Урок 79 Слово и его лексическое значение

  • Разработки уроков
  • doc
  • 27.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Познакомить учащихся с определением понятий «лексика», «лексическое и грамматическое значения слова», назначением толковых словарей; обучать умению различать лексическое и грамматическое значения слова, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; сформировать навык раскрытия лексического значения слова с помощью толкового словаря, через подбор однокоренных слов и синонимов Урок объяснения нового материала Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать функцию слова в языке, понятия «словарный состав», «лексическое значение слова», «толковый словарь», «словарная статья», «грамматическое значение слова», основные приемы толкования лексического значения слова; уметь пользоваться толковым словарем (находить словарные статьи, извлекать из них нужную информацию), объяснять лексическое значение слова, используя различные приемы; разграничивать лексическое и грамматическое значения слова. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования. Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образованияТехнологические карты уроков русского языка 5 класс по уч Т А Ладыженской
Иконка файла материала Урок 79 Слово и его лексическое значение.doc
Урок  79. СЛОВО И ЕГО ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ Цель  деятельности  учителя Тип урока Планируемые  образовательн ые  результаты Методы и  формы  обучения Образователь ные  ресурсы Познакомить учащихся с определением понятий «лексика», «лексическое и  грамматическое значения слова», назначением толковых словарей; обучать  умению различать лексическое и грамматическое значения слова,  употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;  сформировать навык раскрытия лексического значения слова с помощью  толкового словаря, через подбор однокоренных слов и синонимов Урок объяснения нового материала Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать  функцию слова в языке, понятия «словарный состав», «лексическое значение  слова», «толковый словарь», «словарная статья», «грамматическое значение  слова», основные приемы толкования лексического значения слова; уметь  пользоваться толковым словарем (находить словарные статьи, извлекать из  них нужную информацию), объяснять лексическое значение слова, используя  различные приемы; разграничивать лексическое и грамматическое значения  слова. Метапредметные (компоненты культурно­компетентностного  опыта/приобретенная компетентность): овладение приемами отбора и  систематизации материала на определенную тему; умение вести  самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию,  сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или  аудирования. Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии  интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;  его значения в процессе получения школьного образования Поисковый; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная http://www.uroki.net  http://akademius.narod.ru/vibor­rus.html http://www.zavuch.info http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192  http://www.intergu.ru                                       http://festival.1september.ru/subjects               Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.  Шанский Н. М., Иванов В. В. Краткий этимологический словарь русского  языка.  Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка.  Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка М у л ь т и м е д и й н ы й   р я д : презентация по теме урока, выполненная  учителем или группой подготовленных обучающихся Наглядно­демонстрацио нный  материал Основные  понятия  Лексика, лексическое и грамматическое значение словаОрганизационная  структура  (сценарий) урока Этапы  урока 1.  