УРОК – МАСТЕРСКАЯ/ Уроки Маленького принца (Антуан де Сент – Экзюпери и его нравственно – философская сказка «Маленький принц»)
Оценка 4.9

УРОК – МАСТЕРСКАЯ/ Уроки Маленького принца (Антуан де Сент – Экзюпери и его нравственно – философская сказка «Маленький принц»)

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
русская литература
8 кл
25.04.2017
УРОК – МАСТЕРСКАЯ/ Уроки Маленького принца (Антуан де Сент – Экзюпери и его  нравственно – философская сказка «Маленький принц»)
После этого урока учащиеся смогут: - работать с текстом, анализировать и делать выводы; - разобраться в главной проблеме произведения; - давать характеристику героям на основании их поступков; - презентовать коллаж; - применять полученные знания на практике; - иметь представления об общечеловеческих ценностях; - получить опыт работы в группах, усовершенствовать навыки групповой работы.Творческая мастерская
маленький принц.docx
Жданова Елена Анатольевна(учитель высшей категории, стаж – 21 год) Донецкая область Волновахский район Рыбинская ош НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ Технология «Творческая мастерская» ... Одним из приоритетных направлений  школьного образования является: постоянное повышение качества образования, обновление  его  содержания   и форм   организации  учебно­воспитательного  процесса..  В  основе  изучения   русского  языка  и литературы лежит формирование и развитие  коммуникативной компетенции учащихся. Под коммуникативной компетенцией понимается   способность   высказываться  в   соответствии   с   ситуацией   речевого   общения.   Основной   стратегией   обучения провозглашен   личностно   ­   ориентированный   подход,   когда   в  центре   стоит   личность   учащегося,   учитываются   его способности, возможности, склонности и интересы. Отличие традиционного урока и личностно ориентированного урока Элементы урока 1. Цели 2. Содержание 3. Формы обучения 4. Методы обучения 5. Формы   организации   учебной работы Традиционный урок Основная цель ОБУЧАЮЩАЯ Традиционное изложение материала Традиционные Репродуктивный, иллюстративный Фронтальные   объяснительно­ Личностно ориентированный урок Основная цель РАЗВИВАЮЩАЯ Альтернативные трактовки изучаемого материала Интерактивные Интерактивные(частично­поисковый, проблемный, проектный) Групповые, парные, коллективные исследовательский,   6. Методы   мотивации стимулирования   и Методы внешней мотивации Мотивация внутренняя Большую роль в формировании интереса к учению  играет создание проблемной ситуации. При «плотности общения» чрезвычайно возрастает внутренняя и внешняя активность учащихся. Чем активней методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся.  Наиболее продуктивна технология Мастерской построения знаний, творческая мастерская, педагогическая мастерская разработанная психологами П. Ланжевеном, А.  Валлоном, Ж.Пиаже и др., в которой главное не сообщать и осваивать информацию, а обучать способам работы.  Мастерская  ­  это одна из  основных  обучающих,  развивающих и  воспитывающих форм.  Есть   много   определений технологии мастерских, но больше всего я согласна с определением И. А. Мухиной: «Мастерская педагогическая ­ это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия.» Для технологии мастерских характерны следующие основные принципы: 1. отношение учителя к ученику как к равному 2. не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное "строительство" знания учеником с помощью  критического мышления к изучаемой информации 3. самостоятельность решения творческих задач 4. плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению других 5. умение работать в команде 6. критичность мышления 7. выступление в роли лидера История возникновения:     В 1920­х годах у научно­педагогической общественности проявилось стремление к избавлению от всего, что мешает человеку быть свободным, счастливым. В центр внимания педагогической общественности была поставлена личность. Педагоги, врачи, психологи активно изучали личность ребенка, искали пути ее развития. В середине 1920­х годов во Франции возникла «Французская группа нового образования» (GFEN). В нее вошли знаменитые в то время психологи и педагоги — Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже. Они стремились противопоставить консерватизму традиционной школы новые интенсивные методы обучения и воплотить эти методы в практике. При этом  подчеркивалось, что GFEN не отвергает напрочь идей педагогов, творивших до них. Представители этого движения   утверждали,   что   основой   их   философии  являются   «мысли   гениальных   предшественников,   представителей человечества: Руссо, Песталоцци, Монтессори, Декроля, Макаренко, Корчака, Бакле, Фрэнэ, Пиаже, Нейла, Баттельхейма — всех тех, для кого изменение методов воспитания и преподавания является важнейшей задачей цивилизации». Основатели GFEN  отрицали традиционные атрибуты процесса образования:  позволили ученику слушать не учителя, а одноклассника, позволили ошибаться, петь фальшиво, не бояться писать плохо, выдвигать самые на первый взгляд безрассудные гипотезы и отстаивать их, отказываться от них и выдвигать новые. Они предложили тезис о том, что «знание — это созидание и поиск в противостоянии с ранее приобретенными знаниями, с критической оценкой того, что может быть давно принято всеми». При этом педагоги GFEN настаивали на наличии природных способностей всех людей к творчеству. В конце XX века, в 1989 году, в Марселе собралась творческая группа из 350 педагогов Франции и других стран Европы — представителей  «Французской группы  нового образования».  