Урок 8. РАЗНООБРАЗИЕ ВЕЩЕСТВ
Оценка 4.9

Урок 8. РАЗНООБРАЗИЕ ВЕЩЕСТВ

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
окружающий мир
3 кл
14.01.2017
Урок 8. РАЗНООБРАЗИЕ ВЕЩЕСТВ
Цели деятельности учителя: Образовательная: создать условия для ознакомления учащихся с веществами: соль, сахар, крахмал, кислота, обучения правильному пользованию этими веществами; обучения сравниванию и классификации веществ по основным признакам; расширения кругозора учащихся. Развивающая: способствовать развитию умения работать со схемами, наблюдательности, внимательности, памяти. Воспитательная: содействовать воспитанию бережного отношения к продуктам питания, аккуратности в быту. Оборудование: для опыта (у учителя и каждого ученика): стакан, чайная ложка; кусочек сахара; вода; настойка йода; кусочек белого хлеба, очищенный клубень картофеля; рисовая каша; поваренная соль, крахмал.
Урок 8. Разнообразие веществ.docx
У р о к   8. РАЗНООБРАЗИЕ ВЕЩЕСТВ Ц е л и   д е я т е л ь н о с т и   у ч и т е л я : Образовательная:  создать   условия   для  ознакомления   учащихся   с веществами: соль, сахар, крахмал, кислота, обучения правильному пользованию этими   веществами;   обучения   сравниванию   и   классификации   веществ   по основным признакам; расширения кругозора учащихся. Развивающая:  способствовать   развитию   умения   работать   со   схемами, наблюдательности, внимательности, памяти. Воспитательная:  содействовать   воспитанию   бережного   отношения   к продуктам питания, аккуратности в быту. Оборудование:  для опыта (у учителя и каждого ученика): стакан, чайная ложка; кусочек сахара; вода; настойка йода; кусочек белого хлеба, очищенный клубень картофеля; рисовая каша; поваренная соль, крахмал. С ц е н а р и й   у р о к а I. Организация начала урока. Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Каждый день – всегда, везде, –   Сегодня   на   уроке   понадобится   ваше   внимание,   поддержка,   умение На занятиях, в игре Смело, четко говорим И тихонечко сидим. доказывать и отстаивать свою точку зрения. – Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова: «Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И так было до тех   пор,   пока   не   появился   голубой   сверкающий   шар.   Это   –   Земля.   Жизнь начинается.   Мир   ослепительно   переливается.   И   так   важно,   чтобы   это продолжалось вечно». – Что подразумевается под всем живым? – Что необходимо для жизни? II. Проверка домашнего задания: фронтальный опрос. – Что такое вещества? – Из чего состоят вещества? – Что можете сказать о частицах? – Какие вещества бывают? III. Работа по теме. 1. Лекция с элементами беседы. – На свете существует много различных веществ. Одни из них существуют в природе, другие люди создают искусственно (например, пластмассы). Вещества изучает особая наука – химия. Давайте   познакомимся   с   некоторыми   веществами   поближе.   Для   этого совершим небольшую экскурсию... на кухню. – Какое вещество нам встретилось первым, узнаете из загадки: •  Меня не едят, и без меня мало едят. (Соль.) – Вот на столе солонка, а в ней  поваренная соль.  Мы привыкли, что это вещество имеет вид белых крупинок. Но в природе, под землей, оно встречается в виде камня.  Поваренная соль  (хлорид натрия (NaCl); употребляются также названия:   «хлористый   натрий»,   «столовая   соль»,   «каменная   соль»,   «пищевая соль» или просто «соль») – пищевой продукт. В молотом виде представляет собой   мелкие   кристаллы   белого   цвета.   Поваренная   соль  природного происхождения практически всегда имеет примеси других минеральных солей, которые могут придавать ей оттенки разных цветов (как правило, серого). Самое важное для человека свойство поваренной соли – то, что она солёная на вкус. Поэтому   ее   используют   для   подсаливания   пищи.  