Урок – исследование по произведению В.П.Астафьева «Васюткино озеро».(литература, 5 класс)
Оценка 4.6

Урок – исследование по произведению В.П.Астафьева «Васюткино озеро».(литература, 5 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
5 кл
05.03.2018
Урок – исследование  по произведению В.П.Астафьева «Васюткино озеро».(литература, 5 класс)
Данный урок - урок исследование , проводится в 5-м классе по программе Т.Ф.Курдюмовой Тема урока - «Испытание тайгой». Это заключительный урок по рассказу В.П.Астафьева “Васюткино озеро” Тип урока: комбинированный, в соответствии с этим разрабатывалась и структура урока. Оборудование и ТСО: компьютер, мультимедиа-проектор, слайдовая презентация к уроку, раздаточный материал, отрывки текста произведения.Файл имеет титульный лист с выходными данными, разработку урока с целями и задачами.
Урок по произведению В.П.Астафьева.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Заветинская  средняя общеобразовательная школа №2  Урок по литературе Тема: «Испытание тайгой»                                                                5 класс Учитель: Киричкова Ольга Владимировна 2017г Урок   –   исследование     по   произведению   В.П.Астафьева   «Васюткино озеро».                                   Тема: «Испытание тайгой» Цели: Создать педагогические условия, при которых ученик сможет: 1.   на основе исследовательской работы с текстом рассказа  выявить сущность поднятых Астафьевым проблем 2.   выразить и отстаивать собственную точку зрения средствами устной и письменной речи;   совершенствовать   навыки   работы   с   текстом,   развивать   умение   сравнивать, сопоставлять. 3. взаимоотношениях человека и природы.    задуматься   над   проблемой   выбора,   сделать   вывод   о   ценности   жизни,   о Оборудование:  компьютер,   мультимедиа­проектор,     слайдовая   презентация   к   уроку, раздаточный   материал,   учебник   под   ред.   Т.Ф.Курдюмовой   «Литература   5   класс»,   М., «Дрофа», 2010г.                                                           Ход урока: (Слайд)  Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы будем исследователями. Предмет нашего  исследования – произведение  В.П.Астафьева «Васюткино озеро». Что вы знаете о В.П. Астафьеве? Почему рассказ «Васюткино озеро» назван  автобиографическим?  (Звучит музыка «Звуки леса»)                                                                                        Учитель: Ребята, вы когда­нибудь были в лесу? Тайге? Если были, то, вероятно, со взрослыми. Что вам понравилось и запомнилось?  Чего  нужно опасаться в лесу? В тайге? Сегодня мы побываем с вами в  настоящей тайге вместе с   мальчиком Васюткой  и  постараемся поучиться у него способам выживания в трудной ситуации, умению находить  выход, концентрировать внимание. Сейчас вы прослушаете отрывок из рассказа и  постараетесь представить себе тайгу. (Учитель читает наизусть  отрывок «Тайга, тайга без конца и без края…..»)   «….Тайга... Тайга... Без конца и края тянулась она во все стороны,  молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным тёмным морем. Небо не обрывалось сразу, как это бывает в горах, а тянулось далеко­далеко, всё ближе  прижимаясь к вершинам леса. Облака над головой были редкие, но чем дальше смотрел Васютка, тем   они   делались   гуще,   и   наконец  голубые   проёмы  исчезли   совсем.  Облака спрессованной ватой ложились на тайгу, и она растворялась в них….» Какой вы представили себе  тайгу?  (Слайд)  Какие художественные средства помогают нам лучше  представить её? Найдите  их    в тексте. (см. приложения). А теперь закройте глаза и представьте, что вы оказались одни в этой бескрайней, темной  глухой тайге.  (Слайд) Возьмите в руки листочки, посмотрите задание. Перед вами схема – ассоциограмма.  Как вы поведете себя, если поймете, что заблудились?   