Углубить знания учащихся о смысловой и грамматической цельности текста, его строении; познакомить со способами связи предложений в тексте
Урок развития речи
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятия «тема текста» и «основная мысль текста», способы раскрытия основной мысли текста; уметь определять тему и основную мысль текста; находить в тексте предложения, в которых выражена основная мысль, редактировать предлагаемую заметку повествовательного характера с точки зрения раскрытия в ней основной мысли, писать сочинение повествовательного характера на заданную тему (рассказ о случае из жизни).
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.).
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованиюТехнологические карты уроков русского языка 5 класс по уч Т А Ладыженской
Урок 27 Текст Основная мысль текста.doc
Цель
деятельности
учителя
Тип урока
Планируемые
образовательн
ые
результаты
Методы и
формы
обучения
Образователь
ные
ресурсы
Урок 27. ТЕКСТ. ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА
Углубить знания учащихся о смысловой и грамматической цельности текста,
его строении; познакомить со способами связи предложений в тексте
Урок развития речи
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать
понятия «тема текста» и «основная мысль текста», способы раскрытия
основной мысли текста; уметь определять тему и основную мысль текста;
находить в тексте предложения, в которых выражена основная мысль,
редактировать предлагаемую заметку повествовательного характера с точки
зрения раскрытия в ней основной мысли, писать сочинение
повествовательного характера на заданную тему (рассказ о случае из жизни).
Метапредметные (компоненты культурнокомпетентностного
опыта/приобретенная компетентность): способность использовать родной
язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений
на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.).
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка;
уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность
сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
стремление к речевому самосовершенствованию
Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая,
фронтальная
http://www.uroki.net
http://akademius.narod.ru/viborrus.html
http://www.zavuch.info
http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192
http://www.intergu.ru
http://festival.1september.ru/subjects
Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор
М у л ь т и м е д и й н ы й р я д : презентация по теме урока, выполненная
Наглядно
учителем или группой подготовленных обучающихся
демонстрацио
нный
материал
Основные
понятия
Смысловая и грамматическая цельность текста, тема текста, основная
мысль Организационная структура (сценарий) урока
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
Эмоцион
альная,
психолог
ическая
и
мотивац
ионная
подготов
ка
учащихс
я
к
усвоени
ю
изучаемо
го
материал
а
Воспроиз
ведение
изученно
го,
установл
ение
преемств
енных
связей
прежних
и новых
Этапы
урока
1.
Мотив
ация
(самоо
преде
ление)
к
учебно
й
деятел
ьности
2.
Актуал
изация
и
пробно
е
учебно
е
действ
ие
Форм
Осуществл
ы
Формируемые
Проме
жуточн
Деятельность учителя
яемая
деятельнос
ть
учащихся
органи
зации
взаим
одейст
вия
Фрон
тальн
ая
Групп
овая
В с т у п и т е л ь н о е с л о в о .
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот
ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь
заводит,
Налево – сказку говорит.
– Сегодня на уроке мы узнаем
два новых понятия, без которых
не создать хороший текст, будем
учиться пользоваться этими
понятиями.
А помогать нам будет Кот
Ученый, ведь он самый умный, он
все на свете знает
– Давайте, ребята, расскажем
Ученому Коту о том, что мы
знаем о предложении:
1) Для чего нам нужны
предложения? (Предложения
нужны для того, чтобы
выражать свои мысли.)
2) Что такое предложение?
(Предложение – это два и
более слов, связанных между
собой по смыслу. В
Слушают
учителя,
участвуют
в диалоге
с
учителем.
Размещаю
т учебные
материал
ы на
рабочем
месте,
демонстр
ируют
готовност
ь к уроку
Смотрят
презентац
ию;
восприни
мают на
слух
информац
ию,
осваивают
лингвисти
ческие
умения
(универсальные
ый
учебные
действия)
контро
ль
Листы
обрат
ной
связи
Устны
е
ответ
ы
Личностные:
положительно
относятся к
учению,
познавательной
деятельности.
Познаватель
ные: осознают
учебно
познавательну
ю задачу.
Регулятивны
е: планируют
необходимые
действия,
операции
Познаватель
ные:
выполняют
учебно
познавательны
е
действия в
материализова
нной и
умственной
форме. Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
знаний и
примене
ние их в
новых
ситуация
х.
Просмот
р
мультим
едийной
презента
ции
Эвристи
ческая
беседа,
ответы
на
вопросы,
письменн
ая
работа
Этапы
урока
3.
Выявл
ение
места
и
причин
ы
затруд
нения
Форм
Осуществл
ы
Формируемые
Проме
жуточн
Деятельность учителя
яемая
деятельнос
ть
учащихся
органи
зации
взаим
одейст
вия
умения
(универсальные
ый
учебные
действия)
контро
ль
предложении выражена
законченная мысль.)
