Урок 44 Обстоятельства

  • Разработки уроков
  • doc
  • 27.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Систематизировать ранее изученное об обстоятельстве, дать представление о сравнительном обороте Комбинированный урок Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать определение понятия «обстоятельство», способы выражения обстоятельства, графическое обозначение обстоятельства как члена предложения; зависимость обстоятельств от глаголов-сказуемых; роль обстоятельств в более точной передаче содержания высказывания; уметь находить обстоятельства в предложениях; верно обозначать обстоятельство как член предложения; распространять предложения обстоятельствами; использовать обстоятельства для более точной передачи содержания высказывания, различать второстепенные члены предложения; составлять предложения с включением всех второстепенных членов по указанным схемам. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованиюТехнологические карты уроков русского языка 5 класс по уч Т А Ладыженской
Иконка файла материала Урок 44 Обстоятельства.doc

Урок 44. Обстоятельство

Цель деятельности учителя

Систематизировать ранее изученное об  обстоятельстве, дать представление о сравнительном обороте

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать определение понятия «обстоятельство», способы выражения обстоятельства, графическое обозначение обстоятельства как члена предложения; зависимость обстоятельств от глаголов-сказуемых; роль обстоятельств в более точной передаче содержания высказывания; уметь находить обстоятельства в предложениях; верно обозначать обстоятельство как член предложения; распространять предложения обстоятельствами; использовать обстоятельства для более точной передачи содержания высказывания, различать второстепенные члены предложения; составлять предложения с включением всех второстепенных членов по указанным схемам.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление
к речевому самосовершенствованию

методы и формы обучения

Создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные
ресурсы

http://www.uroki.net                          http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html 

http://www.zavuch.info                                 http://festival.1september.ru/subjects

http://www.intergu.ru                        http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Основные понятия

Обстоятельство, сравнительный оборот

 

Организационная структура (сценарий) урока

 

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность
учащихся

Формы
организации взаимодействия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный контроль

1. Актуализация
и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.

Просмотр мультимедийной презентации «Обстоятельство как член предложения». Коллективная проверка групповых заданий

– На прошедших уроках мы с вами говорили о главных и второстепенных членах предложения. Предлагаю вам сейчас выполнить следующее задание. Из данного текста:

1-й и 3-й группе выписать словосочетание,
в роли зависимого слова в котором выступало бы определение;

2-й и 4-й группе выписать словосочетание,
в роли зависимого слова в котором выступало бы дополнение.

Щенок Тявка ловил звездочки. Тявка был совсем маленький, а потому считал: поймать звездочку не так уж и трудно. Тявка жил на даче. Забор дачи ему очень мешал. Вот слетает с неба звезда,
и Тявка несется по влажной ночной траве,
по грядкам, по клумбе, пробирается через крапиву туда, где должна лежать упавшая звездочка,
и вдруг – забор. «Оказывается, звездочка упала по ту сторону забора», – огорчался Тявка…
(Н. Абрамцева.)

– А остались ли у нас в тексте еще второстепенные члены, которые не относятся ни к  определению, ни к дополнению? (Слайд 3.)

– Назовите эти словосочетания. Задайте к ним вопросы. На что они указывают?

– Как называются эти второстепенные члены предложения? (Обстоятельства.)

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания.

Смотрят презентацию, воспринимают на слух

информацию, осваивают лингвистические термины.

Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные:
выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы. Письменная ра-бота

2. Целеполагание
и постро-ение проекта выхода из затруднения

Эвристическая беседа, ответы на вопросы

– Сформулируйте тему и цели урока. Обратите внимание на это предложение.

Тявка избегался.

– Какое это предложение? (Нераспространенное.)

– Обоснуйте свое мнение.

– А его можно распространить? Давайте сделаем это, но в качестве главного слова возьмем сказуемое и зададим от него множество вопросов.

(Слайд 6. Таблица «Виды обстоятельств».)

– Отвечая на вопросы, мы распространили сказуемое обстоятельствами времени, места и образа действия.

– Подчеркните в тексте обстоятельства, определите по таблице вид обстоятельства, обоснуйте свое мнение.

Однажды, в который раз стукнувшись носом
о забор, щенок решил немного отдохнуть и прилег тут же. Послышался смех. Тявка поднял голову и увидел на заборе соседского кота. Кот прямо-таки давился смехом.

Дополняет ответы

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Отвечают на вопросы, выполняют упражнения

Индивидуальная, групповая

Личностные: осознают свои трудности
и стремятся к их преодолению; проявляют способность к само-оценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы
с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Устные ответы. Письменная ра-бота

Физкультминутка

Приготовься, детвора!

На разминку нам пора!

Начинаем бег на месте,

Финиш – метров через двести!

Раз-два, раз-два…

Выше, выше голова!

Хватит, прибежали,

Потянулись, подышали.

Бег на месте, на предпоследней строчке остановиться, на последней потянуться, руки вверх
и опустить их через стороны

Выполняют элементарные физические упражнения

Фронтальная

Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье

 

3. Прак-
тическая деятель-ность

Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления.

Письменная работа, игра

Игра «Добавь слово».

Первый игрок называет любое слово-подлежащее. Следующий по очереди должен в начале или в конце присоединить свое слово, подходящее по смыслу, – сказуемое. Остальные игроки
в порядке очереди добавляют слова-обстоятельства. Побеждает ряд, у которого получится самое длинное и логичное предложение.

Организует и сопровождает деятельность
детей.

 

– Рассмотрите картинку на слайде презентации
(иллюстрация

к сказке Н. Абрамцевой «А звездочки падают?»).

– Когда и где происходит событие, изображенное на слайде?

– Придумайте название к этой иллюстрации.

 

– Напишите окончание сказки про щенка Тявку, отвечая на вопросы и вставляя в текст слова-обстоятельства места и времени. (8–10 предло-жений.)

Отвечают на вопросы, участвуют в обучающей игре. Выполняют письменные упражнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пишут мини-сочинение

Фронтальная,

индивидуальная, групповая

Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Устные ответы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мини-сочинения

4. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Обобщение

полученных

на уроке сведений, активное слушание

– Прочитаем несколько работ (чтение 2–3 мини-сочинений).

– Помогли ли вам в работе над сказками обстоятельства?

– Получилась бы сказка без этих второстепенных членов предложения?

– Какую роль играют обстоятельства в речи?

Обсуждение
и оценивание работ обучающихся

Индивидуальная, групповая

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют

и объясняют ошибки.

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения

 

Заключительная беседа по вопросам

– Что нового узнали на уроке?

– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

– Как вы их преодолевали?

– Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

– Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений

Индивидуальная, групповая

Познавательные:
приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие высказывания

Оценивание работы учащихся. Листы обратной
связи

 


Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также