Урок № 15. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)
Оценка 4.9

Урок № 15. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
29.04.2018
Урок № 15.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)
Тема: Басня как литературный жанр. Эзоп. Басня «Лиса и виноград». Цели: - расширить представления учащихся о жанре басни; показать ее основные особенности; познакомить с особенностями басен Эзопа, Жана де Лафонтена; обучить сравнительному анализу текстов; выявить значения морали басни; - формировать навыки выразительного чтения, лексической работы, умения выделять главное в прослушанном сообщении; развивать умение видеть и находить в текстах басен скрытые приемы; работать в вопросно-ответной форме; - формировать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления значения морали басни; воспитывать внимательность к слову; умение слышать и дополнять ответ товарища.
Технологическая карта урока № 15.docx

Технологическая карта урока № 15

Название предмета

Литература

Класс

5

№ урока

15

Место урока в разделе

1

Тип урока

Изучение нового материала

Тема урока

Басня как литературный жанр. Эзоп. Басня «Лиса и виноград». 

Основные термины и понятия

басня, мораль, аллегория, «бродячий» сюжет, Эзоп, Жан де Лафонтен

Цели:

образовательные

расширить представления учащихся о жанре басни; показать ее основные особенности; познакомить с особенностями басен Эзопа, Жана де Лафонтена; обучить сравнительному анализу текстов; выявить значения морали басни

развивающие

формировать навыки выразительного чтения, лексической работы, умения выделять главное в прослушанном сообщении; развивать умение видеть и находить в текстах басен скрытые приемы; работать в вопросно-ответной форме  

воспитательные

формировать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления значения морали басни; воспитывать внимательность к слову; умение слышать и дополнять ответ товарища

Результаты:

предметные

умение создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог; сравнивать и анализировать произведения разных авторов

личностные

формирование представлений о положительном отношении к учению; проявление способности к самооценке своих действий, поступков

метапредметные

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; осознание познавательной задачи

Ход урока

Содержание

Виды деятельности

Ресурсы

учителя

учащихся

1

Организационный этап.

 Однажды богатый господин отправлялся в дальний путь. Каждому из своих рабов он велел взвалить на плечи груз. Один раб вызвался нести самый тяжелый мешок, в котором лежал хлеб. Все считали его простофилей, а он в ответ на колкости молча насмехался.

- Почему?

В пути рабы съедали каждый день несколько караваев, и мешок раба становился все легче. Все рабы изнывали под тяжестью грузов, и только один умный человек шел с полупустым мешком. И это был Эзоп.

формирует установки на решение проблемного вопроса;  побуждает к высказыванию своего мнения

предлагают решение проблемного вопроса; высказывают свои мнения

Презентация https://sway.com/TVggYf93oxV8eF51?ref=Link  

 

2

Проверка домашнего задания

Биография Эзопа

Имя Эзопа упоминается в древнегреческой литературе в VI веке до нашей эры. Оно, как и сам образ Эзопа, обросло легендами. О нем достоверно ничего не известно. Согласно легендам, Эзоп – уроженец Фракии в Малой Азии, это был старец, мудрый собеседник. Он раб, но умнее свободных граждан, безобразен («брюхо вспученное, голова что котел, курносый, с темной кожей,  увечный…», губы толстые, руки короткие, спина горбатая). Его внешний облик совсем не соответствовал представлениям аристократов об идеале человека. Но зато он имел острый ум, обладал даром слова и умел сочинять басни. По преданию, погиб Эзоп в Дельфах. Дельфийцы подбросили Эзопу в мешок золотую чашу из храма и обвинили его в краже. Приговорили Эзопа к смерти и сбросили его со скалы. За это Дельфы постигла чума, а потом еще много других бед. Долго пришлось расплачиваться дельфийцам за смерть Эзопа. Басня в его устах – орудие защиты угнетенного народа от знати. Но так как прямые выпады против властителей были опасны, то Эзоп избирает иносказательный жанр. Форму басни. Он как бы развлекает слушателей устным рассказом, но цель его – передать правила, которым следуют в обществе и дома, поучать жизненными правдивыми историями и случаями. Отсюда название – эзопов язык – язык иносказательный, под видом развлечения, шутки он используется для насмешки и поучения.

