Познакомить с понятием «распространенные и нераспространенные предложения», актуализировать и восстановить ранее изученное о второстепенных членах предложения
Урок объяснения нового материала
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать определение распространенных и нераспространенных предложений, общее определение второстепенных членов предложения (поясняют главные или другие второстепенные члены; их названия); уметь разграничивать распространенные и нераспространенные предложения; находить в предложении второстепенные члены; определять, какие из второстепенных членов поясняют главные и второстепенные члены предложения; распространять предложение второстепенными членами.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.
Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образованияТехнологические карты уроков русского языка 5 класс по уч Т А Ладыженской
Урок 41. РАСПРОСТРАНЕННЫЕ И НЕРАСПРОСТРАНЕННЫЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цель
деятельности
учителя
Тип урока
Планируемые
образовательн
ые
результаты
Познакомить с понятием «распространенные и нераспространенные
предложения», актуализировать и восстановить ранее изученное о
второстепенных членах предложения
Урок объяснения нового материала
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать
определение распространенных и нераспространенных предложений, общее
определение второстепенных членов предложения (поясняют главные или
другие второстепенные члены; их названия); уметь разграничивать
распространенные и нераспространенные предложения; находить в
предложении второстепенные члены; определять, какие из второстепенных
членов поясняют главные и второстепенные члены предложения;
распространять предложение второстепенными членами.
Метапредметные (компоненты культурнокомпетентностного
опыта/приобретенная компетентность): овладение приемами отбора и
систематизации материала на определенную тему; умение вести
самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию,
сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или
аудирования.
Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности,
его значения в процессе получения школьного образования
Поисковый; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная
http://www.uroki.net
http://www.zavuch.info
http://www.intergu.ru
Методы и
формы
обучения
Образователь
ные
ресурсы
Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор
Наглядно
М у л ь т и м е д и й н ы й р я д : презентация по теме урока, выполненная
учителем или группой подготовленных обучающихся
демонстрацио
нный
материал
Основные
понятия
Распространенные и нераспространенные предложения
http://akademius.narod.ru/viborrus.html
http://festival.1september.ru/subjects
http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192Организационная структура (сценарий) урока
Этапы
урока
1.
Мотив
ация
(самоо
преде
ление)
к
учебно
й
деятел
ь
ности
2.
Актуал
изация
и
пробно
е
учебно
е
действ
ие
Обучающи
е
и
развивающ
ие
компонент
ы, задания
и
упражнени
я
Эмоцион
альная,
психолог
ическая и
мотиваци
онная
подготов
ка
учащихся
к
усвоению
материал
а
Воспроиз
ведение
ранее
изученног
о,
установл
ение
преемств
енных
связей
прежних
и новых
знаний
и
применен
ие их в
Деятельность учителя
Осуществл
яемая
деятельнос
ть
учащихся
В с т у п и т е л ь н о е с л о в о .
– Ребята, о чем мы говорили на
предыдущих
уроках русского языка? (Мы
говорили о предложениях.)
– Всё ли вы знаете о них? (Нет.)
– Хотели бы узнать? Сегодня нам
предстоит большая и серьезная
работа: познакомиться с видами
предложений. Давайте
постараемся получить от этой
работы удовольствие
Слушают
учителя,
участвуют
в диалоге
с
учителем.
Демонстри
руют
готовность
к уроку
– Назовите главные члены
предложения. (Подлежащее и
сказуемое.)
– Чем в предложении может быть
выражено подлежащее?
(Существительным,
местоимением и другими
частями речи.)
– Чем может быть сказуемое?
(Сказуемое может
выражаться глаголом, именем
существительным и другими
частями речи.)
– Какую речь приятно слушать?
(Спокойную,
размеренную, без добавления
Отвечают
на
вопросы.
Строят
понятные
для
партнера
высказыва
ния.
Взаимопро
верка по
учебнику.
Смотрят
презентаци
ю,
восприним
Форм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
Фрон
тальн
ая
Фрон
тальн
ая
Формируемые
умения
(универсальные
учебные
действия)
Пром
ежуто
чный
контр
оль
Лист
ы
обрат
ной
связи
Устн
ые
ответ
ы
Познаватель
ные: осознают
учебно
познавательну
ю задачу.
Коммуникат
ивные:
обмениваются
мнениями,
учатся
понимать
позицию
партнера
Личностные:
имеют
мотивацию к
учебной
деятельности.
