Урок биологии 6 класс на тему " Царство Грибы. Общая характеристика".
Оценка 5
Разработки уроков
docx
биология
6 кл
24.02.2018
В 6 классе изучается не только царство Растения, но и царство Грибы. Ребята узнают о строении, о способах размножения и о значении грибов. На лабораторной работе рассматривают строение гриба мукора и гриба дрожжи. Урок проводится в системе системно - деятельностного подхода.
Царство Грибы. Общая характеристика..docx
Тема урока: Царство Грибы. Общая характеристика.
Тип урока: «открытие» новых знаний
Педагогические технологии: технология проблемного обучения, технология смыслового чтения, частичнопоисковый
Цели урока:
формирование представлений о грибах как представителях отдельного царства живой природы, обладающих признаками и растений
и животных;
выделение существенных особенностей представителей царства Грибы;
развитие речи, логического мышления, коммуникативных возможностей учащихся;
формирование умения осознанно трудиться над поставленной целью.
Задачи урока:
уметь определять понятия «грибница», «плодовое тело», «гифы», «грибокорень»;
научить давать характеристику представителей царства грибов;
развивать умение давать самооценку своей деятельности;
самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме, сравнивать, анализировать, работать в парах;
воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практического применения;
воспитывать нравственные качества: чувство товарищества, ответственность, самоуважение.
Основные понятия: грибница, плодовое тело, гифы, грибокорень.
Ресурсное обеспечение урока: компьютер для учителя, проектор, экран, презентация, микроскоп Ожидаемые результаты:
Личностные
1
2
3
стремиться к совершенствованию
собственной речи;
испытывать потребность в
самовыражении через слово;
толерантно относиться к мнению
других, осознавать значимость
чувства товарищества,
способности сопереживать; быть
деликатным,
дисциплинированным,
ответственным.
Метапредметные
Познавательные УУД:
Предметные
После проведения урока учащиеся смогут:
самостоятельно формулировать тему,
проблему; сравнивать и анализировать,
выделять главное;
устанавливать причинноследственные
связи;
работать со справочной, научной
литературой;
1 формулировать суть биологических
понятий «грибница», «плодовое
тело», «гифы», «грибокорень»;
научить давать характеристику
представителей царства грибов;
2
объяснять, почему грибы выделены в
отдельное царство.
Регулятивные УУД:
работать по плану, сверяя свои действия
с целью, прогнозировать,
корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать
критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы
других в соответствии с этими
критериями.
Коммуникативные УУД:
работать в парах;
уметь формулировать собственное
мнение и позицию, аргументировать её
и координировать её с позициями
партнёров в сотрудничестве при
выработке общего решения в
совместной деятельности;
адекватно использовать речевые
средства для решения различных
коммуникативных задач.
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
1.Организационны
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания
Включаются в деловой ритм урока
й момент
детей
2.Проверка
Групповая работа.
Настрой на позитивное начало урока.
Выполняют задания письменно знаний
1группа. Какие утверждения верны.
Проводят самопроверку, сверяя ответ с
1.Все бактериальные клетки имеют ядро.
2.Все бактерии гетеротрофы.
3.Бактерии относятся к царству прокариот
4.Процесс квашения пищевых продуктов связан с бактериальной деятельностью.
5. Обогащение почв соединениями азота невозможно без участия бактерий.
эталоном на слайде
Критерии оценивания:
5 верных ответов – «5»
4 – «4»; 3 – «3»; 2 и менее «2».
6. Цианобактерии участвуют в процессе фотосинтеза.
7.Кокки – это округлые по форме бактерии.
8. Все бактерии размножаются половым путем.
9.Бактерии – многоклеточные организмы.
10. Все бактерии приносят вред человеку.
Ответы(3,4,5,6,7)
2группа. Перепишите текст, вставив пропущенные слова.
Бактериальная клетка снаружи покрыта, под которой
находится. В цитоплазме рассеяно. При неблагоприятных
условиях бактерии образуют. Размножаются бактерии.
Ответы: плотной оболочкой, цитоплазма, ядерное вещество, споры, делением
клетки пополам.
3 группа. Какие утверждения верны 1. Когда в комнате больше бактерий?
а) до урока, б) после урока.
2. Бактерии, которые питаются, готовыми органическими веществами отмерших
организмов называются:
а) паразиты, б) сапрофиты.
