Урок 36. Виды предложений по интонации
Цель деятельности учителя |
Познакомить с понятием «виды предложений по интонации», активизировать знания о способах и средствах связи предложений в тексте |
Тип урока |
Урок объяснения нового материала |
Планируемые |
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать виды предложений по интонации, правила пунктуационного оформления повествовательных и побудительных восклицательных предложений; уметь распознавать виды предложений по интонации; правильно пунктуационно их оформлять. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне. Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования |
методы и формы обучения |
Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Образовательные |
http://www.uroki.net http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://www.zavuch.info http://festival.1september.ru/subjects http://www.intergu.ru http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 |
Оборудование |
Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстрационный материал |
Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся |
Основные понятия |
Текст, интонационная окраска предложения, средства связи предложений в тексте |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы |
Обучающие |
Деятельность учителя |
Осуществляемая деятельность |
Формы |
Формируемые умения (универсальные |
Промежуточный контроль |
||||||||||||||||||||||||
1. Мотивация к учебной деятельности |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала |
Вступительное слово. Будем отвечать активно, Хорошо себя вести, Чтобы на урок всем нам Захотелось вновь прийти! – Здравствуйте! Сегодня мы отправимся в путешествие на лесную поляну, во время которого повторим все, что изучали о предложении, и выполним небольшую контрольную работу. А теперь… |
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку |
Фронтальная |
Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: |
Листы обратной |
||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация и пробное учебное действие |
Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа, просмотр мультимедийной презентации |
– Представьте себе, что вы вышли на улицу, посмотрели на небо и увидели… тучку. Какая неприятность!* – Но это не простая тучка, из нее падают не капли, а слова. Давайте прочитаем их. На слайде:
– Что вы можете сказать об этих словах? (Это слова разных частей речи: «на» – предлог, «солнце» и «небе» – существительные, «ласковое» – прилагательное, а «сияет» – глагол. В некоторых словах есть орфограммы («солнце» – непроизносимая согласная, «сияет» – непроверяемая гласная в корне. Из этих слов можно составить предложение : «На небе сияет ласковое солнце».) |
Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Записывают предложение с комментированием |
Фронтальная, индивидуальная |
Личностные: Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи; могут понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения учебных задач |
Устные ответы, письменное выполнение заданий |
||||||||||||||||||||||||
На слайде вместо тучки появляется солнышко. – Докажите, что записанная нами фраза – это предложение. (Предложение состоит из нескольких слов, связанных смыслу. Предложение выражает законченную мысль.) – На нашем пути снова препятствие – бревно. Нам надо убрать его с дороги и двигаться дальше. – Чтобы убрать бревно с дороги, мы должны найти записанные на нем предложения.
– Предложения под номером 2 и 4, так как в них выражается законченная мысль. (Предложения прочитываются.) – А почему вы решили, что фразы,
записанные под номером 1 и 3, не являются предложением? |
Записывают предложение под номером 2 с комментированием. Смотрят презентацию, |
|
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
|
||||||||||||||||||||||||||
3. Выявление места |
Обсуждение результатов работы по заданиям презентации |
– Прежде чем дать характеристику
этого предложения, давайте вспомним, какие бывают предложения по цели
высказывания? (См. § 29, повторение изученного по материалам с. 70 либо
текстам (По цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные.) – С какой целью мы пользуемся повествовательными предложениями? Приведите примеры таких предложений. (Чтобы просто о чем-то сообщить. Светит солнце. Идет урок.) – С какой целью мы пользуемся вопросительными предложениями? Приведите примеры таких предложений. (Чтобы о чем-то спросить. Например: «Ты пойдешь в лес?») – С какой целью мы пользуемся побудительными предложениями? Приведите примеры. (Чтобы побудить к действию. Например: «Встаньте!») – А все ли эти предложения мы произносим с одинаковым настроением, интонацией? (Нет, одни из них произносятся с повышением интонации, а другие – спокойно.) |
Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов |
Индивидуальная, групповая |
Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают Регулятивные: осознают
недостаточность своих Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации |
Вопросы для уточнения информации |
||||||||||||||||||||||||
4. Целепо-лагание |
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам. Ознакомление с зада- |
Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. – Итак, вопросительные, побудительные и повествовательные предложения могут произноситься со спокойной интонацией, без эмоций, а могут – с особой интонацией, выражающей сильные чувства. – Какой пунктуационный знак скрывает в себе бурю эмоций? (!) – Какие бывают предложения по
интонации? – А чем отличаются восклицательные предложения от невосклицательных? (Восклицательные предложения произносятся с сильным чувством. В конце такого предложения ставится восклицательный знак.) – Может ли побудительное предложение быть восклицательным? (Да. Например: «Умойся сейчас же!») – А невосклицательным побудительное предложение может быть? (Да. Например: «Иди спать».) – Вы совершенно правы. Давайте составим таблицу-помощницу, в которую включим новую информацию |
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Работают с заданием. Отвечают на вопросы, под руководством учителя составляют план работы над таблицей-помощницей |
Индивидуальная, групповая |
Личностные: осознают свои возможности в учении. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют знания. Регулятивные: действуют Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач |
Устные ответы |
||||||||||||||||||||||||
5. Прак- |
Составление таблицы-по-мощницы |
Образец таблицы: Ответы
|
Выделяют главное, устанавливают
причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями. Оформляют
таблицу, |
Групповая, индивидуальная |
Познавательные: Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно исполь-зуют его в решении задачи |
|
||||||||||||||||||||||||
Обобщение |
– Перед нами новое препятствие – река. Нам надо ее перейти. – Чтобы перейти реку, необходимо
составить связный текст, используя слова, плавающие в речке. При этом не
забыть о знаках препинания и включить в свой текст разные по цели
высказывания
– Докажите, что ваша работа – текст. – Какие слова связывают предложения вашего текста по смыслу? Подчерните их. (Местоимения, слова-синонимы.) |
Работают с заданием. Отвечают на вопросы |
|
Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодо-ления. Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Устные ответы |
|||||||||||||||||||||||||
– Мы неплохо поработали сегодня. Напишите, что вы узнали по новой теме; задайте вопрос, на который так и не получили ответа |
Заполняют листы обратной связи, оценивают работу товарищей. Отвечают на вопросы |
|
Личностные: Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности |
Оценивание |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.