Урок 47. Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением
Цель деятельности учителя |
Познакомить с понятием «обращение»; обучить правилу постановки знаков препинания в предложении с обращением |
Тип урока |
Урок объяснения нового материала |
Планируемые |
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать определение обращения; опознавательный признак выделения обращения на письме – звательную интонацию, функцию знаков препинания в предложении с обращением – знаков выделения; правило постановки знаков препинания в предложении с обращением, схемы предложений с обращением, случаи возможного смешения подлежащего и обращения; уметь распознавать обращения с опорой на звательную интонацию; по опознавательному признаку находить место постановки выделительных знаков препинания; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с обращением; составлять предложения с обращением с учетом речевой ситуации, по схемам; отличать обращение от подлежащего. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях. Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования |
методы и формы обучения |
Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Образовательные |
http://www.uroki.net http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://www.zavuch.info http://festival.1september.ru/subjects http://www.intergu.ru http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 |
Оборудование |
Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстрационный материал |
Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся |
Основные понятия |
Обращение |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы |
Обучающие |
Деятельность учителя |
Осуществляемая деятельность |
Формы |
Формируемые умения |
Промежуточный контроль |
1. Мотивация к учебной деятельности |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению материала |
Вступительное слово: Буквы, слоги и слова – это
музыкальные ноты |
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку |
Фронтальная |
Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции |
|
2. Актуализация |
Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях |
Учащиеся получили опережающее задание: найти предложения с обращениями в произведениях, изученных в течение учебного года, в сказках А. С. Пушкина и народных сказках. (Работа проводилась тремя творческими груп-пами.) Проверка ответов групп в сопровождении презентаций с иллюстрациями |
Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания |
Групповая |
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, |
Устные ответы |
3. Выявление места и причины затруднения |
Эвристическая беседа, рассказ |
– Есть ли разница в обращении
героев друг – На самом деле люди даже в
устном разговоре часто затрудняются: как обратиться? Ведь только в бытовой,
разговорной ситуации можно обращаться друг к другу «без церемоний». Однако Бабушка, та не покажет по своей деликатности и любви к тебе, что ей неприятно, когда ты, входя в дом, кинешь ей небрежно: «Привет, ба!» И мама смолчит, когда сынок-подросток спросит грубовато: «Мать, ты чайник поставила?» Вроде ничего оскорбительного ты в этом не видишь, но пренебрежительный тон, неласковое обращение огорчают сердце близкого человека. А уж что говорить о незнакомых людях, с которыми мы ежедневно общаемся по телефону, в транспорте, на улице. Нет, не простое это искусство – обращение к человеку! Главное – не опоздать с добрыми словами, которые иногда могут спасти жизнь человеку. – Какие добрые слова вы знаете? (Здравствуйте, будьте добры, пожалуйста, простите за беспокойство, всего доброго, до свидания и др.) |
Формулируют собственные мысли,
высказывают и обосновывают свою точку зрения. Задают вопросы для уточнения информации |
Групповая, индивидуальная |
Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации |
|
Физкультминутка |
Буратино потянулся, Раз – нагнулся, два – нагнулся, Руки в стороны развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать |
Выполняют элементарные физические упражнения |
Фронтальная |
Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье |
|
|
4. Целеполагание |
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам. Формулирование правила, составление схемы-помощницы |
– Итак, ребята, мы нашли обращения в сказках, поговорили о важности и своевременности общения с близкими и дорогими людьми. Теперь я приглашаю вас в небольшое путешествие по страничкам нашей повседневной жизни. В ней мы встречаем огромное количество людей. Давайте же проверим, всегда ли мы замечаем этих людей и как общаемся с ними (на слайдах – фотографии по теме заданной ситуации). – Составьте предложения с обращениями, запишите их на доске и в тетрадях. 1. Каждое утро десятки наших педагогов переступают порог школы, чтобы передать вам свои знания. (Слайд 3.) 2. На каждой перемене случаются баталии между мальчишками. (Слайд 4.) 3. Разговор с мамой даже у
маленького человечка вызывает массу положительных эмоций. 4. Рядом с любимой бабушкой забываются все невзгоды. (Слайд 6.) 5. Родным человеком в школе является и ее директор. Ведь именно ей приходится думать и переживать буквально о каждом из вас. (Слайд 7.) 6. А сколько еще добрых и хороших
людей самых разных профессий встречаем мы ежедневно. дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность обучающихся |
Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания |
Фронтальная, индивидуальная |
Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют знания. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных задач; умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы |
Устные ответы. Вопросы для уточнения информации |
Работа с учебными пособиями – проверка знаков препинания по схемам |
– А теперь проверим, правильно ли мы расставили знаки препинания |
Отвечают на вопросы, под руководством педагога осуществляют проверку |
|
Регулятивные: осуществляют функции самоконтроля и взаимоконтроля |
|
|
5. твор-ческая практическая деятель-ность
|
Инсценирование, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, письменная работа |
Раздается стук в дверь, на пороге появляется почтальон. Почтальон. У меня сегодня много Писем в сумке на боку. Из Анапы, Таганрога, Краснодара и Баку. – Я принес сегодня письма для мальчиков и девочек 5 класса. Получите их, прочитайте вместе с друзьями, найдите обращения и запишите в тетрадь |
Отвечают на вопросы, выполняют упражнения |
Групповая, индивидуальная |
Познавательные: |
Устные ответы. Письменные ра- |
6. Самостоятельная работа с самопро-веркой по эта- |
Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения |
Самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений, подобранных учителем в соответствии с уровнем подготовки класса (письма по группам) |
Выполняют упражнения |
|
Регулятивные: осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления |
|
7. Включение в систему знаний и повторение |
Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание |
– Просмотрите все выполненные ранее упражнения и ответьте на следующие вопросы: 1. Где может стоять обращение: в начале, середине или конце предложения? 2. Сколько слов может включать
обращение? 3. Какую форму имеет обращение? (Форму именительного падежа.) 4. В какой речи чаще всего употребляются обращения? (В устной речи.) – А теперь заучим стихотворение об обращении. Всем нам при общении Поможет обращение. К людям, звездам или птицам Можно смело обратиться. Только, друг, не забывай: Запятые расставляй |
Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний |
Индивидуальная, групповая |
Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Оценивание работы учащихся |
8. Рефлексия учеб-ной деятельности на уроке (итог урока) |
Заключительная беседа по вопросам |
– Что нового узнали на уроке? – Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? – Как вы их преодолевали? – Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? – Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом |
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений |
Индивидуальная |
Познавательные: Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания |
Листы обратной связи |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.