3. Для уничтожения бактерий в помещении проводят:
а) стерилизацию, б) дезинфекцию.
4. Как называются шарообразные бактерии?
а) бациллы, б) кокки, в) спириллы,
г) вибрионы, д) спирохеты.
5. Какое значение имеет образование спор у бактерий?
а) размножение, б) перенесение неблагоприятных условий.
Ответы(1б,2а,3б, 4б,5б)
3. Актуализация
знаний,
сообщение темы
Давайте посмотрим на слайды презентации и попробуем определить тему
сегодняшнего урока биологии.
─
Какие объекты живой природы вы видите на слайдах презентации? (тигр, дерево,
цветок, птица, божья коровка, лягушка, дрожжи, плесень, заболевания растения,
грибы).
─
Одни и те же организмы изображены ли на всех слайдах? (На слайдах изображены
На слайдах тигр, дерево, цветок, птица,
божья коровка, лягушка, дрожжи,
плесень, заболевания растения, грибы. разные организмы).
Чем они отличаются друг от друга? ( внешним видом, размерами, образом жизни).
Вы знаете, что все живые организмы образуют органический мир нашей планеты.
Жизнь на Земле представлена в огромном разнообразии. Но все живые организмы,
которые имеют клеточное строение, делятся на 4 основные царства. Какие царства
вы уже изучили? К каким царствам относят эти живые организмы?
( царство бактерий, царство растений и царство животных).
К какому царству относятся организмы, которые изображены на слайде
презентации?
(Слайд презентации, на котором изображён шляпочный гриб).
Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока биологии.
Тема сегодняшнего урока: «Царство Грибы. Общая характеристика».
Отвечают на вопрос.
к царству бактерий, к царству растений и
к царству животных.
Затрудняются в ответе. Дают неверные
ответы.
тему урока.
Формулируют
Тема
сегодняшнего урока: «Царство Грибы.
Общая характеристика».
4. Определение
целей и задач
урока.
Вовлекает учащихся в активную коммуникацию через диалог:
Определяют основные вопросы урока
Начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель. Сформулируйте цель урока.
На парте у вас есть лист «Цели», работая в паре отметьте галочкой в правой
колонке, чего бы вы хотели достичь на сегодняшнем уроке.
Заполняют опросный лист
Цель (чего я хочу добиться на уроке)
Узнать, почему грибы
отдельное царство
выделяют в
Узнать, как размножаются грибы
Узнать, что изучает наука «микология»
Узнать,
микориза.
что такое грибокорень или
Узнать, что такое «ведьмины круги»
Научится искать нужную информацию в
интернете Запомнить представителей царства грибов
Пополнить свой словарный запас.
Отдохнуть на уроке.
Назовите те цели, которые вы поставили перед собой.
5. Изучение
нового материала.
Ребята, я попрошу вас сейчас нарисовать любой гриб такой, каким вы себе его
представляете.
а) Строение
гриба.
Просматривает рисунки учащихся.
Ребята, к сожалению, вы не справились с заданием. Вы нарисовали плодовое тело
гриба (слайд презентации). Хотите узнать, как выглядит гриб? Тогда открывайте
учебники с. 198, рис.122 и текст 4 абзац и прочитайте.
Что же представляет из себя гриб?
Правильно, вы нашли нужную информацию в учебнике. Теперь дополните свой
рисунок, обозначьте тело гриба – грибницу. Плодовое тело гриба, которое состоит из
23 ученика зачитывают поставленные цели.
Гриб и показывают свои рисунки. У
большинства или у всех рисунок шляпочного
гриба
Открывают учебники (с. 198, рис.122) и
рассматривают рисунок, находят к нему
пояснение в тексте.
Тело гриба – грибницапредставлено
тонкими ветвящимися трубчатыми
нитями гифами. Гифами образовано
плодовое тело гриба, которое состоит из
шляпки и ножки. шляпки и ножки.
б) Сходство
грибов с
растениями.
Скажите, пожалуйста, на какие живые организмы похожи грибы, из тех, которые вы
уже изучили?
Чем грибы похожи на растения?
Верно, но вы назвали не все признаки. Для того, чтобы все признаки выяснить и
выписать их, вам надо обратиться к учебнику, с. 198 .
Назовите признаки растений у грибов
Но у грибов есть и признаки животных.
Дополняют свой рисунок, делают
обозначения.
Грибы похожи на растения
Грибы неподвижны, постоянно растут в
верхушечной части.