обеспечивает проверку домашнего задания

рассказывают биографию Эзопа; дополняют ответы друг друга

Презентация https://sway.com/TVggYf93oxV8eF51?ref=Link  

3

Определение темы и цели урока.

Тема нашего урока «Басня как литературный жанр. Эзоп. Басня «Лиса и виноград».

-Чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Вспомним, что такое «басня», ее признаки; познакомимся с баснописцами разных эпох; прочитаем и сравним басни «Лиса и виноград» с «бродячим» сюжетом).

озвучивает тему урока; предлагает назвать цели урока; корректирует ответы учащихся 

определяют цели урока, высказывая свои мнения; записывают тему урока в тетрадь

Презентация https://sway.com/TVggYf93oxV8eF51?ref=Link  

4

Изучение нового материала.

Просмотр фильма «Биография Эзопа».

- Посмотрите отрывок из мультфильма и дополните свой конспект.

организует просмотр отрывка из мультфильма

смотрят мультфильм; дополняют конспект новыми сведениями

Презентацияhttps://sway.com/TVggYf93oxV8eF51?ref=Link

5

Актуализация знаний.

- Что такое басня?

(Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл).

- Какие признаки басни вам известны?

1) Басня может быть написана в стихотворной или прозаической форме.

2) Героями басни чаще всего бывают животные.

3) В басне есть вывод – мораль. (Мораль – нравственное правило, которым следуют в обществе и домашней жизни). 

4) Басня содержит аллегорию. (Аллегория – иносказание, изображение человека, предмета или явления через другого человека, другой предмет или явление). Как правило, в качестве аллегории баснописцы используют образы животных. За каждым из животных закреплено определенное  человеческое качество или человеческий недостаток. Например:

Волк – злость, злой человек;

Лиса – хитрость, хитрый человек;

Заяц – слабость, страх, трусость, трусливый человек;

Свинья – неблагодарность, грубость, невежество, невежественный человек.

проводит параллель с раннее изученным материалом;

озвучивают понятия; отвечают на вопросы учителя

Презентация https://sway.com/TVggYf93oxV8eF51?ref=Link  

4

Басня Эзопа «Лиса и виноград»

Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они еще зеленые!»

предлагает выразительно прочитать басню

выразительно читают басню

https://sway.com/TVggYf93oxV8eF51?ref=Link

 

Жан де Лафонтен (1621  - 1695).

В XVIII веке во Франции при дворе короля Людовика XIV жил поэт Жан де Лафонтен. Он понял, что басни, которые писал Эзоп 23 столетия назад, продолжают оставаться важными, актуальными для людей и тоже стал сочинять и перерабатывать басни.   

Басня Ж. Лафонтена «Лиса и виноград»

Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец

(Разное говорят),

Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой

Виноград, такой зримо зрелый,

В румяной кожице!

Наш любезник был бы рад им полакомиться,

Да не мог до него дотянуться

И сказал: «Он зелен –

Пусть им кормится всякий сброд!»

Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?

организует знакомство с Ж. Лафонтеном и его басней; предлагает выразительно прочитать ее

знакомятся с французским баснописцем; выразительно читают басню

https://sway.com/TVggYf93oxV8eF51?ref=Link

 

Басня И.А. Крылова «Лисица и виноград»

В XIX веке в России жил поэт Иван Андреевич Крылов. Попалась ему как-то в руки книга с баснями Лафонтена, перевел Крылов на русский язык несколько басен Лафонтена и понял, что басня – это его жанр литературы. Так Крылов стал самым известным, вслед за Эзопом и Лафонтеном, баснописцем мира.

«Лисица и виноград»

Голодная кума лиса залезла в сад;

В нем винограду кисти рделись.

У кумушки глаза и зубы разгорелись;

А кисти сочные, как яхонты, горят;

Лишь то беда, висят они высоко:

Отколь и как она к ним ни зайдет,

Хоть видит око,

Да зуб неймет.

Пробившись попусту час целый,

Пошла и говорит с досадою: «Ну что ж!

На взгляд-то он хорош,

Да зелен – ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьешь».

сообщает информацию о Крылове; предлагает выразительно прочитать басню

слушают учителя; выразительно читают басню

https://sway.com/TVggYf93oxV8eF51?ref=Link

 

Сравнительный анализ трех басен

Перерабатывая сюжеты известных басен, авторы переносят своих героев в свою страну, в свою эпоху.

