В 6 классе изучается не только царство Растения, но и царство Грибы. Ребята узнают о строении, о способах размножения и о значении грибов. На лабораторной работе рассматривают строение гриба мукора и гриба дрожжи. Урок проводится в системе системно - деятельностного подхода.
Тема урока: Царство Грибы. Общая характеристика.
Тип урока: «открытие» новых знаний
Педагогические технологии: технология проблемного обучения, технология смыслового чтения, частичнопоисковый
Цели урока:
формирование представлений о грибах как представителях отдельного царства живой природы, обладающих признаками и растений
и животных;
выделение существенных особенностей представителей царства Грибы;
развитие речи, логического мышления, коммуникативных возможностей учащихся;
формирование умения осознанно трудиться над поставленной целью.
Задачи урока:
уметь определять понятия «грибница», «плодовое тело», «гифы», «грибокорень»;
научить давать характеристику представителей царства грибов;
развивать умение давать самооценку своей деятельности;
самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме, сравнивать, анализировать, работать в парах;
воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практического применения;
воспитывать нравственные качества: чувство товарищества, ответственность, самоуважение.
Основные понятия: грибница, плодовое тело, гифы, грибокорень.
Ресурсное обеспечение урока: компьютер для учителя, проектор, экран, презентация, микроскопОжидаемые результаты:
Личностные
1
2
3
стремиться к совершенствованию
собственной речи;
испытывать потребность в
самовыражении через слово;
толерантно относиться к мнению
других, осознавать значимость
чувства товарищества,
способности сопереживать; быть
деликатным,
дисциплинированным,
ответственным.
Метапредметные
Познавательные УУД:
Предметные
После проведения урока учащиеся смогут:
самостоятельно формулировать тему,
проблему; сравнивать и анализировать,
выделять главное;
устанавливать причинноследственные
связи;
работать со справочной, научной
литературой;
1 формулировать суть биологических
понятий «грибница», «плодовое
тело», «гифы», «грибокорень»;
научить давать характеристику
представителей царства грибов;
2
объяснять, почему грибы выделены в
отдельное царство.
Регулятивные УУД:
работать по плану, сверяя свои действия
с целью, прогнозировать,
корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать
критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы
других в соответствии с этими
критериями.
Коммуникативные УУД:
работать в парах;
уметь формулировать собственное
мнение и позицию, аргументировать её
и координировать её с позициями
партнёров в сотрудничестве при
выработке общего решения в
совместной деятельности;
адекватно использовать речевые
средства для решения различных
коммуникативных задач.
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
1.Организационны
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания
Включаются в деловой ритм урока
й момент
детей
2.Проверка
Групповая работа.
Настрой на позитивное начало урока.
Выполняют задания письменнознаний
1группа. Какие утверждения верны.
Проводят самопроверку, сверяя ответ с
1.Все бактериальные клетки имеют ядро.
2.Все бактерии гетеротрофы.
3.Бактерии относятся к царству прокариот
4.Процесс квашения пищевых продуктов связан с бактериальной деятельностью.
5. Обогащение почв соединениями азота невозможно без участия бактерий.
эталоном на слайде
Критерии оценивания:
5 верных ответов – «5»
4 – «4»; 3 – «3»; 2 и менее «2».
6. Цианобактерии участвуют в процессе фотосинтеза.
7.Кокки – это округлые по форме бактерии.
8. Все бактерии размножаются половым путем.
9.Бактерии – многоклеточные организмы.
10. Все бактерии приносят вред человеку.
Ответы(3,4,5,6,7)
2группа. Перепишите текст, вставив пропущенные слова.
Бактериальная клетка снаружи покрыта, под которой
находится. В цитоплазме рассеяно. При неблагоприятных
условиях бактерии образуют. Размножаются бактерии.
Ответы: плотной оболочкой, цитоплазма, ядерное вещество, споры, делением
клетки пополам.
3 группа. Какие утверждения верны1. Когда в комнате больше бактерий?