На этой  встрече  были  сформулированы основные  положения   предложенной   группой   новой технологии — «Мастерской»: 1. Вызов традиционной педагогике. Ученик должен находиться в активной позиции, раскрывать внутренний потенциал, сам строить свое знание. 2. Личность с новым менталитетом. Ученик должен развиваться как самостоятельная, творческая, ответственная, конструктивно вооруженная личность. 3. «Все способны». Каждый ребенок способен практически ко всем видам деятельности, вопрос лишь в том, какие методы будут применяться в процессе его образования и развития. Необходимо перейти от равенства по праву к равенству на деле. 4. Интенсивные   методы   обучения   и   развития.   Не   простое   сообщение   знаний   как  неоспоримых   истин,   а   самостоятельное строительство знания с помощью метода критического мышления. 5. Новый тип педагога. Учитель не авторитарный наставник, а талантливый скульптор. Педагог должен относиться к ученику как к равному. 6. Точный расчет психологических воздействий. Система воздействия на личность разработана так тщательно, что каждый, кто к ней приобщился, удивляется происходящему с ним: смог сам сочинить, нарисовать, выразить собственную мысль. Таким образом, на рубеже 1980­1990­х годов представителями  GFEN  была  предложена технология, реализующая педагогический подход данной группы, которая получила название "Мастерская". Основное действие состоит в том, что участники мастерской выстраивают свое понимание проблемы, потом выдвигают гипотезы, обсуждают их, отвергают, формулируют новые, а после предъявления их аудитории обнаруживают свои просчеты и выстраивают новые гипотезы. При этом не происходит традиционной передачи огромного объема знаний от присутствующих педагогов ученикам.     Сама деятельность по выполнению заданий в ходе мастерской требует напряжения всех познавательных сил, воображения, памяти, мышления. Важная  особенность технологии мастерских — задания формулируются широко, с некоторой недосказанностью и неопределенностью. Но это дает простор воображению, творческому поиску. Ученики сами формулируют цель  своей деятельности,  традиционно образовательный процесс был сосредоточен на усвоении знаний,  то технология   мастерской   предлагает   такую   структуру   учебного   занятия,   которая   позволяет   каждому   ученику   знание   не усваивать, а выстраивать. Следовательно, главная задача педагога — помочь ученику осознать у себя наличие творческих, интеллектуальных возможностей, способностей, а также потенциал личностного развития. В ходе мастерских происходит освоение духовного и интеллектуального   саморазвития,   эмоциональной   саморегуляции   и   самоподдержки,   то   есть   компонентов   компетенции личностного  самосовершенствования. В результате развиваются необходимые современному  человеку личностные качества, культура мышления и поведения. Свое название технология получила от того, что в ней есть МАСТЕР. Мастер лишь создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс. И принимают в нем участие все, включая мастера. В технологии мастерских главное ­ не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы.    В технологии мастерских находят применение индивидуальный, парный, а также групповой способы обучения.  Типы мастерских могут быть: 1) по составу участников: для учащихся, для педагогов, смешанные. 2) по целям и способам деятельности: мастерские творческого письма, построения знаний, мнение по самопознанию,  смешанные. 3) по времени:  одноактные (2­4 ч), длительные (недельные курсы погружения в проблему).  в   А.А. Окунев И.А. Мухина Г.Я. Еремина Педагогу, которого в терминологии мастерских называют мастером, приходится отказаться от привычных функций лектора, авторитарного руководителя. Задача педагога (мастера) в ходе мастерской состоит прежде всего в том, чтобы создать атмосферу открытости, доброжелательности, обратиться к чувствам учеников, вызвать их на  откровение, работать вместе с ними, не ставить оценки, не ругать и не хвалить, но при этом дать почувствовать ученику собственное достижение, пусть даже небольшое. На основе анализа научной литературы в процессе исследования были выделены основные элементы технологии. Интерактивные   технологии по О.В. Пометун Мотивация.  Цель   этого   этапа   урока   – сфокусировать внимание учеников   на   проблеме, заинтересовать темой. Предоставление необходимой информации. Цель: ученикам достаточно   информации   для того,   чтобы   на   её   основе выполнять практические задания. Интерактивное  упражнение –   центральная   часть занятия. Целью   этого   упражнения является   усвоение   учебного Индуктор. Это   первое   мастерской, мотивирует деятельность участников. Предоставление   информации и её обработка. Если этого требует предыдущий этап   урока,   предоставляется информация виде опережающих   заданий,   мини­ лекций   с   использованием электронных презентаций, видеозаписей и т.п. Создание творческого продукта (индивидуально или в группах). I этап 1. Индуктор задание, Первое мотивирующее   дальнейшую деятельность   участников.   оно   должно Во­первых, актуализировать опыт каждого, во­вторых, задание должно предоставлять известный выбор участнику, создаёт   интерес, что     внимание, некоторое недоумение,   а   иногда раздражение… 2.   Создание   творческого продукта   основано   на и деконструкции задание   в которое дальнейшую  Индукция Алгоритм1. —самоконструкция— социоконструкция— Социализация— афиширование— разрыв   —рефлексия.  Индукция Алгоритм2. —панель—работа с литературой— обсуждение   в   парах,   а затем   в   группах   — постановка   вопросов— выбор группой вопроса для исследовательской работы—понимание проблемы (каждым)—     дать материала.