Впишите в свободные кружочки свои действия. (Ассоциограмма распечатана на листе с отрывком из текста, см. приложение)      Посмотрим, что же у нас получилось. (отвечает несколько учащихся )  Посмотрите, что получилось у   учеников из другого класса, с которыми мы тоже  рассматривали эту ситуацию.  (Слайд) (Слайд) Тема нашего урока, ребята, «Испытание тайгой». Сегодня мы с вами постараемся   на примере произведения  выяснить, как удалось выжить Васютке в тайге.   (Слайд) Я бы хотела, чтобы мы  вместе поразмышляли над вопросом: выдержал ли Васютка  испытание тайгой? В течение урока мы должны  на него ответить, а также  сделать вывод,  как нужно вести себя в подобной ситуации.  Для этого  обратимся к тексту. Читаем  отрывок. Найдите в тексте ответ на вопрос:  зачем  мальчик отправился  в тайгу?   «…Орехами рыбаков снабжал Васютка.…»  (Слайд) Таким Васютку представил художник, иллюстрирующий рассказ. С каким настроением Васютка  шел? Найдите в тексте ответ.  Какие слова по стилистической окраске отличаются от остальных? Для чего автор использует эти слова? Каждый житель тайги знает, идя в лес, нужно соблюдать его  законы.  О каких таежных законах напоминает  ему мать? Прочитайте  отрывок  и найдите ответ. «… Когда Васютка с ружьём на плече и с патронташем па поясе….»  Как вы понимаете слово затеси?  Прочитаем, что такое затеси (ниже)  (Слайд) Затеси – зарубки, отметки на  стволах деревьев, которые делаются для того,  чтобы не потерять дорогу в тайге. Прочитаем текст дальше.  Что же произошло,  почему   Васютка нарушил законы тайги?   «….Вдруг впереди Васютки что­то сильно захлопало. ..»  (Слайд)  Васютка подстрелил глухаря, побежал за ним и заблудился. Как вы думаете  страшно ему было? Что бы вы почувствовали в данной ситуации? А теперь прочитайте  отрывок  самостоятельно и найдите в отрывке слова, передающие внутреннее состояние  героя. Охарактеризуйте состояние Васютки на данный момент. «…Вдруг он спохватился: где же затеси? ….»  Какая часть речи используется чаще всего? Почему автор использует именно эту часть речи?  Учитель: Чувство страха, как и горе и печаль, свойственны всем: и детям , и взрослым, его не надо стыдиться, надо стараться перебороть страх, найти выход. Чьи слова вспомнил Васютка,  как он повел себя? («Тайга, наша кормилица,  хлипких не любит!......») Самостоятельно читаем отрывок,  цифрами отмечаем  последовательность действий. Как эти действия характеризуют Васютку? 5 дней мальчик провел в тайге, много он пережил.  Сейчас мы  выразительно (по цепочке) прочитаем, как Васютка  нашел выход.   Знания каких примет помогли ему это сделать? « ...Солнце пошло на закат, когда Васюткa заметил среди однообразного мха тощие стебли травы…» (Слайд) Вывод: (и снова природа  приходит на помощь, но и знания Васютке помогают) Назовите синтаксические средства выразительности,  указывающие на эмоциональное  состояние героя. Сейчас  мы еще раз вспомним ключевые эпизоды  из произведения и поработаем со  зрительными образами. Для этого выполним следующее задание. ( Работаем  в группах)    Каждая группа получила задание,  на выполнение которого 3 минуты, выберите также, кто  будет отвечать. Перед вами  файлы с картинками:  1 группа  выберет 4 картинки, которые подходят больше всего к   эпизоду рассказа «Как  Васютка заблудился»,  2группа « Что  делал Васютка, чтобы выжить в лесу»,  3 группа «Как Васютка спасся», картинки    наклейте на лист А4 так , чтобы они были  связаны между собой по смыслу,  назовите , объясните свой  выбор. 1. Тайга, глухарь, Васютка,  затеси, кедровые шишки, катер 2. Костер, хворост, Васютка, хлеб, кедр,  утка 3. Тайга, озеро, Васютка, Енисей, утка, катер,  орехи, глухарь. А теперь обратимся к образу главного героя. (Работаем устно) (Слайд) Перед вами  на слайде  слова, характеризующие человека.  