Познаватель
ные:
выполняют
учебно
познавательны
е действия в
материализова
нной и
умственной
форме;
осуществляютЭтапы
урока
Обучающи
е
и
развивающ
ие
компонент
ы, задания
и
упражнени
я
новых
ситуация
х.
Эвристич
еская
беседа,
ответы
на
вопросы.
Просмот
р
мультиме
дийной
презентац
ии по
теме
урока.
Осознани
е
формули
ровки
определе
ния
понятия
Осуществл
яемая
деятельнос
ть
учащихся
ают на
слух
информац
ию,
осваивают
лингвисти
ческие
термины.
Обдумыва
ют ответы
на
вопросы
и
осознают,
что знаний
недостато
чно для
полных
ответов
Деятельность учителя
слов «ну, эээ»
и т. д.)
– О ком в народе сложили
пословицу: «Говорит, словно
горох сыплет о стену»? (О тех,
кто говорит очень быстро.)
– Прочитайте текст, записанный
на слайде (либо текст упр. 176).
Мир русских сказок – это
соприкосновение с загадочными
обитателями русских сказок,
незабываемое путешествие в
заманчивый и таинственный
мир чудес и волшебства, где
возможно все; где
открываются неограниченные
просторы для полета
фантазии.
– О чем текст? Назовите главные
члены каждого предложения.
(На слайде предложен тот
же текст, но без
второстепенных членов
предложения. В тексте упр.
176 предложения даются
нераспространенными
изначально.)
– Все ли понятно в тексте, где
есть только главные члены
предложения? А что помогает,
уточняет прочитанное? (Другие
слова, другие члены
Форм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
Формируемые
умения
(универсальные
учебные
действия)
Пром
ежуто
чный
контр
оль
для решения
учебных задач
операции анали
за, синтеза,
сравнения,
классификации
,
устанавливают
причинно
следственные
связи.
Регулятивны
е: принимают и
сохраняют
учебную
задачу.
Коммуникат
ивные:
задают
вопросы,
отвечают на
вопросы
других,
формулируют
собственные
мысли,
высказывают и
обосновывают
свою точку
зренияОбучающи
е
и
развивающ
ие
компонент
ы, задания
и
упражнени
я
Работа с
учебными
посо
биями
Этапы
урока
3.
Выявл
ение
места
и
причин
ы
затруд
нения
Деятельность учителя
предложения. Эти члены
предложения называются
второстепенными членами
предложения.)
– Ребята, откройте учебник на с.
81–82 и найдите ответы на
вопросы:
• Какие члены предложения
называются второстепенными?
• Почему сказуемое или
подлежащее не являются
второстепенными членами
предложения?
– Запишите текст упр. 176,
распространив предложения
второстепенными членами.
– В чем состоит роль
второстепенных членов в
предложении? (Они делают
мысль более понятной,
развернутой.)
– Сделайте вывод, какое из
предложений можно назвать
распространенным, а какое
нераспространенным.
Предложения могут быть
распространенными, если в них
есть второстепенные члены
предложения, и
нераспространенными, если нет
второстепенных членов
Форм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
Инди
видуа
льная
,
групп
овая,
фрон
тальн
ая
Осуществл
яемая
деятельнос
ть
учащихся
Отвечают
на
вопросы.
Работают
с
учебником
.
Задают
вопросы
для
уточнения
информац
ии.
Выполняю
т
упражнени
я.
Формулир
уют
собственн
ые мысли,
высказыва
ют
и
обосновыв
ают свою
точку
Формируемые
умения
(универсальные
учебные
действия)
Пром
ежуто
чный
контр
оль
Устн
ые
ответ
ы
Познаватель
ные:
устанавливают
причинно
следственные
связи, делают
выводы.
Коммуникат
ивные: задают
вопросы с
целью
получения
необходимой
для решения
проблемы
информации.
Личностные:
осознают свои
возможности в
учении;
способны
адекватно
рассуждать о
причинах
своего успеха
или неуспеха в
учении,Этапы
урока
Обучающи
е
и
развивающ
ие
компонент
ы, задания
и
упражнени
я
Деятельность учителя
предложения
4.
Прак
тическ
ая
деятел
ьность
Прослуш
ивание
музыкаль
ного
отрывка,
составлен
ие
предло
жений
– А сейчас, ребята, послушайте
отрывок из музыкального
произведения П. И. Чайковского
«Октябрь».
– Какие чувства вызвала эта
музыка у вас? (Грусти и печали.)
– Давайте составим очень
«красивое» распространенное
предложение.