а) до урока, б) после урока.
2. Бактерии, которые питаются, готовыми органическими веществами отмерших
организмов называются:
а) паразиты, б) сапрофиты.
3. Для уничтожения бактерий в помещении проводят:
а) стерилизацию, б) дезинфекцию.
4. Как называются шарообразные бактерии?
а) бациллы, б) кокки, в) спириллы,
г) вибрионы, д) спирохеты.
5. Какое значение имеет образование спор у бактерий?
а) размножение, б) перенесение неблагоприятных условий.
Ответы(1б,2а,3б, 4б,5б)
3. Актуализация
знаний,
сообщение темы
Давайте посмотрим на слайды презентации и попробуем определить тему
сегодняшнего урока биологии.
─
Какие объекты живой природы вы видите на слайдах презентации? (тигр, дерево,
цветок, птица, божья коровка, лягушка, дрожжи, плесень, заболевания растения,
грибы).
─
Одни и те же организмы изображены ли на всех слайдах? (На слайдах изображены
На слайдах тигр, дерево, цветок, птица,
божья коровка, лягушка, дрожжи,
плесень, заболевания растения, грибы.разные организмы).
Чем они отличаются друг от друга? ( внешним видом, размерами, образом жизни).
Вы знаете, что все живые организмы образуют органический мир нашей планеты.
Жизнь на Земле представлена в огромном разнообразии. Но все живые организмы,
которые имеют клеточное строение, делятся на 4 основные царства. Какие царства
вы уже изучили? К каким царствам относят эти живые организмы?
( царство бактерий, царство растений и царство животных).
К какому царству относятся организмы, которые изображены на слайде
презентации?
(Слайд презентации, на котором изображён шляпочный гриб).
Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока биологии.
Тема сегодняшнего урока: «Царство Грибы. Общая характеристика».
Отвечают на вопрос.
к царству бактерий, к царству растений и
к царству животных.
Затрудняются в ответе. Дают неверные
ответы.
тему урока.
Формулируют
Тема
сегодняшнего урока: «Царство Грибы.
Общая характеристика».
4. Определение
целей и задач
урока.
Вовлекает учащихся в активную коммуникацию через диалог:
Определяют основные вопросы урока
Начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель.Сформулируйте цель урока.
На парте у вас есть лист «Цели», работая в паре отметьте галочкой в правой
колонке, чего бы вы хотели достичь на сегодняшнем уроке.
Заполняют опросный лист
Цель (чего я хочу добиться на уроке)
Узнать, почему грибы
отдельное царство
выделяют в
Узнать, как размножаются грибы
Узнать, что изучает наука «микология»
Узнать,
микориза.
что такое грибокорень или
Узнать, что такое «ведьмины круги»
Научится искать нужную информацию в
интернетеЗапомнить представителей царства грибов
Пополнить свой словарный запас.
Отдохнуть на уроке.
Назовите те цели, которые вы поставили перед собой.
5. Изучение
нового материала.
Ребята, я попрошу вас сейчас нарисовать любой гриб такой, каким вы себе его
представляете.
а) Строение
гриба.
Просматривает рисунки учащихся.
Ребята, к сожалению, вы не справились с заданием. Вы нарисовали плодовое тело
гриба (слайд презентации). Хотите узнать, как выглядит гриб? Тогда открывайте
учебники с. 198, рис.122 и текст 4 абзац и прочитайте.
Что же представляет из себя гриб?
Правильно, вы нашли нужную информацию в учебнике. Теперь дополните свой
рисунок, обозначьте тело гриба – грибницу. Плодовое тело гриба, которое состоит из
23 ученика зачитывают поставленные цели.
Гриб и показывают свои рисунки. У
большинства или у всех рисунок шляпочного
гриба
Открывают учебники (с. 198, рис.122) и
рассматривают рисунок, находят к нему
пояснение в тексте.
Тело гриба – грибницапредставлено
тонкими ветвящимися трубчатыми
нитями гифами. Гифами образовано
плодовое тело гриба, которое состоит из
шляпки и ножки.шляпки и ножки.
