Урок № 10. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)
Оценка 4.9

Урок № 10. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
29.04.2018
Урок № 10.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)
Тема: Сказки народов России. «Падчерица» и ее «странствующий» сюжет. Цели: - выявить нравственную основу сказок о падчерице и мачехе, отличие народной сказки от литературной; помочь понять внутренний мир героя и раскрыть лучшие черты его характера; - развивать речевые умения путем пересказа произведения; аналитическое мышление, память, умение обобщать и делать выводы; формировать коммуникативные умения; вовлечь учащихся в творческий процесс на уроке; - формировать на понятийном уровне представления учащихся о нравственных ценностях.
Технологическая карта урока № 10.docx
Название предмета Класс № урока Место урока в разделе Тип урока Тема урока Основные термины и понятия Цели: образовательные развивающие  Технологическая карта урока № 10 Литература 5 10 6 Урок изучения новых знаний Сказки народов России. «Падчерица» и ее «странствующий» сюжет. волшебная   сказка,   притча,   композиция,   сюжет,   «странствующий   сюжет»,   изгнание,   испытание, награждение выявить нравственную основу сказок о падчерице и мачехе, отличие народной сказки от литературной; помочь понять внутренний мир героя и раскрыть лучшие черты его характера  развивать   речевые   умения   путем   пересказа   произведения;   аналитическое   мышление,   память,   умение обобщать и делать выводы; формировать коммуникативные умения; вовлечь учащихся в творческий процесс на уроке Результаты: воспитательные  формировать на понятийном уровне представления учащихся о нравственных ценностях предметные личностные метапредметные умение   создавать   устные   монологические   высказывания   разного   типа,   научиться   определять   мораль сказки; использовать характерные речевые обороты; приобщение к духовно­нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно­нравственными ценностями других народов учебно­познавательный интерес к новому материалу; формирование представлений о жизни как ценности гуманизма; о трудолюбии, терпении как духовном богатстве человека; о зависти, злобе, нерадивости, стремлении к материальному достатку как причинах духовной смерти; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем; способность к самооценке и саморазвитию на основе прочитанного; коррекция качеств характера   умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции № Содержание Ход урока  1 Организационный этап.  Притча о двух волках Когда­то   давно   старый   индеец   открыл   своему   внуку   одну   жизненную истину:   в   каждом   человеке   идет   борьба,   очень   похожая   на   борьбу   двух Виды деятельности учителя учащихся формирует  мотивационную  направленность слушают притчу; Ресурсы Презентация  https://sway.c om/z38kMj0Q GYC9JbML? 2 волков.   Один   волк   представляет   зависть,   ревность,   сожаление,   эгоизм, амбиции, ложь… Другой – мир, любовь, надежду, истину, верность… ­ О чем идет речь? (о борьбе добра и зла) Актуализация знаний.  Народ уже в глубокой древности размышлял об этой проблеме и создавал вымышленные истории с обязательной победой добра над злом.  ­   Присутствуют   ли   эти   понятия   в   сказке   «Падчерица»,   которую   вы прочитали дома?  ­ Объясните слова: «падчерица», «мачеха», «сводная дочь». Падчерица – неродная дочь для мачехи, родившаяся от предшествующего брака второго супруга. Мачеха – неродная мать для детей своего супруга. Сводная дочь – дочь супруга при вступлении его в повторный брак. 3 Постановка цели урока.  4  ­ Опишите иллюстрацию к сказке о падчерице. ­ К какой сказке подходит эта иллюстрация? Почему? (Подходит ко многим сказкам, потому что они с похожим сюжетом.) ­ Что означает понятие «странствующий сюжет»? (сказки с похожим сюжетом) ­ Как бы вы назвали наш урок? Тема урока: «Падчерица» и ее «странствующий» сюжет. ­ Чем мы будем заниматься на уроке? (Искать сходства и различия «похожих» народных сказок.)  Изучение нового материала.    ­   Назовите   народные   сказки,   сюжет   которых   похож   на   сюжет   сказки «Падчерица».   («Про дiдову дочку й бабину дочку» ­ украинская народная сказка. «Двенадцать месяцев» ­ сербская народная сказка.  «Золушка» ­ немецкая народная сказка.  «Госпожа Метелица» ­ австрийская народная сказка и др.) Просмотр мультфильма «Морозко». Обратите внимание при просмотре сказки «Морозко» на то, чем похожи эти две сказки и чем они отличаются друг от друга.  Сравнительный анализ сказок. Общие черты.  проводит параллель с  изученным  материалом;  организует работу с новыми словами делают вывод отвечают на вопрос  учителя; с помощью учителя  объясняют значение слов предлагает описать  иллюстрацию;  вводит новое  понятие; озвучивает тему  урока; нацеливает  учащихся на  продуктивную  деятельность  проверяет  эрудицию учащихся описывают  иллюстрацию к  сказке;  придумывают тему  урока;  настраиваются на  работу; называют  цели урока высказывают свои  предположения  ref=Link   https://sway.c om/z38kMj0Q GYC9JbML? ref=Link  Презентация  https://sway.c om/z38kMj0Q GYC9JbML? ref=Link   Презентация  https://sway.c om/z38kMj0Q GYC9JbML? ref=Link   организует  просмотр  мультфильма смотрят  мультфильм Мультфильм  «Морозко» ­ Какие этапы должна пройти падчерица в сказках? (изгнание – испытание – награждение – возвращение.)  Изгнание  ­ Как живется падчерице при злой мачехе?  (Мачеха любит свою дочь, а падчерицу заставляет работать). ­ Как живется родной дочери? (Ее мать лелеет, жалеет, оберегает от работы)  ­ Как вы понимаете выражение «гонимые падчерицы»? (девушки, которых обижают, притесняют, гонят от себя)  Испытание  ­ Как ведет себя падчерица и как ее сводная сестра? черты характера отношение к труду моральные качества падчерица  трудолюбивая  добрая, честная, вежливая, скромная дочка мачехи ленивая  жадная, грубая, невоспитанная  Награждение  ­ Какое награждение получают девушки?  (золото и серебро) ­ За что получили награду девушки? (за доброту, трудолюбие, уважение к старшим) Возвращение  ­   Почему   в   этих   сказках   «нехарактерная»   концовка?   (В   сказках   обычно счастливый конец).  (Народ осуждает злобу, ненависть, жадность и не прощает это.) Распределите пословицы по пунктам: Изгнание. ­ При солнышке тепло, при матери добро. Испытание. ­ Труд человека кормит, а лень портит. Награждение. ­ Какова работа, такова и награда. Возвращение. ­ Как аукнется, так и откликнется.  Отличительные черты сказок. ­ Найдите отличия в этих сказках. предлагает  составить  сопоставительный  анализ двух сказок  по этапам; находят сходство  двух сказок;  записывают в  тетрадь предлагает  вспомнить  пословицы,  которые  соответствуют  тому или иному  пункту  предлагают  пословицы;  обосновывают свой  выбор  организует  поисковую работу  находят отличия  двух сказок; различия  сказка  имя  время года помощник  подарок  изгнание  конец сказки  «Падчерица» башкирская  Гульбика (гуль – цветок, бика – девушка) лето  старушка  зеленый сундучок с золотом и серебром   мачеха выбросила клубок змеи ужалили дочь и мать  «Морозко» русская  Настя  по анализу  отличительных черт двух сказок  записывают в  тетрадь зима  Морозко  сундучок с золотом, серебром и всяким добром мачеха выгнала из дома  Морозко заморозил дочь старухи  5 Домашнее задание  6 ­   Знакомы   ли   вам   авторские   сказки,   близкие   по   содержанию   сказке «Падчерица»? Назовите их авторов.  (В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»; С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»)   ­ Сопоставьте русскую народную сказку «Морозко» и авторскую сказку «Мороз Иванович» В.Ф. Одоевского. Рефлексия Вывод ­ Чему учит нас сказка? (Каждому воздается по его делам.) Прием «Мишень». Учащиеся заполняют «рефлексивную мишень» из пяти кругов, оценивая свою деятельность.  ­ Спасибо за урок! инструктирует  учащихся записывают задание https://sway.c om/z38kMj0Q GYC9JbML? ref=Link  записывают вывод;  оценивают  конечный результат своей деятельности на уроке Презентация   https://sway.c om/z38kMj0Q GYC9JbML? ref=Link   предлагает сделать  вывод по уроку;  с помощью приема  «Мишень» оценить  учащимся свою  работу на уроке;  анализирует  деятельность  учащихся;  благодарит за урок

Урок № 10. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 10.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 10. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 10.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 10. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 10.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 10. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 10.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2018