Урок 36 Виды предложений по интонации
Оценка 4.8

Урок 36 Виды предложений по интонации

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
27.02.2017
Урок 36 Виды предложений по интонации
Познакомить с понятием «виды предложений по интонации», активизировать знания о способах и средствах связи предложений в тексте Урок объяснения нового материала Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать виды предложений по интонации, правила пунктуационного оформления повествовательных и побудительных восклицательных предложений; уметь распознавать виды предложений по интонации; правильно пунктуационно их оформлять. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне. Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образованияТехнологические карты уроков русского языка 5 класс по уч Т А Ладыженской
Урок 36 Виды предложений по интонации.doc

Урок 36. Виды предложений по интонации

Цель деятельности учителя

Познакомить с понятием «виды предложений по интонации», активизировать знания о способах и средствах связи предложений в тексте

Тип урока

Урок объяснения нового материала

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать виды предложений по интонации, правила пунктуационного оформления повествовательных и побудительных восклицательных предложений; уметь распознавать виды предложений по интонации; правильно пунктуационно их оформлять.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

методы и формы обучения

Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные
ресурсы

http://www.uroki.net                          http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html

http://www.zavuch.info                                 http://festival.1september.ru/subjects

http://www.intergu.ru                        http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Основные понятия

Текст, интонационная окраска предложения, средства связи предложений в тексте

 

Организационная структура (сценарий) урока

 

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность
учащихся

Формы
организации взаимодействия

Формируемые умения (универсальные
учебные действия)

Промежуточный контроль

1. Мотивация к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала

Вступительное слово.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы на урок всем нам

Захотелось вновь прийти!

– Здравствуйте! Сегодня мы отправимся в путешествие на лесную поляну, во время которого повторим все, что изучали о предложении, и выполним небольшую контрольную работу. А теперь…

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные:
планируют необходимые действия, операции

Листы обратной
связи

2. Актуализация

и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного,

установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.

Эвристическая беседа, просмотр мультимедийной презентации

– Представьте себе, что вы вышли на улицу, посмотрели на небо и увидели… тучку. Какая неприятность!*

– Но это не простая тучка, из нее падают не капли, а слова. Давайте прочитаем их. На слайде:

– Что вы можете сказать об этих словах? (Это слова разных частей речи: «на» – предлог, «солнце» и «небе» – существительные, «ласковое» – прилагательное, а «сияет» – глагол. В некоторых словах есть орфограммы («солнце» – непроизносимая согласная, «сияет» – непроверяемая гласная в корне. Из этих слов можно составить предложение : «На небе сияет ласковое солнце».)

Отвечают на вопросы.

Строят понятные для партнера высказывания. Записывают предложение с комментированием

Фронтальная,

индивидуальная

Личностные:
имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи; могут понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения учебных задач

Устные ответы,

письменное выполнение заданий

На слайде вместо тучки появляется солнышко.

– Докажите, что записанная нами фраза – это предложение. (Предложение состоит из нескольких слов, связанных смыслу. Предложение выражает законченную мысль.)

– На нашем пути снова препятствие – бревно. Нам надо убрать его с дороги и двигаться дальше.

– Чтобы убрать бревно с дороги, мы должны найти записанные на нем предложения.

– Предложения под номером 2 и 4, так как в них выражается законченная мысль. (Предложения прочитываются.)

– А почему вы решили, что фразы, записанные под номером 1 и 3, не являются предложением?
(Там мысль не завершена, а предложения требуют продолжения.) Давайте продолжим их так, чтобы получились предложения. (Там дует ветер. Самолет летит очень высоко.)

Записывают предложение под номером 2 с комментированием.

Смотрят презентацию,
воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины

 

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

 

3. Выявление места
и причины затруднения

Обсуждение результатов работы по заданиям презентации

– Прежде чем дать характеристику этого предложения, давайте вспомним, какие бывают предложения по цели высказывания? (См. § 29, повторение изученного по материалам с. 70 либо текстам
упр. 146, 148.)

(По цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные.)

– С какой целью мы пользуемся повествовательными предложениями? Приведите примеры таких предложений. (Чтобы просто о чем-то сообщить. Светит солнце. Идет урок.)

– С какой целью мы пользуемся вопросительными предложениями? Приведите примеры таких предложений. (Чтобы о чем-то спросить. Например: «Ты пойдешь в лес?»)