Мотив ация  (самоо предел ение) к учебно й  деятел ьности Обучающи е  и развиваю щие компонент ы, задания и упражнен ия Эмоцион альная,  психолог ическая и мотиваци онная  подготов ка  учащихся к  усвоению изучаемо го  материал а Проме жуточ ный контро ль Листы обрат ной  связи Деятельность учителя Осуществл яемая деятельнос ть  учащихся Формы органи зации взаимо действ ия Формируемые умения  (универсальные учебные действия) Фронт альна я Слушают  учителя,  участвуют в диалоге  с  учителем.  Размещаю т учебные  материал ы на  рабочем  месте,  демонстр ируют  готовност ь к уроку В с т у п и т е л ь н о е   с л о в о . Поклонившись, мы друг другу  сказали, Хотя были совсем не знакомы. Здравствуйте! Что особого тем мы друг другу  сказали? Просто «здравствуйте», больше  ведь мы ничего                                             не  сказали. Отчего же на капельку солнца                                               прибавилось в мире? Отчего же на капельку счастья  прибавилось                                              в мире? Отчего же на капельку радостней  сделалась                                             жизнь?                                                           В. Солоухин «Когда мне случалось  спрашивать, много ли слов в  составе русского языка, мне,  хитро улыбаясь, отвечали:  «Столько, сколько звезд на небе!» Это очень неверный ответ:  видимых простым глазом звезд на Личностные :  положительно относятся к  учению,  познавательно й  деятельности,  желают  приобретать  новые знания,  умения,  совершенство вать  имеющиеся.  Познаватель ные: осознают учебно­ познавательну ю задачу.  Регулятивн ые: пла­ нируют (в  сотрудничеств е с учителем и одноклассник ами или  самостоятельн о)Этапы  урока Обучающи е  и развиваю щие компонент ы, задания и упражнен ия Деятельность учителя Осуществл яемая деятельнос ть  учащихся Формы органи зации взаимо действ ия Формируемые умения  (универсальные учебные действия) Проме жуточ ный контро ль небе не так уж много, около трех  тысяч, а слов в нашем  распоряжении – несравненно  больше».  Так пишет автор книги «Слово о  словах» Лев Успенский.  Сколько же все­таки слов в  нашем языке? В «Словаре  современного русского языка»  (он состоит из 17 томов) более  120 тысяч слов. На самом деле их гораздо больше, так как в  словарях отмечаются далеко не  все слова, которые есть в языке необходимые  действия,  операции.  Коммуника тивные:  работают в  парах  (обмениваютс я мнениями,  учатся  понимать  позицию  партнера, в  том числе и  отличную от  своей)Этапы  урока 2.  Актуа лизаци я  и  проб­  ное  учебно е  действ ие Обучающи е  и развиваю щие компонент ы, задания и упражнен ия Воспроиз ведение  ранее  изученно го,  установл ение  преемств енных  связей  прежних  и новых  знаний и  применен ие их в  новых  ситуация х.  Системат изация  знаний,  письменн ая работа Проме жуточ ный контро ль Письм енная  ра­ бота Деятельность учителя Осуществл яемая деятельнос ть  учащихся Формы органи зации взаимо действ ия Формируемые умения  (универсальные учебные действия) С л о в а р н ы й   д и к т а н т  по упр.  336. – Объясните условия выбора  буквы на месте пропуска Фронт альна я,  индив идуал ьная Выполняю т  письменну ю работу.  проводят  взаимопро верку при  помощи  ключа Познаватель ные:  выполняют  учебно­ познавательны е действия в  материализова нной и  умственной  форме;  осуществляют для решения  учебных задач операции  анализа,  синтеза,  сравнения,  классификаци и,  устанавливаю т причинно­ следственные  связи.  Регулятивн ые:  принимают и  сохраняют  учебную  задачуЭтапы  урока Обучающи е  и развиваю щие компонент ы, задания и упражнен ия Просмот р  мультиме дийной  презентац ии,  сопровож дающей  урок Деятельность учителя Взаимопроверка по ключам на  слайде презен­ тации Беседа,  ответы на вопросы,  оцениван ие  учащихся В то время когда учащиеся  заняты самостоятельной  работой (выделением  орфограмм, взаимопроверкой),  учитель  проверяет работы  отдельных учащихся и задает  дополнительные вопросы по  мере необходимости 3.  