(инструктаж, объединение   в   группы   или ролей, распределение выполнение задания, результатов презентация упражнения, выполнения рефлексия результатов учащихся.) Подведение итогов урока. Под   подведением   итогов урока   понимают   процесс, обратный инструктажу.             основано на Обычно которая реконструкции, позволяет   из   полученных разрозненных   частей,   единиц создать   целостный   продукт, который предстоит представить группе   или   всем   участникам мастерской. Социализация,т.е. представление созданного   продукта (презентация и чтение текстов,   выставка   рисунков   и т.д. Промежуточная   рефлексия  и самокоррекция деятельности. )  Формирование информационного запроса. Общая рефлексия. Коррекция творческого продукта   или   создание   нового варианта версии, гипотезы. Общая   рефлексия   на   уровне мышления, анализа своего пути, своих   чувств,   впечатлений   и выход   на   новую   систему проблем     Социализация, реконструкции. 3.   т.е. предъявление   созданного продукта   всем   участникам (соединение индивидуальных результатов,   коллективная работа). 4. Промежуточная   рефлексия и самокоррекция деятельности.   Выставление новой проблемы II этап 1.   Новая   информация   и   её обработка Корректировка 2. творческого   продукта   или создание   нового   варианта версии, гипотезы (групповая или индивидуальная работа) 3.Социализация 4. Общая рефлексия и выход на новую систему проблем.       и социализация   в   группе —поиск гипотезы (каждым)—выбор   вероятной наиболее гипотезы(   в   группе)— социализация— планирование проведение эксперимента по проверке   гипотезы— представление   выводов и обоснование соседней группой—коррекция   (в группе)—составление проблемы, решаемой на основании   сделанного вывода(   в   группе)   — обмен   проблемами   и сделанными   выводами между группами— оценка каждой группой представленных   им выводов   и возможностями их использования при решении  поставленной проблемы (социализация).          Принципы и правила ведения мастерской. 1. Ценностно­смысловое равенство всех участников, включая мастера ­ руководителя мастерской. 2.Право каждого на ошибку : самостоятельное преодоление ошибки путь к истине. 3.Безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской создают условия эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализуя принципы « педагогики успеха ». Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией. 4.Предоставление   свободы в   рамках   принятых   правил   реализуется,   во­первых,   в   праве   выбора   на   разных   этапах мастерской (обеспечивается руководителем) ; во­вторых, в праве не участвовать на этапе « предъявления продукта » ; в­ третьих, ­ в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя. 5.Значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны,   интерес,   а   с   другой   ­психологический   дискомфорт,   желание   выйти   из   него   и   таким   образом   стимулирует творческий процесс. Так же, как право выбора, обеспечивает ощущение внутренней свободы. 6.Диалоговость как   главный   принцип   взаимодействия,   сотрудничества,   сотворчества.   Не   скор,   Даже   не   дискуссии,   а диалог   участников   мастерской,   отдельных   групп,   диалог   с   самим   собой,   диалог   с   научным   или   художественным авторитетом ­необходимое условие личностного освоения элементов культуры, условие восхождения к новым истинам. Диалог создает в мастерской атмосферу постижения любого явления с разных позиций в разных « цветах », которые лишь совместно дают ощущение « радуги » мира. Рождается истинная коммуникативная культура. 7.Организация   и   перестройка   реального   пространства, в   котором   происходит   мастерская,   в   зависимости   от   задачи каждого   этапа.   Это   может   быть   круг   всех   участников,   отдельные   места   для   индивидуальной   работы,   возможность быстрого представления творческого « продукта » каждого или целой группы, пространство для импровизаций, пантомим и т.д. Содействует появлению чувства свободы. 8.Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера, руководителя как авторитета на всех этапах мастерской. Задача его состоит, скорее, в некоторой фиксации достигнутого участниками. Мастер не ставит вопросов и не отвечает на них. В ряде случаев он может включиться в работу « на равных » с учащимися ­ например, в мастерской творческого   письма.   Каждая   мастерская   для   руководителя   ­   поле   диагностики,   на   основе   которой   создается   новая мастерская или включаются другие необходимые формы работы. Основные элементы мастерской:  Индукция. Системообразующим   элементом   мастерских   является   проблемная   ситуация­начало,   мотивирующее   творческую деятельность каждого. Это  может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка. Французские  учителя начало мастерской называют индуктором. С индуктора начинается продумывание учителем своей мастерской. Индуктор ­индивидуальное задание, которое требует от каждого ребенка принятия независимого решения, своего видения проблемы.  Самоконструкция  ­ это индивидуальное создание гипотезы, решения,  текста, рисунка. На данном этапе ученики выполняют задания: или связанные с изучаемым учебным материалом (образовательные объекты, известные методы решения задач и др.), или  эвристические  (на создание собственных образовательных продуктов, на развитие  известных положений, подтверждение высказанных идей и предложений), или связанные с организацией самого учебного процесса планирование целей, определение этапов работы и др.)  Социоконструкция.  