни.

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения

Оценивание работы учащихся
на уроке

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог

урока)

Заключительная беседа по вопросам

– Что нового узнали на уроке?

– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?

– Понравилось ли вам на уроке?

– Какое настроение у вас сейчас?

– Дайте оценку нашей работе: выберите одну
из предложенных на вашем столе карточек
и покажите мне. Урок понравился – карточку
с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом

 

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений

Индивидуальная, групповая

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний, умений,
навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных действий.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

Листы обратной
связи

 


Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также