Выявл ение  места  и  причин ы  затруд нения Проме жуточ ный контро ль Устны е  ответ ы Вопро сы  для  уточн ения  инфор мации Осуществл яемая деятельнос ть  учащихся Формы органи зации взаимо действ ия Формируемые умения  (универсальные учебные действия) Фронт альна я Смотрят  презентац ию,  восприни мают на  слух  информац ию,  осваивают лингвисти ческие  термины Индив идуал ьная,  групп овая Обдумыва ют ответы на  вопросы и осознают,  что  знаний  недостато чно для  полных  ответов Познаватель ные: осознают учебно­ познавательну ю задачу;  читают и  слушают,  извлекая  нужную  информацию,  а также  самостоятельн о находят ее в материалах  учебников,  рабочих  тетрадей Личностные : осознают  свои  трудности и  стремятся к  их  преодолению;  проявляют  способность к  самооценке  своих  действий,  поступковЭтапы  урока 4.  Целеп олаган ие и  постро ение  проект а  выхода из  затруд нения Обучающи е  и развиваю щие компонент ы, задания и упражнен ия Раскрыти е  сущности новых  понятий,  усвоение  новых  способов  учебной  и  умственн ой  деятельн ости  учащихся . Беседа  по  вопросам Проме жуточ ный контро ль Устны е  ответ ы. Вопро сы  для  уточн ения  инфор мации Деятельность учителя Осуществл яемая деятельнос ть  учащихся Формы органи зации взаимо действ ия Формируемые умения  (универсальные учебные действия) Формулирует цель учебной  деятельности вместе с  учащимися, принимающими ее  на себя.  – Ребята, сегодня на уроке мы с  вами познакомимся с понятием  «лексическое значение слова»,  научимся пользоваться толковым  словарем*.  – Замечательный писатель К.  Паустовский, подчеркивая  богатство русского языка, писал:  «Для всего, что существует в  природе: воды, воздуха, неба,  облаков, дождей, лесов и полей,  цветов и трав, – в русском языке  есть великое множество хороших  слов и названий». (Цитата на  слайде.) Формулир уют цель  учебной  деятельно сти в  диалоге с  учителем.  Восприни мают на  слух  информац ию,  осваивают лингвисти ческие  термины.  Отвечают  на  Фронт альна я,  индив идуал ьная,  групп овая Личностные : осознают  свои  возможности в учении;  способны  адекватно  рассуждать о  причинах  своего успеха  или неуспеха  в учении,  связывая  успехи с  усилиями,  трудолюбием.  Познаватель ные:Обучающи е  и развиваю щие компонент ы, задания и упражнен ия Словесно ­ил­ люстрати вный  рассказ.  Работа со слайдами презентац ии Этапы  урока 5.  Твор­ ческая практи ческая деятел ьность  по  реализ ации  постро ен­ ного  проект а Деятельность учителя Осуществл яемая деятельнос ть  учащихся Формы органи зации взаимо действ ия Формируемые умения  (универсальные учебные действия) Проме жуточ ный контро ль вопросы  под  руководст вом  педагога.  Формулир уют  собственн ые мысли, высказыва ют и  обосновы вают свою точку  зрения.  В  сотруднич естве с  учителем  и  однокласс никами  делают  выводы Например, говоря о дождях, сам  Паустовский употреблял такие  слова: моросящий, грибной,  спорый, косой, слепой, сильный,  ливневый и др. – Приведите примеры «хороших  слов и названий» для слов, о  которых говорит писатель  в своем высказывании. (Чистый  воздух, потоки воздуха, шум  леса, плывущие облака,  прозрачные воды и т. д.) – Все слова, которые есть в  языке, образуют его словарный  состав, или лексику. Лексика –  это словарный состав языка.  (Слайд.) – Как вы думаете, изменяется ли  словарный запас языка, его  лексика, или остается  неизменным, постоянным? С чем  это связано? – Как вы считаете, какое слово  старше: самолет или  космонавт? Почему? Приведите  примеры слов, возникших в наше  время. – Ребята, очень важно для  каждого человека обогащать,  пополнять свой словарный запас,  уметь открыть для себя слово.  Пополнять свой словарный запас  – это значит узнавать новые  извлекают  необходимую  информацию  из  прослушанног о  объяснения  учителя,  высказываний  одноклассник ов,  систематизиру ют  собственные  знания.  Регулятивн ые:  планируют (в  сотрудничеств е с учителем и одноклассник ами или  самостоятельн о)  необходимые  действия,  операции,  работают по  плану. Коммуника тивные:  строят  небольшиеЭтапы  урока 6.  Перви чное  закреп ление  с  комме нтиров а­ нием. 7.  