Важнейший   элемент   технологии   ­   групповая   работа   (малые   группы   выделяются   в   классе, образуются из учеников разных классов, часто возникают стихийно, по инициативе учеников). Мастер может корректировать состав групп; мастер разбивает задание на частичные задачи. Группам предстоит придумать способ их решения, причем ученики свободны в выборе поиска, метода, темпа. На этом этапе могу применяться те же задания, что и для индивидуальной работы. Взаимодействие   с   другими   обеспечивает   расширение   источника  опыта,   идей   за   счет   увеличения   количества   участников, размышляющих над проблемой. Продуктом работы в паре (группе) является общий  вариант  решения,  проект,  конспект, рисунок, схема и т.д.   Социализация:  общее обсуждение того, что сделано индивидуально, в паре, в группе; рассмотрение всех гипотез, мнений. Обсуждение может быть организовано на основе афиширования­представления работ учеников и мастера (текстов, схем,   рисунков   и   т.д.)   всему   классу  (устная презентация или вывешивание афиш в классе) и ознакомление с  ними всех участников мастерской. Все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух. Разрыв­сопоставление всеми учащимися своих работ с работами одноклассников. Это внутреннее осознание участником мастерской  неполноты своих знаний, что приводит к эмоциональному конфликту и  потребности в получении нового знания. Здесь же организуется выполнение учащимися соответствующих заданий.  Рефлексия­  это отражение чувств, возникших у учеников в ходе  мастерской, приводящее к усовершенствованию дальнейшей работы мастера и учеников; это анализ успеха и неуспеха на каждом этапе мастерской.     Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины   и   создание   творческого   продукта.   При   этом   важнейшим   качеством   процесса   оказывается   сотрудничество   и сотворчество ­ явления самоценные.     Результатами воплощения описанного направления в работе учителя являются: 1. Повышение уровня самостоятельности учащихся. 2. Формирование отношения учащихся к учебной деятельности. 3. Формирование отношения учащихся к предмету, учителю, друг к другу. 4. Объективная направленность на саморазвитие. 5. Наличие у учащихся познавательного интереса. 6. Обеспечение воспитательного и развивающего прогресса личности школьника. 7. Важным аспектом педагогической технологии является воспитание участников мастерской. Процесс воспитания  Знание фактического материала и уровень его усвоения. заключается в постоянной корректировке субъективного опыта, сопоставлении его с опытом других, в результате чего  происходит выбор собственного пути, самоактуализация. Литература:        Мухина И. А. " Что такое педагогическая мастерская."Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: Книга для учителя. СПБ, 2002  Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта /Сост. И.А.Мухина. ­ СПб., 1995. Выготский Л. С. Педагогическая психология. ­ М.: Педагогика, 1986. Педагогические мастерские «Франция ­ Россия» / Под  ред. Э. С. Соколовой.­ М.: Новая школа. 1997. Ж­л «Русский язык и литература в школах Украины» №4, апрель 2008г.//Интеграция инновационных педагогических  технологий как путь модернизации современного урока. УРОК – МАСТЕРСКАЯ Уроки Маленького принца (Антуан де Сент – Экзюпери и его  нравственно – философская сказка «Маленький принц») Ожидаемые результаты После этого урока учащиеся смогут: ­ работать с текстом, анализировать и делать выводы; ­ разобраться в главной проблеме произведения; ­ давать характеристику героям на основании их поступков; ­ презентовать коллаж; ­ применять полученные знания на практике; ­ иметь представления об общечеловеческих ценностях; ­ получить опыт работы в группах, усовершенствовать навыки групповой работы. Структура урока­мастерской I. Индуктор. Первое задание в мастерской, которое мотивирует дальнейшую деятельность участников. II.  Создание творческого продукта и его представление. 1. Рассказ о Маленьком принце. 2. Работа в парах. III. Социализация творческого продукта. IV. Промежуточная рефлексия и самокоррекция.   V. Новая информация и её обработка. 1. Беседа с классом. 2. Коммуникативно – ситуативное упражнение. 3. Презентация творческой группы задания на опережение. 4. Интерактивное упражнение «Дерево решений». VI. Социализация. Презентация работы групп. VII. Создание нового творческого продукта. VIII. Общая рефлексия и выход на новую систему проблем. IX.Домашнее задание.                 ХОД МАСТЕРСКОЙ I. Индуктор. . (Звучит песня М.Таривердиева на слова Н.Добронравова «Маленький принц». На фоне музыки презентация ­ фотографии звёзд и др.) Ведь если звёзды зажигают, Значит это кому­нибудь нужно? Значит это необходимо, Чтобы каждый вечер над крышами Загоралась хоть одна звезда?!        Этот вопрос задавали сотни мудрецов. И Маленький принц задумчиво говорит: «Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся». А вы, ребята, когда последний раз смотрели на звёзды?       Задумались... Наверно, думаете про себя: «Какие звёзды, какая душа, если и без них вздохнуть некогда, есть проблемы куда важнее: контрольные, зачёты, уроки...»     А когда говорили друг с другом по душам? Не об уроках, не о футболе, не о новом компьютере или игре, а о чём­то сокровенном, о чём не со всяким поговоришь? И, вообще, есть ли такой человек, кроме мамы, которому вы можете всё про себя рассказать, всё до донышка, ничего не утаивая?     Давайте попробуем хоть ненадолго остановиться, сказать себе «стоп», не торопись, задумайся о вечном!    И всё же сегодня я приглашаю вас к размышлению над самыми важными, философскими вопросами:   Для чего человек живёт? Что значит верная дружба и настоящая любовь?       