Урок № 5. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)
Оценка 4.8

Урок № 5. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
29.04.2018
Урок № 5.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)
Тема: Тайна загадки. Цели: - познакомить с загадками, их историей и происхождением выявить тематику загадок; - развивать кругозор учащихся, образное и логическое мышление, творческую активность, творческую способность учащихся в процессе создания загадок; формирование устной речи, навыков выразительного чтения; - воспитывать интерес к устному народному творчеству, культуру речи учащихся при составлении связных высказываний, бережное отношение к слову.
Технологическая карта урока № 5.docx
Название предмета Класс № урока Место урока в разделе Тип урока Тема урока Основные термины и понятия Цели: образовательные развивающие  воспитательные  Результаты: предметные личностные метапредметные Технологическая карта урока № 5 Литература 5 5 1 Комбинированный Тайна загадки. фольклор, жанры фольклора, загадка, сравнение, антитеза, отрицание, олицетворение  познакомить с загадками, их историей и происхождением выявить тематику загадок развивать кругозор учащихся, образное и логическое мышление, творческую активность, творческую способность учащихся в процессе создания загадок; формирование устной речи, навыков выразительного чтения воспитывать   интерес   к   устному   народному   творчеству,   культуру   речи   учащихся   при   составлении связных высказываний, бережное отношение к слову умение создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог; понимание ключевых проблем   изученных   произведений   русского   фольклора;   владение   литературоведческим   понятием «загадка» учебно­познавательный   интерес   к   новому   материалу   и   способам   решения   новой   части   задачи; формирование   представлений   о   высших   ценностях;   осмысление   сущности   мифологических представлений, культовой, мистической и социальной роли загадки;  умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; осознание значимости чтения; работать в группе и индивидуально Ход урока  № Содержание Виды деятельности Ресурсы 1 Организационный этап.  Утром ранним кто­то странный Заглянул в мое окно. На ладони появилось Ярко­рыжее пятно.  ­ Кто этот ранний и странный гость? Это солнце заглянуло, Будто руку протянуло учителя создает  благоприятную  психологическую  среду учащихся приветствуют друг  друга и учителя  Презентация https://sway.c om/orMgOCU EAQu6smTN ?ref=Link Тонкий лучик золотой.  И, как с первым лучшим другом, Поздоровалось со мной.   ­ Давайте и мы поприветствуем друг друга! 2 Проверка домашнего задания  Высказывания   учащихся   о   «находках»   друг   друга.   Анализ   творческих проектов. 3 Постановка цели урока. Мотивация.  ­ Расшифруйте следующую строчку: «Шыр­пыр ю пяпюжгы зэлэмгый гесрыг» (Это известная строчка из детской песни про серенького козлика).  ­ Каков ключ к расшифровке? (Свойства гласных и согласных). ­ Посмотрите отрывок из мультфильма «Алеша Попович и Тугарин Змей».  ­ Каково назначение «хитрого» вопроса? (Загадка не развлечение, а испытание, ценой отгадки могла стать жизнь). ­ Тема нашего урока «Тайна загадки». Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (узнаем, какие бывают загадки; из «чего состоят»; будем отгадывать загадки и придумывать свои). 4 Актуализация знаний. Усвоение новых знаний ­   Среди   предложенных   фраз   найдите   загадку   и   объясните,   чем   она отличается от остальных.    Новая метла по­новому метет.    Хорошая нужная вещь.    Скручена, связана, на кол посажена.    Бытовой предмет для уборки мусора на длинной палке. (Загадка – это иносказательное изображение какого­нибудь предмета или явления, которое нужно отгадать, узнать. Это не просто описание свойств или качеств чего­нибудь, а это художественный образ). побуждает к  высказыванию  своего мнения создает условия  для актуализации  знаний учащихся; организует  обсуждение  способов решения предлагает  просмотр отрывка  мультфильма;  акцентирует  внимание на  вопрос; озвучивает тему  урока; уточняет  понимание  учащимися целей  урока проводит параллель с ранее изученным  материалом  комментируют  «находки»» в  проектах  одноклассников  отвечают на  вопросы учителя;  высказывая свои  