Само­ стояте льная  работа с само­ провер кой по  эталон у Обучающи е  и развиваю щие компонент ы, задания и упражнен ия Обобщен ие  и  системат изация  знаний  и  формиро вание  рационал ьных  способов  применен ия их  на  практике. Подбор  своих  примеров ,  иллюстри рующих  природу  изучаемо го  языковог о  явления,  составле ние  связных  рас­ Проме жуточ ный контро ль Листы обрат ной  связи.  Устны е  ответ ы.  Запис и  в  тетра дях Деятельность учителя Осуществл яемая деятельнос ть  учащихся Формы органи зации взаимо действ ия Формируемые умения  (универсальные учебные действия) – А как же узнать лексическое  значение нового, впервые  услышанного или прочитанного  слова? Послушайте отрывок из  стихотворения А. Прокофьева. Закат налился темной  кровью, И потемнела бирюза. Сначала было  предгрозовье, Потом как грянула гроза! – Назовите слова, лексическое  значение которых вам не совсем  ясно. (Бирюза, предгрозовье.) О  значении этих слов можно  справиться в толковых словарях. В ы с т а в к а   с л о в а р е й . – Перед вами словари русского  языка. В каждом из них даны  слова, но рассматриваются они с  разных сторон. В словарях  отражается словарное богатство  языка. Существуют языковые  (лингвистические, орфо­ графические, толковые,  фразеологические, антонимов,  синонимов, иностранные)  словари. Эти словари могут быть  вашими друзьями и помощ­ никами. Формулир уют  собственн ые мысли, высказыва ют и  обосновы вают свою точку  зрения.  В  сотруднич естве с  учителем  и  однокласс никами  делают  выводы.  Отвечают  на  вопросы,  работают  со  словарям и в  группе,  оцениваю т работы  товарище й Индив идуал ьная,  групп овая Личностные :  приобретают  новые знания,  умения,  совершенству ют  имеющиеся.  Познаватель ные:  читают и  слушают,  извлекая  нужную  информацию,  а также  самостоятельн о находят ее в материалах  учебников,  рабочих  тетрадей. Регулятивн ые:  контролируют учебные  действия,  замечают  допущенные  ошибки;  осознаютЭтапы  урока Обучающи е  и развиваю щие компонент ы, задания и упражнен ия сказов об из­ ученных  нормах.  Работа с  учебным и  пособиям и.  Письменн ая работа Деятельность учителя Осуществл яемая деятельнос ть  учащихся Формы органи зации взаимо действ ия Формируемые умения  (универсальные учебные действия) Проме жуточ ный контро ль правило  контроля  и успешно  используют  его в решении  учебной  задачи.  Коммуника тивные:  осуществляют совместную  деятельность  в парах и  рабочих  группах с  учетом  конкретных  учебно­ познавательны х задач, умеют задавать  вопросы для  уточнения  последователь ности работы – Найдите в словаре слово  бирюза, прочитайте, как словарь  объясняет его лексическое  значение:  «Бирюза, ­ы, ж. Непрозрачный  драгоценный камень голубого  или бледно­зеленого цвета». – Почему же поэт называет  бирюзой небо? (Потому что оно до грозы было таким же  голубым, как бирюза.) – Так где же мы можем выяснить  лексическое значение  неизвестных нам слов? А почему  словарь называется «толковый»?  Что значит слово «толковать»?  (Разъяснять, объяснять,  выяснить смысл слова. В  толковых словарях и толкуется значение слов.) –  Но кроме того, что в таких  словарях разъясняется значение  слов, по нему можно проверить и  написание слов, и произношение,  выяснить отдельные  морфологические признаки слова. В статьях словаря особым  шрифтом – курсивом – даются  примеры употребления данного  слова. Заглавные слова в словаре  размещаются в строгом  алфавитном порядке.Этапы  урока Обучающи е  и развиваю щие компонент ы, задания и упражнен ия Деятельность учителя Осуществл яемая деятельнос ть  учащихся Формы органи зации взаимо действ ия Формируемые умения  (универсальные учебные действия) Проме жуточ ный контро ль Р а б о т а   п о   с л а й д а м .  Строение словарной статьи:  1) заголовочное слово; 2) грамматические пометы;  3) толкование лексического  значения;  4) пример употребления слова в  речи. – Словарная статья состоит из  четырех частей. Проанализируйте словарную статью по выбору и  найдите в ней части,  представленные на слайде.  