Нашим собеседником будет добрый, мудрый человек ­ французский писатель Антуан де Сент­Экзюпери и, конечно, главный герой его повести­сказки загадочный Маленький принц.  ­ Запишите ассоциации, которые возникают у вас, когда вы слышите слово ДРУЖБА и ЛЮБОВЬ. I. Создание творческого продукта и его представление. 1. Расскажите о Маленьком принце.   выпалывал   корни   баобабов, – Жил ­ был на маленькой планете величиной с дом Маленький принц, необыкновенный мальчик с золотыми волосами. Он пришел   на   Землю   с   другой   планеты,   астероида   Б–612.   Маленький   принц   каждый   день   чистил   вулканы,   на   которых разогревал   завтрак,   было правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету. Печальна и однообразна   была   жизнь   Маленького   принца   на   этой   планете.   Долгое   время   у   него   было   лишь   одно   развлечение   – любоваться закатом.  Вывод: Маленький принц — это ребёнок, который всё видит не так, как взрослые: Маленький принц, ребёнок, который познаёт  мир,   ему  всё   интересно,   он   стремится  узнать   как   можно   больше  о  мире,   людях,   жизни,   природе.   Он  очень любознательный, общительный, вежливый, ответственный. Пустые слова он принимал близко к сердцу и стал чувствовать себя очень несчастным». А за этим последовало решение странствовать с перелетными птицами.    чтобы   они   не   завладели   планетой.   У   него 2. Работа в парах.    м е к С     я с л и т е р т с в   й и к ь н е л а М ? ц н и р п Король Честолюбец а в а л Г X XI XII   р е м о Н ы т е н а л п 1 2 3 4   е о к а К о к с е ч е в о л е ч   , е и н а л е ж   е е е ш д е ш е р е п   , ь т с а р т с   в Жажда власти Жажда первенства (мания  величия) Цитата «Короли смотрят на мир очень упрощённо: для них  все люди ­ подданные» 5 6 7   ­ Посещая различные планеты, Маленький принц встречается с взрослыми, посвятившими свою жизнь неразумным целям. Расскажите о каждой планете, заполните таблицу. Какие уроки вынес Маленький принц с каждого астероида? (Уроки запишите в тетрадь.) «Астероид» ­ 325. Планета короля» – сообщение первой пары. Учащиеся раскрывают значения слов: астероид, подданный, авторитарный, рассказывают, почему мальчик покинул короля. Зачитывают философские мысли Экзюпери: «Себя судить куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр», «С каждого нужно спрашивать то, что он может дать», «Власть, прежде всего, должна быть разумной». «Астероид ­ 326. Планета честолюбца» ­ выступление второй пары. Объяснение слов: тщеславие, честолюбец, эгоист. Рассказ о встрече с честолюбцем. Маленький принц понял, что тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал. «Астероид – 327.  Планета пьяницы» ­ работа над словами:  совершенство, вера, деградация.  Урок, который выносит Маленький принц: пьяница пьет оттого, что ему стыдно за себя, в водке он находит забвение. Каждый человек должен найти в себе силы изменить себя, если это нужно. «Астероид – 328. Планета делового человека» ­ толкование слов: деловой человек, красота, польза. Поразмышляем над словами: «А звездам от тебя нет никакой пользы». Урок: если человек считает своим главным достоинством то, что он серьезный и деловой, и занят только делом, его жизнь прожита напрасно. Если он «за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка, ни разу не поглядел на звезду, никого никогда не любил, он не человек, он гриб». «Астероид – 329. Планета фонарщика» ­ учащиеся рассказывают о том, почему Маленький принц хотел подружиться с фонарщиком. Урок: быть верным слову, не покладая рук работать, вопреки лени и трудностям освещать людям путь. «Астероид – 330. Планета географа» ­ работа со словарем: репутация, формалист. На этой планете принц понимает: так жить нельзя. Вывод: изображая путешествия Маленького принца по разным планетам, Сент­Экзюпери демонстрирует нам ложные смыслы жизни. Он показывает нам порочных людей, не выдержавших искушений властью, славой, богатством. Они лишены веры, истины, знаний. Судьбы их печальны, но никто из них не взывает о помощи, не видит в Маленьком принце доброго посланника судьбы, спасителя. Первый урок   «Встал поутру, привёл себя в порядок и свою планету»   (Каждый день Маленький принц чистил вулкан и вырывал ростки баобабов.)    Второй урок: «Надо судить не по словам, а по делам» (Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За  этими жалкими хитростями и уловками я должен был угадать нежность.) Третий урок: «...суди сам себя» Четвёртый урок: Честолюбие хорошо в разумных пределах.  Пятый урок: найди в себе силы изменить себя. Шестой урок: если человек занят только делом, его жизнь прожита напрасно.  «Он за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка, ни разу не поглядел на звезду, никого никогда не любил, он не человек,  он гриб». Седьмой урок: Всю жизнь быть для людей маяком – в этом счастье человека  Восьмой урок: Нельзя изучить мир, не выходя из кабинета Девятый урок: «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил» Десятый урок: «... У каждого человека ­ свои звезды» II. III. Социализация творческого продукта. Прослушивание работ и заполнение таблицы всем классом. Промежуточная рефлексия и самокоррекция деятельности. Выстраивание новой проблемы. 1. Вопросы к классу: ­ Вы помните, что 7­ой планетой, где побывал Маленький принц,  была Земля. ­ Где оказался Маленький принц, попав на Землю? (пустыня) ­ Что поразило его здесь? Почему он думает, взобравшись на высокую гору: «Какая странная планета!» (его поразило, какая она некрасивая, вся сухая, в иглах, солёная, здесь не растут цветы, кроме одного «крохотного, невзрачного, о трёх лепестках», здесь нет людей, не с кем поговорить). ­ Почему он не чувствовал себя таким покинутым и беззащитным на своей планете? (он там был не один, ему было с кем поговорить, о ком позаботиться). ­ Когда это чувство одиночества и рассеянности ещё больше усилилось?  (когда Маленький принц увидел сад, полный роз). ­ Что испытал Маленький принц, увидев перед собой «5 тысяч точно таких же цветов», как его Роза? Почему он заплакал? ( испытал разочарование, горечь, обиду ­ роза обманула его, он думал, что владеет единственным в мире цветком, а их ­ целый сад. И все красивые, благоухающие). ­ Сейчас, глядя на розовый сад, Маленький принц впервые так ясно понял, как он одинок, он понял, кто ему нужен. А кто? (друг) 2. ­ «Вот тут­то и появился Лис». (Инсценировка эпизода «Встреча и прощание с Лисом», гл. 21) ­ Почему вначале так далеки друг от друга Лис и маленький принц? ( они незнакомы, чужие) ­ С чего же началась их  дружба? (с интереса, с симпатии, доверия) Новая информация и её обработка. IV. 1. Беседа    Давайте попробуем сейчас по ходу нашего диалога составить своеобразную «формулу» дружбы. На доске:                                                  Д РУ Ж Б А Итак, с чего начинается дружба?  (Д О В Е Р И Е, О Т К Р Ы Т 0 С Т Ь)  ­ Что значит «приручить»?  Как объясняет это Лис? (Создать УЗЫ, стать необходимым кому­то).  (П О Н И М А Н И Е) Иногда люди говорят и не слышат друг друга, каждый думает о своём. А в дружбе не так: к слову друга прислушиваешься, пытаешься понять. Понимать не так­то просто. Поставь себя на место друга, начни жить его заботами, почувствуй его. Сначала   ему   было   грустно,   одиноко,   Но   потом   появился   маленький   принц,    рассказывал   ему   о  своей   жизни  и   ему становилось легче, радостнее на душе.) ­ Без чего же ещё невозможна дружба? (6ез СОЧУВСТВИЯ, СОПЕРЕЖИВАНИЯ) ­ Какую важную истину о бесценности человеческой дружбы говорит Лис? «Узнать можно только те вещи, которые приручишь. У людей уже не хватает Времени ­ что­либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди не имеют друзей». (продолжают заполнять таблицу) ­Чего ещё нельзя жалеть в дружбе? Что не нужно бояться тратить на друга? (время) ­ Почему иногда близкие, добрые друзья расходятся? Были ли у вас такие случаи? Из­за чего чаще всего это происходит? Чего не прощает дружба? (предательства, равнодушия, неумения быть верным другом).  Значит в дружбе важны ещё... ВЕРНОСТЬ и ПРЕДАННОСТЬ. ­ Как об этом говорит Лис?  «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу». Ты в ответе не только за свою судьбу, но и несёшь О Т В Е Т С Т В Е Н НОС ТЬ за друга. (ещё один урок записывают в тетрадь) ­ И теперь Маленький принц, глядя на свою Розу, не плачет. Какая истина, благодаря разговорам с Лисом, ему открылась? Что теперь он знает и понимает о своей Розе? (Его Роза единственная, потому что он отдавал ей всё своё время, «все свои дни», все свои силы ­ поливал каждый день, накрывал стеклянным колпаком, оберегал от ветра... прислушивался к ней). ­ И ещё, помните, вначале, после встречи с розами в саду Маленький принц вздыхает: «Я такой бедный... какой я принц...» А сейчас он так бы сказал? Сейчас он ощущает себя бедным? Что, оказалось, нужно для счастья? (Можно быть счастливым и богатым,  имея всего один цветок, если этот цветок любимый, если ты его приручил. Тогда он наполнит твою душу светом и заполнит сердце.) Вывод:   Маленький   принц   приручает   в   пустыне   лису,   а   на   своей   планете   –   розу.   Приручить   –   это   значит   сделать узнаваемой одну лису среди тысячи лис. Приручить – значит связать себя с другим существом нежностью, любовью,  чувством взаимной незаменимости, чувством ответственности. Приручить – значит уничтожить безликость и равнодушное отношения к живому.  ­ Так зачем же светятся звёзды? В «Артеке» есть такая хорошая традиция: когда дети разъезжаются, каждый отряд договаривается дома в определённый час смотреть на звёзды. Зачем? Нужна ли такая традиция? (Наверное, глядя на звёзды в это время, они ощущают тепло друга, общаются с ним). «У каждого человека свои звезды… А у тебя будут совсем особенные звезды…Ты посмотришь ночью на небо, а ведь там будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь, ­ и ты услышишь, что все звезды смеются. У тебя будут звезды, которые умеют смеяться!.. Тебе захочется посмеяться со мной. Иной раз ты вот так распахнешь окно, и тебе будет приятно…» ­Значит, дружба­это ещё и СОПРИКОСНОВЕНИЕ ДУШ. Хоть ты и далеко, друг, но я думаю о тебе, волнуюсь, как твои дела, не болеешь ли ты, всё ли у тебя в порядке. Итак, что же такое дружба. Прочитаем нашу импровизированную формулу. 2. Коммуникативно – ситуативное упражнение. Можно предложить ребятам заглянуть в себя, поразмышлять, какой я друг. (Какой я друг? Каким бы я хотел видеть своего друга?) “Друг – это прежде всего тот, кто не берется судить. Говорю тебе, это тот, кто открывает дверь путнику и находит место его костылю или его посоху и, чтобы судить о нем, не заставляет его плясать. И если путник рассказывает о весне на дороге, друг тот, кто принимает в нем весну. А если он рассказывает об ужасах голода в деревне, из которой он идет, друг переживает вместе с ним муки голода. Ибо я сказал тебе: друг в человеке – это его часть, предназначенная для тебя, она открывает тебе дверь, которую, может быть, никому больше не откроет. И твой друг – настоящий, и все, что он говорит, – правда, и он любит тебя.  