Урок "Бактерии" 6 кл
Оценка 4.7

Урок "Бактерии" 6 кл

Оценка 4.7
Лекции
docx
биология
6 кл
10.02.2017
Урок "Бактерии"  6 кл
Публикация является частью публикации:
бактерии.docx
Тема урока: Бактерии. Общая характеристика. Цели урока:  познакомит учащихся  с самой древней группой живых существ – бактериями;   показать   особенности   строения,   питания,   размножения   и распространения бактерий, показать многообразие форм бактерий; Ход урока 1) Организационный этап  (проверка явки) 2) Проверка домашнего задания: Учитель раздаёт карточки с вопросами прошлой темы. 3) Изучение нового материала. Бактерии самая древняя группа организмов из ныне существующих на Земле. Первые бактерии появились, вероятно, более 3, 5 миллиардов лет назад и на протяжении почти миллиарда лет были единственными живыми существами на нашей   планете.   Строение   их   тела   как   самых   первых   представителей   живой природы было примитивным. С тех пор их строение усложнилось, но и поныне бактерии считаются наиболее примитивными   одноклеточными   организмами   –   представителями   прокариот. «Ребята, а кто такие прокариоты? » (дети отвечают).        Бактерии   очень   мелкие   одноклеточные   организмы.   В   преобладающем большинстве они имеют вид палочек, толщина которых составляет 0,5  ­ 1 мкм, а длина 2­ 3 мкм.  Клетка бактерии одета особой плотной оболочкой  ­ клеточной стенкой, которая выполняет   защитную   и   опорную   функцию,   а   так   же   придаёт   бактерии постоянную,   характерную   для   неё   форму.   Клеточные   стенки   бактерии напоминаю   оболочку   растительной   клетки.   Она   проницаема:   через   неё питательные вещества свободно проходят в клетку, а продукты обмена веществ выходят   в   окружающую   среду.   Часто   поверх   клеточной   стенки   у   бактерии вырабатывается   дополнительный   защитный   слой   слизи   –   капсула.   (записать термин в тетрадь) Толщина   капсулы может во много раз превышать диаметр самой клетки, но может быть и очень тонкой.  Капсула предохраняет бактерию от высыхания, а так же от поедания другими организмами.  На поверхности некоторых бактерий имеются длинные жгутики или короткие тонкие ворсинки. Длина жгутиков   может во много раз превосходить размеры тела бактерии. С помощью жгутиков и ворсинок бактерии передвигаются.  Внутри клетки бактерии находится густая неподвижная цитоплазма. Она имеет слоистое   строение,   вакуолей   нет,   поэтому   различные   ферменты   и   запасные питательные  веществ   размещаются  в   самой   цитоплазме.   В   центральной  части клетки сконцентрировано ядерное вещество (так называемая ДНК – нуклеиновая кислота), несущее наследственную информацию бактерии. Но это вещество не оформлено в ядро.    Клетки   бактерий   называют   безъядерными.   По   этому   признаку   бактерии относятся к прокариотам. Одним бактериям для жизни необходим О2. Они называются аэробами. (записать термин в тетрадь) Другим   О2 не нужен, он даже может оказаться смертельно опасным для бактерий – анаэробы. (записать термин в тетрадь) Размножаются бактерии делением одной клетки на две. При благоприятных условиях деление клеток у многих бактерий может происходить через каждые 20 ­30 мин.  При таком быстром размножении потомство одной бактерии за 5 суток способно   образовать   массу,   которой   можно   было   бы   заполнить   все   моря   и океаны.   Однако   этого  не   происходит,  так  как   большинство   бактерий   быстро погибает   под   действием   солнечного   света,   нагревании   до   65­100ºС,   под действием дезинфицирующих веществ и т.д.       В неблагоприятных условиях (резкие изменениях температуры, недостаток влаги   и   т.д)   цитоплазма   бактериальной   клетки,   сжимаясь   отходит   от материнской оболочки и образуется более плотная оболочка – спора.  Споры служат не для размножения как у растений, а только для сохранения особей   и   вида,   т.   е   выполняет   защитную   функцию.   (Приспособление   к выживанию).   Споры   могут,   сохраняются   очень   долгое   время   в   самых неблагоприятных условиях.   Клетки   бактерий   чем­то   похожи   на   клетки   растений   –   и   у   тех   и   у   других имеется   жёсткая   клеточная   стенка.   Некоторые   бактерии   способны   к фотосинтезу.  Но гораздо больше у них различий:  Клетки растений намного крупнее и сложнее клеток бактерий;  В подвижной цитоплазме клетки растений имеется множество органоидов, а у бактерий их мало и цитоплазма неподвижна.    В раст. клетке   каждый органоид имеет отдельный органоид имеет отдельную мембрану, а ядро, митохондрии и хлороплсты окружены двойной мембраной. У бактерий нет оформленного ядра, как нет и многих др. органоидов. Поэтому их относят к прокариотам. §51  Бактерии обнаружены везде: в капле даже самой чистой родниковой  воды, в крупинках почвы, в воздухе, на скалах и даже в воде горячих источников с    t 80ºС.  Благодаря ничтожным размерам они легко проникают в любые трещины и щели.  Бактерии многочисленные и разнообразные организмы.  Они различаются по форме: (схему в тетради)   Кокки – округлые бактерии Стрептококки – цепочки из кокков Стафиллококки – грозди кокков (подобие виноград. грозди) Диплококки   ­ две округлые бактерии, заключённые в одной слизистой капсуле. Бациллы ­ имеют форму палочек. Спириллы – спиралевидные бактерии. Вибрионы – короткие палочки всегда изогнутые в виде запятой. Бактерии различаются по способам питания:  Автотрофы Гетеротрофы: (используют для своего питания готовые органические вещества) (записать термин в тетрадь)  • Сапротрофы­ извлекают питательные вещества и мёртвого и разлагающегося орг. материала. • Симбионты – живут совместно с другими организмами и часто приносят им ощутимую   пользу.   Например,   бактерии   кот.   живут   в   клубеньках   бобовых растений,   они   усваивают   азот   из   воздуха,   который   служит   удобрением   для растения. •   Паразиты   –   живут   внутри   другого   организма   (   хозяина)   или   на   нём, украиваются и питаются его тканями. Как правило, они наносят вред своему хозяину. Многие   бактерии   живут   при   отсутствии   О2,.   Они   получают   в   результате процессов брожения разл. орг.в­в. (записать термин в тетрадь) Брожение –это процесс извлечения Е из питательных веществ. 5)   Этап   информации   учащихся   о   домашнем   задании,   инструктаж   по   его выполнению. Запишем домашнее  задание в дневники

Урок "Бактерии" 6 кл

Урок "Бактерии"  6 кл

Урок "Бактерии" 6 кл

Урок "Бактерии"  6 кл

Урок "Бактерии" 6 кл

Урок "Бактерии"  6 кл
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017