Выберите черты характера,   которые  необходимы человеку, оказавшемуся в трудной  жизненной ситуации, и  которыми, на ваш взгляд, обладает наш герой. Жизнелюбие Наблюдательность Скромность Выносливость Чувствительность Почему  вы выбрали именно эти черты характера? ( Они помогли Васютке сделать  выбор, найти выход). (Слайд) А  теперь вернемся к  вопросу, прозвучавшему в начале  нашего урока.  Выдержал  ли Васютка испытание тайгой? Аргументируйте свой ответ . И еще одно задание для  групп.  Представьте, что ваш друг попал в подобную ситуацию. Поможем ему найти выход.  Сейчас мы посмотрим, чему же мы научились. Каждая группа, выполнив задания,  представит результат. 1группа соберет рюкзак, положив в него только вещи, необходимые в лесу. (Стакан, спички, игрушки, ружьё, хлеб, компас, чайник, ноутбук.) (Слайд) (Слайд) 2группа даст советы: что нужно  идущему в лес(3­4совета). Советы идущему в лес    . 1.Продумай маршрут. 2.Возьми компас, спички, продукты. 3. Оденься теплее. 4. Предупреди взрослых. (Я подскажу вам ещё несколько советов). 3 группа составляет памятку: как вести себя, если вы заблудились.          Памятка Если ты заблудился 1. Успокойся, не паникуй. 2. Осмотри местность. 3. Собери хворост, дрова для костра на ночь. 4. Разожги костер, приготовь пищу. 5. Приготовь место для ночлега. 5. спокойно ожидай спасателей  Рефлексия. Чему же вы сегодня научились? Что взяли себе на заметку? Домашнее задание: Задание выберите каждый для себя. 1.Дайте устную характеристику героя. 2.Ответьте письменно на вопрос «Чему научил меня случай с Васюткой?» 3.Нарисуйте карту путешествия Васютки,  отобрав ключевые эпизоды ,которые позволяют  понять характер героя. Оценки. Китайский мудрец Лу Синь сказал: «Пути не открываются перед теми, кто не борется»  Пусть ориентиры, благодаря которым спасся Васютка,  помогут вам на вашем жизненном  пути, если вы попадете в трудную ситуацию.  И обязательно прочитайте произведение, в  любой хорошей книге столько всего, что этого хватит для размышлений на всю жизнь.  Спасибо!                                                    Приложение 1)   Тайга...   Тайга...   Без   конца   и   края   тянулась   она   во   все   стороны,   молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным тёмным морем. Небо не обрывалось сразу, как это бывает в горах, а тянулось далеко­далеко, всё ближе прижимаясь к вершинам леса. Облака над головой были редкие, но чем дальше смотрел Васютка, тем они делались гуще, и ,наконец,   голубые проёмы исчезли совсем. Облака спрессованной ватой ложились на тайгу, и она растворялась в них. 2) Перед вами схема – ассоциограмма. Как вы поведете себя, если поймете, что  заблудились?   Впишите в свободные кружочки глаголы, которые характеризуют ваши действия.

Урок – исследование по произведению В.П.Астафьева «Васюткино озеро».(литература, 5 класс)

Урок – исследование  по произведению В.П.Астафьева «Васюткино озеро».(литература, 5 класс)

Урок – исследование по произведению В.П.Астафьева «Васюткино озеро».(литература, 5 класс)

Урок – исследование  по произведению В.П.Астафьева «Васюткино озеро».(литература, 5 класс)

Урок – исследование по произведению В.П.Астафьева «Васюткино озеро».(литература, 5 класс)

Урок – исследование  по произведению В.П.Астафьева «Васюткино озеро».(литература, 5 класс)

Урок – исследование по произведению В.П.Астафьева «Васюткино озеро».(литература, 5 класс)

Урок – исследование  по произведению В.П.Астафьева «Васюткино озеро».(литература, 5 класс)

Урок – исследование по произведению В.П.Астафьева «Васюткино озеро».(литература, 5 класс)

Урок – исследование  по произведению В.П.Астафьева «Васюткино озеро».(литература, 5 класс)

Урок – исследование по произведению В.П.Астафьева «Васюткино озеро».(литература, 5 класс)

Урок – исследование  по произведению В.П.Астафьева «Васюткино озеро».(литература, 5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2018