б) Сходство
грибов с
растениями.
Скажите, пожалуйста, на какие живые организмы похожи грибы, из тех, которые вы
уже изучили?
Чем грибы похожи на растения?
Верно, но вы назвали не все признаки. Для того, чтобы все признаки выяснить и
выписать их, вам надо обратиться к учебнику, с. 198 .
Назовите признаки растений у грибов
Но у грибов есть и признаки животных.
Дополняют свой рисунок, делают
обозначения.
Грибы похожи на растения
Грибы неподвижны, постоянно растут в
верхушечной части.
Заполните таблицу в листах:
Признаки растений (учебник с.198 )
Ищут в учебнике, какие признаки ещё не
указаны
Называют признаки растений у грибов:
1.Клеточная стенка;
2. Растут в верхушечной части;
3. Неподвижны;
4.Всасывают воду и растворённые
в ней минеральные вещества.
5. Образуют витамины.
Ищут в учебнике, какие признаки ещё не
указаны Какие признаки животных есть у грибов?
Для того, чтобы все признаки выяснить и выписать их, вам надо обратиться к
учебнику с. 198
в) сходство
грибов с
животными.
Назовите признаки животных у грибов
г) Особенности
грибов.
Почему грибы выделяют в отдельное царство?(стр.198 4 абзац)
Заполните таблицу в листах:
Признаки грибов (учебник с.198 )
Называют признаки животных у грибов:
1.В клеточной стенке есть хитин.
2.Отсутствие хлоропластов.
3.Запасают углеводы в виде
гликогена.
4.Образуют мочевину.
5. Питаются готовыми
органическими веществами ( гетеротрофы).
Отвечают на вопрос. Грибы это организмы,
которые сочетают в себе признаки
животных и растений.
Слушают, смотрят слайды презентации,
записывают определения.д) Питание
грибов.
1 паразиты 3. симбионты (микориза)
2
хищники 4. сапротрофы плесень
6.
Я предлагала вам небольшую исследовательскую работу вырастить дома плесень.
Исследовательска
я работа
Вам необходимо было наблюдать как происходит процесс роста и развития плесени.
Расскажите, что вы наблюдали (выслушивается 1 – 2 ученика.).
Выступление учащихся с результатами
исследовательской работы.
Ребята, как вы думаете, к каким представителям органического мира можно
отнести плесень?
плесень – это особый гриб мукор
За какие особенности строения плесень относят к грибам?
Для того чтобы доказать , что плесень – это гриб сейчас мы с вами посмотрим мукор
под увеличением, используя микроскоп. Приготовьте микропрепараты, посмотрите
под малым увеличением.
Работают с микроскопами.
Сравните ваши изображения с изображением на экране (увеличенное изображение
мукора через проектор).
Что вы увидели? Зарисуйте и подпишите части мукора.
7. Закрепление
нового материала
С представителями какого царства живых организмов вы познакомились?
Отвечают на вопросы
Проверяют и оценивают свою работу.В чем особенность этого царства?
Каково значение грибов в жизни человека?
8. Рефлексия
Возьмите, пожалуйста, листочки «Цель». В начале урока в левой колонке вы
отмечали, чего хотели добиться на уроке, а теперь отметьте в правой колонке, чего
же вы добились. И посмотрите, все ли у вас получилось сегодня, или же, наоборот, вы
узнали меньше, чем хотели. А может больше?
Работают с таблицей «Цель», отмечают
полученные результаты.
Были ли на уроке положительные эмоции? Что нового узнали? Чему научились?
Несколько учащихся зачитывают свои
результаты.
Записывают домашнее задание.
9. Домашнее
задание
§ 52
Я предлагаю вам исследовательскую работу о явлении, названном «ведьмины
круги». Что это за явление?
1. В каких странах наблюдается такое явление?
2.Что представляет собой это явление?
3. Какова причина возникновения этого явления?