Актуализировать знания о понятиях «буква» и «звук», формировать умение различать звонкие и глухие согласные; дать понятие о звукописи как об изобразительно-выразительном средстве языка; отработать умение подбирать проверочное слово
Урок систематизации ЗУН
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать особенности образования глухих и звонких согласных (участие голоса и шума), парные согласные по глухости–звонкости, а также непарные согласные, смыслоразличительную роль согласных звуков; звукопись; позиционные чередования звонких и глухих согласных (оглушение и озвончение); уметь различать согласные по глухости–звонкости; называть пары согласных по глухости–звонкости, а также непарные согласные, различать в словах глухие и звонкие согласные; позиционные чередования согласных в словах.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образованияТехнологические карты уроков русского языка 5 класс по уч Т А Ладыженской
Цель
деятельности
учителя
Тип урока
Планируемые
образовательн
ые
результаты
Методы и
формы
обучения
Образователь
ные
ресурсы
Урок 67. ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ
Актуализировать знания о понятиях «буква» и «звук», формировать умение
различать звонкие и глухие согласные; дать понятие о звукописи как об
изобразительновыразительном средстве языка; отработать умение подбирать
проверочное слово
Урок систематизации ЗУН
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать
особенности образования глухих и звонких согласных (участие голоса и
шума), парные согласные по глухости–звонкости, а также непарные
согласные, смыслоразличительную роль согласных звуков; звукопись;
позиционные чередования звонких и глухих согласных (оглушение и
озвончение); уметь различать согласные по глухости–звонкости; называть
пары согласных по глухости–звонкости, а также непарные согласные,
различать в словах глухие и звонкие согласные; позиционные чередования
согласных в словах.
Метапредметные (компоненты культурнокомпетентностного
опыта/приобретенная компетентность): умение ориентироваться в целях,
задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые
средства для успешного решения коммуникативных задач.
Личностные: понимание русского языка как одной из основных
национальнокультурных ценностей русского народа; определяющей роли
родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и
моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного
образования
Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная,
групповая, фронтальная
http://www.uroki.net
http://akademius.narod.ru/viborrus.html
http://www.zavuch.info
http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192
http://www.intergu.ru
http://festival.1september.ru/subjects
Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор
М у л ь т и м е д и й н ы й р я д : презентация по теме урока, выполненная
Наглядно
учителем или группой подготовленных обучающихся
демонстрацио
нный
материал
Основные
понятия
Парные и непарные звонкие и глухие согласныеОрганизационная структура (сценарий) урока
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
Эмоцион
альная,
психолог
ическая и
мотиваци
онная
подготов
ка
учащихся
к
усвоению
изучаемо
го
материал
а
Воспроиз
ведение
ранее
изученно
го,
установл
ение
преемств
енных
связей
прежних
и новых
знаний и
Этапы
урока
1.
Мотив
ация
(самоо
предел
ение)
к
учебно
й
деятел
ь
ности
2.
Актуа
лизаци
я
и
пробно
е
учебно
е
действ
ие
Деятельность учителя
В с т у п и т е л ь н о е с л о в о .
Светло и ярко солнце
светит,
Но загрустил Ошибкин
Петя.
Глядит мечтательно в
тетрадь:
Вот если б получить мне
«пять».
– Перед уроком ко мне в
кабинет заходил один мальчик,
сделал коекакие записи на
доске. Давайте, ребята,
проверим работу Ошибкина,
поможем ему получить
пятерку*
Р а б о т а с з а п и с ь ю н а
д о с к е .
З а д а н и е . Сколько букв и
звуков в слове падать?
О т в е т : 6 б., 5 зв.
З а д а н и е . Сколько гласных
звуков в русском языке?
О т в е т : В русском языке 10
гласных звуков.
З а д а н и е . Чем отличается
звук от буквы?
О т в е т : Звуки мы слышим и
произносим, а буквы пишем и
Форм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
Фрон
тальн
ая
Фрон
тальн
ая,
инди
видуа
льная
Осуществл
яемая
деятельнос
ть
учащихся
Слушают
учителя,
участвуют
в диалоге
с
учителем.