В   природе   поваренная   соль встречается не только под землей. Очень много ее содержится в морской воде, а также в воде соленых озер. Есть она и в почве, и в телах живых организмов. Поваренная соль – это одна из  минеральных солей, встречающихся в природе. Некоторые из них люди добывают и используют как удобрения для растений. Когда проголодавшийся человек садится за стол, а обед еще не готов, он с нетерпением начинает есть хлеб с солью. Никому и в голову не приходит, что из­ за этого белого кристаллического порошка, лежащего в обыкновенной солонке, люди   когда­то   могли   сражаться,   убивать   друг   друга,   продавать   в   рабство   и кочевать из одной страны в другую. Бывало даже и так, что крупинка соли могла изменить судьбу человека, а несколько крупинок этого удивительного порошка возвращали жизнь умирающему. Есть еще одно вещество, с которым мы встретимся на кухне, отгадайте: •  Я бел, как снег, в чести у всех,    В рот попал – там и пропал. (Сахар.) Сахар – еще одно вещество, с которым мы обязательно встретимся на кухне. По внешнему виду его можно спутать с солью. Зато их не спутаешь по вкусу. Сладкий   вкус  –  главное   свойство   сахара.  Поэтому   его   добавляют   во   многие продукты. (В какие?)  Получают сахар из растений – сахарного тростника, который растет в жарких странах (на Кубе), и сахарной свеклы. Обыкновенный   сахар   не   единственное   сладкое   вещество   в   природе.   Во фруктах содержится фруктовый сахар, в молоке – молочный сахар.  Многим детям знакомы большие сладкие таблетки – витамин С с глюкозой. Глюкоза   –   еще   одна   разновидность   сахара.   В   природе   она   встречается   в различных   частях   растений.   Особенно   богаты   глюкозой   плоды   винограда   и виноградный сок. Поэтому глюкозу также называют виноградным сахаром. Кокосовый сахар. Он добывается из кокосового сока посредством кипячения и   последующего   охлаждения   и   кристаллизации.   Кокосовый   сок   после дистилляции   становится   вином.   Кокосовый   сахар   натурален   и не содержит консервантов – Какое еще вещество можно встретить на кухне, которое очень похоже на соль и сахар? (Крахмал.) А теперь рассмотрим крахмал. Это белый порошок. Его обычно используют, когда   варят   кисель.   Крахмал   –   одно   из   важнейших   питательных   веществ, необходимых   человеку.   Он   содержится   во   многих   продуктах   растительного происхождения (картофель, крупы). Крахмал – безвкусный белый порошок, не растворимый в холодной воде.  Высокое   содержание   минеральных   солей   и витамина   С   делает   его   ценным продуктом.   Достаточно   съесть,   например,   небольшое   количество   картофеля, чтобы   удовлетворить   половину   потребности   человека   в   витамине   С   и предупредить   заболевание   цингой.   Этого   же   количества   достаточно,   чтобы обеспечить поступление в организм человека третьей части необходимых ему железа и некоторых витаминов. 2. Работа по учебнику (с. 41–43).  – Прочитайте текст «про себя». – Что изучает химия? – С какими веществами мы встречаемся каждый день? IV. Практическая работа по группам. Опыт   1.  Давайте   проведем   маленький   эксперимент.   Нам   потребуется настойка йода. А также несколько продуктов, которые есть на кухне: кусочек белого   хлеба,   очищенный   клубень   картофеля,   рисовая   каша.   Возьмите стаканчик.   Налейте   в   него   воды   и   добавьте   5–7   капель   йода.   Теперь   этим раствором надо капнуть на продукт. Если в нем есть крахмал, настойка йода приобретет сине­фиолетовый цвет.  – Проведите опыт и заполните таблицу: Взяли Делали Наблюдали 1. Кусочек белого  хлеба Капнули раствор йода Настойка йода приобрела сине­ фиолетовый цвет; в продукте есть крахмал 2. Очищенный  клубень картофеля Капнули раствор йода Настойка йода приобрела сине­ фиолетовый цвет; в продукте есть  крахмал 3. Рисовая каша Капнули раствор йода Настойка йода приобрела сине­ фиолетовый цвет; в продукте есть  крахмал Опыт 2. Возьмите три блюдца и насыпьте в одно из них чайную ложку сахара, в другое – столько же поваренной соли, в третье – столько же крахмала. – Как различить эти вещества? Физкультминутка Улыбнитесь веселей. Мы попрыгаем, как зайки, Сразу станем всех бодрей! Потянулись и вздохнули. Отдохнули? Отдохнули! Мы работали отлично. Отдохнуть не прочь сейчас –  И зарядка к нам привычно На урок приходит в класс. Выше руки, выше пятки, V. Работа по теме урока (продолжение).  1. Беседа учителя о кислотах и правилах безопасности. – Большая  группа  веществ, с которыми  мы  сталкиваемся  на кухне, –  это кислоты.  Каждому   знаком   вкус   лимона.  Такой   вкус   ему   придает   лимонная кислота.   В   яблоках   содержится  яблочная   кислота,   в   листьях   щавел   – щавелевая   кислота.   Когда   прокисает   молоко,   в   нем   образуется  молочная кислота.  – Какие молочнокислые продукты вы знаете? Общее свойство этих веществ – кислый вкус. Но это не значит, что любую кислоту   можно   пробовать   на   вкус.   Многие     кислоты   очень     едкие   –   они разрушают кожу человека, одежду, бумагу, древесину. Поэтому обращаться с кислотами надо с особой осторожностью. На кухне мы встретим одну из таких опасных   кислот   –   это  уксусная   кислота,   или  уксус.   Вы   уже   знаете,   что   к бутылочке с уксусом  нельзя  прикасаться.  Это вещество используют только в разбавленном виде. С кислотами мы встречаемся не только на кухне, но и в природе. Некоторые животные и растения с помощью кислоты защищаются от врагов. Так, в момент опасности муравьи кусают обидчика, поднимают брюшко и вбрызгивают в ранку едкие струйки муравьиной кислоты. –   А   помните,   как   опасно   бродить   летом   в   зарослях   крапивы?   А   знаете: почему?   Её   стебель   и   листья   покрыты   волосками,   которые   имеют   твердые кончики. Когда   мы   прикасаемся   к   ним,   они   прокалывают   нашу   кожу.   В   основании волоска есть капсула с муравьиной кислотой, которая из поврежденного волоска попадает в ранку и вызывает жжение. Из­за загрязнения окружающей среды стали образовываться кислоты высоко в небе.   Они   выпадают   вместе   с   дождем   на   землю,   такие  дожди  называют кислотными.  2. Работа по учебнику (с. 43–44).  – Прочитайте текст учебника «про себя». – Расскажите, что вы узнали. 3. Работа в рабочей тетради (задание № 2, с. 16).  – Зачеркни «лишнее», объясни: почему так? VI. Итог урока. Рефлексия. –  С   какими   веществами   мы   сегодня   познакомились   на   уроке?  (Сахаром, солью, крахмалом и кислотами.) – Где мы их встречаем каждый день? (На кухне.) – С какими из этих веществ мы должны быть предельно осторожными?  (Кислотами.) В ы в о д ы : вещества очень разнообразны. Не все вещества можно пробовать на вкус. Лучше избежать опасности, чем встретиться с ней лицом к лицу. – Оцените, как вы работали на уроке. Домашнее задание: учебник, с. 45 (вопросы 1–2); вопросы «Проверь себя», с. 45; тетрадь, с. 17 (кроссворд).

Урок 8. РАЗНООБРАЗИЕ ВЕЩЕСТВ

Урок 8. РАЗНООБРАЗИЕ ВЕЩЕСТВ

Урок 8. РАЗНООБРАЗИЕ ВЕЩЕСТВ

Урок 8. РАЗНООБРАЗИЕ ВЕЩЕСТВ

Урок 8. РАЗНООБРАЗИЕ ВЕЩЕСТВ

Урок 8. РАЗНООБРАЗИЕ ВЕЩЕСТВ

Урок 8. РАЗНООБРАЗИЕ ВЕЩЕСТВ

Урок 8. РАЗНООБРАЗИЕ ВЕЩЕСТВ

Урок 8. РАЗНООБРАЗИЕ ВЕЩЕСТВ

Урок 8. РАЗНООБРАЗИЕ ВЕЩЕСТВ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2017