предположения смотрят отрывок из мультфильма;  отвечают на вопрос  учителя; записывают тему  урока в тетрадь; называют цели  урока сопоставляют  фразы; находят  загадку; объясняют  свой выбор; делают вывод   Презентация https://sway.c om/orMgOCU EAQu6smTN ?ref=Link  Презентация https://sway.c om/orMgOCU EAQu6smTN ?ref=Link  Презентация https://sway.c om/orMgOCU EAQu6smTN ?ref=Link ­ Что такое загадка? (Выражение, которое нуждается в разгадке). ­ Что значит «придумать загадку»? (Находить важное, интересное, необычное в явлениях и предметах). ­ Как устроена загадка? («Одно   выдается   за   другое»,   один   предмет   по   какому­нибудь   признаку уподобляется другому, загаданному).  ­ Почему появились загадки? (У наших древних предков существовали запреты на произнесение тех или иных слов, связанные с тем, что их могут услышать представители «чужого мира»   ­   домовые,   кикиморы,   лешие,   русалки,   упыри…   А   может   быть,   с помощью загадок наши далекие предки  учили  молодежь  иносказательной речи, развивали нестандартное мышление, а может быть, и испытывали ими возмужавших юношей).   Загадки принято было загадывать зимой, до Рождества и после, в мясоед, на Масленицу,   на   осенних   посиделках,   за   общей   работой,   на   праздниках. Строго запрещалось загадывать загадки в период Великого поста, во время появления приплода у скота, потому что это якобы грозило ему болезнями. Загадки связаны с обрядами и магическими действиями, направленными на обеспечение   урожая   и   достижение   успеха   в   скотоводстве.   Отгадывая загадки   о   явлениях   природы,   животных   и   растениях,   человек   стремился воздействовать   на   силы   природы,   покорить   их.   Не   случайно   в   мифах   и преданиях враждебные силы отпускают пленных и даже погибают сами, если человек отгадывает предложенные ему загадки.       Построение загадок 1) загадки­вопросы Что без огня горит? (туча грозовая) Что человек всегда видит и что никогда достать не может? (небо, звезды, месяц, солнце) Что из стены не вырубишь? (луч солнца) 2) загадки­описания На одном конце – чудак, на другом конце – червяк. (удочка) И рать, и воеводу – всех повалил.  (сон) Стоит в поле древо древанское, на этом дереве семь угодьев: первое угодье – в избе обиходье; другое угодье – в кругу вертится, третье угодье – старому Презентация https://sway.c om/orMgOCU EAQu6smTN ?ref=Link  организует беседу  по уточнению и  конкретизации  первичных знаний;  побуждает к  высказыванию  своего мнения; объясняют  понятия; отвечают на  вопросы учителя,  высказывая свои  предположения; организует работу  по выявлению  видов загадок;  анализируют  загадки по группам; выявляют  закономерность;  обобщают  Презентация https://sway.c om/orMgOCU EAQu6smTN ?ref=Link да малому потеха, четвертое угодье – на церкву крыша, пятое угодье – по дорожке след, шестое угодье – всю ночь свет, седьмое угодье – всему миру масло.   (Береза:   веник,     веретено,   банный   веник,   скалка,   лапти,   лучина, деготь).  3) загадки­противопоставления Глаза бычьи, а сама с кулак. (лягушка) Всегда во рту, а не проглотишь.  (язык) Тянется нитка, а клубок не смотать. (дорога) 4) загадки­иносказания Сестра к брату в гости идет, а он от нее прячется. (солнце и месяц) По синему морю белые гуси плывут. (облака) Этой бабке сто лет, горба у нее нет, высоконько торчит, далеконько глядит, придет смерть за старушкой, станет бабка избушкой. (сосна) 5) загадки­шутки Горело 3 свечи. Одна потухла. Сколько свечей осталось? (одна; остальные сгорели) Сидели три утки. Охотник выстрелил и убил одну. Сколько птиц осталось? (одна; остальные улетели) На березе было десять веток; на каждой ветке по 3 яблока. Сколько яблок было на дереве? (ни одного; на березе яблоки не растут)   Отгадывая загадки, вы можете увидеть в обыденном – поэтическое, понять, что   в   этом   помогают   художественные   средства:   сравнение, противопоставление (антитеза), отрицание. Загадка и художественный прием  ­ Отгадайте загадку: Без рук рисует, без зубов кусает. (мороз) ­ Объясните отгадку. (Мороз   сравнивается   с   живым   существом.   