Размещаю
т учебные
материалы
на
рабочем
месте,
демонстри
руют
готовност
ь к уроку
Отвечают
на
вопросы.
Строят
понятные
для парт
нера
высказыва
ния
Проме
жуточ
ный
контр
оль
Лист
ы
обрат
ной
связи
Устн
ые
ответ
ы.
Выпо
лнени
е
задан
ий
Формируемые
умения
(универсальные
учебные действия)
Познавательны
е: осознают
учебно
познавательную
задачу.
Регулятивные:
планируют (в
сотрудничестве с
учителем и
одноклассниками
или
самостоятельно)
необходимые
действия,
операции
Познавательны
е: осуществляют
для решения
учебных задач
операции
анализа, синтеза,
сравнения,
классификации,
устанавливают
причинно
следственные
связи.
Регулятивные:Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
применен
ие их в
новых
ситуация
х.
Эвристич
еская
беседа,
обсужден
ие
результат
ов
работы
по
заданиям
Обсужде
ние
результат
ов
работы
по
заданиям
на доске
Этапы
урока
3.
Выявл
ение
места
и
причин
ы
затруд
нения
Осуществл
яемая
деятельнос
ть
учащихся
Форм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
Формируемые
умения
(универсальные
учебные действия)
Проме
жуточ
ный
контр
оль
Деятельность учителя
читаем.
З а д а н и е . Из чего состоят
согласные звуки?
О т в е т : Согласные звуки
состоят из голоса
и шума
принимают и
сохраняют
учебную задачу.
Коммуникатив
ные:
задают вопросы,
отвечают на
вопросы других,
формулируют
собственные
мысли,
высказывают и
обосновывают
свою точку
зрения
Личностные:
осознают свои
трудности и
стремятся к их
преодолению;
проявляют
способность к
самооценке своих
действий,
поступков.
Познавательны
е: устанавливают
причинно
следственные
связи, делают
выводы
Вопр
осы
для
уточн
ения
инфо
рмац
ии
Инди
видуа
льная
,
групп
овая
Создает проблемную
ситуацию, в которой
учащиеся обнаруживают
недостаток своих знаний и
желание активно
преодолевать возникающие
противоречия в процессе
учебной деятельности
(самостоятельно или при
незначительной помощи
учителя).
– Почему вы не согласны с
последним утверждением?
(Потому что согласные звуки
могут состоять только из
шума.)
Устанавли
вают
причинно
следствен
ные связи
между
отдельны
ми
языковым
и
явлениями
, отвечают
на
вопросыЭтапы
урока
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
4.
Целеп
олаган
ие
и
постро
ение
проект
а
выхода
из
затруд
нения
Раскрыти
е
сущности
новых
понятий,
усвоение
новых
способов
учебной
и
умственн
ой
деятельн
ости
учащихся
. Беседа
по
вопросам
.
Работа с
учебнико
м
Деятельность учителя
– Как называются такие
согласные? (Глухие.)
Организует и сопровождает
деятельность учащихся,
контролирует правильность
выполнения заданий
Формулирует цель учебной
деятельности вместе с
учащимися, принимающими ее
на себя.
– Правильно, ребята.
Согласные звуки бывают
звонкими и глухими. Вот о них
и пойдет
сегодня разговор. Запишите
тему урока. Согласные, при
образовании которых струя
воздуха преодолевает
препятствия без участия
голоса, называются глухими.
Если же голос участвует в
образовании звука, то есть он
состоит из голоса и шума, то
согласные называются
звонкими.
– Большинство согласных
образуют пары
по глухостизвонкости. Они
называются парными, потому
что способ их образования
Осуществл
яемая
деятельнос
ть
учащихся
Форм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
Формируемые
умения
(универсальные
учебные действия)
Проме
жуточ
ный
контр
оль
Вопр
осы
для
уточн
ения
инфо
рмац
ии
Инди
видуа
льная
,
групп
овая
Формулир
уют цель
учебной
деятельно
сти в
диалоге с
учителем.
