Урок 47. Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением
| Цель деятельности учителя | Познакомить с понятием «обращение»; обучить правилу постановки знаков препинания в предложении с обращением | 
| Тип урока | Урок объяснения нового материала | 
| Планируемые  | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать определение обращения; опознавательный признак выделения обращения на письме – звательную интонацию, функцию знаков препинания в предложении с обращением – знаков выделения; правило постановки знаков препинания в предложении с обращением, схемы предложений с обращением, случаи возможного смешения подлежащего и обращения; уметь распознавать обращения с опорой на звательную интонацию; по опознавательному признаку находить место постановки выделительных знаков препинания; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с обращением; составлять предложения с обращением с учетом речевой ситуации, по схемам; отличать обращение от подлежащего. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях. Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования | 
| методы и формы обучения | Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная | 
| Образовательные  | http://www.uroki.net http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://www.zavuch.info http://festival.1september.ru/subjects http://www.intergu.ru http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 | 
| Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор | 
| Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся | 
| Основные понятия | Обращение | 
Организационная структура (сценарий) урока
| Этапы  | Обучающие  | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность  | Формы | Формируемые умения  | Промежуточный контроль | 
| 1. Мотивация к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению материала | Вступительное слово: Буквы, слоги и слова – это
  музыкальные ноты  | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная | Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции | 
 | 
| 2. Актуализация  | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях | Учащиеся получили опережающее задание: найти предложения с обращениями в произведениях, изученных в течение учебного года, в сказках А. С. Пушкина и народных сказках. (Работа проводилась тремя творческими груп-пами.) Проверка ответов групп в сопровождении презентаций с иллюстрациями | Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания | Групповая | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы,  | Устные ответы | 
| 3. Выявление места и причины затруднения | Эвристическая беседа, рассказ  | – Есть ли разница в обращении
  героев друг  – На самом деле люди даже в
  устном разговоре часто затрудняются: как обратиться? Ведь только в бытовой,
  разговорной ситуации можно обращаться друг к другу «без церемоний». Однако  Бабушка, та не покажет по своей деликатности и любви к тебе, что ей неприятно, когда ты, входя в дом, кинешь ей небрежно: «Привет, ба!» И мама смолчит, когда сынок-подросток спросит грубовато: «Мать, ты чайник поставила?» Вроде ничего оскорбительного ты в этом не видишь, но пренебрежительный тон, неласковое обращение огорчают сердце близкого человека. А уж что говорить о незнакомых людях, с которыми мы ежедневно общаемся по телефону, в транспорте, на улице. Нет, не простое это искусство – обращение к человеку! Главное – не опоздать с добрыми словами, которые иногда могут спасти жизнь человеку. – Какие добрые слова вы знаете? (Здравствуйте, будьте добры, пожалуйста, простите за беспокойство, всего доброго, до свидания и др.) | Формулируют собственные мысли,
  высказывают и обосновывают свою точку зрения.  Задают вопросы для уточнения информации | Групповая, индивидуальная | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают  Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации | 
 | 
| Физкультминутка | Буратино потянулся, Раз – нагнулся, два – нагнулся, Руки в стороны развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать | Выполняют элементарные физические упражнения | Фронтальная | Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье | 
 | |
| 4. Целеполагание | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам. Формулирование правила, составление схемы-помощницы | – Итак, ребята, мы нашли обращения в сказках, поговорили о важности и своевременности общения с близкими и дорогими людьми. Теперь я приглашаю вас в небольшое путешествие по страничкам нашей повседневной жизни. В ней мы встречаем огромное количество людей. Давайте же проверим, всегда ли мы замечаем этих людей и как общаемся с ними (на слайдах – фотографии по теме заданной ситуации). – Составьте предложения с обращениями, запишите их на доске и в тетрадях. 1. Каждое утро десятки наших педагогов переступают порог школы, чтобы передать вам свои знания. (Слайд 3.) 2. На каждой перемене случаются баталии между мальчишками. (Слайд 4.) 3. Разговор с мамой даже у
  маленького человечка вызывает массу положительных эмоций.  4. Рядом с любимой бабушкой забываются все невзгоды. (Слайд 6.) 5. Родным человеком в школе является и ее директор. Ведь именно ей приходится думать и переживать буквально о каждом из вас. (Слайд 7.) 6. А сколько еще добрых и хороших
  людей самых разных профессий встречаем мы ежедневно.  дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность обучающихся | Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют знания. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных задач; умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы | Устные ответы. Вопросы для уточнения информации | 
| Работа с учебными пособиями – проверка знаков препинания по схемам | – А теперь проверим, правильно ли мы расставили знаки препинания | Отвечают на вопросы, под руководством педагога осуществляют проверку | 
 | Регулятивные: осуществляют функции самоконтроля и взаимоконтроля | 
 | |
| 5. твор-ческая практическая деятель-ность 
 
 
 
 | Инсценирование, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, письменная работа | Раздается стук в дверь, на пороге появляется почтальон. Почтальон. У меня сегодня много Писем в сумке на боку. Из Анапы, Таганрога, Краснодара и Баку. – Я принес сегодня письма для мальчиков и девочек 5 класса. Получите их, прочитайте вместе с друзьями, найдите обращения и запишите в тетрадь | Отвечают на вопросы, выполняют упражнения | Групповая, индивидуальная | Познавательные:  | Устные ответы. Письменные ра- | 
| 6. Самостоятельная работа с самопро-веркой по эта- | Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения | Самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений, подобранных учителем в соответствии с уровнем подготовки класса (письма по группам) | Выполняют упражнения | 
 | Регулятивные: осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления | 
 | 
| 7. Включение в систему знаний и повторение | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание | – Просмотрите все выполненные ранее упражнения и ответьте на следующие вопросы: 1. Где может стоять обращение: в начале, середине или конце предложения? 2. Сколько слов может включать
  обращение?  3. Какую форму имеет обращение? (Форму именительного падежа.) 4. В какой речи чаще всего употребляются обращения? (В устной речи.) – А теперь заучим стихотворение об обращении. Всем нам при общении Поможет обращение. К людям, звездам или птицам Можно смело обратиться. Только, друг, не забывай: Запятые расставляй | Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний | Индивидуальная, групповая | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Оценивание работы учащихся  | 
| 8. Рефлексия учеб-ной деятельности на уроке (итог урока) | Заключительная беседа по вопросам | – Что нового узнали на уроке? – Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? – Как вы их преодолевали? – Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? – Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений | Индивидуальная | Познавательные:  Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания | Листы обратной связи | 
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.