Тема: Сказки народов России. «Падчерица» и ее «странствующий» сюжет.
Цели:
- выявить нравственную основу сказок о падчерице и мачехе, отличие народной сказки от литературной; помочь понять внутренний мир героя и раскрыть лучшие черты его характера;
- развивать речевые умения путем пересказа произведения; аналитическое мышление, память, умение обобщать и делать выводы; формировать коммуникативные умения; вовлечь учащихся в творческий процесс на уроке;
- формировать на понятийном уровне представления учащихся о нравственных ценностях.
Технологическая карта урока № 10.docx
Название предмета
Класс
№ урока
Место урока в разделе
Тип урока
Тема урока
Основные термины и понятия
Цели:
образовательные
развивающие
Технологическая карта урока № 10
Литература
5
10
6
Урок изучения новых знаний
Сказки народов России. «Падчерица» и ее «странствующий» сюжет.
волшебная сказка, притча, композиция, сюжет, «странствующий сюжет», изгнание, испытание,
награждение
выявить нравственную основу сказок о падчерице и мачехе, отличие народной сказки от литературной;
помочь понять внутренний мир героя и раскрыть лучшие черты его характера
развивать речевые умения путем пересказа произведения; аналитическое мышление, память, умение
обобщать и делать выводы; формировать коммуникативные умения; вовлечь учащихся в творческий
процесс на уроке
Результаты:
воспитательные формировать на понятийном уровне представления учащихся о нравственных ценностях
предметные
личностные
метапредметные
умение создавать устные монологические высказывания разного типа, научиться определять мораль
сказки; использовать характерные речевые обороты; приобщение к духовнонравственным ценностям
русской литературы и культуры, сопоставление их с духовнонравственными ценностями других народов
учебнопознавательный интерес к новому материалу; формирование представлений о жизни как ценности
гуманизма; о трудолюбии, терпении как духовном богатстве человека; о зависти, злобе, нерадивости,
стремлении к материальному достатку как причинах духовной смерти; развитие морального сознания и
компетентности в решении моральных проблем; способность к самооценке и саморазвитию на основе
прочитанного; коррекция качеств характера
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
формировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев; развитие способности
понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции
№
Содержание
Ход урока
1 Организационный этап.
Притча о двух волках
Когдато давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную
истину: в каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух
Виды деятельности
учителя
учащихся
формирует
мотивационную
направленность
слушают притчу;
Ресурсы
Презентация
https://sway.c
om/z38kMj0Q
GYC9JbML? 2
волков. Один волк представляет зависть, ревность, сожаление, эгоизм,
амбиции, ложь… Другой – мир, любовь, надежду, истину, верность…
О чем идет речь?
(о борьбе добра и зла)
Актуализация знаний.
Народ уже в глубокой древности размышлял об этой проблеме и создавал
вымышленные истории с обязательной победой добра над злом.
Присутствуют ли эти понятия в сказке «Падчерица», которую вы
прочитали дома?
Объясните слова: «падчерица», «мачеха», «сводная дочь».
Падчерица – неродная дочь для мачехи, родившаяся от предшествующего
брака второго супруга.
Мачеха – неродная мать для детей своего супруга.
Сводная дочь – дочь супруга при вступлении его в повторный брак.
3 Постановка цели урока.
4
Опишите иллюстрацию к сказке о падчерице.
К какой сказке подходит эта иллюстрация? Почему?
(Подходит ко многим сказкам, потому что они с похожим сюжетом.)
Что означает понятие «странствующий сюжет»?
(сказки с похожим сюжетом)
Как бы вы назвали наш урок?
Тема урока: «Падчерица» и ее «странствующий» сюжет.
Чем мы будем заниматься на уроке?
(Искать сходства и различия «похожих» народных сказок.)
Изучение нового материала.
Назовите народные сказки, сюжет которых похож на сюжет сказки
«Падчерица».
(«Про дiдову дочку й бабину дочку» украинская народная сказка.
«Двенадцать месяцев» сербская народная сказка.
«Золушка» немецкая народная сказка.
«Госпожа Метелица» австрийская народная сказка и др.)
Просмотр мультфильма «Морозко».
Обратите внимание при просмотре сказки «Морозко» на то, чем похожи эти
две сказки и чем они отличаются друг от друга.