Заполните таблицу в листах:
Признаки растений (учебник с.198 )
Ищут в учебнике, какие признаки ещё не
указаны
Называют признаки растений у грибов:
1.Клеточная стенка;
2. Растут в верхушечной части;
3. Неподвижны;
4.Всасывают воду и растворённые
в ней минеральные вещества.
5. Образуют витамины.
Ищут в учебнике, какие признаки ещё не
указаны Какие признаки животных есть у грибов?
Для того, чтобы все признаки выяснить и выписать их, вам надо обратиться к
учебнику с. 198
в) сходство
грибов с
животными.
Назовите признаки животных у грибов
г) Особенности
грибов.
Почему грибы выделяют в отдельное царство?(стр.198 4 абзац)
Заполните таблицу в листах:
Признаки грибов (учебник с.198 )
Называют признаки животных у грибов:
1.В клеточной стенке есть хитин.
2.Отсутствие хлоропластов.
3.Запасают углеводы в виде
гликогена.
4.Образуют мочевину.
5. Питаются готовыми
органическими веществами ( гетеротрофы).
Отвечают на вопрос. Грибы это организмы,
которые сочетают в себе признаки
животных и растений.
Слушают, смотрят слайды презентации,
записывают определения. д) Питание
грибов.
1 паразиты 3. симбионты (микориза)
2
хищники 4. сапротрофы плесень
6.
Я предлагала вам небольшую исследовательскую работу вырастить дома плесень.
Исследовательска
я работа
Вам необходимо было наблюдать как происходит процесс роста и развития плесени.
Расскажите, что вы наблюдали (выслушивается 1 – 2 ученика.).
Выступление учащихся с результатами
исследовательской работы.
Ребята, как вы думаете, к каким представителям органического мира можно
отнести плесень?
плесень – это особый гриб мукор
За какие особенности строения плесень относят к грибам?
Для того чтобы доказать , что плесень – это гриб сейчас мы с вами посмотрим мукор
под увеличением, используя микроскоп. Приготовьте микропрепараты, посмотрите
под малым увеличением.
Работают с микроскопами.
Сравните ваши изображения с изображением на экране (увеличенное изображение
мукора через проектор).
Что вы увидели? Зарисуйте и подпишите части мукора.
7. Закрепление
нового материала
С представителями какого царства живых организмов вы познакомились?
Отвечают на вопросы
Проверяют и оценивают свою работу. В чем особенность этого царства?
Каково значение грибов в жизни человека?
8. Рефлексия
Возьмите, пожалуйста, листочки «Цель». В начале урока в левой колонке вы
отмечали, чего хотели добиться на уроке, а теперь отметьте в правой колонке, чего
же вы добились. И посмотрите, все ли у вас получилось сегодня, или же, наоборот, вы
узнали меньше, чем хотели. А может больше?
Работают с таблицей «Цель», отмечают
полученные результаты.
Были ли на уроке положительные эмоции? Что нового узнали? Чему научились?
Несколько учащихся зачитывают свои
результаты.
Записывают домашнее задание.
9. Домашнее
задание
§ 52
Я предлагаю вам исследовательскую работу о явлении, названном «ведьмины
круги». Что это за явление?
1. В каких странах наблюдается такое явление?
2.Что представляет собой это явление?
3. Какова причина возникновения этого явления?
Урок биологии 6 класс на тему " Царство Грибы. Общая характеристика".
Урок биологии 6 класс на тему " Царство Грибы. Общая характеристика".
Урок биологии 6 класс на тему " Царство Грибы. Общая характеристика".
Урок биологии 6 класс на тему " Царство Грибы. Общая характеристика".
Урок биологии 6 класс на тему " Царство Грибы. Общая характеристика".
Урок биологии 6 класс на тему " Царство Грибы. Общая характеристика".
Урок биологии 6 класс на тему " Царство Грибы. Общая характеристика".
Урок биологии 6 класс на тему " Царство Грибы. Общая характеристика".
Урок биологии 6 класс на тему " Царство Грибы. Общая характеристика".
Урок биологии 6 класс на тему " Царство Грибы. Общая характеристика".
Урок биологии 6 класс на тему " Царство Грибы. Общая характеристика".
Урок биологии 6 класс на тему " Царство Грибы. Общая характеристика".
Урок биологии 6 класс на тему " Царство Грибы. Общая характеристика".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.