Урок 44. Обстоятельство
Цель деятельности учителя |
Систематизировать ранее изученное об обстоятельстве, дать представление о сравнительном обороте |
Тип урока |
Комбинированный урок |
Планируемые |
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать определение понятия «обстоятельство», способы выражения обстоятельства, графическое обозначение обстоятельства как члена предложения; зависимость обстоятельств от глаголов-сказуемых; роль обстоятельств в более точной передаче содержания высказывания; уметь находить обстоятельства в предложениях; верно обозначать обстоятельство как член предложения; распространять предложения обстоятельствами; использовать обстоятельства для более точной передачи содержания высказывания, различать второстепенные члены предложения; составлять предложения с включением всех второстепенных членов по указанным схемам. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях. Личностные: осознание эстетической
ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за
него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной
культуры; стремление |
методы и формы обучения |
Создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Образовательные |
http://www.uroki.net http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://www.zavuch.info http://festival.1september.ru/subjects http://www.intergu.ru http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 |
Оборудование |
Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстрационный материал |
Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся |
Основные понятия |
Обстоятельство, сравнительный оборот |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы |
Обучающие |
Деятельность учителя |
Осуществляемая деятельность |
Формы |
Формируемые умения |
Промежуточный контроль |
1. Актуализация |
Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Просмотр мультимедийной презентации «Обстоятельство как член предложения». Коллективная проверка групповых заданий |
– На прошедших уроках мы с вами говорили о главных и второстепенных членах предложения. Предлагаю вам сейчас выполнить следующее задание. Из данного текста: 1-й и 3-й группе выписать словосочетание, 2-й и 4-й группе выписать словосочетание, Щенок Тявка ловил звездочки. Тявка был совсем маленький,
а потому считал: поймать звездочку не так уж и трудно. Тявка жил на даче.
Забор дачи ему очень мешал. Вот слетает с неба звезда, – А остались ли у нас в тексте еще второстепенные члены, которые не относятся ни к определению, ни к дополнению? (Слайд 3.) – Назовите эти словосочетания. Задайте к ним вопросы. На что они указывают? – Как называются эти второстепенные члены предложения? (Обстоятельства.) |
Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов |
Индивидуальная, фронтальная |
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Устные ответы. Письменная ра-бота |
2. Целеполагание |
Эвристическая беседа, ответы на вопросы |
– Сформулируйте тему и цели урока. Обратите внимание на это предложение. Тявка избегался. – Какое это предложение? (Нераспространенное.) – Обоснуйте свое мнение. – А его можно распространить? Давайте сделаем это, но в качестве главного слова возьмем сказуемое и зададим от него множество вопросов. (Слайд 6. Таблица «Виды обстоятельств».) – Отвечая на вопросы, мы распространили сказуемое обстоятельствами времени, места и образа действия. – Подчеркните в тексте обстоятельства, определите по таблице вид обстоятельства, обоснуйте свое мнение. Однажды, в который раз
стукнувшись носом Дополняет ответы |
Формулируют собственные мысли,
высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
Индивидуальная, групповая |
Личностные: осознают свои
трудности Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы |
Устные ответы. Письменная ра-бота |
Физкультминутка |
Приготовься, детвора! На разминку нам пора! Начинаем бег на месте, Финиш – метров через двести! Раз-два, раз-два… Выше, выше голова! Хватит, прибежали, Потянулись, подышали. Бег на месте, на предпоследней
строчке остановиться, на последней потянуться, руки вверх |
Выполняют элементарные физические упражнения |
Фронтальная |
Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье |
|
|
3. Прак- |
Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления. Письменная работа, игра |
Игра «Добавь слово». Первый игрок называет любое
слово-подлежащее. Следующий по очереди должен в начале или в конце
присоединить свое слово, подходящее по смыслу, – сказуемое. Остальные игроки Организует и
сопровождает деятельность
– Рассмотрите картинку на слайде
презентации к сказке Н. Абрамцевой «А звездочки падают?»). – Когда и где происходит событие, изображенное на слайде? – Придумайте название к этой иллюстрации.
– Напишите окончание сказки про щенка Тявку, отвечая на вопросы и вставляя в текст слова-обстоятельства места и времени. (8–10 предло-жений.) |
Отвечают на вопросы, участвуют в обучающей игре. Выполняют письменные упражнения.
Пишут мини-сочинение |
Фронтальная, индивидуальная, групповая |
Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы |
Устные ответы.
Мини-сочинения |
4. Рефлексия учебной деятельности на уроке |
Обобщение полученных на уроке сведений, активное слушание |
– Прочитаем несколько работ (чтение 2–3 мини-сочинений). – Помогли ли вам в работе над сказками обстоятельства? – Получилась бы сказка без этих второстепенных членов предложения? – Какую роль играют обстоятельства в речи? |
Обсуждение |
Индивидуальная, групповая |
Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения |
|
Заключительная беседа по вопросам |
– Что нового узнали на уроке? – Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? – Как вы их преодолевали? – Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? – Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом |
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений |
Индивидуальная, групповая |
Познавательные: Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие высказывания |
Оценивание работы учащихся. Листы
обратной |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.