Организует и сопровождает  деятельность детей. – Прочитайте слова (записаны на слайде). Цветастый, цветной (платок,  телевизор). Сытый, сытный (человек, обед). Благодатный, благодарный  (край, взгляд). – Составьте словосочетания с  каждым из прилагательных,  выбрав необходимое слово из  скобок. В ы в о д :  наиболее ярко  лексическое значение слова  проявляется в тексте, а не в  словаре. Контролирует правильность  выполнения задания.Этапы  урока 8.  Включ ение в  систем у  знаний и  повтор ение Обучающи е  и развиваю щие компонент ы, задания и упражнен ия Обобщен ие  полученн ых  на уроке  сведений, выполнен ие разно­ уровневы х  обучающ их  упражнен ий на  основе  текстов  учебника  или книг  для вне­ классног о  чтения Деятельность учителя Осуществл яемая деятельнос ть  учащихся Формы органи зации взаимо действ ия Формируемые умения  (универсальные учебные действия) Проме жуточ ный контро ль Организует и сопровождает  деятельность детей – Ребята, вспомним, что такое  лексика? А лексическое значение  слова? – Найдите в толковом словаре  значение слова лексикон,  составьте с данным словом  предложение и определите его  род, падеж, число, склонение.  (У хорошего ученика богатый  лексикон.) – Мы сейчас определили  грамматическое значение этого  существительного. – Итак, какие значения имеет  слово? (Лексическое и  грамматическое.) Что значит  «лексическое значение слова»?  Что значит «грамматическое»?  – Прочитайте текст, постарайтесь представить изображенную  картину. Подумайте, почему  автор выбрал именно  подчеркнутые слова (сравните с  вариантами, данными в скобках).  Уточните по словарю  лексическое значение выделенных слов. Что изменится, если вместо  них употребить другие близкие  по смыслу слова? Индив идуал ьная,  групп овая Пишут  творчески е работы,  оцениваю т себя и  товарище й.  Отвечают  на  вопросы Письм енные  творч еские  работ ы Личностные : понимают, в  чем значение  знаний для  человека.  Познаватель ные:  приобретают  умения  использовать  полученные  знания и  умения в  практической  деятельности  и  повседневной  жизни.  Регулятивн ые: оценивают свою работу;  исправляют и  объясняют  ошибки.  Коммуника тивные:  формулируют  собственные  мысли,Этапы  урока Обучающи е  и развиваю щие компонент ы, задания и упражнен ия Заключит ельная  беседа  по  вопросам 9.  Рефле ксия  учебно й  деятел ьности на  уроке  (итог  урока) Деятельность учителя Осуществл яемая деятельнос ть  учащихся Формы органи зации взаимо действ ия Формируемые умения  (универсальные учебные действия) Проме жуточ ный контро ль Снова бежали (летели, быстро  двигались) версты. Мелькали  поля в сугробах. Угрюмо  смотрели Уральские горы.  Грозно (сильно, угрюмо,  страшно) качали ветвями  сибирские кедры. Бушевали  бураны, стонали (плакали,  выли) метели. И птицы, не  выдержав лютых (сильных)  морозов, падали в глубокий снег,  как камни. Создает условия для  устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным  материалом непосредственно  на уроке – Что нового узнали на уроке? – Какие трудности у вас  появлялись в процессе работы?  – Как вы их преодолевали?  – Понравилось ли вам на уроке?  Какое настроение у вас сейчас? – Дайте оценку нашей работе:  выберите одну из предложенных  на вашем столе карточек и  покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом,  нет – карточку с грустным лицом высказывают и обосновывают свою точку  зрения Листы обрат ной  связи Индив идуал ьная,  групп овая Определя ют свое  эмоциона льное  состояние на уроке.  Заполняю т  дневники  достижен ий Познаватель ные:  приобретают  умения  мотивированн о  организовыват ь свою  деятельность.  Регулятивн ые: оценивают свою работу. Коммуника тивные:Этапы  урока Обучающи е  и развиваю щие компонент ы, задания и упражнен ия Деятельность учителя Осуществл яемая деятельнос ть  учащихся Формы органи зации взаимо действ ия Формируемые умения  (универсальные учебные действия) Проме жуточ ный контро ль строят  небольшие  монологическ ие  высказывания

Посмотрите также