– Запишите предложение,
которое вам понравилось больше.
– Докажите, что записанное вами
предложение является
распространенным
Осуществл
яемая
деятельнос
ть
учащихся
зрения.
В
сотруднич
естве с
учителем
и
однокласс
никами
делают
выводы
Слушают
музыку.
Отвечают
на
вопросы,
под
руководст
вом
педагога
составляю
т
предложен
ия
5.
Первич
ное
Эвристич
еская
беседа,
Распространение предложений.
– Послушайте отрывок из
стихотворения А. Плещеева.
Высказыва
ют
и
Груп
повая
,
Форм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
Формируемые
умения
(универсальные
учебные
действия)
Пром
ежуто
чный
контр
оль
связывая
успехи с
усилиями,
трудолюбием
Фрон
тальн
ая,
индив
и
дуаль
ная
Регулятивны
е:
контролируют
учебные
действия,
замечают
допущенные
ошибки.
Коммуникат
ивные:
осуществляют
совместную
деятельность в
парах с учетом
конкретных
учебно
познавательны
х задач
Познаватель
ные:
осуществляют
Устн
ые
ответ
ы.
Соста
в
ление
предл
ожен
ия
Устн
ые
ответОбучающи
е
и
развивающ
ие
компонент
ы, задания
и
упражнени
я
ответы на
вопросы
Этапы
урока
закреп
ление
с
комме
нтиров
а
нием
6.
Самос
тоятел
ьная
работа
с само
Обобщен
ие
и
системат
изация
знаний
Деятельность учителя
Осень наступила. Высохли
цветы.
И глядят уныло голые
кусты.
Вянет и желтеет травка на
лугах,
Только зеленеет озимь на
полях.
– Встретили ли вы
нераспространенные пред
ложения? Какие? (Осень
наступила. Высохли
цветы.)
– Распространите их, то есть
добавьте второстепенные члены
предложения.
М и к р о в ы в о д : чем больше
второстепенных членов в
предложении, тем богаче и ярче
звучит наша речь.
Контролирует правильность
приемов работы
с книгой. Организует и
сопровождает деятельность
детей
И г р а «Добавь слово».
П р а в и л а :
Первый игрок называет любое
словоподлежащее. Следующий
по очереди должен в начале или в
конце присоединить свое слово,
Форм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
индив
идуал
ьная
Осуществл
яемая
деятельнос
ть
учащихся
обосновыв
ают свою
точку
зрения.
В
сотруднич
естве с
учителем
и
однокласс
никами
делают
выводы
Формируемые
умения
(универсальные
учебные
действия)
Пром
ежуто
чный
контр
оль
ы
для решения
учебных задач
операции
анализа,
синтеза,
сравнения,
классификации
,
устанавливают
причинно
следственные
связи, делают
обобщения,
выводы
Отвечают
на
вопросы,
оценивают
работы
товарищей
Груп
повая
,
индив
идуал
ьная
Познаватель
ные:
осуществляют
поиск
необходимой
информации
Учас
тие
в
игреЭтапы
урока
провер
кой по
эталон
у
7.
Включ
ение в
систем
у
знаний
Обучающи
е
и
развивающ
ие
компонент
ы, задания
и
упражнени
я
и
формиро
вание
рационал
ьных
способов
применен
ия их
на
практике.
Обучающ
ая игра
Обобщен
ие
полученн
ых
на уроке
сведений,
оцениван
ие
результат
ов
работы
Деятельность учителя
подходящее по смыслу, –
сказуемое. Остальные игроки
в порядке очереди добавляют
второстепенные члены
предложения. Побеждает ряд, у
которого получится самое
длинное и логичное предло
жение.
Организует и сопровождает
деятельность
детей
– Кого из игроков вы бы
выделили и почему?
– Какие качества надо развивать,
чтобы быть в числе победителей
на уроке?
Осуществл
яемая
деятельнос
ть
учащихся
Форм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
Формируемые
умения
(универсальные
учебные
действия)
Пром
ежуто
чный
контр
оль
(из материалов
учебника и
рассказа
учителя, по
воспроизведен
ию в памяти)
Фрон
тальн
ая
Подводят
итоги игры
под
руководст
вом
учителя,
оценивают
себя и
товарищей
. Отвечают
на
вопросы
Оцен
ивани
е
работ
ы
учащ
ихся
на
уроке
Регулятивны
е: оценивают
свою работу.
Коммуникат
ивные:
формулируют
собственные
мысли,
высказывают и
обосновывают
свою точку
зрения