3) А если одного предложения
мало для выражения своих
мыслей? (Для развития мысли
мы составляем текст.)
4) Что такое текст? (Текст –
это несколько предложений, в
которых говорится об одном и
том же и раскрывается общая
мысль.)
– Молодцы, ребята. Ученый Кот
доволен вами и лучшим ученикам
вручает монетки.
На слайде – изображение
пирамидки.
– Знакома ли вам эта игрушка?
Как она
устроена?
– Примерно такой же принцип
положен в основу многих
текстов.
Обращает внимание на опорные
материалы учебника (с. 32).
– На какие вопросы отвечают
слова каждой группы? Что
можно делать с текстом? Какие
бывают тексты?
Превращение мысли в текст.
– Прочитайте ключевое
термины.
Обдумыва
ют ответы
на
вопросы и
осознают,
что
знаний
недостато
чно для
полных
ответов
Формулир
уют
собственн
ые мысли,
высказыва
ют и
обосновы
вают свою
точку
зрения. В
сотруднич
естве с
учителем
и
однокласс
никами
делают
выводы.
Составля
Инди
видуа
льная,
групп
овая
Регулятивны
е: принимают и
сохраняют
учебную
задачу.
Коммуникат
ивные: задают
вопросы,
отвечают на
вопросы
других
Личностные:
осознают свои
трудности и
стремятся к их
преодолению;
проявляют
способность к
самооценке
своих
действий,
поступков.
Познаватель
ные:
устанавливают
причинно
следственные
связи, делают
выводы.
Регулятивны
Устны
е
ответ
ы Этапы
урока
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
Форм
Осуществл
ы
Формируемые
Проме
жуточн
яемая
деятельнос
ть
учащихся
органи
зации
взаим
одейст
вия
ют свои
предложе
ния, затем
записываю
т
в тетради
данное
предло
жение
Деятельность учителя
предложение урока. Можно ли
сказать, что это текст?
«В лесу каждый готовится к
зиме посвоему».
(Нет, это не текст, а
предложение.)
– Как эту мысль превратить в
текст? (Нужно добавить еще
предложения.)
– Любые ли предложения можно
добавить?
(Нет, предложения должны
быть о том же,
о чем говорится в первом.)
– Давайте расскажем, как же
готовятся к зиме животные в
лесу
умения
(универсальные
ый
учебные
действия)
контро
ль
е: осознают
недостаточнос
ть своих
знаний.
Коммуникат
ивные: задают
вопросы с
целью
получения
необходимой
для решения
проблемы
информации Этапы
урока
4.
Целепо
лагани
е
и
постро
ение
проект
а выхо
да из
затруд
нения
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
Раскрыт
ие
сущност
и новых
понятий,
усвоение
новых
способов
учебной
и
умственн
ой
деятельн
ости
учащихс
я
Форм
Осуществл
ы
Формируемые
умения
Проме
жуточн
Деятельность учителя
Формулирует цель учебной
деятельности вместе с
учащимися, принимающими ее
на себя.
– А теперь прочитаем
предложения и решим, какие из
них раскрывают записанную в
ключевом предложении мысль, а
какие – нет.
«Птицы приносят большую
пользу. Птицы улетают в
теплые края. Бабоч?ки,
стрекозы, жуки – это
насекомые. Насекомые
прячутся под кору, в трещинки
дерев?ев и засыпают».
Дополнительное задание –
вставить, где нужно, буквы.
(Лишние предложения – 1, 3.)
органи
зации
взаим
одейст
вия
Инди
видуа
льная,
групп
овая
яемая
деятельнос
ть
учащихся
Формулир
уют цель
учебной
деятельно
сти в
диалоге с
учителем.
Выполняю
т
упражнен
ия,
отвечают
на
вопросы.
Задают
вопросы
для
уточнения
информац
ии
(универсальные
ый
учебные
действия)
контро
ль
Личностные:
осознают свои
возможности в
учении;
способны
адекватно
рассуждать о
причинах
своего успеха
или неуспеха в
учении,
связывая
успехи с
усилиями,
трудолюбием.
Познаватель
ные:
извлекают
необходимую Этапы
урока
5.
Твор
ческая
практи
ческая
деятел
ьность
по
реализ
ации
постро
енного
проект
а
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
Выполне
ние
разноуро
вневых
обучающ
их
упражне
ний на
основе
текстов
учебника
или книг
для
внекласс
ного
чтения,
обсужде
ние
результа
тов
Форм
Осуществл
ы
Формируемые
Проме
жуточн
Деятельность учителя
яемая
деятельнос
ть
учащихся
органи
зации
взаим
одейст
вия
умения
(универсальные
ый
учебные
действия)
контро
ль
Устны
е
ответ
ы
Фрон
тальн
ая
Формулир
уют
собственн
ые мысли,
высказыва
ют и
обосновы
вают свою
точку
зрения.