Работают
с
заданием.
Отвечают
на
вопросы,
под
руководст
вом
учителя
работают
с текстом
учебника
Познавательны
е: извлекают
необходимую
информацию из
прослушанного
объяснения
учителя,
высказываний
одноклассников,
систематизируют
собственные
знания.
Регулятивные:
планируют (в
сотрудничестве с
учителем и
одноклассниками
или
самостоятельно)
необходимые
действия,
операции,
работают по
плануЭтапы
урока
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
5.
Твор
ческая
практи
ческая
деятел
ьность
по
реализ
ации
постро
енного
проект
а
Раскрыти
е
сущности
новых
понятий,
усвоение
новых
способов
учебной
и
умственн
ой
деятельн
ости
учащихся
.
Обучающ
ая игра
Деятельность учителя
одинаков, но при произношении
одних звуков голос участвует, а
при произношении
других – нет.
– Вы уже знакомы с парами по
глухостизвонкости. Давайте
их назовем при помощи нашего
учебника
– Предлагаю немного поиграть.
Например,
в зоопарк. Представьте себе
необычный зоопарк, в котором
живут такие животные, чьи
названия состоят только из
глухих согласных. Выберите из
двух животных то, которое
находится в этом зоопарке.
На слайде: баран или кот?
зебра или щука?
пес или выдра?
утка или гагара?
олень или кит?
Осуществл
яемая
деятельнос
ть
учащихся
Форм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
Формируемые
умения
(универсальные
учебные действия)
Проме
жуточ
ный
контр
оль
Принимаю
т участие
в
обучающе
й игре,
применяю
т правило
Груп
повая
,
инди
видуа
льная
Устн
ые
ответ
ы
Познавательны
е: читают и
слушают,
извлекая нужную
информацию,
а также
самостоятельно
находят ее в
материалах
учебников,
рабочих
тетрадей.
Регулятивные:
контролируют
учебные
действия,
замечают
допущенные
ошибки;
осознают правило
контроля и
успешно
используют его вЭтапы
урока
6.
Перви
чное
закреп
ление
с
комме
нтиров
а
нием
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
Деятельность учителя
Осуществл
яемая
деятельнос
ть
учащихся
Обобщен
ие
и
системат
изация
знаний
и
формиро
вание
рационал
ьных
способов
применен
ия их
на
практике
.
Беседа
по теме
урока,
выполнен
ие
разноуро
вневых
обучающ
их
упражнен
ий на
основе
– Непарные согласные вам
нужно запомнить, поэтому их
мы запишем в нашу тетрадь.
– Наш мир наполнен звуками.
Шумит ветер, гудят машины,
звучат приемники, телевизоры,
слышен звон колоколов,
тиканье часов, птичьи голоса.
Люди при помощи звуков речи
умеют передавать эти звуковые
ощущения.
Такое художественное
средство называется
«звукопись».
– Послушайте, как звучит
отрывок из стихотворения
М. Ю. Лермонтова «Русалка».
Русалка плыла по реке
голубой,
Озаряема полной луной.
И старалась она
доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.
– Какой звук несколько раз
повторяет поэт, чтобы передать
плеск волны? (Звук [л].)
– Давайте и мы с вами
попробуем применить свои
фонетические знания.
Записыва
ют в
тетрадь
непарные
глухие и
звонкие
согласные.
Работают
с
заданием.
Формулир
уют
собственн
ые мысли,
высказыва
ют и
обосновыв
ают свою
точку
зрения. В
сотруднич
естве с
учителем
и
однокласс
никами
делают
выводы
Форм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
Инди
видуа
льная
,
групп
овая
Формируемые
умения
(универсальные
учебные действия)
Проме
жуточ
ный
контр
оль
Устн
ые
ответ
ы
решении учебной
задачи
Личностные:
осваивают новые
виды
деятельности,
участвуют в
творческом
созидательном
процессе.