– С какой целью мы пользуемся побудительными предложениями? Приведите примеры. (Чтобы побудить к действию. Например: «Встаньте!»)

– А все ли эти предложения мы произносим с одинаковым настроением, интонацией? (Нет, одни из них произносятся с повышением интонации, а другие – спокойно.)

Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов

Индивидуальная, групповая

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают
причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих
знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Вопросы для уточнения информации

4. Целепо-лагание
и постро-ение проекта выхо-да из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам.

Ознакомление с зада-
нием

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

– Итак, вопросительные, побудительные и повествовательные предложения могут произноситься со спокойной интонацией, без эмоций, а могут – с особой интонацией, выражающей сильные чувства.

– Какой пунктуационный знак скрывает в себе бурю эмоций? (!)

– Какие бывают предложения по интонации?
(Восклицательные и невосклицательные.)

– А чем отличаются восклицательные предложения от невосклицательных? (Восклицательные предложения произносятся с сильным чувством. В конце такого предложения ставится восклицательный знак.)

– Может ли побудительное предложение быть восклицательным? (Да. Например: «Умойся сейчас же!»)

– А невосклицательным побудительное предложение может быть? (Да. Например: «Иди спать».)

– Вы совершенно правы. Давайте составим таблицу-помощницу, в которую включим новую информацию

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Работают с заданием. Отвечают на вопросы,

под руководством учителя составляют план работы над таблицей-помощницей

Индивидуальная, групповая

Личностные: осознают свои возможности в учении.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют знания.

Регулятивные: действуют
по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Устные ответы

5. Прак-
тическая деятельность

Составление таблицы-по-мощницы

Образец таблицы:

Ответы

Пример

по цели

по интонации

Какой сегодня чудесный день!

повест.

восклиц.

Я показал на маленькую
лужицу.

повест.

невосклиц.

Что же теперь говорить
об этом?!

вопрос.

восклиц.

Кто открыл окно в сад?

вопрос.

невосклиц.

Продолжать наблюдение!

побуд.

восклиц.

Приходите сегодня вечером.

побуд.

невосклиц.

Давайте обсуждать этот
вопрос серьезно.

побуд.

невосклиц.

Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями. Оформляют таблицу,
применяют правило

Групповая,

индивидуальная

Познавательные:
читают и слушают, извлекая нужную информацию.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно исполь-зуют его в решении задачи

 

Обобщение
и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их
на практике

– Перед нами новое препятствие – река. Нам надо ее перейти.

– Чтобы перейти реку, необходимо составить связный текст, используя слова, плавающие в речке. При этом не забыть о знаках препинания и включить в свой текст разные по цели высказывания
и интонации слова.

– Докажите, что ваша работа – текст.

– Какие слова связывают предложения вашего текста по смыслу? Подчерните их. (Местоимения, слова-синонимы.)

Работают с заданием.

Отвечают на вопросы

 

Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодо-ления.

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы

– Мы неплохо поработали сегодня. Напишите, что вы узнали по новой теме; задайте вопрос, на который так и не получили ответа

Заполняют листы обратной связи, оценивают работу товарищей. Отвечают на вопросы

 

Личностные:
понимают, в чем значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности

Оценивание
работы учащихся на уроке

 


Скачано с www.znanio.ru

У рок 36. Виды предложений по интонации

У рок 36. Виды предложений по интонации

Организационная структура (сценарий) урока

Организационная структура (сценарий) урока

Эвристическая беседа, просмотр мультимедийной презентации–

Эвристическая беседа, просмотр мультимедийной презентации–

Докажите, что записанная нами фраза – это предложение

Докажите, что записанная нами фраза – это предложение

Выявление места и причины затрудненияОбсуждение результатов работы по заданиям презентации–

Выявление места и причины затрудненияОбсуждение результатов работы по заданиям презентации–

Нет, одни из них произносятся с повышением интонации, а другие – спокойно

Нет, одни из них произносятся с повышением интонации, а другие – спокойно

Да. Например: «Иди спать».) –

Да. Например: «Иди спать».) –

Приходите сегодня вечером

Приходите сегодня вечером

Да. Например: «Иди спать».) –

Да. Например: «Иди спать».) –
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2017