Дружба – это прежде всего примирение и великое духовное общение вопреки ничтожным мелочам”. (А. Де Сент­Экзюпери) 3. Презентация творческими группами задания на опережение. (Выписать из текста выражения, ставшие афоризмами) ­ Я очень рада, что вы   внимательно читали это произведение, и многие из вас не прошли мимо строк, над которыми задумывалась я, задумывались, может быть, ваши родители, читая эту книгу, и тысячи других ее читателей. К тому, что писал о себе Экзюпери, мне хочется прибавить и эти строки: “Зорко бывает одно лишь сердце”, “Мы в ответе за тех, кого приручили”, «Печально, когда забывают друзей», «Себя судить куда труднее, чем других», «Нет в мире совершенства», «Там хорошо, где нас нет», «Искать надо сердцем», «Когда даёшь себя приручить, тогда случается и плакать». – Как вы понимаете слова: “Мы в ответе за тех, кого приручили”? (Нельзя забывать тех, кого любишь. Нужно быть верными в любви и дружбе.) – Какой секрет открыл Лис Маленькому принцу? Как вы его понимаете? (“Зорко бывает одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь”.) ­ Что бы вы из перечисленного дописали в тетрадь к УРОКАМ? 4. Интерактивное упражнение «Дерево решений».  Каждая группа предлагает свое решение. Задание для работы в группе 1. ­ Выберите спикера; ­ сделайте вывод: чему научиля Маленький принц у Змеи. ­ Что вы считаете истинной ценностью в жизни? Задание для работы в группе 2. ­ выберите спикера; ­ сделайте вывод: чем Маленький принц помог Лётчику? ­ Что вы считаете истинной ценностью в жизни? Задание для работы в группе 3. ­ выберите спикера; ­ составьте коллаж. ­  Что вы считаете истинной ценностью в жизни? V. VI. Социализация. Презентация работы групп. Создание нового варианта творческого продукта. Групповая работа над проблемным вопросом.    Представители  групп  зачитывают   лучшие  ответы  на  проблемный  вопрос:   «  Что  вы  считаете  истинной   ценностью   в жизни?» (спикеры оценивают работу своих групп.) Ценности – то, что важно, что имеет значение. Ценности нужно разделить на истинные и  мнимые. Истинные ценности те, которые делают человека и мир лучше. Ценности, разрушающие человека мир – мнимые. Каждый из обитателей астероидов считает ценностью что­то одно: власть, деньги, славу, чинопочитание. Такие ценности  не сделали их счастливыми, ибо они мнимые. Обитатели астероидов одиноки в своем мирке, любят только себя.  Судьба их печальна, но никто не взывает о помощи, не видит в чистом, светлом образе Маленького принца доброго  посланника судьбы, спасителя. Взрослые обитатели астероидов не могут восторгаться красотой, дружить, любить, они  забыли о своей планете. Они живут материальным, забыв, что у человека есть ещё и душа.  Истинные ценности – преданность человека человеку, привязанность, дружба, любовь. Жить надо не ради себя, счастье рождается, лишь когда отдаешь себя другим. Любовь – это еще и ответственность: за то, что любишь, за тех, кого любишь. Но можно ли любить других, не любя себя? Воспитание должно вестись по принципу «от себя к другим, через себя к другим!» Познавая себя, испытывая непреходящий интерес к своей личности, постигая свой внутренний мир, человек идет к   познанию   других. Любовь   к   природе,   ко   всему   живому   и   прекрасному   –   качества   Маленького   принца,   достойные подражания.  VII. Общая рефлексия и выход к новой системе проблем. ­ Ребята, как вы считаете,  почему автор так желает, чтобы Маленький  принц вернулся  на Землю? (Чтобы взрослые наконец­то   поняли   то,   что   понимают   дети.   Чтобы   люди   посмотрели   на   себя   и   на   свои   поступки   глазами   чистого, искреннего, доброго друга, стали лучше и совершеннее); ­ Как вы думаете, вернется ли к нам мальчик с золотыми волосами? (размышления ребят). Слово учителя: Эта книга – завещание. Что же завещал нам Экзюпери?   Надо уметь быть верными в любви и дружбе, нельзя быть равнодушным к тому, что происходит в мире, нельзя пассивно  относиться ко злу, каждый человек в ответе не только за свою судьбу.   Своей светлой, грустной и мудрой сказкой Экзюпери защищал человечность и живую искру в душах людей. Только  дружба способна растопить лёд одиночества и отчуждённости, так как она основывается на взаимопонимании,  взаимодоверии и взаимопомощи. Везде можно встретить людей, чем­то похожих на Маленького принца, надо только уметь видеть чистое и прекрасное в  каждом человеке.  Каждый человек, взрослый и ребенок, слушая эту сказку, задумается или, как говорил Маленький  принц, «увидит сердцем» это произведение, в котором Сент­Экзюпери выразил свои самые заветные мысли о том, что  необходимо ценить человека, его улыбку. Что нельзя жить без любви и дружбы.     Дружба и любовь – это труд. Дорогим становится тот, о ком заботимся, кому отдаем душу. Жить для других. Любить ближнего. Быть верным, не терять веру в себя. Стремиться к истине. Беречь свою планету. Искоренять зло (выпалывать баобабы)).       Сам   писатель   считает,   что   в  человеке  «надлежит   постоянно   поддерживать  все,   что   возвышенно   в  нем  и  велико. Совершенство   –  всегда   недосягаемо.   У   него   одно   лишь   значение   –  значение   звезды,  ведущей   тебя   вперед,  к   цели». Маленький принц говорил, что у каждого человека – свои звезды. Одним, ­ тем, кто странствует, они указывают путь, для других – это просто маленькие огоньки. А писатель Сент­Экзюпери учит нас с вами видеть сердцем души тех, кто дорог и близок нам, любить тех, кого мы приручили, нести ответственность за все, что происходит рядом с тобой. VIII. Домашнее задание. Высокий уровень. Написать сочинение «Ты нам нужен, Маленький принц» Достаточный уровень. Составить аннотацию к повести «Маленький принц». Низкий уровень. Прочитать теоретический материал учебника, ответить на вопросы.

