Урок 39. Сказуемое. Способы выражения сказуемого
Цель деятельности учителя |
Углубить знания учащихся о признаках сказуемого; отработать умения правильно находить сказуемое в предложении |
Тип урока |
Комбинированный урок |
Планируемые |
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать способы выражения сказуемого (глаголом, существительным, прилагательным); уметь объяснить, чем определяется выбор способа выражения сказуемого, находить в грамматической основе сказуемое, выраженное глаголом, существительным, прилагательным; выбирать способ выражения сказуемого в зависимости от речевой ситуации. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.). Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию |
методы и формы обучения |
Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Образовательные |
http://www.uroki.net http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://www.zavuch.info http://festival.1september.ru/subjects http://www.intergu.ru http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 |
Оборудование |
Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстрационный материал |
Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся |
Основные понятия |
Сказуемое |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы |
Обучающие |
Деятельность учителя |
Осуществляемая деятельность |
Формы |
Формируемые умения |
Промежуточный контроль |
1. Актуализация |
Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях, просмотр мультимедийной презентации |
– Для начала проведем синтаксическую
раз- 1. Моя мама была учительницей русского языка. 2. Это был важный, самый важный школьный предмет. 3. «(Не) обходимо отлично знать родной язык, особенно такой богатый, прекрасный, разнообразный, как русский», – говорила мама. 4. – Кто плохо знает свой язык,
тот (не) оценит красоты родной речи, (не) задумается над книгой, (не)
заслушается песней, (не) запомнит 5. Как хороши русские стихи! И мама начинает читать своим звучным голосом… (В. Инбер.) – С помощью каких языковых средств автор выражает свое отношение к русскому языку? – Прочитайте текст, выпишите слова в следующем порядке: 1) Безударная гласная в корне. 2) «Не» с глаголами. 3) Личное безударное окончание глаголов. – Начертите схему четвертого
предложения. – Какие способы выражения
сказуемых вы знаете? Расскажите о них, пользуясь материалом |
Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Смотрят презентацию; воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов |
Групповая. Фронтальная |
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Устные ответы |
Физкультминутка |
Раз – подняться, потянуться, Два – нагнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на место тихо сесть |
Выполняют элементарные физические упражнения |
Фронтальная |
Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье |
|
|
2. Целеполагание |
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения, обсуждение результатов. Работа в группах |
Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. – Спишите текст, подчеркните грамматическую основу, объясните, чем выражено сказуемое. Силу и бодрость дает природа. С нею умеем мы дружить. Пусть пролетает год за годом, Молодость в сердце будет жить. Путь каменист. И скалы стали строже. Ты турист. Ты все осилить можешь, Ты можешь справиться С бурей любой. Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. дополняет ответы |
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Выполняют упражнения, отвечают на вопросы |
Индивидуальная, групповая |
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют знания. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками |
Письменные ра- |
3. твор-ческая практическая деятельность по реализации построенного проекта |
– Выберите полную или краткую форму прилагательных, соответствующую контексту. Запишите предложения, определите тип сказуемого. 1. (Тихая, тиха) украинская ночь. 2. Луна в облаках (далекая, далека), (хорошая, хороша). 3. Утро было (прохладное, прохладно), (росистое, росисто). 4. Как (хорошие, хороши), как (свежие, свежи) были розы! – Какие прилагательные (полные или краткие) чаще всего выполняют роль сказуемых? – Устраните недочеты в отрывках из работ учащихся. 1-я группа. Наша школа просторна и светлая. 2-я группа. В полдень зной становится нестер-пимый. 3-я группа. Купание полезное для здоровья. – Какие ошибки вы обнаружили и устранили? |
Формулируют собственные мысли,
высказывают и обосновывают свою точку |
Фронтальная |
или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: строят монологические
высказывания, в парах и группах |
Устные ответы |
|
4. Первич-ное закрепление нием.
5. Самостоятельная работа |
Обобщение на практике. Эвристическая беседа, |
– Распределите примеры на три
группы по способам выражения сказуемого. Объясните свой Примеры: 1. Я с удовольствием брожу по тенистым дорожкам сада. 2. Мне кажется, что я попала в чудесную сказку. 3. Цветы, в изобилии
растущие на клумбах, 4. Ромашки изо всех сил тянут свои белые с желтым глазком головки к солнцу. 5. Лилия полностью раскрыла свой прекрасный бутон. 6. Георгин – высокий надменный красавец. 7. Лилия – хозяйка сада, Богородицын цветок. 8. Ромашки – это маленькие белые солнышки. 9. Мальвы – царицы, возвышающиеся над всеми. 10. Подсолнух – маленькое желтое чудо. 11. Цветы все красивые. 12. Трава в саду сплошь густая, сочная, сильная. 13. Цветы лилии высокие, мощные. 14. Маки ярко-красные, привлекательные. 15. Как тенистый сад красив! – Опишите самую понравившуюся
фотографию – Подчеркните грамматические основы. Постарайтесь употребить в своей работе разные типы сказуемых |
Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями. Самостоятельно выполняют упражнения, отвечают на вопросы |
Индивидуальная, групповая |
Познавательные: Регулятивные: контролируют учебные
действия, замечают Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы |
Устные ответы.
Мини-сочинения |
6. Рефлексия учебной деятельности |
Заключительная беседа по вопросам |
– Что нового узнали на уроке? – Какое мини-сочинение вам кажется наиболее точным и интересным? Почему? – Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? – Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? – Дайте оценку вашей работе: выберите одну из предложенных карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом |
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений |
Индивидуальная |
Познавательные: Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания |
Листы обратной |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.