В
сотруднич
естве с
учителем
и
однокласс
никами
делают
вывод
о
структуре
текста
– Ученый Кот приготовил нам
такие задания:
• Списать только те
предложения, которые
продолжают мысль нашего
ключевого предложения.
• Придумать и добавить еще
одно предложение, раскрывая ту
же мысль.
• Получился ли текст? Как это
узнать? (Эти предложения об
одном и том же, в них
раскрывается общая мысль,
значит, это текст.)
– Молодцы. Ученый Кот
награждает лучших монетками.
– Прочитайте еще раз название
темы нашего урока. Почему так
названа тема?
– Представьте снова пирамидку.
На что в ней насаживают
колесики? (На стержень.)
– Вот и в тексте всегда есть
такой стержень.
Кот Ученый награждает лучших
монетками и предлагает выучить
такое правило (показывает на
слайде):
То, о чем говорится в тексте, –
это его тема. То, что о теме
хочет сказать автор, – главная
мысль текста. Тема и главная
мысль – это стержень текста.
информацию
из
прослушанного
объяснения
учителя,
высказываний
однокласснико
в,
систематизиру
ют
собственные
знания.
Регулятивны
е: планируют
(в
сотрудничеств
е с учителем и
одноклассника
ми или
самостоятельн
о)
необходимые
действия,
операции,
действуют по
плану.
Коммуникат
ивные: строят
небольшие
монологически
е
высказывания,
осуществляют Этапы
урока
6.
Первич
ное
закреп
ление
с
комме
нтиров
анием
во
внешне
й речи
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
Эвристи
ческая
беседа,
подбор
своих
примеро
в,
иллюстр
ирующих
природу
изучаемо
го
языковог
о
явления,
составле
ние
связных
рассказо
в об
изученны
х нормах
Деятельность учителя
– Кот Ученый попросил ребят
написать о том, как они увидели
первый снег. Давайте прочитаем
и скажем, текст ли это. Все ли
предложения об одном и том же
– о первом снеге? Есть ли в них
общая, главная, мысль?
«Мы были на прогулке. Вдруг
пошел первый снег. Зимой мы с
ребятами играем в снежки,
катаемся с горки. Я даже умею
прыгать с трамплина. Весело
гулять зимой!» ( Это не текст,
так как только два
предложения относятся к
теме «Первый снег».)
З а д а н и е :
– Отметьте знаком «+» те
предложения, которые относятся
к теме «Первый снег». Другие
выделите так: / /.
– Выберите предложения,
которые относятся к теме
«Первый снег», и запишите в
тетрадь. А потом продолжите
текст, составив нужные
предложения.
– Нам дан еще один текст, тоже о
первом снеге. Прочитаем и
скажем, понятно ли, о чем и что
хотел сказать автор. Текст ли
это?
Форм
Осуществл
ы
Формируемые
Проме
жуточн
органи
зации
взаим
одейст
вия
Инди
видуа
льная,
групп
овая
яемая
деятельнос
ть
учащихся
Выполняю
т
упражнен
ия,
отвечают
на
вопросы
умения
(универсальные
ый
учебные
действия)
контро
ль
Устны
е
ответ
ы
Личностные:
приобретают
новые знания,
умения,
совершенствую
т имеющиеся.
Познаватель
ные:
читают и
слушают,
извлекая
нужную
информацию, а
также
самостоятельн
о находят ее в
материалах
учебников,
рабочих
тетрадей.
Регулятивны
е:
контролируют
учебные
действия,
замечают
допущенные
ошибки;
осознают
правило
контроля и Форм
Осуществл
ы
Формируемые
Проме
жуточн
Деятельность учителя
яемая
деятельнос
ть
учащихся
органи
зации
взаим
одейст
вия
Этапы
урока
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
7.
Самос
тоятел
ьная
Обобщен
ие
и
системат
«Я делала уроки. Вдруг мама
говорит:
– Снежок пошел!
Я подбежала к окну. В воздухе
кружились большие мохнатые
снежинки. Их было очень много!
Они летали, как белые пчелы.
Они принесли
с собой зиму! Я очень
обрадовалась приходу
зимы!»
(Да, это текст, потому что
все предложения
рассказывают об одном и том
же.)
– Каким же образом автор
передал чувства девочки о том,
что она очень рада снегу и зиме?
(Передача чувств показана
восклицательным знаком. Если
бы его не было, то не было бы и
передачи чувств.)
– Так, значит, последнее
предложение какое по
интонации?