УРОК – МАСТЕРСКАЯ/ Уроки Маленького принца (Антуан де Сент – Экзюпери и его нравственно – философская сказка «Маленький принц»)

УРОК – МАСТЕРСКАЯ/ Уроки Маленького принца (Антуан де Сент – Экзюпери и его  нравственно – философская сказка «Маленький принц»)

УРОК – МАСТЕРСКАЯ/ Уроки Маленького принца (Антуан де Сент – Экзюпери и его нравственно – философская сказка «Маленький принц»)

УРОК – МАСТЕРСКАЯ/ Уроки Маленького принца (Антуан де Сент – Экзюпери и его  нравственно – философская сказка «Маленький принц»)

УРОК – МАСТЕРСКАЯ/ Уроки Маленького принца (Антуан де Сент – Экзюпери и его нравственно – философская сказка «Маленький принц»)

УРОК – МАСТЕРСКАЯ/ Уроки Маленького принца (Антуан де Сент – Экзюпери и его  нравственно – философская сказка «Маленький принц»)

УРОК – МАСТЕРСКАЯ/ Уроки Маленького принца (Антуан де Сент – Экзюпери и его нравственно – философская сказка «Маленький принц»)

УРОК – МАСТЕРСКАЯ/ Уроки Маленького принца (Антуан де Сент – Экзюпери и его  нравственно – философская сказка «Маленький принц»)

УРОК – МАСТЕРСКАЯ/ Уроки Маленького принца (Антуан де Сент – Экзюпери и его нравственно – философская сказка «Маленький принц»)

УРОК – МАСТЕРСКАЯ/ Уроки Маленького принца (Антуан де Сент – Экзюпери и его  нравственно – философская сказка «Маленький принц»)

УРОК – МАСТЕРСКАЯ/ Уроки Маленького принца (Антуан де Сент – Экзюпери и его нравственно – философская сказка «Маленький принц»)

УРОК – МАСТЕРСКАЯ/ Уроки Маленького принца (Антуан де Сент – Экзюпери и его  нравственно – философская сказка «Маленький принц»)

УРОК – МАСТЕРСКАЯ/ Уроки Маленького принца (Антуан де Сент – Экзюпери и его нравственно – философская сказка «Маленький принц»)

УРОК – МАСТЕРСКАЯ/ Уроки Маленького принца (Антуан де Сент – Экзюпери и его  нравственно – философская сказка «Маленький принц»)

УРОК – МАСТЕРСКАЯ/ Уроки Маленького принца (Антуан де Сент – Экзюпери и его нравственно – философская сказка «Маленький принц»)

УРОК – МАСТЕРСКАЯ/ Уроки Маленького принца (Антуан де Сент – Экзюпери и его  нравственно – философская сказка «Маленький принц»)

УРОК – МАСТЕРСКАЯ/ Уроки Маленького принца (Антуан де Сент – Экзюпери и его нравственно – философская сказка «Маленький принц»)

УРОК – МАСТЕРСКАЯ/ Уроки Маленького принца (Антуан де Сент – Экзюпери и его  нравственно – философская сказка «Маленький принц»)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2017