Это   сравнение   создается   не только   словами   «рисует»,  «кусает»,  но  и   подсказками   –  «без   рук»,  «без зубов». ­ Найдите в стихотворном отрывке слова, характеризующие мороз как живое существо и объясните, зачем нужны они здесь, ведь названо само явление – его не  надо ни загадывать, ни отгадывать. Нашу речку, словно в сказке, За ночь вымостил мороз. знакомит с  художественными  средствами языка организует работу  по сравнению  загадки и  художественного  приема –  олицетворения; организует  обсуждение  Презентация https://sway.c om/orMgOCU EAQu6smTN ?ref=Link  отвечают на  вопросы учителя,  высказывая свои  предположения; способов решения  вопроса; делает вывод; предлагает  упражнение на  закрепление  материала  выполняют  упражнения на  закрепление  материала; организует  взаимопроверку осуществляют  взаимопроверку организует  самостоятельную  работу по  закреплению  материала в парах;  проводят анализ   изученного  материала;  обобщают;  заполняют таблицу; Презентация https://sway.c om/orMgOCU EAQu6smTN ?ref=Link  Обновил коньки, салазки, Елку из лесу принес. (В   стихотворении   неодушевленному   предмету   приписывают   качества   и свойства   одушевленного,   живого.   Это   художественный   прием   – олицетворение).   ­ Найдите в знакомых текстах примеры олицетворения: *** Ель надломленная стонет, Глухо шепчет темный лес. (Н.А. Некрасов «Перед дождем»). *** И вот сама идет волшебница зима. Пришла, рассыпалась, клоками  Повисла на суках дубов.     (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»). *** Ветер злой, бушуя, воет И небо кроет седою мглою.  (Е.А. Баратынский)  Взаимопроверка  Закрепление материала  1. Заполните второй столбик таблицы (Работа в парах): 5 Устное народное творчество  Фольклор  Жанры фольклора Фольклор от анг. слов folk – народ и lore – мудрость. Искусство народа,  художественная творческая  деятельность народа, отражающая  его жизнь, воззрения, идеалы. Жанр – вид художественного произведения со своими особыми признаками. Жанры фольклора: пословицы, поговорки, прибаутки, потешки, пестушки, заклички, загадки Определение  Краткое иносказательное описание Загадки Что выражается в загадках? Виды загадок  При помощи каких художественных средств «сделаны» загадки? предмета или явления, предлагаемое для разгадки Познание мира, открытие неизвестных его сторон. загадки­вопросы загадки­описания загадки­противопоставления загадки­иносказания загадки­шутки сравнение антитеза отрицание Проверка выполненного задания. 2. Выполните задание (индивидуально): 1.   Олицетворить   в   прозе   или   в   стихах   какой­нибудь   предмет:   карандаш, рюкзак, носовой платок и т.п.  2.   Придумать   об   этом   предмете   загадку,   используя   любой   способ   ее построения. Проверка выполненного задания. Дополнительно: Загадки (Е. Климова)                      6 Домашнее задание  Составить Азбуку загадок на определенную тему (работа в группах, в парах, индивидуально). Лучшие работы мы подарим учащимся 1 класса.  исправляют,  дополняют таблицу выполняют задание  самостоятельно записывают задание пример азбуки презентации   в корректирует  ответы учащихся; организует  индивидуальную  работу; формирует  установки на  творческое  выполнение задания и самовыражение  учащихся;  контролирует  выполнение задания инструктирует  учащихся;  формирует  мотивационную  направленность на  продуктивную  деятельность 7 Рефлексия Прием «Самопохвала» «Я сегодня молодец! Я узнал… Я научился… и др.» ­ Благодарю всех за работу на уроке. формулируют  конечный результат своей работы на  уроке побуждает к  высказыванию  своего мнения;  обеспечивает  положительную  реакцию  одноклассников

Урок № 5. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 5.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 5. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 5.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 5. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 5.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 5. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 5.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 5. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 5.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 5. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 5.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 5. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 5.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2018