Урок алгебры в 7 классе по теме"СРЕДНЕЕ АРИФМЕТИЧЕСКОЕ, РАЗМАХ И МОДА" по учебнику Ю.Н. Макарычева. Задачи урока: создать условия для развития умений находить среднее арифметическое, размах и моду в задачах статистических исследований. Это первый урок в изучении данной темы. Конспект очень подробный, есть рекомендации для учителя.
У р о к №
ТЕМА: СРЕДНЕЕ АРИФМЕТИЧЕСКОЕ, РАЗМАХ И МОДА
Задачи урока: создать условия для развития умений находить среднее
арифметическое, размах и моду в задачах статистических исследований.
Планируемые результаты.
Предметные: познакомиться с понятиями среднее арифметическое, размах
и мода в простейших задачах статистических исследований.
Метапредметные:
познавательные вычитывать все уровни все уровни текстовой информации;
регулятивные подбирать к каждой проблеме ( задаче) адекватную ей
теоретическую модель
Коммуникативные отстаивая свою точку зрения, проводить аргументы,
подтверждать их фактами.
Х о д у р о к а
I. Устная работа.
Вычислите.
4
7 : 4;
б) 4
2
3
5
1
2
5
;
в)
1
3
7
г)
1
5
7
;
ж) 5,6 : 7;
з) 0,4 ∙ 0,9;
е) 0,9 ∙ 6;
1
100 .
к) 8,2 ∙
а) 1
д) 5 – 2
1
3 ∙ 3;
2
3 ;
1
10 ;
и) 0,06 :
II. Объяснение нового материала.
1. Данный параграф (§ 4 учеб.) является первым в изучении стохастической
линии. Одной из главных особенностей школьного изучения стохастики является
тесная связь отвлеченных понятий и структур с окружающим миром. Поэтому
математическая деятельность школьников не должна ограничиваться изучением
только готовых статистических и вероятностных моделей. Напротив, процессы
построения и истолкования моделей рассматриваются как ведущие формы
ученической деятельности.
Сперва целесообразно провести беседу с учащимися, выяснить их
представления о статистике как науке, о приложении статистики к практической
деятельности человека. Речь будет идти об элементах так называемой«описательной» статистики, которая занимается вопросами сбора и
представления первичной статистической информации в табличной и
графической формах, вычисления числовых характеристик для совокупностей
статистических данных.
2. Начинать обучение желательно с тех задач, в которых статистические
сведения заданы изначально и требуется найти решение поставленной проблемы
на фоне реальной ситуации.
Объяснение следует проводить согласно пункту 9 учебника.
Особое внимание следует уделить целесообразности использования
различных средних статистических характеристик в зависимости от
ситуации.
Необходимо подытожить, какие статистические характеристики теперь
могут находить учащиеся. Для этого на д о с к у можно вынести п р и м е р .
Упорядоченный ряд чисел:
1; 2; 2; 3; 4; 4; 5; 5; 5
1) Среднее арифметическое:
2) Размах: 5 – 1 = 4
3) Мода: 5
1 2 ∙ 2 3 4 ∙ 2 5 ∙ 3
9
31
9
III. Формирование умений и навыков.
1. № 167, № 168.
Необходимо, чтобы учащиеся четко мотивировали свои ответы.
а) Сложили все члены ряда и полученную сумму разделили на их количество.
Значит, искали среднее арифметическое.
б) Нашли разность между наибольшим и наименьшим числом в ряду, то есть
размах ряда.
в) Число … встречается наибольшее количество раз, значит, это мода ряда.
2. Даны упорядоченные ряды чисел:
1
2
;
1 1 1
;
2 3 4 .
;
б)
а) 1; 1; 2; 3; 4; 5; 6;
Для каждого из них найти среднее арифметическое, размах и моду.
3. Найти среднее арифметическое, размах и моду рядов чисел:
а) 1; 2; 5; 2; 3; 4; 2;
б) 1; 2; 0; 2; 0; 1; 2; 1; 3; 1.
12
4. № 170.
5. № 171.
Решение:
Средний ежемесячный расход электроэнергии находим по формуле среднего
арифметического:
85 80 74 61 54 34 32 32 62 78 81 83
x =
О т в е т : 63 кВт ∙ ч.
6. Шесть сотрудников отдела обсуждали, кто сколько раз ходил на выборы за
= 63.
последние пять лет.
Соответствующие данные приведены в таблице:
Фамилия
Сколько раз участвовал в выборах
1. Андреев
2. Борисов
3. Васильев
4. Григорьев
5. Дмитриев
6. Евдокимов
8
0
2
0
0
2
Определите:
а) Сколько раз в среднем участвовали в выборах сотрудники этого отдела
(среднее арифметическое)?
б) Как чаще всего поступали сотрудники отдела (мода)?
Решение:
8 0 2 0 0 2
12
6
6
= 2.
а) среднее арифметическое равно X =
б) Мода равна 2.
О т в е т : 2; 2.
7. № 173*.
Решение:
Сумма прежних десяти членов ряда равна 15 ∙ 10 = 150; после добавления
числа 37 она станет равна 187, а количество членов ряда станет 11, поэтому
среднее арифметическое нового ряда равно:
= 17.
187
11
15 ∙ 10 37
10 1
X =
О т в е т : 17.
8. № 176*.
Решение:
а) Обозначим неизвестное число через х:
3 8 15 30
= 18;
x
24
6
x
80
6
= 18; х + 80 = 18 ∙ 6; х = 108 – 80; х = 28.
б) A = xmax – xmin. Возможны д в а в а р и а н т а решения:
если считать хmax = 30, то xmin = А – хmax = –10;
если считать xmin = 3, то хmax = А + xmin = 43.
в) Числа в ряду не повторяются, поэтому для того, чтобы 24 стало модой,
нужно его повторить, то есть пропущенное число должно быть 24.
О т в е т : а) 28; б) 43 или –10; в) 24.
IV. Итоги урока.
– Какие существуют средние статистические характеристики ряда?
– Какой ряд называется упорядоченным?
– Что называется размахом ряда? Приведите пример.
– Что такое мода ряда? Приведите пример.
– Как найти среднее арифметическое ряда?