(Последнее предложение по
интонации восклицательное.)
– Кот Ученый предлагает нам
выполнить вот такие задания:
Пропустив строчку, нужно
выписать предложения, в
умения
(универсальные
ый
учебные
действия)
контро
ль
успешно
используют его
в решении
учебной
задачи.
Коммуникат
ивные:
осуществляют
совместную
деятельность в
парах и
рабочих
группах с
учетом
конкретных
учебно
познавательны
х задач, умеют
задавать
вопросы для
уточнения
последователь
ности работы
Выделяют
главное,
устанавли
вают
Инди
видуа
льная,
групп
Личностные:
оценивают
содержание
с нравственно
Мини
сочин
ения Этапы
урока
работа
с само
провер
кой по
эталон
у
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
изация
знаний и
формиро
вание
рационал
ьных
способов
примене
ния их на
практике
.
Выполне
ние
разноуро
вневых
обучающ
их
упражне
ний на
основе
текстов
учебника
или книг
для
внекласс
ного
чтения
Форм
Осуществл
ы
Формируемые
Проме
жуточн
Деятельность учителя
яемая
деятельнос
ть
учащихся
органи
зации
взаим
одейст
вия
умения
(универсальные
ый
учебные
действия)
контро
ль
овая
которых автор словами рисует
первый снег. (В воздухе
кружились большие мохнатые
снежинки. Они летали, как
белые пчелы.)
– Выписать еще одно
предложение, в котором девочка
выразила главную мысль и
передала свое чувство. (Я очень
обрадовалась приходу зимы!)
– Над предложениями указать,
какие они по цели и интонации.
(1, 2 – повествовательные,
невосклицательные; 3 –
повествовательное,
восклицательное.)
– А сейчас нам нужно выбрать
название для этого текста.
Посмотрите слайд. Там даны
заголовки. Нужно выбрать самый
точный.
1. Ура! Первый снег! 2. Первый
снег. 3. Снег.
4. Зима идет! (Ура! Первый
снег!)
– Почему выбрали именно этот?
(Он точнее всех передает тему
текста и чувства девочки.)
Создает условия для
устранения перегрузки
учащихся и овладения новым
учебным материалом
причинно
следствен
ные связи
между
отдельны
ми
языковым
и
явлениям
и.
Выполняю
т
упражнен
ия,
отвечают
на
вопросы.
Самостоя
тельно
выполняю
т разные
по
сложност
и
упражнен
ия,
подобран
ные
учителем
в
соответст
вии с
этической
точки зрения.
Познаватель
ные:
самостоятельн
о выделяют и
формулируют
цель;
осуществляют
поиск
необходимой
информации.
Регулятивны
е:
самостоятельн
о планируют
необходимые
действия,
операции,
действуют по
плану.
Коммуникат
ивные:
формулируют
собственные
мысли,
высказывают и
обосновывают
свою точку
зрения Этапы
урока
8.
Включ
ение в
систем
у
знаний
и
повтор
ение
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
Знакомст
во
с
работами
учащихс
я.
Обобщен
ие
полученн
ых
на уроке
сведений
,
оцениван
ие
Деятельность учителя
– Итак, чему мы учились на
уроке? (Мы учились находить
тему и главную мысль теста.
Еще учились подбирать
заголовок к тексту.
Превращали одно предложение
в текст. Находили в тексте
лишние предложения.)
– Молодцы, ребята! Сегодня все
работали замечательно. И Кот
Ученый благодарит вас за
хорошую работу, ему очень
понравилось у нас на уроке, он
еще придет к нам. А сейчас Кот
Ученый подарит вам памятки,
где вы сможете найти, что такое
тема и главная мысль текста.
Давайте поблагодарим его
Форм
Осуществл
ы
Формируемые
Проме
жуточн
яемая
деятельнос
ть
учащихся
органи
зации
взаим
одейст
вия
уровнем
подготовк
и класса
Отвечают
на
вопросы
Фрон
тальн
ая
умения
(универсальные
ый
учебные
действия)
контро
ль
Оцени
вание
работ
ы
учащи
хся
на
уроке
Личностные:
понимают, в
чем значение
знаний для
человека.
Коммуникат
ивные:
формулируют
собственные
мысли,
высказывают и
обосновывают
свою точку
зрения
Урок 27 Текст Основная мысль текста
Урок 27 Текст Основная мысль текста
Урок 27 Текст Основная мысль текста
Урок 27 Текст Основная мысль текста
Урок 27 Текст Основная мысль текста
Урок 27 Текст Основная мысль текста
Урок 27 Текст Основная мысль текста
Урок 27 Текст Основная мысль текста
Урок 27 Текст Основная мысль текста
Урок 27 Текст Основная мысль текста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.