Сравнительный анализ сказок. Общие черты.
проводит параллель
с изученным
материалом;
организует работу с
новыми словами
делают вывод
отвечают на вопрос
учителя;
с помощью учителя
объясняют значение
слов
предлагает описать
иллюстрацию;
вводит новое
понятие;
озвучивает тему
урока; нацеливает
учащихся на
продуктивную
деятельность
проверяет
эрудицию учащихся
описывают
иллюстрацию к
сказке;
придумывают тему
урока;
настраиваются на
работу; называют
цели урока
высказывают свои
предположения
ref=Link
https://sway.c
om/z38kMj0Q
GYC9JbML?
ref=Link
Презентация
https://sway.c
om/z38kMj0Q
GYC9JbML?
ref=Link
Презентация
https://sway.c
om/z38kMj0Q
GYC9JbML?
ref=Link
организует
просмотр
мультфильма
смотрят
мультфильм
Мультфильм
«Морозко» Какие этапы должна пройти падчерица в сказках?
(изгнание – испытание – награждение – возвращение.)
Изгнание
Как живется падчерице при злой мачехе?
(Мачеха любит свою дочь, а падчерицу заставляет работать).
Как живется родной дочери?
(Ее мать лелеет, жалеет, оберегает от работы)
Как вы понимаете выражение «гонимые падчерицы»?
(девушки, которых обижают, притесняют, гонят от себя)
Испытание
Как ведет себя падчерица и как ее сводная сестра?
черты характера
отношение к труду
моральные качества
падчерица
трудолюбивая
добрая, честная,
вежливая, скромная
дочка мачехи
ленивая
жадная, грубая,
невоспитанная
Награждение
Какое награждение получают девушки?
(золото и серебро)
За что получили награду девушки?
(за доброту, трудолюбие, уважение к старшим)
Возвращение
Почему в этих сказках «нехарактерная» концовка? (В сказках обычно
счастливый конец).
(Народ осуждает злобу, ненависть, жадность и не прощает это.)
Распределите пословицы по пунктам:
Изгнание. При солнышке тепло, при матери добро.
Испытание. Труд человека кормит, а лень портит.
Награждение. Какова работа, такова и награда.
Возвращение. Как аукнется, так и откликнется.
Отличительные черты сказок.
Найдите отличия в этих сказках.
предлагает
составить
сопоставительный
анализ двух сказок
по этапам;
находят сходство
двух сказок;
записывают в
тетрадь
предлагает
вспомнить
пословицы,
которые
соответствуют
тому или иному
пункту
предлагают
пословицы;
обосновывают свой
выбор
организует
поисковую работу
находят отличия
двух сказок; различия
сказка
имя
время года
помощник
подарок
изгнание
конец сказки
«Падчерица»
башкирская
Гульбика (гуль –
цветок, бика –
девушка)
лето
старушка
зеленый сундучок с
золотом и серебром
мачеха выбросила
клубок
змеи ужалили дочь и
мать
«Морозко»
русская
Настя
по анализу
отличительных черт
двух сказок
записывают в
тетрадь
зима
Морозко
сундучок с золотом,
серебром и всяким
добром
мачеха выгнала из
дома
Морозко заморозил
дочь старухи
5 Домашнее задание
6
Знакомы ли вам авторские сказки, близкие по содержанию сказке
«Падчерица»? Назовите их авторов.
(В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»; С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»)
Сопоставьте русскую народную сказку «Морозко» и авторскую сказку
«Мороз Иванович» В.Ф. Одоевского.
Рефлексия
Вывод
Чему учит нас сказка?
(Каждому воздается по его делам.)
Прием «Мишень». Учащиеся заполняют «рефлексивную мишень» из пяти
кругов, оценивая свою деятельность.
Спасибо за урок!
инструктирует
учащихся
записывают задание
https://sway.c
om/z38kMj0Q
GYC9JbML?
ref=Link
записывают вывод;
оценивают
конечный результат
своей деятельности
на уроке
Презентация
https://sway.c
om/z38kMj0Q
GYC9JbML?
ref=Link
предлагает сделать
вывод по уроку;
с помощью приема
«Мишень» оценить
учащимся свою
работу на уроке;
анализирует
деятельность
учащихся;
благодарит за урок
Урок № 10. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)
Урок № 10. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)
Урок № 10. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)
Урок № 10. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.