Познавательны
е: выполняют
учебно
познавательные
действия в
материализованн
ой и умственной
форме;
осуществляют
для решения
учебных задач
операции
анализа, синтеза,
сравнения,
классификации,
устанавливают
причинно
следственные
связи, делают
обобщения,
выводы.Осуществл
яемая
деятельнос
ть
учащихся
Форм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
Формируемые
умения
(универсальные
учебные действия)
Проме
жуточ
ный
контр
оль
Регулятивные:
адекватно
оценивают свои
достижения,
осознают
возникающие
трудности, ищут
их причины и
пути
преодоления.
Коммуникатив
ные:
формулируют
собственные
мысли,
высказывают и
обосновывают
свою точку
зрения
Этапы
урока
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
текстов
учебника
или книг
для
внекласс
ного
чтения
Деятельность учителя
– Представьте, что у
железнодорожной платформы
вы вдруг увидели настоящий
старинный паровоз,
подъезжающий к станции.
Вас удивит подобное зрелище?
(Несомненно.)
– Какие звуки может издавать
такая машина?
(Свист и шум.)
– Какие звуки помогут нам
передать движение паровоза?
(Свистящие и шипящие глухие
звуки.)
– Попробуйте переделать это
предложение, заменив в нем
некоторые слова другими с
подходящим звуковым
составом так, чтобы мы
услышали звуки паровоза.
К платформе подъезжал
большой паровоз.
(К станции с шумом и
свистом приближался
тяжелый паровоз.)
– А теперь попробуйте
самостоятельно
в 2–3 предложениях описать:
• шорох опадающих листьев;
• грохот строительной
техники;
• звон колоколов;Осуществл
яемая
деятельнос
ть
учащихся
Форм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
Работают
с
заданием.
Отвечают
на
вопросы
Инди
видуа
льная
,
групп
овая
Деятельность учителя
• стрекот насекомых
Организует и сопровождает
деятельность учащихся,
контролирует правильность
выполнения заданий. Создает
условия для устранения
перегрузки учащихся и
овладения новым учебным
материалом непосредственно
на уроке
Этапы
урока
7.
Само
стояте
льная
работа
с само
провер
кой по
эталон
у
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
Подбор
своих
примеров
,
иллюстри
рующих
природу
изучаемо
го
языковог
о
явления,
составле
ние
связных
рассказов
об
изученны
х нормах.
Письмен
ная
работа
8.
Включ
Обобщен
ие
Проверка и обсуждение
работ учащихся.
Слушают
ответы,
Фрон
тальн
Формируемые
умения
(универсальные
учебные действия)
Проме
жуточ
ный
контр
оль
Познавательны
е: осуществляют
поиск
необходимой
информации (из
материалов
учебника и
рассказа учителя,
по
воспроизведению
в памяти).
Регулятивные:
самостоятельно
планируют
необходимые
действия,
операции,
действуют по
плану.
Коммуникатив
ные:
формулируют
собственные
мысли,
высказывают и
обосновывают
свою точку
зрения
Познавательны
е: приобретают
Лист
ы
обрат
ной
связи
Оцен
иваниОбучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
полученн
ых
на уроке
сведений,
оцениван
ие
работы
Этапы
урока
ение в
систем
у
знаний
и
повтор
ение
Деятельность учителя
– Подчеркните в получившихся
предложениях непарные
звонкие и глухие согласные.
– Сделайте вывод о роли
звонких и глухих согласных в
художественном тексте
Форм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
ая
Осуществл
яемая
деятельнос
ть
учащихся
оценивают
работу
товарищей
.
Отвечают
на
вопросы
Проме
жуточ
ный
контр
оль
е
работ
ы
учащ
ихся
на
уроке
Формируемые
умения
(универсальные
учебные действия)
умения
использовать
полученные
знания и умения
в практической
деятельности и
повседневной
жизни.
Регулятивные:
оценивают свою
работу;
исправляют и
объясняют
ошибки