- Как называются такие сюжеты? («бродячие сюжеты»)

Такое понятие называется «бродячие сюжеты», при этом герой басни обрастает деталями своей страны и эпохи.

- Пользуясь планом сравнительного анализа, найдите общее и различное в этих баснях.

План

1. Тема басни.

2. Герои.

3. События, действия героев.

4. Цель басни.

5. Мораль.

6. Художественные особенности (изобразительно-выразительные средства)

Общее:

1. Общая тема, герой.

2. Басня кратко изображает событие, которое имеет поучительный смысл, а поступки животных напоминают поступки людей.

3. В басне высмеиваются людские пороки (себялюбие, глупость, тщеславие).

4.  Басня имеет поучение – мораль.

Различное:

1. Басня Эзопа по объему короче остальных, она написана в прозаической форме, содержит мораль.

2. Басня Жана де Лафонтена более развернута: действие переносится во Францию (Лис-гасконец, лис-нормандец); зачатки стихотворной формы; мораль у французского баснописца другая: он оправдывает слова Лиса.

Хотя лису не удалось отведать винограда, но он испытал жалость к себе. Лис горд и стремится сохранить лицо, прибегая к хитрости. 

3. Басня И. Крылова еще более развернута. Басня напоминает русскую сказку, в ней действует «кума Лиса», употреблены русские просторечные и устаревшие слова: кумушка, яхонты (рубины), отколь, око (глаз), неймет, попусту. Прямой морали не выведено, она содержится в русской пословице: «Хоть видит око, да зуб неймет» (кажется достижимым, но в действительности совершенно недоступно).

предлагает вспомнить понятие «бродячий» сюжет; сравнить три басни с «бродячим» сюжетом

вспоминают изученный материал; сравнивают три басни с одинаковым сюжетом по предлагаемому учителем плану; находят в них общее и различное

https://sway.com/TVggYf93oxV8eF51?ref=Link

 

Просмотр отрывка из мультфильма «Лиса по мотивам басен» («Лиса и виноград»).

- Определите мораль басни. Как авторам видео удалось передать образ лисы? (Мораль: не получив ожидаемой выгоды, человеку свойственно обвинять в этом обстоятельства, а не собственную несостоятельность).

организует просмотр отрывка мультфильма; предлагает ответить на вопрос

смотрят отрывок из мультфильма; отвечают на вопрос учителя

https://sway.com/TVggYf93oxV8eF51?ref=Link

6

Домашнее задание

- Подготовьте сообщение о Михаиле Васильевиче Ломоносове. 

предлагает домашнее задание

записывают задание

https://sway.com/TVggYf9

7

Рефлексия

Прием «Фантазер».

- Назовите три способа применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.

Вывод. Жанр басни возник давно. Существовал в те времена, когда люди хотели скрыть человеческие недостатки или рассказать о них по-другому, не называя их прямо. Эзопов язык – это язык намеков и умолчаний. Пе­ре­ра­ба­ты­вая сю­же­ты из­вест­ных басен, бас­но­пис­цы пе­ре­но­сили ге­ро­ев в свою стра­ну, в свою эпоху, что спо­соб­ствовало тому, что чи­та­те­ли охот­нее ста­вили себя на место ге­ро­ев басни.

Благодарю всех за работу на уроке.

организует беседу по применению знаний, умений и навыков по данной теме в жизни; делает вывод по уроку;

 

 

благодарит учащихся за урок

формулируют способы применения знаний, умений и навыков в жизни; комментируют ответы одноклассников

 

https://sway.com/TVggYf93oxV8eF51?ref=Link

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта урока № 15

Технологическая карта урока № 15

Биография Эзопа Имя Эзопа упоминается в древнегреческой литературе в

Биография Эзопа Имя Эзопа упоминается в древнегреческой литературе в

Какие признаки басни вам известны? 1)

Какие признаки басни вам известны? 1)

Лафонтена, перевел Крылов на русский язык несколько басен

Лафонтена, перевел Крылов на русский язык несколько басен

В басне высмеиваются людские пороки (себялюбие, глупость, тщеславие)

В басне высмеиваются людские пороки (себялюбие, глупость, тщеславие)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2018